Проект «Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы через нетрадиционные техники рисования»
методическая разработка (подготовительная группа)

Пахомова Лариса Борисовна

Проект

 

«Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы через нетрадиционные техники рисования»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы через нетрадиционные техники рисования»

 

  Составила:

воспитатель

 Пахомова Лариса Борисовна 

2022г

Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.

Задачи:

1. Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.

2. Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.

3. Формировать целостную картину мира;

4. Расширять кругозор детей;

5. Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Тип проекта: творческий.

По содержанию: детское творчество.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: март - апрель

 Основные принципы развития детского творчества:

* Принцип поэтапности (от простого к сложному)

* Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)

* Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)

* Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)

Формы работы с детьми.

* Дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.

* Чтение загадок.

* Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.

* Чтение художественной литературы.

* Тестовые задания (дорисовывание кругов).

* Беседы.

* Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изо технологии.

Формы работы с родителями.

* Консультации.

* Беседы.

* Наглядная информация: буклеты, памятки.

* Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).

* Участие в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Основное содержание и методы реализации проекта.

Дополнительные стимулы:

1.Игра является основным видом деятельности детей.

2.Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.

3.Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

4.Музыкальное сопровождение.

5.Эмоциональное объяснение способов действий и показ приемов изображения

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный

2.Практический

3.Заключительный. Выставка детских работ.

Ресурсное обеспечение проекта

1.программно-методическое обеспечение;

2.развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;

3.взаимодействие всех участников педагогического процесса;

4.система взаимодействия с родителями;

5.система мониторинга.

Факторы, способствующие реализации проекта:

* необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя;

* наличие учебно-методического комплекта для реализации программных задач на занятии;

* специально оборудованная развивающая среда в группе.

Факторы, препятствующие реализации проекта:

· нерегулярное посещение НОД детьми;

отсутствие систематизации этапов, методов и приемов работы.

Формы подведения итогов в конце года реализации проекта

-Проведение выставок детских работ

-Проведение открытого мероприятия

Практическая значимость проекта.

  • Участие в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном уровне.
  • Обобщение опыта работы по теме на муниципальном уровне и распространение в образовательных организациях района.
  • Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития творческих способностей дошкольников.
  • Оказание помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное развитие».

Методическое обеспечение:

  1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
  2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
  3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
  4. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
  5. С. В. Погодина «Погодина Шаг в искусство. Методические рекомендации по реализации программы»-Вако 2016
  1. Т.А. Цквитария.Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия
  2. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина 2010г.
  1. .Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  1. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
  1. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
  1. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с

 

Актуальность

Опыт работы по развитию способностей дошкольников в изобразительной деятельности свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, эмоционально разыграть сценку, а вот понять, что такое красота и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно мечтать, но этому можно и научить.

Необходимым является использование методов и приемов, побуждающих ребенка вносить в рисунок настроение и давать изображению эмоциональные характеристики. Тогда перед ним обязательно возникает проблема изобразительных средств: а как, с помощью чего можно изобразить настроение? Предлагаю детям самим сформулировать подобный вопрос. Использую возможность натолкнуть ребенка на постановку проблемы и подсказать ее возможное решение. В любом случае важно, чтобы использование изобразительных средств было увязано с художественной задачей. Если же средства сами по себе, а задача сама по себе, это не художественное развитие, а профанация обучения.

Следует заметить, что не каждый ребенок может поставить перед собой художественную задачу. Для этого у него должно быть сформировано некоторое видение мира. Развитие художественного видения и есть главная задача художественного воспитания. Для выполнения этой задачи недостаточно регламентированных занятий, проводимых со старшими дошкольниками в детском саду. Нужно использовать все время пребывания ребенка в детском саду, чтобы обращать его внимание на то, что его окружает: на предметы, на явления природы, на людей. Например, экскурсия с детьми в парк. Вокруг много деревьев, но все они разные. Одно дерево веселое, другое – грустное, третье – задумчивое. Какое дерево самое грустное? Почему?

Воспитатель предлагает детям угадать, придумать объяснения. Затем детям предлагается нарисовать дерево или целый парк, но деревья должны быть с разными настроениями. Этому творческому процессу могут способствовать нетрадиционные техники рисования, которые доставляют детям много положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Краски, художественные материалы служат для обогащения чувственного опыта ребенка.

Ребенок, сам того не замечая, учится использовать разнообразные изобразительные средства в своей творческой деятельности, как бы играя. Такую игру можно наполнить дидактическим содержанием. Например, используя технику монотипии изображать не предметы, а просто настроение: "что-то зимнее", "что-то грустное", "осеннее" и т.п. Дети хорошо справляются с такими "абстрактными" заданиями. Затем, в какой-то момент ребенку необходимо предложить выбрать материал для рисования – то, что с его точки зрения лучше всего подойдет для решения определенной темы. Можно прочесть детям стихотворные строки Андрея Усачева:

Художник хочет рисовать.

