Статья на тему: «Театрализованная деятельность в ДОУ»
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Москва»
Управления делами Президента РФ
Статья на тему:
«Театрализованная деятельность в ДОУ»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Амбросимова Н.В..
Ессентуки, 2022.
Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их основные интересы и переживания. Одной из разновидностей игр, которая помогает ребенку примерить на себя всевозможные образы и роли, является театрализованная игра. Путешествие с дошкольниками в волшебный мир театра позволит педагогам максимально раскрыть развивающий потенциал театрализованной деятельности. Кукольный театр – первое приобщение дошкольников к миру искусства и импровизации. В ожидании кукольного представления в глазах воспитанников загораются искорки, слышится веселый смех, детские сердца наполняются радостью в предвкушении чуда. Ведь кукла, «ожившая» в руках взрослого, таит в себе маленькое волшебство, она незаменимый помощник в деле воспитания и обучения дошкольников. Если взрослый общается с ребенком с помощью куклы, малыш, как губка, впитывает каждое слово.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
Использование театрализованной деятельности в системе обучения детей в ДОУ, позволяет педагогам решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и развитием движений.
Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Основная цель данной работы – развитие творческих способностей, интеллектуальных и личностных качеств детей, формирование культурных ценностей средствами театрализованного искусства.
Определены следующие задачи:
- воспитание у дошкольников устойчивого интереса к театрализованной деятельности;
- развитие монологической и диалогической речи, совершенствование интонационной выразительности, активизация и обогащение словаря;
- развитие навыков коммуникативного общения и игрового взаимодействия в театрализованных играх;
- поэтапное освоение детьми различных видов театра с учетом их возрастных особенностей;
- знакомство с правилами кукловождения, развитие умения соотносить движение куклы и слова;
- совершенствование исполнительских умений в создании художественного образа с использованием игровых, песенных и танцевальных импровизаций.
Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Театрализованная игра является средством обеспечения эмоционального благополучия дошкольников, развивает способность сопереживать, сочувствовать персонажам, поступкам, действиям, способствует усвоению литературного текста, накоплению знаний об окружающей действительности, знакомству с социальным и природным миром. Данные игры интегрированы с другими видами детской деятельности: изобразительной, художественно-речевой, музыкальной и двигательной.
Дошкольники передают образы героев в лепке, аппликации, рисунках, конструировании, постигают азы актерского мастерства с помощью мимики, пантомимы, интонации, ритма, дикции и движений. Эталоном для подражания, безусловно, должен быть педагог, ведь от его умений выразительно читать, передавать интонацию, характерную мимику, жесты зависит, в какой степени ребенок овладеет средствами выразительности.
Основные требования к организации театрализованных игр:
- мотивация к включению детей в театрализованную деятельность;
- доступность, содержательность и разнообразие театрализованных игр;
- использование в играх-драматизациях знакомого литературного материала;
- создание предметно-развивающей среды в группах в соответствии с возрастом воспитанников;
- обеспечение индивидуальной поддержки детей по ходу формирования навыков игры с куклой и ролевого воплощения образов.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.
Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
В младших группах проводятся обычно простейшие игры: импровизации «Курочка и цыплята», «Кошка и котята», используются народные потешки и песенки, стихотворения А.Барто, русские народные сказки «Репка», «Колобок». В коротких этюдах дети учатся простейшим способам владения театрализованной игрушкой, ведения ее по столу, меняя направление. Подобные игры способствуют развитию речи, внимания, воображения, памяти, координации и мимики.
В средних группах детям предлагаются обучающие упражнения, сочетающие в момент воплощения сказочного образа движения и слова, драматизация простейших сказок.
Овладеть средствами интонационной выразительности старшим дошкольникам помогут специальные упражнения на произношение слов, фраз и предложений с выражением удивления, вопроса, восторга, грусти, страха, составляются ролевые диалоги. Дети с помощью жестов учатся передавать ощущения «горячо», «холодно», «больно», а также различные действия: вяжет, моет посуду, катает снежный ком, топит печь.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена также на то, чтобы дать им представление о театре как о виде искусства. Пополнить словарный запас воспитанников такими словами, как «афиша», «декорация», «премьера», «кулисы», «грим».
Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте, и сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Таким образом, мы пришли к выводу, что театр в дошкольном детстве занимает особое место в образовательном процессе. При организации игр -театрализации необходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ. Поэтому каждый педагог в направлении театральной деятельности может поставить перед собой такую цель - сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.
Пусть с нашего доброго начала театральные действия и полюбившиеся сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
жизненной тропой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект (статья) на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития связной и выразительной речи, формирования коммуникативных навыков у детей-дошкольников».
«Театрализованная деятельность в детском садукак средство развитиясвязной и выразительной речи, форм...
Статья на тему: "Театрализованная деятельность у дошкольников как вид арт-терапии"
Статья на тему: "Театрализованная деятельность у дошкольников, как вид арт-терапии" содержит в себе такие вопросы:-понятие "арт-терапия"-разработка данной темы в отечественной и зарубежной науке-мой о...
Статья на тему: "Театрализованная деятельность как эффективное средство социализации детей старшего дошкольного возраста"
Таетрализованная деятельность дает детям необходимую гамму переживаний, вызывая добрые и серьезные чувства, поможет научить добру и справедливости. Любая театрализвция ориентирована на социально-педаг...
Статья на тему: «Театрализованная деятельность с детьми раннего возраста»
С О Д Е Р Ж А Н И Е Введение……………………………………………………&helli...
Статья на тему: "Театрализованная деятельность в ДОО"
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, и всяку...
Статья на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду».
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №54 комбинированного вида Красносельского районаг. Санкт-Петербург. Выполнил воспитатель: Бондаренко Елена Евгеньев...