Консультация для воспитателей "ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ"
консультация
Особенности творческих проявлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_tvorcheskih_proyavleniy.odt | 10.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ МО г. КРАСНОДАР
«ЦЕНТР-ДЕТСКИЙ САД №102»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ
ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ»
Воспитатель: Бесленеева М.А.
2023г.
Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Эту индивидуальность нужно внимательно изучать, не для того, чтобы унифицировать манеру изображения, но чтобы эффективно организовывать и направлять работу детей. Хорошо, когда у каждого ребенка складывается свой стиль, проявляется собственный творческий почерк.
В чем же проявляются индивидуальные способности детей в изобразительной деятельности? Прежде всего в характере протекания психических процессов, лежащих в основе творческого труда: восприятия, представления, мышления, воображения. Они связаны также с чертами характера и темпераментом ребенка, склонностями и направленностью его личности. Рассмотрим проявления детской индивидуальности в изобразительной деятельности.
Одно из наиболее важных условий полноценного всестороннего развития личности ребенка — индивидуальный подход. Он должен базироваться на знании специфических особенностей каждого малыша.
Особое значение для развития способностей к изобразительной деятельности имеет формирование перцептивных действий ребенка, прежде всего восприятия предметов и явлений окружающего мира. Исследования педагогов и психологов (Т.С. Комарова, Т.В. Лаврентьева, Н. П. Сакулина и др.) убедительно доказывают, что детское восприятие индивидуально.
Российский психолог Б. Г. Ананьев отмечал: что различия сенсорного развития возникают не сразу после рождения младенца, а постепенно, по мере накопления собственного опыта. В процессе воспитания и обучения «Индивидуальные особенности приобретают более выраженный характер».
Различия в воспитании могут быть связаны с особенностями типа нервной системы ребенка, а также с отличительными чертами характера. Одни дети спокойны, уравновешенны; всё, за что берутся делают серьезно, основательно. Другие дети подвижны, легковозбудимы, у них неустойчивое внимание, они быстро переключаются с одного действия на другое.
Как отмечает Н. П. Сакулина, особенности восприятия основного показателя сенсорного развития ребенка зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, слуха, тактильных ощущений и др. индивидуальные различия определяются также способами восприятия, которыми овладел ребенок. Есть дети, которые, посмотрев на предмет, как бы сразу делают с него снимок, что в дальнейшем помогает им создавать отличные изображения. Другие не выносят из краткосрочного восприятия достаточно ярких представлений и испытывают значительные затруднения при воспроизведении объекта, поэтому приходится вторично, а иногда и неоднократно показывать им предмет, дольше наблюдать с ними за различными явлениями.
Особенности восприятия ребенка определяются не только состоянием органов чувств, но и тем сенсорным опытом, который он приобрел в раннем детстве. О том, что необходимо развивать детское восприятие и обогащать сенсорный опыт ребенка начиная с самого раннего возраста, говорят многие педагоги и психологи. Действительно, практика и исследования показывают, что чем раньше начать развивать ощущения и восприятия малыша, тем разнообразнее и полнее будет его сенсорный опыт к тому времени, когда он начнет рисовать, лепить. Данное обстоятельство положительно отразится на освоении им изобразительной деятельности, что убедительно показано в исследовании Э. Г. Пилюгиной.
Различия в рисунках, поделках, аппликациях проявляются уже в начале освоения детьми этих видов творческого труда. Все особенности тесно связаны с индивидуальным сенсорным опытом малышей и сказываются на содержании работ. Так, за одно занятие, на котором детям предлагают нарисовать то, что они умеют, некоторые создают пять, семь и более изображений, причем не только простых, но и сложных, а другие ограничиваются одним-двумя изображениями.
Особенности подхода ребенка к изобразительному творчеству определяются и тем, какому содержанию он отдает предпочтение, какие предметы стремится отразить в рисунках, лепке, аппликации. Такие различия, как правило, проявляются достаточно отчетливо уже к пяти годам, когда дети овладевают основными формообразующими движениями, что, в свою очередь, позволяет им свободно выбирать тему. Некоторые дети с большим удовольствием изображают отдельные предметы. При этом они достаточно точно передают в рисунке не только основную форму предмета, но и его строение, отличительные особенности, характерные детали.
По-разному относятся дети и к передаче в рисунке цвета. Одни проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка. Для других детей цвет как бы не существует (особенно это характерно для малышей), они все решают одним тоном.
У некоторых детей очень рано появляются любимые цвета и оттенки, что сказывается при создании изображений.
Различается и манера исполнения рисунка: одни дети рисуют достаточно крупно, создают обобщенное изображение, лишенное деталей; у других предметы получаются маленькими, зато прорисовываются характерные особенности. Детали ребята также передают по- разному: одни обозначают их несколькими штрихами, другие стараются тщательно прорисовывать.
Индивидуальные различия между детьми обнаруживаются и в том, как они овладевают изобразительными умениями и навыками. Кто-то осваивает их легко, схватывая правильные приемы работы с первого показа, но таких деталей не много: большинству же требуются определенное время и упражнения. Есть малыши, которые нуждаются в систематическом длительном внимании и помощи педагога. Зато, овладев графическими навыками и умениями, они приобретают свободу действий и больше не чувствуют своей неумелости, отличающей их от товарищей и приносящей им огорчения.
Выявив различное отношение детей к изобразительной деятельности и разный уровень их требований к своим рисункам, педагог определяет индивидуальный подход. Советские ученые выделяли два его направления. Первый — предупреждение и устранение пробелов в усвоении детьми содержания, средств и способов деятельности (в данном случае изобразительной) и определение оптимального пути «выражения» отстающих с теми, кто хорошо освоил деятельность. Данное направление отличается демократичностью, так как позволяет уравнивать права детей на овладение тем или иным содержанием, не нивелируя вместе с тем индивидуальные черты их творчества. Второе направление заключается в углублении и расширении возможностей тех детей, которые проявили более высокие способности. Оно ставит целью формирование индивидуальности, своеобразия и тем не самым не позволяет уравнивать детей в изобразительной деятельности, придерживая их на некоем среднем уровне. Индивидуальные различия определяют и характер действий педагога по отношению к тому или иному ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...