Особенности развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа)

В статье рассматриваются особенности  развития эмпатии у детей среднего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности (теоретическое обоснование) развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста»

Аннотация

Период дошкольного детства является благоприятным для нравственного созревания. Развитие социальных эмоций и чувств, влечения к таким высшим человеческим чувствам как добро, сопереживание, желание прийти на помощь благоприятно влияют на социализацию детей дошкольного возраста. Проблема развития эмпатии требует особого внимания по отношению к детям дошкольного возраста, так как именно в этот  период ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, интенсивно обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. В статье рассматриваются особенности  развития эмпатии у детей среднего дошкольного возраста.

Эмпатия выступает одной из основных социальных эмоций. Изучению проблемы  развития эмпатии посвящено достаточно много исследований, как зарубежных, так и отечественных теоретиков и практиков. Так, К. Роджерс обозначает эмпатию, как средство взаимодействия с иным человеком, возможность окунутся в его внутренний мир и ощущать себя в нем как у себя дома [4]. 

По мнению Ф. Бэтсона «эмпатия» включают эмоции, ориентированные на человека, выражаемые в виде заботы или сочувствия, которые возникают при наблюдении переживаний [3].

 В исследованиях, посвященных данному феномену, В.И. Долгова разделяет эмпатию на: «сопереживание» и «сочувствие». При этом, «переживание» автор  понимает, как  эмоциональные состояния, которое протекают у человека, представляющего себя на месте другого, а «сочувствие», как переживание собственных переживаний по поводу чувств другого [1].

 Основоположниками в познании эмпатии и ее проявления у детей выступают такие исследователи, как  А. Бек, В. Штерн, M. Хоффман. Именно они впервые выдвинули  положение о том, что эмпатия детей дошкольного возраста характеризуется, прежде всего, способностью ребенка эмоционально реагировать на чужое состояние, правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека, включая выражение сопереживания, сочувствия, стремления к поддержке и, наконец, предоставление реальной помощи. Авторы называют возраст 4-6 лет периодом «сочувствия и отзывчивости», когда  ребенок учится сосредоточиваться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков, проявляет стремление к содействию, правда, пока еще он не всегда знает, что делать и как помочь страдающему [3].

Особенности эмпатийного поведения детей среднего дошкольного возраста начинают ярко проявляться в ситуации сравнения себя с положительными литературными героями, когда ребенок активно ему сопереживает. Ребенок учится оценивать героя на основе содержания его поступков. В возрасте 4-5 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация, дети способны  указывать на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.

В игре, как ведущем виде деятельности, ребенок  часто демонстрирует эмоции, которые в жизни еще ему недоступны. Как отмечает  А.Д.  Кошелева,  важной особенностью является то, что чем интенсивнее будут переживания детей среднего дошкольного возраста в процессе игры, этим более полный отпечаток они сохранят в сознании детей, окажут влияние на поведение во взаимодействии  со сверстниками. Проигрывая образ, дошкольник способен передать заботу, отзывчивость к нуждающемуся человеку, бережно относится к вещам и игрушкам и т.д.[2].

Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. В возрасте 4 – 5 лет ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга, прежде всего, по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобренные отношения к другим людям. Так, у  ребенка формируются гуманистические, альтруистические чувства и отношения, например, внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям. При этом ребенок не только, подобно зеркалу «отражает» то или иное состояние другого, но и испытывает нетождественные этому состоянию эмоции, например, жалость в ответ на его плач и гнев, направленный на обидчика.

Несомненным  фактом является то, что развитие ребенка происходит в тесном взаимодействии с взрослым: родители, педагоги, другие взрослые. Поэтому, первостепенным условием в развитии эмпатии у детей среднего дошкольного возраста, по нашему мнению, выступает создание положительной обстановки любви и добра, в которой воспитывается ребенок. Воспитание должно давать ребенку  возможность  для становления таких важных качеств как симпатия, сопереживание, сочувствие через доброжелательное  отношение, одобрение и похвалу. Отрицательные взаимоотношения с родителями или другими взрослыми создает вероятность нарушения дальнейшего процесса развития эмпатии у ребенка.

Таким образом, развитие эмпатии у детей среднего дошкольного возраста  характеризуется, прежде всего, тем, что ребенок 4-5 лет учится сопоставлять себя с другими, понимать положительные или негативные эмоции окружающих людей, предугадывать результаты собственного действия в отношении окружающих. От низших форм эмоционального реагирования  ребенок поднимается к более развитым формам проявления  отзывчивости, сопереживания и сочувствия.

Список литературы

  1. Долгова В. И., Мельник Е. В., Петрова Н. М. Феномен эмпатии в психологических исследованиях // Научно-методический журнал «Концепт». 2015. - Т. 31.-  С. 86–90.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24922625 (дата обращения: 03.05.2020)
  2. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников.- М.: Академия, 2010.-  432 с.
  3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелелева А.Д. Леонтьев А.Н. и др. - М.: Астрель; Тверь: ACT, 1986. 170 c.
  4. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. - М.: Просвещение, 1984. 238 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сюжетной игры детей среднего дошкольного возраста

В этой статье можно узнать об особенностях сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет, о её значении  в социальном и психологическом становлении личности дошкльника....

Консультация для педагогов «Особенности развитие речи детей среднего дошкольного возраста»

Привлечь внимание вопитателей к речевому развитию детей среднего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста"

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий развития малыша и его дальнейшего успешного обучения в школе. . Для правильного воздействия на форм...

Особенности и проблема речевого развития у детей среднего дошкольного возраста

Особенности и проблема речевого развития у детей среднего дошкольного возраста...

«Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста».

quot;Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста"....

Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста».

Консультация для родителей "Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста"....