Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

КОЛУМБАЕВА ЭЛЬВИРА АЛЕКСЕЕВНА

Практические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колумбаева Эльвира Алексеевна,

воспитатель,

МДОУ №2 «Золотая рыбка»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

                                                                                                                  (В. А. Сухомлинский)

На современном этапе развития дошкольного образования обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира.

Средствами развития ребенка, для реализации этой цели, являются педагогические технологии, которые должны включать в себя такие показатели как: развитие любознательности, творческое мышление, воображение, способность самостоятельно решать творческие задачи, коммуникативность.

Наиболее эффективное развитие всех сторон личности дошкольника происходит в игровой деятельности.  Играя, дети и не подозревают, что их чему-то обучают.

Для развития творческих способностей наших дошкольников мы использовали следующие технологии:

  1. Развивающие игры Б.П.Никитина.

Игры Никитина «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кирпичики», «Уникуб». «Кубики для всех» служат «толчком» для развития мышления и творчества детей.

  1. Технология ТРИЗ.

Технология включает в себя методы и приемы, набор упражнений, заданий на сообразительность, расшатывающих психологическую инерцию, разрушающих стереотипы.

Мы подобрали и изготовили игры для развития детского творчества:

  • «Чем может быть предмет»

Предлагаем детям придумать новое применение знакомым предметам.

  • «Поиск»

Предлагаем детям порассуждать, найти истину, и решение проблемы.

  • «Хорошо-плохо»

Предлагаем детям найти в предметах «тайну двойного», полезное и вредное.

  • «Фантастические гипотезы»

Предлагаем детям порассуждать, что было бы, если бы (мышь поймала кошку т.п.)

  • «Сказочные истории»

Предлагаем детям придумать сказки, используя уже знакомые, перепутав сюжеты, изменив характер героев, место события и т.п.

  • «Моделирование сказок»

Предлагаем заменить героев сказки схематическими моделями: геометрическими фигурами, предметами и т.п.

  • «Задачи-шутки»
  • «Беседы об истории развития и создания предметов»

Рассматривая объект во временном развитии, дети видят историю постоянных усовершенствований, изобретений. Дети понимают, что изобретать – это решить противоречия. Немного воображения, и наши дети становятся маленькими эйнштейнами.

  • «Создай новый предмет» (одежда, игра, мебель и т.д.)

Предлагаем детям найти все возможные варианты решения проблемы. Для этого используем морфологические таблицы, круги Лулла. метод фокальных объектов, ИКР – идеальный конечный результат.

  • «Системный анализ»

Предлагаем детям заглянуть в историю создания предмета, рассматриваем и изучаем его в системе: надсистема (где применяется и находится объект), подсистема (детали объекта), прошлое (части, детали, материал для создания), будущее (во что может превратиться объект)

  • «Фантазирование»

Предлагаем изменить свойства предметов: размер, силу, скорость, вес.

Предлагаем придумать загадки о предметах.

Предлагаем детям выложить узоры и предметы из пуговиц, палочек, камешков, зёрен, семян, пробок, верёвочек и др. материалов.

  • «Речевое творчество»

Предлагаем детям подбирать рифмы к словам; логически завершать фразы; устанавливать ситуативные связи между предметами; находить причину событий; объяснить образные сравнения; представить последствия событий; сочинять четверостишия; придумывать начало и конец картины, сказки; составлять рассказы по 2-3 картинкам, сочинять рассказы на заданную и свободную тему и т.д.

  • «Исследовательские вопросы»

Предлагаем детям с помощью поисковых вопросов отгадать загаданный предмет.

  • «Воображение»

Предлагаем определить, на что похожа фигура; дорисовать предмет; закончить рисунок; превратить кляксу в предмет, рисунок; сложить изображение из геометрических фигур, нарисовать несуществующее животное; нарисовать то, чего на свете не бывает; нарисовать доброе, грустное, весёлое и т.п.  

  • «Эмпатия»

Предлагаем детям представить себя в каком-либо образе рассказать о себе и своих чувствах.

Работа по развитию творческих способностей детей очень обширна и многообразна. Мы надеемся, что зерно, которое мы сеем в детях, прорастёт и даст положительные результаты в будущем. А задатки и интересы не угаснут с возрастом, а помогут воспитать творческую личность.

Список источников:

1. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 

2. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

3. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. // Вопросы психологии. – 1993. - №2 -  стр. 54.

4. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990.

5. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 1996. - №5 - стр. 21.

6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль.: Академия развития, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....