"Зачем нужны дорожные знаки. Почему знаки на дорогах разного цвета"
проект (старшая группа)

Акимова Елена Степановна
В результате проекта ребенок получит представления об истории возникновения дорожных знаков, научиться различать и называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении; применять дорожные знаки при моделировании дорожных ситуаций в игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proect_pdd.doc.docx206.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 68 «РОМАШКА»

Номинация «Лучший социальный проект»

(область «Социально - коммуникативное развитие»)

Проект по теме:

 «Зачем нужны дорожные знаки.

Почему знаки на дорогах разного цвета»

Автор проекта:

Дуган Дмитрий

Руководитель проекта:

воспитатель

Акимова Елена Степановна

г. Нижневартовск

Содержание

I.Аннотация…………………………………………………………3

II.Паспорт проекта…………………………………………………4

III.План работы…………………………………………………… 5

IV.Описание работы……………………………………………… 7

V.Конечный результат……………………………………………..10

VI.Список используемых ресурсов……………………………… 11

Приложение

  1. Аннотация

      С самого раннего детства ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идёт по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями.

Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни.  Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем. Нынешним детям предстоит жить при несравненно большой агрессии автомобильного движения, а потому с каждым днём всё сложнее обеспечить их безопасность.

    Формирование основ безопасного поведения детей    в детском саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является частью социально-коммуникативного развития. Дошкольное детство — начальный этап социальной жизни человека, и от того, будет ли успешным этот этап, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Знакомство с правилами дорожного движения, формирование у них навыков  правильного поведения на дороге  необходимо уже с дошкольного возраста, т.к. знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Представленный проект  предназначен для детей старшего дошкольного возраста, направлен на воспитание культуры поведения на улице, ознакомлении с дорожными знаками, способствующими воспитанию грамотного пешехода и пассажира.

 Проект имеет социальную направленность. Социальное развитие   осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит формирование ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями в разных видах детской деятельности, а также через участие в  шефской работе над детьми младшего и среднего дошкольного возраста по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на дороге.

В результате проекта ребенок получит представления об истории возникновения дорожных знаков, научиться различать и называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении; применять дорожные знаки при моделировании дорожных ситуаций в игровой деятельности.

Практическая значимость проекта заключается в том, что он может быть использован в работе с детьми для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»   по направлению  «Формирование основ безопасного поведения на улице».

2.Паспорт проекта

Тема проекта

«Зачем нужны дорожные знаки? Почему знаки на дорогах разного цвета?»

Образовательная область

Социально-коммуникативное развитие

Цель

 Расширение и уточнение представлений о дорожных знаках, способствующих воспитанию грамотного пешехода и пассажира; выработка  умений ориентироваться в окружающем пространстве улицы.

Задачи

  1. Познакомить с историей возникновения дорожных знаков, их цветовом обозначении;
  2. Расширять представления о дорожных знаках, их видах и назначении; учить действовать в соответствии с ними при моделировании дорожных ситуаций;  
  3. Развивать чувство ответственности  в процессе усвоения  и принятия правил безопасного поведения на дороге;
  4. Развивать навыки сотрудничества с подшефной группой   при ознакомлении детей младшего возраста с правилами безопасного поведения на дороге.

Вид проекта

Информационно-практический  проект

Сроки реализации

Средней продолжительности - 1 месяц.

Конечный результат (продукт)

 Макет дороги на магнитах для организации игровых дорожных ситуаций;

Оформление познавательного куба «Дорожные знаки»

3.План работы.

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Первый  этап 

- подготовительно – мотивационный этап

Подбор детской художественной литературы, игровых обучающих фильмов по ПДД

Подготовка познавательных презентаций  

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций

Оснащение уголка по ПДД развивающим материалом: различными видами транспорта, дорожными знаками; книжками – раскрасками «Здравствуй, друг, дорожный знак», настольно-печатными играми  и т.д.

Проблемная ситуация.  

Постановка вопросов для активизации деятельности ребенка.

Второй  этап 

- основной проблемно –деятельностный  этап.

