Перспективный план работы с родителями в младшей разновозрастной группе «Капитошка» на 2022-2023 учебный год.
методическая разработка (младшая группа)
Перспективный план работы с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_ml.gr_.docx1_.docx | 402.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
Общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребёнка-дошкольника в рамках его траектории развития при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является информирование родителей о соответствии развития ребенка задачам, поставленным в основной общеобразовательной программе по следующим линиям развития:
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
Образовательная область «Физическая культура»
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стиму
лирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка;покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.
Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.
Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные
секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и
других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших
детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивагь ценность каждого ребенка
для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение
тендерного поведения.
Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей
из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на
этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы —при поступлении в детский сад, переходе в новую группу,
смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности).
Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в
воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной
сферы ребенка в семье и детском саду.
Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые
события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира,
обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и
другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать
ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать
взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию..
Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и
родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители - ребенок) для родительских собраний,
досугов детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями
дошкольников.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Обращать внимание родителей на возможности интеллектуальнс развития ребенка в семье и детском саду.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их
внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений,
экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных
видеофильмов.
Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и
ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты
выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).
Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома,
способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.
Образовательная область «Речевое развитие»
Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка,
словесного творчества.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при
организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и
мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.
Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями,
поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты
семьи с детской библиотекой.
Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг,
проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне
окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также
близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки
семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.
Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого
вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и
прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание
ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи,
мастерских художников и скульпторов.
Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в
музыкальном воспитании детей.
Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного "воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших
образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.)
на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений
Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду,
способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в
театральной и вокальной студиях). Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами, фестивали,
музыкально-литературные вечера.
Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях
дополнительного образования и культуры.
Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня в концертные залы, музыкальные
театры, музеи музыкальных инструментов и пр.
Основные формы взаимодействия с семьей
- Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, семейных праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Основные направления и формы работы с семьей
Взаимопознание и взаимоинформирование
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и
семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских)
отношений. Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях) либо
опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, разнообразных буклетов, интернет-сайта детского сада.
Стенды.
На стендах размещается тактическая (годичная) и оперативная информация. К тактической информации относятся сведения о
режиме дня, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная стендовая информация включает
сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе): акциях, конкурсах, выставках, встречах, совместных
проектах, экскурсиях.
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только
базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах
(акции, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, праздники, прогулки, экскурсии, проектная деятельность.
Семейные праздники.
Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо
Проектная деятельность. Проекты меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских
отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм
создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и
родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• равно ответственность родителей и педагогов.
Перспективный план по работе с родителями младшей разновозрастной группы на 2022 – 2023 учебный год.
Цель: Сплочение родителей и педагогов МБДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных
ориентиров.
Месяц | Форма проведения | Содержание |
Сентябрь | Папки-передвижки Наглядная информация | Адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям |
Возрастные особенности детей 2-3 лет | ||
Как приучить ребенка есть овощи и фрукты | ||
Грибы. Что мы о них знаем | ||
Мама, я сам | ||
Безопасность детей. Если ребенок потерялся | ||
Консультации | Как научить ребенка правильно держать карандаш? | |
Нужен ли малышу дневной сон? | ||
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста | ||
Здоровье на тарелке | ||
Беседа | Необходимость проведения вакцинации против гриппа и ОРВИ | |
Родительское собрание | Возрастные особенности детей 2-3 лет | |
День открытых дверей для родителей | Детский сад принимает гостей | |
Оформление композиции | Самый необычный (полезный или красивый) овощ или фрукт с вашего огорода | |
Октябрь | Папки-передвижки Наглядная информация | Как одевать ребенка в детский сад |
Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев | ||
Консультации | Если в доме животные | |
Правила поощрения и наказания | ||
Современные методы оздоровления детей дома | ||
Беседа | Формирование навыков самообслуживания | |
Буклет | Безопасность на дорогах | |
Конкурс лучшей семейной фотографии | Маленький огородник | |
Мастерская «Умелые руки». | Ремонт детской мебели, пошив одежды для кукол, изготовление пособий | |
Ноябрь | Папки-передвижки Наглядная информация | Правила безопасного поведения на улице |
Уроки доброты | ||
Консультации | Дорожная азбука | |
Растим помощника | ||
Как воспитать ребенка счастливым | ||
Буклет | Безопасность на дорогах 2 | |
Пальчиковые игры для детей | ||
Декабрь | Папки-передвижки Наглядная информация | Зима |
Осторожно, коронавирус | ||
Безопасность ребенка в новый год | ||
Пушистая целительница | ||
Консультации | Как правильно одевать ребенка зимой | |
Чем занять ребенка в новогодние праздники | ||
Выставка | Новогодняя игрушка своими руками | |
Родительское собрание | Играем пальчиками и развиваем речь | |
Январь | Наглядная информация Папки-передвижки | Когда на улице снег (игры зимой) |
Ребенок и вредные привычки родителей | ||
Консультации | Сенсорное развитие детей раннего возраста | |
Нравственное воспитание детей | ||
Буклет | Безопасность на дорогах 3 | |
Фотовыставка | Дети в детском саду | |
Февраль | Наглядная информация Папки-передвижки | Как провести выходные с ребёнком |
23 февраля | ||
Широкая масленица | ||
Русские народные игры в семье | ||
Консультации | Капризы и упрямство | |
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников | ||
Памятка | Как вести себя с малышом в транспорте | |
Вечер в семье | ||
Роль матери и отца в воспитании детей | ||
Родительское собрание | Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста | |
Март | Папки-передвижки Наглядная информация | Приучаем к порядку |
8 марта | ||
Роль фольклора в развитии детей | ||
Весна идет | ||
Консультации | Как помочь ребенку заговорить | |
Научите ребенка узнавать цвета | ||
Зачем читать детям сказки | ||
Чем занять ребенка дома? | ||
Как предупредить весенний авитаминоз | ||
Беседа | Как одеть ребенка весной на прогулку | |
Апрель | Наглядная информация Папки-передвижки | Весенние прогулки |
Птицы весной | ||
Гармония общения | ||
Чем занять малыша весной на прогулке | ||
Какие игрушки необходимы детям | ||
Консультации | 10 правил как научить ребенка слушаться | |
Личная гигиена детей | ||
Семейная акция | Сделаем скворечник своими руками | |
Май | Папки-передвижки Наглядная информация | Азбука дачной безопасности |
Что должен знать и уметь ребенок в 3 года | ||
Игры с песком и водой | ||
Осторожно – клещи | ||
Лето | ||
Консультации | Летние инфекции | |
Фотостенд | Вот так мы жили в детском саду | |
Родительское собрание | Наши успехи. Итоги работы за год и перспективы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями в младшей разновозрастной группе
Перспективный план работы с родителями в младшей разновозрастной группе...
Перспективный план работы с родителями детей младшей разновозрастной группы на 2019 – 2020учебный год
План работы с родителями на 2019-2020 учебный год...
Перспективный план работы с родителями в младшей разновозрастной группе МКДОУ Малышевский детский сад на 2020 – 2021 учебный год
Перспективный план работы с родителями в младшей разновозрастной группе МКДОУ Малышевский детский сад на 2020 – 2021 учебный год...
Перспективный план работы с родителями в старшей разновозрастной группе «Звездочки » на 2022- 2023 учебный год
Перспективный план работы с родителямив старшей разновозрастной группе «Звездочки » на 2022- 2023 учебный год...
План работы с родителями второй младшей группы «Бадм цецг» на 2022-2023 учебный год.
План работы с родителями второй младшей группы «Бадм цецг» на 2022-2023 учебный год....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА 2022-2023 уч.год.
Управление образования администрации Сергиево-Посадского округаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 77»141300, г. Сергиев...