Проект "Встречам Рождество"
проект (подготовительная группа)

Рождество – не только великий христианский праздник, но и один из самых добрых, теплых и душевных семейных праздников в нашей стране. Но дети мало знают о традициях русского празднования Рождества Христова и Святок, прерывается связь времен и поколений и в наших силах сформировать у них эти знания и представления. Также, как и встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси православных праздников, радоваться им, знать их истоки, понимать смысл празднования. Участие детей в проекте «Рождество Христово» позволит обогатить знания и представления детей о народной культурной традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx185.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК»

Краткосрочный проект

 «Встречаем Рождество»

в группе комбинированной направленности для детей в возрасте от 6 до 7 лет «Радуга»

воспитатели: Светлана Николаевна Андрощук

Светлана Владимировна Карскова

пгт. Высокий, 2023

Участники проекта: воспитанники группы КН в возрасте от 6 до 7 лет «Радуга», воспитатели, музыкальный руководитель, родители (законные представители).

Вид проекта: познавательно – творческий, групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Актуальность: Детство - время приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается - также в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Духовно - нравственное воспитание детей в детском саду - основа возрождения к истокам российской культуры. Поэтому именно этот возраст нельзя пропустить для становления духовно - нравственной культуры личности. Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. И мы, взрослые, должны научить пользоваться богатством культурных традиций нашей страны, особенно если речь идет об одном из самых главных православных праздников – Рождестве Христовом. Празднование Нового года и Рождества идут друг за другом, поэтому новогодние праздники отодвигают Рождество на второй план и для детей он проходит незаметно. Что за праздник «Рождество», о чем говорит история праздника, что скрыто за многими непонятными приметами и обычаями? Ведь обычай украшать елку – Рождественский. 

Проблема: Рождество – не только великий христианский праздник, но и один из самых добрых, теплых и душевных семейных праздников в нашей стране. Но дети мало знают о традициях русского празднования Рождества Христова и Святок, прерывается связь времен и поколений и в наших силах сформировать у них эти знания и представления. Также, как и встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси православных праздников, радоваться им, знать их истоки, понимать смысл празднования. Участие детей в проекте «Рождество Христово» позволит обогатить знания и представления детей о народной культурной традиции.

Цель проекта: формировать духовно – нравственные качества через приобщения дошкольников к основам православной культуры, к народным традициям празднования Рождества Христова и Святок в России.

Задачи проекта: расширять представления воспитанников   о православном празднике Рождество Христово; об истории, традициях и обычаях подготовки к празднику и празднования праздника; вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (стихи, колядки, потешки); обогащать и расширять словарь, побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; развивать творческие умения и мышление детей в продуктивных видах деятельности, желание познавать русские народные традиции и ощущать свою причастность к ним, обогащать впечатления детей за счет различных форм работы; воспитывать благоговейное отношение к православным праздникам,

Ожидаемые результаты: 

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о христианском празднике «Рождество Христово» через реализацию проекта «Встречаем Рождество» позволит:

• формировать у воспитанников элементарное представления о духовном мире; о празднике «Рождество Христово», познакомить с образами Христа и Богородицы.

•формировать устойчивые знания и интерес к истории праздника «Рождество Христово», к разнообразным народным традициям.

• у детей развиваются навыки самостоятельности, активности, инициативности в применении полученных знаний и навыков в играх и художественной деятельности.

• педагоги расширяют образовательное пространство, придают ему новые формы, способствуют эффективному развитию творческого и познавательного мышление дошкольника.

• родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, в процессе поиска информации и проведения праздника.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

  • -определение темы, формулировка цели и задач.
  • -украшение групповой ячейки в тематике «Встречаем Рождество»
  • - выявление первоначальных знаний детей о празднике «Рождество Христово»;
  • - информация для родителей о предстоящей деятельности;
  • - подбор методической, художественной, детской литературы для рассматривания, чтения;
  • - подбор музыкального репертуара, разработка сценария;
  • - подборка картин, презентации, плакатов о празднике «Рождество Христово»;
  • - разработка дидактических, сюжетно – ролевых игр;
  • - составление перспективного план мероприятий.

2 этап – основной, практический.

Организация деятельности в рамках проекта.

Образовательная область

Виды деятельности

Цели и задачи

Социально-коммуникативное развитие

Беседы с показом презентации: «Что такое Рождество Христово?», «Почему люди празднуют этот праздник?», «Символы Рождества».

