Статья "Раз словечко, два словечко..."
статья (младшая группа)

Мещерякова Ольга Владимировна

Статья по развитию речи младших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО…»

Мещерякова Ольга Владимировна, Коршунова Клавдия Владимировна

МДОУ «Детский сад «Капелька» пгт.Заполярный Надымского района

В современном мире компьютер и телевидение заменяет детям живое общение, все чаще и чаще эта тенденция постоянно увеличивается. Вследствие чего неуклонно растет количество детей с несформированной связной речью. Именно поэтому развитие речи становится актуальной проблемой в нашем обществе.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько задач речевого развития:

- овладение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-  развитие речевого творчества;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

Младший дошкольный возраст – благоприятный период для развития речи детей. Речевая активность детей значительно возрастает, увеличивается запас активного словаря в данном возрасте.

Усвоение звуковой системы родного языка происходит к четырем годам, если создано благоприятное речевое общение в семье (правильное звукопроизношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи в общении со взрослыми, в семье, в детском коллективе.

Во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи дети младшего дошкольного возраста нуждаются очень остро.

Осознано воспринимать окружающий мир, является средством общения-  конечно же речь. Не получая в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, дети с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.

Дети младшего дошкольного возраста, живущие в малых населенных пунктах, не получают полноценного социокультурного общения, так как для этого возраста отсутствуют организация дополнительного образования.

В дошкольных учреждениях коррекционная работа с детьми с нарушениями речи проводится с 4-х летнего возраста. А что же делать малышам с 3-х летнего возраста? Ведь это самый сензитивный период для развития речи. В дошкольных учреждения проводится развитие речи и ознакомление с окружающим и предметным миром (НОД), театрализованная деятельность, исследовательская деятельность, разные виды игровой деятельности -1 раз в неделю, но этого недостаточно для полноценного развития связной речи детей в данный возрастной период. Поэтому мы решили использовать разнообразные приемы направленные на развитие речи младших дошкольников в разных режимных моментах.

В начале учебного года, проведя первичную диагностику «Освоения образовательной программы ДОУ по образовательным областям», которая показала низкий уровень в освоении речевого развития детей 3-х лет. Поэтому мы поставили перед собой следующие задачи:

• формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;

• обогащать активный и пассивный словарь детей;

• развивать связную речь, грамматический строй речи;

•воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;

• повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей в семье.

Ежедневно используем приемы с детьми:

-артикуляционная гимнастика- в утренние часы перед НОД с использованием ИКТ и после сна перед зеркалом во время умывания;

 - пальчиковая гимнастика- перед каждым групповым мытьём рук;

- чтение художественной литературы с использованием различных видов театра, аудиосказок, ИКтехнологии;

-подвижные, хороводные, музыкальные игры с текстом- перед дневным и вечерним приемом пищи.

Но в стороне от проектной деятельности группы не остаются и родители:

- в начале года проведено анкетирование «Как говорит ваш ребенок»;

- в течение года проведена серия консультаций на тему: «Речь детей младшего дошкольного возраста»;

- предложено закреплять дома полученные в детском саду знаний и умений по данной теме.

В результате проведенной работы отмечено:

- у детей увеличился словарный запас, улучшилось звукопроизношение;

- активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

Благодаря проведенным вышеперечисленным мероприятиям в группе к концу года «неговорящих» детей нет (диагностика «Освоения образовательной программы ДОУ по образовательным областям»).

Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html 

2. От рождения до школы. Примерная основная общеоразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы и др. – М.: Мозаика-синтез, 2016.

3. Гербова В. ВРазвитие речи в детском саду. 3-4 года. Наглядное пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

4. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. – М.: Ювента, 2016.

5. Невская В. П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-дефектологов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

6. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 3-4 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Вентана-Граф, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО

СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»

Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...

Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."

Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного  возраста....

"Раз-словечко, два-словечко"

В статье представлены рекомендации  для родителей по развитию речи детей...

Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."

На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений  у детей раннего возраста. Представленная ...

Буклет "Раз словечко, два словечко..."

Памятка для родителей....

Проект "Раз словечко, два словечко ..."

Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...