Перспективный план работы с родителями в младшей разновозрастной группе «Капитошка» на 2022-2023 учебный год.
методическая разработка (младшая группа)

Ткачева Оксана Николаевна

Перспективный план работы с родителями

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_ml.gr_.docx1_.docx402.27 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Юляша\Downloads\скан Оксане4.jpgМуниципальное

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.

Общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребёнка-дошкольника в рамках его траектории развития при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является информирование родителей о соответствии развития ребенка задачам, поставленным в основной общеобразовательной программе по следующим линиям развития:

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям

Образовательная область «Физическая культура»

        Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.

       Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стиму

лирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка;покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

      Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.

      Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.

      Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные

секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и

других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

     Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.

     Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших

детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивагь ценность каждого ребенка

для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.

     Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение

тендерного поведения.

     Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей

из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.

     Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на

этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы —при поступлении в детский сад, переходе в новую группу,

смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности).

     Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в

воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.

      Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной

сферы ребенка в семье и детском саду.

      Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые

события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.

      Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира,

обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и

другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать

ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать

взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию..

      Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и

родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители - ребенок) для родительских собраний,

досугов детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями

дошкольников.

Образовательная область «Познавательное развитие»

      Обращать внимание родителей на возможности интеллектуальнс развития ребенка в семье и детском саду.

      Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их

внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений,

экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных

видеофильмов.

      Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и

ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты

выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).

      Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома,

способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.

Образовательная область «Речевое развитие»

      Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка,

словесного творчества.

      Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными

особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

      Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при

организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и

мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.

     Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями,

поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты

семьи с детской библиотекой.

      Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг,

проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

      На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне

окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также

близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.

      Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки

семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.

      Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого

вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и

прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание

ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

     Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи,

мастерских художников и скульпторов.

      Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в

музыкальном воспитании детей.

      Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного "воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших

образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.)

на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений

      Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду,

способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в

театральной и вокальной студиях). Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами, фестивали,

музыкально-литературные вечера.

      Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях

дополнительного образования и культуры.

      Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня в концертные залы, музыкальные

театры, музеи музыкальных инструментов и пр.

Основные формы взаимодействия с семьей

  • Знакомство с семьей: встречи-знакомства,  анкетирование семей.
  • Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
  • Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, семейных праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Основные направления и формы работы с семьей

Взаимопознание и взаимоинформирование

      Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

      Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и

семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских)

отношений. Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях) либо

опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, разнообразных буклетов, интернет-сайта детского сада.

Стенды.

      На стендах размещается тактическая (годичная) и оперативная информация. К тактической информации относятся сведения о

режиме дня, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная стендовая информация включает

сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе): акциях, конкурсах, выставках, встречах, совместных

проектах, экскурсиях.

Совместная деятельность педагогов, родителей, детей

Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только

базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах

(акции, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, праздники, прогулки, экскурсии, проектная деятельность.

Семейные праздники.

Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо

Проектная деятельность. Проекты меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских

отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм

создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и

родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

•        единый подход к процессу воспитания ребёнка;

•        открытость дошкольного учреждения для родителей;

•        взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

•        уважение и доброжелательность друг к другу;

•        дифференцированный подход к каждой семье;

•        равно ответственность родителей и педагогов.

Перспективный план по работе с родителями младшей разновозрастной группы на 2022 – 2023 учебный год.

Цель: Сплочение родителей и педагогов МБДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных

ориентиров.

Месяц

Форма проведения

Содержание

Сентябрь

Папки-передвижки

Наглядная информация

Адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям

Возрастные особенности детей 2-3 лет

Как приучить ребенка есть овощи и фрукты

Грибы. Что мы о них знаем

Мама, я сам

Безопасность детей. Если ребенок потерялся

Консультации

Как научить ребенка правильно держать карандаш?

Нужен ли малышу дневной сон?

