Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду
занимательные факты (старшая группа)
Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
1. Опыт : «Ветер – невидимка»
Вопросы к детям:
1. Знаете ли вы, что такое ветер? (Это движение воздуха)
2. Можно ли создать искусственный ветер? (Да, для этого нужно заставить воздух двигаться – помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, поиграть султанчиками).
3. Почему ветер называют невидимкой? (Ветер нельзя увидеть глазами, его можно только почувствовать).
4. Какой бывает ветер (сильный, слабый, холодный, злой, колючий, освежающий).
5. Как можно узнать, дует ли на улице ветер? (если веточки деревьев качаются, значит, ветер есть)
Игра «Ветер добрый, ветер злой»
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка – выручалочка. Она может превратить вас в кого угодно:
Чики – чики – чики – чикалочка,
Игра – превращалочка.
Вокруг себя повернитесь
И в деревья превратитесь!
(Дети превращаются в «деревья»)
Дети и воспитатель (вместе) :
Наши ноги – это корни,
Наше туловище – ствол,
Наши руки – это большие ветки,
Наши пальцы – это маленькие веточки!
Имитационная игра «Дерево»
Воспитатель:
Подул легкий ветерок – закачались маленькие, тоненькие веточки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками)
Усилился ветер – затрепетали, закачались большие веточки. (Дети шевелят кистями рук)
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветки деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону)
Но вот утих ветер. Отдыхают деревья от бури (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками)
Воспитатель (взмахивает палочкой). Пусть деревья станут ребятами.
2. «Опыт со снежинками».
Интересно наблюдать, как падают снежинки. То они опускаются медленно, мягкими хлопьями. То их гонит злой и колючий ветер. Тогда снежинки режут лицо до слез: от них хочется поскорее спрятаться, пока не утихнет непогода.
Поймай снежинку варежкой сухой и темного цвета. На темном фоне снежинку можно рассмотреть, а на сухой варежке она дольше не растает. С помощью лупы дети рассматривают снежинки. Правда, красивые? Вроде бы все похожи: у каждой шесть лучиков. А все – таки разные, двух одинаковых отыскать нельзя.
Подышите на снежинку – вмиг исчезла снежинка. Заблестела на этом месте крошечная капелька воды.
Вывод: Дыхание теплое, поэтому снежинка растаяла.
3. Опыт со снегом
Возьмите две одинаковые формочки. В одну насыть рыхлого снега. В другую формочку, снег постепенно насыпай и утрамбовывай, чтобы как можно больше вошло. Взвесь эти формочки на ладонях вытянутых рук. Какая тяжелее? Конечно, та, в которой больше снега. Внеси формочки со снегом в тепло. Продолжай наблюдать. Где скорее растаял снег? Где оказалось больше воды?
Вывод: Снег тает в тепле. Снег можно взвесить. Чем больше снега, тем больше воды
4. Опыт со снегом
Возьми чистое блюдце белого цвета и зачерпни им немного свежевыпавшего снега. Именно зачерпни. Накрой блюдце крышечкой. Занесите блюдце в детский сад. Снег растает. Что же мы видим? На дне блюдца лужица мутной воды, а по краям грязная каемка.
5. Опыт со снегом
Цель опыта – сравнить температуру под снегом и над снегом. Где теплее?
-Для чего, родная, снег зимой идет?
-Из него природа одеяльце ткет!
-Одеяльце, мама, а зачем оно?
-Без него земле бы стало холодно!
-А кому, родная, в ней тепло искать?
-Тем, кому придется зиму зимовать!
Семенам – малюткам, зернышкам хлебов,
Корешкам былинок, злаков и цветов!
А. А. Коринфский.
Выроем в снегу глубокую лунку с таким расчетом, чтобы в нее можно было положить уличный термометр. Забросаем термометр снегом и слегка разровняем холмик лопаткой. Через полчаса достанем термометр и быстро поставим фломастером точку на стекле в том месте, где кончается столбик. Повесим термометр на ветку дерева, под которым измеряли температуру. Через несколько минут посмотрим, что произошло с высотой столбика.
Помнишь ли ты сказку «Морозко» Там Настенька попала в гости к Морозу. Трудолюбивая девочка Деду Морозу постель стелить помогала: «Отогнула Настенька снеговую перину, а под ней травка зелененькая. Так было в сказке. А как на самом деле? Бывает ли живая трава под снежным одеялом? Раскопаем снег там, где росло много травы. Убедимся в том, снег для растений как шуба, от мороза спасает.
Вопросы:
1. Где теплее: на снегу или под снегом?
2. Почему под снегом трава зеленая?
6. Опыт : «Украсим елочку»
Алгоритм деятельности детей: налить воду в емкость (формочку) – растворить в ней краску понравившегося цвета – взять формочку, налить в нее окрашенную воду – опустить нитку, сложенную вдвое, ближе к краю формы – оставить на холоде. После замерзания на несколько секунд опустить дно формы в горячую воду и вынуть содержимое и украсить елочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду.
Кружок "Хочу всё знать". Презентация....
Консультация для воспитателей "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду".
Задачи,оборудование для опытно-экспериментальной деятельности....
«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потреб...
памятка "Как организовать опытно - экспериментальную деятельность в детском саду"
Памятка«Как организовать опытно -экспериментальную деятельность в детском саду»Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка треб...
Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»
"НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ""Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросыИ получать на них фактические ответы, оказываясьНа более высоком умственном и нравст...
«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...
Проведение опытно- экспериментальной деятельности в детском саду”
Консультация для воспитателей....