Сюжетно – ролевая игра» «Мы идем на праздник» 

Познакомить воспитанников с историей возникновения праздника. Сформировать устойчивые знания и интерес к истории праздника «Рождество Христово», к разнообразным народным традициям.

Познавательное развитие

Просмотр мультфильма «Рождество».

Экскурсия в храм Петра и Павла пгт. Высокий, встреча с Отцом Владимиром: «Рождение Царя в хлеву»

Формировать у детей представления о духовном мире; о празднике «Рождество Христово», познакомить с образами Христа и Богородицы. Расширить представления детей о празднике «Рождество Христово», его проведении православной церковью.

Речевое развитие

Знакомство с Рождественскими приметами, поговорками. 

Чтение и заучивание стихотворений, песенок, колядок

Дидактические игры «Подбери родственные слова», «Закончи предложение».

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Чтение художественной литературы: П. Бажов «Серебряное копытце»; Л. Медведев «В сочельник»; О. Ефремова «Рождество Христово», «Первая рождественская ночь» и другие.

Просмотр мультфильмов: «Рождественская история», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева».

Обогащать и расширять словарь воспитанников. Побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание икон, картин, иллюстраций на тему «Рождество Христово».

ОД «Рождественский Ангел» (аппликация), «Свет рождественской звезды» (рисование). Творческая мастерская «Макет Храма».

Дидактические музыкальные игры: «Узнай песню по словам», «Узнай песню по мелодии».

Заучивание и прослушивание рождественских песен и колядок (совместная деятельность с музыкальным руководителем): «Ёлка» Е. Телечеевой, «Как на тоненький ледок» русская народная песня, «Зима» Вивальди. «Утренняя молитва», «В церкви» Чайковский, «Новогодняя хороводная»

Развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, глазомер, абстрактное мышление, развивать способности следовать устным инструкциям; развивать творческий интерес к работе, логическое мышление; воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие; воспитывать аккуратность, вкус.

Физическое развитие

Подвижные игры: «Два Мороза», «Елочки - пенечки».

Формировать навыки бега в различных направлениях; закрепить умение двигаться быстро, не наталкиваясь друг на друга, развивать ловкость.

Работа с родителями (законными представителями):

  • Участие в конкурсе вертепов «В свете Рождественской звезды» в Нижневартовском городском благочинии.
  • Консультации: «Что можно рассказать детям про Рождество», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с православными праздниками».
  • 3 этап – заключительный. Презентация проекта:
  • Выставка творческих работ: «Встречаем Рождество»
  • Проведение развлечения «Рождественские святки»

Реализация проекта:

Сроки реализации проекта

Работа с детьми

Работа с родителями

Понедельник

Беседы с показом презентации: «Что такое Рождество Христово?».

Просмотр мультфильма «Рождество».

Знакомство с Рождественскими приметами, поговорками. 

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Участие в конкурсе вертепов «В свете Рождественской звезды» в Нижневартовском городском благочинии.

Вторник

Беседы с показом презентации: «Символы Рождества».

«Сюжетно - ролевая игра» «Мы идем на праздник»

Чтение и заучивание стихотворений, песенок, колядок

Просмотр мультфильмов: «Рождественская история».

Рассматривание икон, картин, иллюстраций на тему «Рождество Христово».

Консультации: «Что можно рассказать детям про Рождество»,

Среда

Беседы с показом презентации: «Почему люди празднуют этот праздник?».

Дидактические игры «Подбери родственные слова».

ОД  «Рождественский Ангел» (аппликация).

Чтение и обсуждение произведений: Г. Лонгфелло «Кругом рождественская мгла», Б. Пастернак «Сказ сыну о Рождестве».

Четверг

Экскурсия в храм Петра и Павла пгт. Высокий, встреча с Отцом Владимиром: «Рождение Царя в хлеву»

Дидактические игры «Закончи предложение».

ОД «Свет рождественской звезды» (рисование).

Консультации: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с православными праздниками».

Пятница

Творческая мастерская «Макет Храма».

Просмотр мультфильмов: «Двенадцать месяцев», «Снежная королева».

Дидактические музыкальные игры: «Узнай песню по словам», «Узнай песню по мелодии».