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Здоровье на тарелке

Беседа

Необходимость проведения вакцинации против гриппа и ОРВИ

Родительское собрание

Возрастные особенности детей 2-3 лет

День открытых дверей для родителей

Детский сад принимает гостей

Оформление композиции

Самый необычный (полезный или красивый) овощ или фрукт с вашего огорода

Октябрь

Папки-передвижки

Наглядная информация

Как одевать ребенка в детский сад

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев

Консультации

Если в доме животные

Правила поощрения и наказания

Современные методы оздоровления детей дома

Беседа

Формирование навыков самообслуживания

Буклет

Безопасность на дорогах

Конкурс лучшей семейной фотографии

Маленький огородник

Мастерская «Умелые руки».

Ремонт детской мебели, пошив одежды для кукол, изготовление пособий

Ноябрь

Папки-передвижки

Наглядная информация

Правила безопасного поведения на улице

Уроки доброты

Консультации

Дорожная азбука

Растим помощника

Как воспитать ребенка счастливым

Буклет

Безопасность на дорогах 2

Пальчиковые игры для детей

Декабрь

Папки-передвижки

Наглядная информация

Зима

Осторожно, коронавирус

Безопасность ребенка в новый год

Пушистая целительница

Консультации

Как правильно одевать ребенка зимой

Чем занять ребенка в новогодние праздники

Выставка

Новогодняя игрушка своими руками

Родительское собрание

Играем пальчиками и развиваем речь

Январь

Наглядная информация

Папки-передвижки

Когда на улице снег (игры зимой)

Ребенок и вредные привычки родителей

Консультации

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Нравственное воспитание детей

Буклет

Безопасность на дорогах 3

Фотовыставка

Дети в детском саду

Февраль

Наглядная информация

Папки-передвижки

Как провести выходные  с ребёнком

23 февраля

Широкая масленица

Русские народные игры в семье

Консультации

Капризы и упрямство

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Памятка

Как вести себя с малышом в транспорте

Вечер в семье

Роль матери и отца в воспитании детей

Родительское собрание

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста

Март

Папки-передвижки

Наглядная информация

Приучаем к порядку

8 марта

Роль фольклора в развитии детей

Весна идет

Консультации

Как помочь ребенку заговорить

Научите ребенка узнавать цвета

Зачем читать детям сказки

Чем занять ребенка дома?

Как предупредить весенний авитаминоз

Беседа

Как одеть ребенка весной на прогулку

Апрель

Наглядная информация  

Папки-передвижки

Весенние прогулки

Птицы весной

Гармония общения

Чем занять малыша весной на прогулке

Какие игрушки необходимы детям

Консультации

10 правил как научить ребенка слушаться

Личная гигиена детей

Семейная акция

Сделаем скворечник своими руками

Май

Папки-передвижки

Наглядная информация

Азбука дачной безопасности

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года

Игры с песком и водой

Осторожно – клещи

Лето

Консультации

Летние инфекции

Фотостенд

Вот так мы жили в детском саду

Родительское собрание

Наши успехи. Итоги работы за год и перспективы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями в младшей разновозрастной группе

Перспективный план работы с родителями в младшей разновозрастной группе...

Перспективный план работы с родителями в младшей разновозрастной группе МКДОУ Малышевский детский сад на 2020 – 2021 учебный год

Перспективный план работы с родителями в младшей разновозрастной группе МКДОУ Малышевский детский сад на 2020 – 2021 учебный год...

Перспективный план работы с родителями в старшей разновозрастной группе «Звездочки » на 2022- 2023 учебный год

Перспективный план работы с родителямив старшей разновозрастной группе «Звездочки »   на 2022- 2023 учебный год...

План работы с родителями второй младшей группы «Бадм цецг» на 2022-2023 учебный год.

План работы с родителями второй младшей группы «Бадм цецг» на 2022-2023 учебный год....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА 2022-2023 уч.год.

Управление образования администрации Сергиево-Посадского округаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 77»141300, г. Сергиев...