Статья "Раз словечко, два словечко..."
статья (младшая группа)
Статья по развитию речи младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Раз словечко, два словечко..." | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО…»
Мещерякова Ольга Владимировна, Коршунова Клавдия Владимировна
МДОУ «Детский сад «Капелька» пгт.Заполярный Надымского района
В современном мире компьютер и телевидение заменяет детям живое общение, все чаще и чаще эта тенденция постоянно увеличивается. Вследствие чего неуклонно растет количество детей с несформированной связной речью. Именно поэтому развитие речи становится актуальной проблемой в нашем обществе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько задач речевого развития:
- овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
Младший дошкольный возраст – благоприятный период для развития речи детей. Речевая активность детей значительно возрастает, увеличивается запас активного словаря в данном возрасте.
Усвоение звуковой системы родного языка происходит к четырем годам, если создано благоприятное речевое общение в семье (правильное звукопроизношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи в общении со взрослыми, в семье, в детском коллективе.
Во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи дети младшего дошкольного возраста нуждаются очень остро.
Осознано воспринимать окружающий мир, является средством общения- конечно же речь. Не получая в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, дети с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.
Дети младшего дошкольного возраста, живущие в малых населенных пунктах, не получают полноценного социокультурного общения, так как для этого возраста отсутствуют организация дополнительного образования.
В дошкольных учреждениях коррекционная работа с детьми с нарушениями речи проводится с 4-х летнего возраста. А что же делать малышам с 3-х летнего возраста? Ведь это самый сензитивный период для развития речи. В дошкольных учреждения проводится развитие речи и ознакомление с окружающим и предметным миром (НОД), театрализованная деятельность, исследовательская деятельность, разные виды игровой деятельности -1 раз в неделю, но этого недостаточно для полноценного развития связной речи детей в данный возрастной период. Поэтому мы решили использовать разнообразные приемы направленные на развитие речи младших дошкольников в разных режимных моментах.
В начале учебного года, проведя первичную диагностику «Освоения образовательной программы ДОУ по образовательным областям», которая показала низкий уровень в освоении речевого развития детей 3-х лет. Поэтому мы поставили перед собой следующие задачи:
• формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
• обогащать активный и пассивный словарь детей;
• развивать связную речь, грамматический строй речи;
•воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
• повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей в семье.
Ежедневно используем приемы с детьми:
-артикуляционная гимнастика- в утренние часы перед НОД с использованием ИКТ и после сна перед зеркалом во время умывания;
- пальчиковая гимнастика- перед каждым групповым мытьём рук;
- чтение художественной литературы с использованием различных видов театра, аудиосказок, ИКтехнологии;
-подвижные, хороводные, музыкальные игры с текстом- перед дневным и вечерним приемом пищи.
Но в стороне от проектной деятельности группы не остаются и родители:
- в начале года проведено анкетирование «Как говорит ваш ребенок»;
- в течение года проведена серия консультаций на тему: «Речь детей младшего дошкольного возраста»;
- предложено закреплять дома полученные в детском саду знаний и умений по данной теме.
В результате проведенной работы отмечено:
- у детей увеличился словарный запас, улучшилось звукопроизношение;
- активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
Благодаря проведенным вышеперечисленным мероприятиям в группе к концу года «неговорящих» детей нет (диагностика «Освоения образовательной программы ДОУ по образовательным областям»).
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. От рождения до школы. Примерная основная общеоразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы и др. – М.: Мозаика-синтез, 2016.
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. 3-4 года. Наглядное пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
4. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. – М.: Ювента, 2016.
5. Невская В. П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-дефектологов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
6. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 3-4 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Вентана-Граф, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО
СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»
Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...
Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."
Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста....
"Раз-словечко, два-словечко"
В статье представлены рекомендации для родителей по развитию речи детей...
Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."
На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста. Представленная ...
Буклет "Раз словечко, два словечко..."
Памятка для родителей....
Проект "Раз словечко, два словечко ..."
Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...