Развлечение «Рождественские святки»

Придумывание с детьми «Рождественской сказки»

Результат проекта:

  • Расширился кругозор детей и появился интерес к православной вере и православным праздникам.
  • Сформировалось начальное представление о духовном мире; о празднике «Рождества Христов», дети познакомились с образами Христа и Богородицы.
  • У детей прослеживаются навыки самостоятельности, активности, инициативности в применении полученных знаний и навыков в играх и художественной деятельности.

В заключении хочется отметить, что все поставленные цели и задачи успешно решены. Реализация проекта позволило познакомить детей и сформировать их представления о православном празднике «Рождество Христово», с его возникновением и традициями празднования. В ходе реализации проекта дети прочувствовали   доброту окружающего мира и учились сами дарить радость своим близким и друзьям. Работа по проекту   способствовала духовно-нравственному обогащению детского мировосприятия и приобщению воспитанников и их родителей к одному из главных христианских праздников, знакомству с православной культурой, являющейся неотъемлемой частью всей русской культуры.

Список используемой литературы:

1.Блинова Г.П. «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2000.

2.Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб.: Детство-Пресс, 2008.

3.Дайн Г. «Детский народный календарь». М.: Детская литература, 2001.

4.Доронова Т. Н..А «Играем в театр». М.: Просвещение, 2005.

5.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008

6.Истомин С.В. Энциклопедия «Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.

8.Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2009.

9.Харлицкий М.С., Хромов С.С. «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды». М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.

10. интернет – ресурс.

ПРИЛОЖЕНИЕ к проекту

Творческая мастерская «Макет Храма»

Цель: формировать представление воспитанников о понятии «храм», «собор», «церковь», углублять представление детей о храме, как всеобщей ценности.

Задачи: учить детей составлять из 4 – 5 прямоугольников 4 -5 купольные храмы. Закреплять умение вырезывать из бумаги, сложенной вдвое купола, окна; намазывать клеевым карандашом всю поверхность цветную бумаги, приклеивать к гофрированному картону прижимая салфеткой. Формировать элементарные представления об истории русского храмового зодчества. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: гофрированный картон, цветная бумага, клеи - карандаш, ножницы, простой карандаш, презентация «Храмы России», магнитная доска.

Ход ОД:

Воспитатель: Россия – это наша огромная по своей территории страна, в которой много городов больших и маленьких, деревень, поселков и в каждом городе, в каждом поселке есть храм. Храм – это особенно красивые и величественные здания, которые обычно строились всем миром, то есть весь народ принимал участие в их строительстве. Я предлагаю посмотреть на некоторые из них (показ слайдов с изображением храмов России). Ребята, посмотрите, как красивы по-своему все эти храмы: все они разные, но есть в них и что-то общее. А теперь посмотрите внимательно и скажите, чем же они отличаются?

Предложить детям найти отличия между этими храмами (разный цвет, размер, величина, количество куполов). Да, все хамы разные, но есть в них и что-то общее. Что? (у всех есть купола, все купола венчаются крестом)

Воспитатель: ребята, знаете ли вы, что обозначает крест? (ответы детей) Крест – это символ христианской православной веры, символ спасения. Храм – это жилище Бога на земле и каждый человек может прийти туда. Кто знает для чего люди ходят в храм? (ответы детей) Конечно, вы все правы: в храме можно поставить свечку, помолиться, попросить помощи у Бога, креститься, исповедаться, причаститься, встретить праздник.  У нас приближается один из главных церковных праздников – «Рождество Христово». Это - добрый, светлый праздник и он несёт с собой большую надежду, веру и любовь.

Воспитатель: ребята, а кто из вас, хотя бы один раз, с мамой, с папой или бабушкой ходил в храм? (презентация «Храмы России»)

Воспитатель: обратите внимание на фото, что на ней изображено? (различные храмы, церкви, соборы)

Воспитатель: ребята, я вам расскажу, что такое «собор», «храм», «церковь». Собор - главная или большая церковь в городе. Храм - здание для богослужения. Церковь – религиозная община, объединение последователей религии, то же что храм и собор, но только поменьше.

Воспитатель: ребята, знаете ли вы, как вести себя в храме? (ответы детей). Послушайте стихотворение, которое написал один монах.

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они.

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам.