Поиск информации о дорожных знаках и их назначении (рассматривание альбомов «Безопасность»,  целевая прогулка к регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам - знакомство с видами дорожных знаков)

Просмотр игровых обучающих фильмов «Дорожные приключения»

Поисковая деятельность (спросить у взрослого, посмотреть в книге, интернете):

- знакомство с историей появления дорожных знаков;

 - знакомство с особенностью цветового обозначения дорожных знаков (красный и синий)

Рассматривание иллюстраций с дорожными   ситуациями, подбор дорожного знака к ней -  закрепление дорожных знаков, их назначения

Работа с перфокартами «Дорожные знаки»

Моделирование дорожных знаков

Разгадывание ребусов «Что напутал художник?»

Игровая деятельность – разыгрывание ситуаций на макете дороги правильного и неправильного поведения на улице;

Продуктивная изобразительная деятельность – рисование дорожных знаков, подготовка деталей для создания магнитного панно «Улица города»;

изготовление листовок для родителей «»

участие в профилактической акции «Внимание, дети на дороге»

изготовление игр для подшефной группы «Собери машину», «Отгадай и покажи», «Чего не стало?», «Светофор»

Художественно-речевая деятельность – чтение художественных произведений; заучивание рифмованных правил дорожного движения;

Игра – инсценировка для подшефной группы

Третий этап – итоговый этап.

Создание магнитного панно «Улица города»

Презентация познавательного куба «Дорожные знаки».

        

4.Описание работы.

  1. Подготовительно – мотивационный этап.

В процессе проведения экскурсии к близлежащей к детскому саду дороге воспитатель знакомила детей с устройством проезжей части, дорожными знаками( пешеходный переход). Ребенок из группы рассказал, что когда он  ехал с папой на машине по городу, он видел другие дорожные знаки, но они были другого цвета (красного). Воспитатель спросила «А ты знаешь, что они обозначают?». Ребенок заинтересовался, тем какие дорожные знаки существуют и воспитатель предложила ему вместе найти ответы на его вопросы.

Вопросы для активизации детской деятельности:

  1. Для кого предназначены дорожные знаки?
  2. Когда и где появились дорожные знаки?
  3. Какие бывают дорожные знаки? Что они означают?
  4. Почему запрещающие дорожные знаки красного цвета?

2. Основной проблемно –   деятельностный  этап.

Мероприятия, проводимые  в рамках проекта:

1.  Целевые прогулки   по близлежащим улицам, где находится детский сад, к автобусной остановке, к проезжей части  с  регулируемым  и нерегулируемым пешеходным переходом – знакомство с разными видами дорожных знаков

2.Беседы на  темы:  «Что мы видели на улице?»; «Правила и безопасность дорожного движения»; «Улица полна неожиданностей»; «Безопасность на дорогах». 

3. Чтение художественной  литературы:

Носов Н. «Автомобиль»;

Михалков С. «Дядя Степа – милиционер», « Моя улица», « Велосипедист», «Дорожная сказка»;

Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный»;

Тарутин О. «Для чего нам светофор»;

Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;

Дугилов А. «Моя улица»; Загадки, стихи о транспорте, о дорожных знаках. 

В. Селярин «Запрещается-разрешается», сказки «Про человечка Делаю, как хочу».

4. Дидактические игры

«Дорожные знаки для пешехода », лото «Учись быть пешеходом », «Поставь дорожный знак », « Наша улица»,  « Моделируемые знаки », « Загадай отгадку, покажи отгадку », «Лабиринт », «К своим знакам».

5.Продуктивные виды деятельности:

«Моя улица» - конструирование; «Улица города» - рисование; «Дорожные знаки» - рисование; «На нашей улице» - аппликация; «Светофор» - аппликация, лепка;

изготовление   дорожных знаков для детей подшефной  группы.

