Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Практические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Колумбаева Эльвира Алексеевна,
воспитатель,
МДОУ №2 «Золотая рыбка»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
(В. А. Сухомлинский)
На современном этапе развития дошкольного образования обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира.
Средствами развития ребенка, для реализации этой цели, являются педагогические технологии, которые должны включать в себя такие показатели как: развитие любознательности, творческое мышление, воображение, способность самостоятельно решать творческие задачи, коммуникативность.
Наиболее эффективное развитие всех сторон личности дошкольника происходит в игровой деятельности. Играя, дети и не подозревают, что их чему-то обучают.
Для развития творческих способностей наших дошкольников мы использовали следующие технологии:
- Развивающие игры Б.П.Никитина.
Игры Никитина «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кирпичики», «Уникуб». «Кубики для всех» служат «толчком» для развития мышления и творчества детей.
- Технология ТРИЗ.
Технология включает в себя методы и приемы, набор упражнений, заданий на сообразительность, расшатывающих психологическую инерцию, разрушающих стереотипы.
Мы подобрали и изготовили игры для развития детского творчества:
- «Чем может быть предмет»
Предлагаем детям придумать новое применение знакомым предметам.
- «Поиск»
Предлагаем детям порассуждать, найти истину, и решение проблемы.
- «Хорошо-плохо»
Предлагаем детям найти в предметах «тайну двойного», полезное и вредное.
- «Фантастические гипотезы»
Предлагаем детям порассуждать, что было бы, если бы (мышь поймала кошку т.п.)
- «Сказочные истории»
Предлагаем детям придумать сказки, используя уже знакомые, перепутав сюжеты, изменив характер героев, место события и т.п.
- «Моделирование сказок»
Предлагаем заменить героев сказки схематическими моделями: геометрическими фигурами, предметами и т.п.
- «Задачи-шутки»
- «Беседы об истории развития и создания предметов»
Рассматривая объект во временном развитии, дети видят историю постоянных усовершенствований, изобретений. Дети понимают, что изобретать – это решить противоречия. Немного воображения, и наши дети становятся маленькими эйнштейнами.
- «Создай новый предмет» (одежда, игра, мебель и т.д.)
Предлагаем детям найти все возможные варианты решения проблемы. Для этого используем морфологические таблицы, круги Лулла. метод фокальных объектов, ИКР – идеальный конечный результат.
- «Системный анализ»
Предлагаем детям заглянуть в историю создания предмета, рассматриваем и изучаем его в системе: надсистема (где применяется и находится объект), подсистема (детали объекта), прошлое (части, детали, материал для создания), будущее (во что может превратиться объект)
- «Фантазирование»
Предлагаем изменить свойства предметов: размер, силу, скорость, вес.
Предлагаем придумать загадки о предметах.
Предлагаем детям выложить узоры и предметы из пуговиц, палочек, камешков, зёрен, семян, пробок, верёвочек и др. материалов.
- «Речевое творчество»
Предлагаем детям подбирать рифмы к словам; логически завершать фразы; устанавливать ситуативные связи между предметами; находить причину событий; объяснить образные сравнения; представить последствия событий; сочинять четверостишия; придумывать начало и конец картины, сказки; составлять рассказы по 2-3 картинкам, сочинять рассказы на заданную и свободную тему и т.д.
- «Исследовательские вопросы»
Предлагаем детям с помощью поисковых вопросов отгадать загаданный предмет.
- «Воображение»
Предлагаем определить, на что похожа фигура; дорисовать предмет; закончить рисунок; превратить кляксу в предмет, рисунок; сложить изображение из геометрических фигур, нарисовать несуществующее животное; нарисовать то, чего на свете не бывает; нарисовать доброе, грустное, весёлое и т.п.
- «Эмпатия»
Предлагаем детям представить себя в каком-либо образе рассказать о себе и своих чувствах.
Работа по развитию творческих способностей детей очень обширна и многообразна. Мы надеемся, что зерно, которое мы сеем в детях, прорастёт и даст положительные результаты в будущем. А задатки и интересы не угаснут с возрастом, а помогут воспитать творческую личность.
Список источников:
1. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.
2. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.
3. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. // Вопросы психологии. – 1993. - №2 - стр. 54.
4. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990.
5. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 1996. - №5 - стр. 21.
6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль.: Академия развития, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...
Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Коллективные творческие работы на логопедических занятиях»
Творческие работы на логопедических занятиях....
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
По данной ссылке можно ознакомиться с результатами творческого проекта...
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
По данной ссылке вы можете ознакомиться с результатом творческого проекта...