«Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
презентация
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение им ело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма. Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны.
Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 546.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. В образовательной программе нашего учреждения задачи патриотического воспитания входят в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и включают в себя следующее содержание: Формирование и представление о малой родине; Воспитание патриотических и интернациональных чувств, любви к Родине. «Познавательно развитие» предполагает углубление представлений о нашей Родине- России, а также развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Задачи: Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Формирование бережного отношения к природе и всему живому; Воспитание уважения к труду; Развитие интереса к русским традициям и промыслам; Формирование элементарных знаний о правах человека; Расширение представлений о городах России; Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); Развитие чувства ответственности, гордости за достижения страны; Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Этапы патриотического воспитания дошкольников : предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно -эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Формы: создание развивающей среды по патриотическому воспитанию; тематические занятия; взаимодействие с родителями; взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал) Средства патриотического воспитания: окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания. Условия: комплексный подход; знание педагогом истории и культуры своего народа; правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности) ; тематическое построение материалов; совместная работа детского сада и семьи.
Рекомендации для педагогов Примерный перечень оборудования при построении уголка по патриотическому воспитанию в ДОУ. При создании предметно-игровой среды следует соблюдать санитарно-гигиенические, эстетические требования: все экспонаты должны быть размещены доступно для воспитанников, все представленные материалы должны быть достоверны и соответствовать возрастными особенностями детей, иметь эстетичный, красочный и привлекательный вид. Младший дошкольный возраст Альбом «Моя семья», «Как мы в садике живем», «Мы по городу идем» (достопримечательности города); Флаг России, Герб России; Тематические иллюстрации (или фото) боевой техники, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая. Предметы русской старины; Произведения русского народного творчества, художественные произведения по данной тематике. Предметы декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки и т. д.)
Старший дошкольный возраст Глобус, Физическая карта России, Политическая карта России, Флаг России, Герб России, Герб города Ярославля, Гимн России, Портрет президента РФ, Портрет Губернатора Ярославской области; Познавательные книги по патриотическому воспитанию и сменная экспозиция в соответствии с проходимой на занятиях темой; Произведения писателей России в соответствии с программой ДОУ; Произведения русского народного творчества для самостоятельного чтения и рассматривания; Альбомы: «Моя семья», «Мы по городу идем», «О великой отечественной войне» и т. д.; Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т. д.); 7. Предметы, иллюстрации, фотографии по теме «Русский быт»; 8. Кассеты с записью сказок и патриотических песен; 9. Игры по патриотическому воспитанию; 10. Атрибуты для с/р игр: фуражки, пилотки, бескозырки, накидки, плащи, воротники, ремни, бинокли, длинные юбки, платки, шали; 11. Элементы русского народного костюма, куклы в национальных костюмах.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В основу содержания программы положены духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и Отечеством. Программа содержит опыт ознакомления дошкольников (5–7 лет) с биографиями выдающихся исторических личностей и героев современности, чья жизнь является достойным примером для подражания. Цель программы – духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к отечественным ценностям и к культурному наследию родного края. Содержание программы реализуется в ходе образовательной деятельности, режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей через взаимодействие с родителями воспитанников. Виды деятельности, используемые при реализации программы, открывают широкие возможности использования развивающих ситуаций в процессе воспитания дошкольников. В приложении к программе даны примерные конспекты образовательной деятельности, пословицы и поговорки, сказки и рассказы. Программа адресована педагогам ДОО.
Духовно-нравственное воспитание детей осуществляется в процессе освоения ими всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО. Социально-коммуникативное развитие: воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу, к окружающим; воспитание уважения, взаимопонимания. Речевое развитие: формирование у детей представлений о роли слова в жизненных ситуациях (с помощью слова можно познакомиться, приласкать, согреть, обидеть); развитие у детей интереса к художественной литературе как к источнику духовно-нравственного опыта людей; побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок и рассказов на духовно-нравственные темы. Познавательное развитие: развитие у детей представлений о Родине, Отечестве и социокультурных ценностях нашего народа; формирование представлений о труде как основе жизни человека на земле. Художественно-эстетическое развитие: воспитание у детей эстетических и нравственных чувств посредством музыкальной и изобразительной деятельности. Физическое развитие: формирование у детей представления о физической силе как о способе защиты в опасных ситуациях и оказании посильной физической помощи окружающим. Т аким образом, разработка программы является актуальной и своевременной.
Программа «С чистым сердцем» имеет социально-педагогическую направленность, её содержание позволяет: сформировать у детей личный социальный опыт; развивать нравственные качества личности: трудолюбие, организованность, собранность, чувство долга и ответственность, сострадание и милосердие, честность, требовательность к себе, культуру общения и поведения, коммуникабельность; активно использовать образовательные возможности истории культурной среды города (района) для всестороннего развития личности, осознать необходимость включения нравственных добродетелей в построение собственной жизни; овладеть способами контроля своего поведения, состояния, чувств. В свою очередь, разнообразие видов деятельности, используемое в процессе реализации программы, открывает огромные возможности создания и использования развивающих ситуаций и решения ситуативных задач. Особенность программы «С чистым сердцем» в том, что она содержит оригинальный опыт ознакомления дошкольников (5–7 лет) с выдающимися земляками (историческими личностями и героями современности), и на их примере педагоги содействуют формированию представлений о добродетелях и потребности у детей в следовании хорошим нравственным примерам. Реализация данной программы в полной мере отвечает требованиям современных социокультурных условий воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Консультация для воспитателей...

«Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»...
Совет педагогов "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС"
Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина....

Консультация для педагогов "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС"
Растим маленьких патриотов...

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Педагогические условия организации деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию включают в себя следование принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность предлагае...

Консультация для воспитателей Тема: «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценнос...

«Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Это отношение ребенка к семье, к самым близким людям — к мат...