Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Практические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Колумбаева Эльвира Алексеевна,
воспитатель,
МДОУ №2 «Золотая рыбка»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
(В. А. Сухомлинский)
На современном этапе развития дошкольного образования обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира.
Средствами развития ребенка, для реализации этой цели, являются педагогические технологии, которые должны включать в себя такие показатели как: развитие любознательности, творческое мышление, воображение, способность самостоятельно решать творческие задачи, коммуникативность.
Наиболее эффективное развитие всех сторон личности дошкольника происходит в игровой деятельности. Играя, дети и не подозревают, что их чему-то обучают.
Для развития творческих способностей наших дошкольников мы использовали следующие технологии:
- Развивающие игры Б.П.Никитина.
Игры Никитина «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кирпичики», «Уникуб». «Кубики для всех» служат «толчком» для развития мышления и творчества детей.
- Технология ТРИЗ.
Технология включает в себя методы и приемы, набор упражнений, заданий на сообразительность, расшатывающих психологическую инерцию, разрушающих стереотипы.
Мы подобрали и изготовили игры для развития детского творчества:
- «Чем может быть предмет»
Предлагаем детям придумать новое применение знакомым предметам.
- «Поиск»
Предлагаем детям порассуждать, найти истину, и решение проблемы.
- «Хорошо-плохо»
Предлагаем детям найти в предметах «тайну двойного», полезное и вредное.
- «Фантастические гипотезы»
Предлагаем детям порассуждать, что было бы, если бы (мышь поймала кошку т.п.)
- «Сказочные истории»
Предлагаем детям придумать сказки, используя уже знакомые, перепутав сюжеты, изменив характер героев, место события и т.п.
- «Моделирование сказок»
Предлагаем заменить героев сказки схематическими моделями: геометрическими фигурами, предметами и т.п.
- «Задачи-шутки»
- «Беседы об истории развития и создания предметов»
Рассматривая объект во временном развитии, дети видят историю постоянных усовершенствований, изобретений. Дети понимают, что изобретать – это решить противоречия. Немного воображения, и наши дети становятся маленькими эйнштейнами.
- «Создай новый предмет» (одежда, игра, мебель и т.д.)
Предлагаем детям найти все возможные варианты решения проблемы. Для этого используем морфологические таблицы, круги Лулла. метод фокальных объектов, ИКР – идеальный конечный результат.
- «Системный анализ»
Предлагаем детям заглянуть в историю создания предмета, рассматриваем и изучаем его в системе: надсистема (где применяется и находится объект), подсистема (детали объекта), прошлое (части, детали, материал для создания), будущее (во что может превратиться объект)
- «Фантазирование»
Предлагаем изменить свойства предметов: размер, силу, скорость, вес.
Предлагаем придумать загадки о предметах.
Предлагаем детям выложить узоры и предметы из пуговиц, палочек, камешков, зёрен, семян, пробок, верёвочек и др. материалов.
- «Речевое творчество»
Предлагаем детям подбирать рифмы к словам; логически завершать фразы; устанавливать ситуативные связи между предметами; находить причину событий; объяснить образные сравнения; представить последствия событий; сочинять четверостишия; придумывать начало и конец картины, сказки; составлять рассказы по 2-3 картинкам, сочинять рассказы на заданную и свободную тему и т.д.
- «Исследовательские вопросы»
Предлагаем детям с помощью поисковых вопросов отгадать загаданный предмет.
- «Воображение»
Предлагаем определить, на что похожа фигура; дорисовать предмет; закончить рисунок; превратить кляксу в предмет, рисунок; сложить изображение из геометрических фигур, нарисовать несуществующее животное; нарисовать то, чего на свете не бывает; нарисовать доброе, грустное, весёлое и т.п.
- «Эмпатия»
Предлагаем детям представить себя в каком-либо образе рассказать о себе и своих чувствах.
Работа по развитию творческих способностей детей очень обширна и многообразна. Мы надеемся, что зерно, которое мы сеем в детях, прорастёт и даст положительные результаты в будущем. А задатки и интересы не угаснут с возрастом, а помогут воспитать творческую личность.
Список источников:
1. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.
2. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.
3. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. // Вопросы психологии. – 1993. - №2 - стр. 54.
4. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990.
5. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 1996. - №5 - стр. 21.
6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль.: Академия развития, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-886012-1485869161.jpg)
Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/10/picture-892449-1486723768.jpg)
Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/01/picture-1107762-1549008734.jpg)
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/13/picture-958351-1507886296.jpg)
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Коллективные творческие работы на логопедических занятиях»
Творческие работы на логопедических занятиях....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/27/picture-655507-1440670935.jpg)
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/27/picture-655507-1440670935.jpg)
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
По данной ссылке можно ознакомиться с результатами творческого проекта...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/24/picture-1389837-1645677980.jpg)
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
По данной ссылке вы можете ознакомиться с результатом творческого проекта...