6. Поисково-познавательная деятельность (совместно с воспитателем): познавательная презентация «Когда появились первые дорожные знаки» (воспитатель вместе с ребенком  просматривают презентацию, ребенок знакомится с тем, что первые дорожные знаки появились с возникновением дорог. Для обозначения маршрута путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы. Позднее стали придавать придорожным сооружениям конкретные формы, чтобы выделить их на фоне окружающего пейзажа. С этой целью вдоль дорог стали ставить скульптуры. Затем на камнях стали делать надписи, обычно писали название города, деревни, в которую ведёт дорога. Самые первые дорожные указатели  - в виде столбов появились в Древнем Риме. Вдоль главных дорог в Риме ставили столбы, на которых отмечали расстояние. Эти дорожные указатели позднее стали использоваться во многих странах, в том числе и в России. На дорогах   устанавливали столбы, крашенные в чёрные и белые полоски, обеспечивавшие лучшую их видимость в любое время суток. На них  указывали расстояние, название местности.  Этого было вполне достаточно, пока не появились автомобили. Вот тут уже знаки для водителей и пешеходов, дающие им необходимую информацию, стали просто необходимы.
Специальный Конгресс собрался по поводу знаков на дорогах. И решено было сделать их во всем мире едиными. Только как? Если в разных странах люди разговаривают на разных языках? И  все страны договорились, что на дорожных знаках нужно изображать символы, а не буквы писать.  
Первыми были введены  четыре дорожных знака: «Неровная дорога», «Пересечение равнозначных дорог», «Опасный поворот» и «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».  
История дорожных знаковИстория дорожных знаков

Форма первых дорожных знаков  была круглой, цвет их не имел никакого значения. Постепенно появлялись новые дорожные знаки, они были разделены  на группы, приобрели разную форму в соответствии со своим предназначением, а также стали иметь строго определенную расцветку.

7. Поисково-познавательная деятельность (совместно с родителями):

«Виды современных дорожных знаков»  -знакомство с разными группами дорожных знаков, их назначении через рассматривание альбомов, энциклопедий для детей, чтение художественной литературы.  Подбор дорожных знаков по группам. Оформление познавательного куба «Дорожные знаки».

8. Поисково-познавательная деятельность (совместно с воспитателями):

«Для кого предназначены дорожные знаки?» - рассматривание и обсуждение назначения дорожных знаков. Выделение дорожных знаков с информацией для пешеходов, для водителей. По результатам составляется классификационная таблица «Дорожные знаки для пешеходов и для водителей»

Дорожные знаки для пешеходов

Дорожные знаки для водителей

«Пешеходный переход» 

«Подземный пешеходный переход» 

«Место остановки автобуса»  «Велосипедная дорожка» 

 «Пешеходная дорожка»   

«Въезд запрещен

«Движение на велосипедах запрещено» 

«Внимание, Дети» 

«Движение пешеходов запрещено» 

Предупреждающие знаки 

("Железнодорожный переезд со шлагбаумом", "Разводной мост", "Опасный поворот", "Скользкая дорога" и др.)

Знаки приоритета

 (Главная дорога, Уступите дорогу и др.)

Запрещающие дорожные знаки

 ( Въезд запрещен, Движение запрещено, Поворот запрещен, Обгон запрещен и др.).

Предписывающие знаки

(Движение прямо, Движение направо, Движение налево, Круговое движение и др.)

Информационные знаки и знаки сервиса

(Парковка, Подземный пешеходный переход,  Тупик, Пункт медицинской помощи, Больница, Автозаправочная станция, Телефон и др.)

8. Поисково-познавательная деятельность (совместно с родителями):

Совместно с родителями  дома ребенок собирает информацию через  Интернет о том «Почему запрещающие дорожные знаки красного цвета?» - в ходе поиска информации ребенок узнает о том, что известный ученый И.Ньютон изучал цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), проводил с ними опыты. Он определил, что лучи красного цвета самые длинные.

А поэтому водители издалека могут заметить дорожный знак красного цвета или красный цвет светофора, и вовремя  успеет выполнить указания дорожного знака, светофора, чтобы избежать неприятных происшествий.

9. Просмотр игровых обучающих фильмов «Дорожные приключения» (совместно с воспитателем)  - совместно с воспитателем обсуждаются правильное и неправильное  действия персонажей в разных дорожных ситуациях.

