План по самообразованию
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Шолбан» КВ с.Дус-Даг Овюрского кожууна
План по самообразованию
на 2022-2026 г.
Куулар Сырга Николаевны
На тему:
«Окружающий мир и дети»
С.Дус-Даг
План самообразования
Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
1.Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
2.Развитие способностей детей к познанию мира природы.
3.Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
4.Воспитание гуманного отношения к живым организмам.
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
- продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса.
Форма самообразования: индивидуальная.
Актуальность:
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду.
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка), что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни.
Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их нужно учить, не рвать красивые цветы, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Не должны употребляться в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».
У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону (начать с малого: не бросать мусор на улице). Дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребёнок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.
Хочется отметить тот факт, что мало кто из ребят любовался распустившимися цветами. Иногда возникало ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевлённым объектам. Порой они восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут раздавить бегущего по тропинке муравья. Это говорит о слабых, поверхностных знаниях детей о природе, к её объектам.
Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологической неграмотности: папа сломал ветку и отмахивается от комаров; видит, что дети качаются на деревьях и равнодушно отворачивается. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе.
Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.
И как говорилось выше, дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя.
Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.
Экологические игры- это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.
Этапы работы по самообразованию 2022-2026годы
№ п/п | Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практическая деятельность |
1. | Подготовительный. Аналитико- диагностический этап. | 2022-2026г. | Знакомство с современными подходами к организации игровой деятельности, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования: информационные технологии (компьютерные познавательные и развивающие игры); квест-технологии; социо-игровая технология.
Изучение нормативных документов ДО. Изучение учебно-методического материала на тему «Новые педагогические средства и технологии для развития детей старшего дошкольного возраста». Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов).
Изучение образовательных технологий по заявленной теме. | Курсы повышения квалификации. Изучение ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога, методической литературы (Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. «ФГОС. Развитие познавательных способностей дошкольников (4-7)»; Павлова Л.Ю. «ФГОС. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7)»; Гербова В.В., Губанова Н.Ф., Дыбина О.В. «Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Старшая группа. Методическое пособие. ФГОС.») Определение темы, цели и задач темы. Разработка перспективного плана на 2021-2022 учебный год. Прослушать сообщения, выступления на ПС, МО и вебинарах для педагогов, родителей. Просмотры сайтов http://nsportal.ru; http://vospitateljam.ru; http://planetadetstva..net; http://dou-sad.ru; http://ped-kopilka.ru и др. Интернет - ресурсы. |
2. | Основной. Практический этап. | 2022-2025 г. | Составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций. Систематизировать имеющийся игровой материал по выбранной теме. Разработать и апробировать систему работы, составить перспективный план и подобрать методы, приемы в соответствии ФГОС ДО. Работа над проектом Трансляция опыта работы по теме. Обобщение опыта работы Разработка диагностического материала. Исследовательская работа в малых группах Участвовать в рабочих группах по своей теме самообразования. | Распространение материала на уровне ДОУ и участие в «днях открытых дверей» (проведение открытых НОД с использованием ИКТ, круглого стола для родителей). Составление картотеки игр и упражнений. Составление перспективного плана и конспектов занятий. Разработка проекта «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром» Создание публикации: «Узнаем, играя». Проведение открытых занятий, мероприятий Путешествие в Королевство Здоровья», «Хочу все знать» Создание авторского методического пособия «Лэпбук - времена года» Выступления, презентации на МО и семинарах. Изготовление демонстрационного материала «Времена года», «Овощи и фрукты», «Зима», «Домашние и дикие животные», «День Победы», «Казань». Оформление альбома «Республика Татарстан» (города, природа, и др.) Проведение диагностики с целью отслеживания результата работы. Внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы. Участник рабочей группы по проведению мероприятий в рамках мониторинга качества дошкольного образования. |
3 | Заключительный этап. Обобщение. | 2025-2026г. | Диагностика. Обобщение опыта работы по теме самообразования. Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей. Разработка методического пособия для работы с детьми старшего дошкольного возраста детского сада в соответствии с ФГОС ДО. Планирование индивидуальной работы с целью диагностики развития детей в процессе продуктивной деятельности на 2024-2025 г. Подготовить консультации для родителей. Самоанализ педагогической деятельности по теме самообразования. Методическая помощь коллегам. | Участие в семинарах, консультациях, конференциях. Активное участие в работе методического объединения района, города. Участие в конкурсах педагогического мастерства. Разработка и проведение открытых занятий, мастер- классов, общение опыта по исследуемой теме. Рекомендации на тему «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр» (для воспитателей, родителей). Исследовательская работа в малых группах (отслеживание результатов работы). Подведение итогов мониторинга Консультации для родителей на темы: «Зачем нужно развивать мелкую моторику», «Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста» Оформление результатов работы по теме самообразования. Самоанализ и самооценка своих занятий. Представление материалов на педсовете. Внедрение опыта работы. Доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта работы. |
Список используемой литературы:
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. — 432с.
- Тимакина С.Ю. «Возрастные особенности развития детей 5-6 лет»,2015.
- Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. «ФГОС. Развитие познавательных способностей дошкольников (4-7 лет)», 2017.
Интернет ресурсы:
- http://nsportal.ru; http://vospitateljam.ru; http://planetadetstva..net; http://dou-sad.ru; http://ped-kopilka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...