Пусть не дают ему тетрадь…

На то художник и художник-

Рисует он, где только может…

Поэтическую мысль поэта можно развить. Художник рисует не только где может, но и чем может.

Изобразительная деятельность – один из немногих художественных занятий, где ребенок творит сам. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир дошкольника. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий невидимое видимым.

Используя нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности, ребенок не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Нетрадиционные техники рисования подготовительная группа (5-7 лет)

1.Монотипия пейзажная.

2.Рисование зубной щеткой.

3.Набрызг.

4.Кляксография с трубочкой.

5.Фотокопия – рисование свечой.

6.Рисование нитками.

7.Рисование солью.

8.Пластилинография.

Виды и техники нетрадиционного рисования

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

* Монотипия.

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

* Рисование методом тычка техника «Сухая кисть» графический приём в изобразительном искусстве. Основой этой техники является нанесение краски, малонасыщенной связующими веществами, с помощью кисти на фактурную поверхность

Для этого метода достаточно взять жескую кисть. Опускаем в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу.  Кисть будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

* Кляксография.

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.

* Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

* Граттаж.

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

* Ниткография.

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

* Пластилин графия.

Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

Разрисовка маленьких камешков.

Роспись морских камешек очень интересна и забавна. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать. Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок или клубничка. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками.

* Учимся делать фон.

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

«Эбру» очень красивая техника рисования на воде. для создания рисунка может использоваться шило, кисти с жёсткой щетиной, гребни.

Перспективный план работы

Месяц

Тема

Работа с родителями

Работа с детьми

Март

Консультация на тему: «Правила для родителей по развитию художественных способностей ребёнка»

 Рисование пуантилизм

Март

«Снежинка»

Памятка для родителей «Учим ребёнка рисовать»

Рисование клеем ПВА и солью

Март

« Ель

покрытая снегом»

Памятка для родителей «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребёнок?»

Рисование набрызг

Март

«Маки»

Памятка для родителей «Развитие детской фантазии»

 Рисование монотипия

Апрель

«Ёжик»

Памятка для родителей: «Организация продуктивной деятельности в домашних условиях»

Техника рисования тычок жёсткой кистью

Апрель

«Цветы в вазе»

 Консультация на тему: «Активизация образного мышления»

Рисование кляксография с трубочкой

Апрель

«Ракета в космосе»

Консультация на тему: «Что рисует ваш ребёнок»

Рисование граттаж

Апрель

«Волшебные цветы»

Консультация на тему: «Тест рисунок семьи»

Рисование «Эбру»

Приложение 2.

Диагностика уровня творческого развития.

Задание на дорисовывание пяти кругов.

Детям выдаются альбомные листы бумаги с нарисованными на них кругами одинаковой величины (диаметром 5 см). Предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их так, чтобы получилось красиво. Задания должны в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг), отразить уровень богатства впечатлений, сложность творческого процесса, уровень развития воображения.

Выполнение этого задания оценивается по следующим критериям:

1. Продуктивность - количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет количество баллов, полученное ребенком. Так, если в образы оформились все пять кругов, то выставляется оценка 5, если 4, то 4, и т. д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволит определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы в целом.

 2. Разработанность образа -  этот критерий определяет полноту и разнообразие выделенных ребёнком и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых предметов и оценивается по трёхбалльной шкале.

1 балл - дорисовывание с передачей одного признака (либо дорисовывание, либо закрашивание);

2 балла - дорисовывание с передачей нескольких (2-3) признаков;

3 балла - дорисовывание с передачей более трех признаков.

К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.

3.Оригинальность:

Оценка «3» — высокий уровень — ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов .

Оценка «2» — средний уровень — ставится тем детям, которые наделили образным значением все или почти все круги, но допустили практически буквальное повторение.

Оценка «1» — низкий балл — ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

4.Качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания), использование цвета в дорисовывании и раскрашивании изображений может быть оценено по 3-балльной системе.

1 балл — использование при закрашивании 1—2 цветов;

2 балла — использование в рисунках в целом 3—4 цветов;

3 балла — использование при передаче образов более 4 цветов, выразительное решение в целом.

Подсчитывается общее количество баллов, полученное каждым ребенком, всеми детьми группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делится на количество детей в ней).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Ум ребенка – на кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийСпособность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоиз...

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».«Истоки способностей и дарования детей – на ...

Опыт работы. " Развитие художественно творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования пластилинографию."

Опыт работы формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Тополек". Работа осуществлялась 2 года, в рамках работы кружка " Пластилиновый мир".  Реа...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Нетрадиционные техники позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес к учебным мероприятиям. На занятиях по художественному творчеству, дети должны получать не только знания и навыки, а такж...

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

План работы по самообразованию воспитателя средней группы на 2021-2022 год. Тема «Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования»

laquo;Развитие  творческих  способностей у детей  среднего возраста через  нетрадиционные техники рисования»«Истоки  способностей и дарования детей – на кон...

Проект «Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы через нетрадиционные техники рисования»

Проект «Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы через нетрадиционные техники рисования»...