10.Практическая продуктивная деятельность (совместно с воспитателем и родителями) – изготовление   магнитного панно «Улица города» (вырезание деталей разметки проезжей части, участников дорожного движения (автомобили, пешеходы), дорожных знаков, домом, деревьев и др.) для проведения игровых обучающих ситуаций.

11.Шефская работа  (совместно с воспитателем)  - знакомство детей средней группы  с играми, изготовленными вместе  с воспитателем, загадывание загадок по ПДД, игры на магнитном панно  «Улица города».  

3. Итоговый этап.

Итогом реализации проекта является представление для детей группы, подшефной группы магнитного панно «Улица города», познавательного куба  «Дорожные знаки »изготовленного совместно с воспитателем и родителями ребенка.

V. Конечный  результат

Результатом проекта является изготовление магнитного панно «Улица города»,  познавательного куба  «Дорожные знаки» и проведение с помощью них  игровых  обучающих дорожных ситуаций с детьми группы, а также с подшефной группой (средний дошкольный возраст).

 

Магнитное панно «Улица города»

20160311_133549

В процессе проведения  игровых  обучающих дорожных ситуаций с помощью данного панно и познавательного куба  ребенок:

  • получит  представления об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения;
  • усвоит  значения дорожных знаков, научится понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
  • научится практически применять полученные знания в дорожных ситуациях

VI. Список используемых ресурсов

  1. Бабина Р.П. Занимательная дорожная азбука. Учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: АСТ, 1997
  2. Бабина Р.П. Азбука дорожной безопасности. Учебное пособие. - М.: АСТ, 1997
  3. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие. - М.: АСТ, 1997
  4. О.В.Калашникова «Путешествие в страну дорожных знаков и сказок», изд. «Учитель», Волгоград, 2006г.
  5. Н.К.Клочанов «Дорога, ребёнок, безопасность», методическое пособие для воспитателей, учителей начальных классов, изд. Ростов-на-Дону, 2007г.
  6.  Н.В.Ковалёва «Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения», изд. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007г.
  7.  Е.А.Козловская «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младших школьников», УМП, изд. «Третий Рим», Москва. 2007г.
  8. Г.П.Шалаева «Дорожные знаки для маленьких пешеходов», изд. «Эксмо», Москва, 2007г.

Интернет – источники:

http://lols.ru/interesnoe/36516-pdd-v-rifmax-i-stixax-18-foto.html

http://novaya-beresta.ru/publ/biblioteka/zagadki/zagadki_pro_dorozhnye_znaki/19-1-0-858

http://www.kakprosto.ru/kak-869844-kak-poyavilsya-pervyy-dorozhnyy-znak#ixzz42n97uirp

http://infourok.ru/pedagogicheskiy-proekt-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya-azbuka-dorozhnih-nauk-948371.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность Образовательная область « Безопасность» Тема: «ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ?»

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Зачем нужны дорожные знаки?"...

Досуг в старшей группе "Зачем нужны дорожные знаки"

С каждым годом увеличивается интенсивность движения транспорта на улицах. Знание правил дорожного движения и  дорожных знаков является залогом безопасности детей....

НОД по ПДД в средней группе «Зачем нужны дорожные знаки?»

Дошкольникам о правилах поведения на улице. НОД по ПДД в средней группе «Зачем нужны дорожные знаки?»(средняя группа)Программное содержание. Закреплять знания детей о правилах поведения на улице; о до...

Зачем нужны дорожные знаки

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по правилам дорожного движения....

«Безопасность на дороге. Зачем нужны дорожные знаки»

Ознакомление детей с правилами дорожного движения, дорожными знаками и правилами безопасного поведения на дороге....

Проект "Зачем нужны дорожные знаки.Почему знаки на дорогах разного цвета"

    С самого раннего детства ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идёт по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транс...

«Безопасные дороги. Зачем нужны дорожные знаки»

1. Знакомство с правилами дорожного движения, дорожными знаками и их назначением. Учить различать запрещающие и предупреждающие знаки сервиса. Закрепить знания о правилах безопасного поведения на доро...