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Воспитатель: ребята, поиграем: игра малой подвижности: «Колокола Храма». Слышен звон из далека – (руки поднять вверх) Нам поют колокола: (руки внизу – ладошки в стороны, наклоны вправо - влево) То протяжно и негромко, (раскачивание рук перед туловищем вправо – влево) То вдруг быстро и так звонко (хлопают в ладоши) Разольется песня эта, (развести руки в стороны) Полетит быстрее ветра… (руки раздвинуты в стороны, кругообразные движения рук с Через годы и века туловищем – имитация полета) Нам поют колокола! (руки внизу – ладошки в стороны, наклоны вправо - влево)

Воспитатель: сегодня на аппликации мы будем делать 5 купольный собор. Скажите, а трудно его вырезать?

Дети: да, очень трудно.

Воспитатель: но это не так. Если мы разберём храм по частям (показывает разбор храма на части), то это получатся простые овалы, круги, квадраты и прямоугольники. И мы знаем, что все предметы вокруг состоят из простых геометрических форм. которые мы не раз с вами вырезывали. (обращает внимание на образец)

Воспитатель: это какая форма? (квадрат, полукруг, овал, прямоугольник)

Воспитатель: вначале мы в центре наклеиваем большой прямоугольник – это главное строение. Затем справа и слева наклеиваем прямоугольники покороче, а по краям – самые маленькие квадраты. Получилось здание храма. Но чего же не хватает? (куполов, окон)

Воспитатель: Купол вырезаем из бумаги, сложенной вдвое. Он похож на обрезанный полукруг с острым носиком, или на свёклу, редиску, которую мы научились вырезать ранее.

Воспитатель: чего же ещё не хватает? (окон и дверей)

Воспитатель: Окна двери — это овал, разрезанный пополам; или складываем прямоугольник пополам и обрезаем верхние уголочки в виде арки. Наклеиваем все детали. Храм готов. (закрепление последовательности выполнения аппликации)

Воспитатель: начинаем выполнять. (дети выполняют работу. Воспитатель помогает затрудняющимся. Все храмы вывешиваются на доску. Дети выбирают понравившийся.

 Рефлексивно - оценочная часть.

Подведение итогов: ребята, расскажите, что вам больше всего запомнилось, понравилось, показалось интересным.

Экскурсия в Храм Петра и Павла пгт. Высокий «Рождество Христово.

Тема: «Празднование Рождество Христово»

Цель: формировать духовно-нравственную личность ребёнка

Задачи: познакомить детей с событиями, связанными с праздником «Рождества Христова»; развивать чувства радостного ожидания; воспитывать доброту, отзывчивость, уважительное отношение к православным традициям своего народа.

Предварительная работа: знакомство детей с праздником «Рождество Христово» происходит в процессе реализации проекта «Рождество Христово» на темы: «Празднование Рождества Христова» - история праздника, знакомство с иконографией праздника, история рождественской елки и т. д.; беседа с детьми, посещавшими храм с родителями; заучивание стихотворений, слушание рождественских песен; изготовление елочных украшений, рождественских подарков; рассказ воспитателя о правилах поведения в храме.

Ход экскурсии.

1. Подготовительная работа

Воспитатель: ребята, вы ходили когда-нибудь в Храм? С кем? (ответы детей)

- А, знаете ли вы, кто там служит?

- Что вы там видели?

- Зачем нужны Храмы?

- Зачем люди приходят в Храм?

2. Организационный момент

Воспитатель: ребята, вспомним о правилах поведения на улице, правилах поведения в Храме.

3. Экскурсия

Воспитатель: ребята, наступила зима – снежная, холодная, с метелями и морозными узорами. Земля стала светлой, нарядной от снега, деревья закутались в пушистые, снежные шубки. И особенно красивы ёлочки… Каждая снежинка переливается, сверкает, и сердце замирает от восторга и удивления. Господи, какое чудо, какая красота!

Воспитатель: ребята, мы с вами пришли в Храм! Совсем недавно все радовались празднику - Рождеству Христову! Как чудно Господь утешает нас в эти радостные святые дни! Подобно тому, как землю окутал Он снегом, покрывает Господь милостью Своей и нас с вами. Ясно и чисто становится у нас на душе: Сам Богомладенец Христос касается наших сердец. Ребята, праздник «Рождество Христово» дарит нам особую радость: ясную и тихую, наполняет сердца людей любовью и добротой, неслучайно «Рождество Христово» называют «матерью всех праздников». Чтобы принять Рождественскую радость с чистым сердцем, люди соблюдают Рождественский пост.

Посмотрите, как красиво украшена территория Храма.

Воспитатель: что вы видите вокруг? (ответы детей)

Воспитатель: когда наступает церковный праздник, то на территории Храма ставят Вертеп. Вертепная композиция помогает нам воспроизвести исторический момент рождения Младенца Христа.  Очень, очень давно в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме, произошло удивительное чудо: родился необыкновенный Младенец. В мир пришел Спаситель. Римский правитель хотел узнать, сколько у него подданных, и повелел произвести перепись народа. Каждый человек должен был записаться в городе, откуда он был родом. Жили в то время в Палестине и Пречистая Дева Мария и святой старец Иосиф. Городом их предков был Вифлеем, куда они и отправились. Дорога была долгой, и путешественники очень устали. В Вифлееме они не могли найти ни гостиницы, ни дома, где бы их приютили. Уже ночью на окраине города Иосиф и Мария увидели пещеру, где во время непогоды укрывались пастухи и скот.

– Обрадованные путники вошли в пещеру. Там и родился у Пресвятой Девы Марии Божественный Младенец – Господь наш Иисус Христос. Пресвятая Богородица спеленала его и положила в ясли.

– Ночь была тихая и ясная. На небе среди обычных звезд засияла совсем новая, особенно яркая звезда. Никто в городе не знал о Рождестве Христовом, все спали. Только пастухи пасли свои стада в поле.

- Да, в это время явился пастухам Ангел Божий и сказал:

Ангел – Не бойтесь, я пришел сообщить вам радостную весть: сегодня родился Спаситель! Вы найдете его в пеленах лежащего в яслях. Вы туда пойдите, чуду подивитесь, Богу поклонитесь!

– Да, ребята, первыми, кто пришел поклониться Младенцу, были простые пастухи. Но затем пришли к нему другие гости.

– Принесли мудрецы в подарок младенцу дары: золото как Царю царей, Младенец - Божество и второй дар – ладан, его жгут во славу Бога. Третий дар: смирна – так как знали наперед, что Спаситель за людей умрет, но посрамятся ложь и злоба и Он воскреснет ото гроба.

Воспитатель:

– Ребята, а вы заметили, с какой любовью животные смотрят на Младенца Христа, лежащего в колыбели, как будто они ждут от Него чего-то необыкновенного?

Воспитатель:

Земля и небо, деревья и животные, ангелы и люди – все звенит и ликует в изображении. А почему? Да потому, что родился не просто ребеночек, а Сын Божий, Который пришел спасти людей от смерти и принес мир, любовь и надежду на спасение, на жизнь вечную.

Воспитатель:

– День Рождества Христова в церкви празднуется особенно торжественно. Как видите, Храм украшен елками. Священники надевают самые лучшие одеяния – белоснежные ризы. Зажигаются все лампадки. Это торжество длится 12 дней, до Крещения – 19 января.

Дети проходят в Храм, где продолжается беседа Отца Владимира с воспитанниками.

Воспитатель:

– Время от Рождества до Крещения называется святками. Как вы думаете, почему? – Это святые дни.

Воспитатель подводит детей к вертепу.

Воспитатель:

– По вечерам в святые дни люди ходили колядовать, то есть славить Христа по домам. Эти люди назывались христославами. Народные песни про Рождество Христово, которые они пели, называются колядками.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нём бо звёздам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!»

4. Подведение итогов (рефлексия)

- Ребята, вам понравилась наша экскурсия?

- А что вам понравилось больше всего? (беседа может проходить в группе).

- Предложить детям составить небольшой рассказ об экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рождество Христово

О традициях и обрядах  народных праздников на Руси.Сценарий "Рождество Христово"...

Рождество Христово. Традиции празднования Рождества

Празднование Нового года и Рождества идут друг за другом, поэтому новогодние праздники отодвигают Рождество на второй план, и для детей он проходит незаметно. Что за праздник «Рождество», о чем говори...

Проект "Рождество" и музыкально-театрализованное представление "Чудо Рождества".

Визуальное знакомство, через музыкально-театрализованное представление, детей дошкольного возраста с праздником....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о Рождестве Христовом Как рассказать детям о Рождестве Христовом?

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о Рождестве ХристовомКак рассказать детям о Рождестве Христовом?...

Проект «Рождество, Рождество- в целом мире торжество»

Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к основам православной культуры через празднование православного праздника Рождество Христово....

История Рождества в России. Детям о Рождестве. Папка-передвижка

История Рождества в России. Папка-передвижка...