Проект "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры"
проект
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_istoki_kultury.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Приобщение дошкольников к истокам
народной культуры»
Актуальность проекта:
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Сроки реализации: с сентября 2019 г. по апрель 2020 г.
Цель развитие творческих и познавательных способностей у взрослых и детей посредством приобщения к народной культуре.
Задачи:
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, попевках, обрядах.
- Познакомить детей с традициями и включать их в детскую жизнь.
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детском саду уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Разделы проекта:
- Работа с детьми
- Работа с родителями
Участники: дети с 3 до 7 лет, воспитатели, сурдопедагоги, логопед, музыкальный руководитель, родители.
Календарно-тематический план
Название раздела, мероприятия | Время проведения | Ответственные |
РАБОТА С ДЕТЬМИ | ||
Беседы, рассматривание иллюстраций, дидактического материала | ||
«Знакомство с родным краем» | Сентябрь 2019 г. | Воспитатели групп 4 и 5 г.о. |
Знакомство с декоративно-прикладным искусством русского и хантыйского народа | Октябрь 2019 г. | Воспитатели групп 3, 4 и 5 г.о. |
Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен. | Ноябрь 2019 | воспитатели, сурдопедагоги, логопед, музыкальный руководитель |
«Какова пряха - такова на ней и рубаха» (история русского народного костюма) | Январь 2020 | Воспитатели групп 3, 4 и 5 г.о. |
«Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни) | Февраль 2020 г. | Воспитатели групп 3, 4 и 5 г.о. |
Художественное творчество | ||
Рисование «Русская матрешка» | Сентябрь 2019 г. | Воспитатели всех групп |
«Укрась матрешку» (мастер-класс выход в библиотеку №2) | Октябрь 2019 г. | Воспитатели групп 3, 4 и 5 г.о. |
Лепка «Дымковская игрушка» | Ноябрь 2019 | Воспитатели групп 3, 4 и 5 г.о. |
Рисование «Конь вороной, золотая грива» | Декабрь 2019 г. | Воспитатели групп 3, 4 и 5 г.о. |
Аппликация «Укрась тарелку» (русский и хантыйский орнамент | Январь 2020 | |
Аппликация «Укрась наряд» | Февраль 2020 г. | Воспитатели групп 3, 4 и 5 г.о. |
Лепка «Скатерть-самобранка»(лепка блюд народной кухни) | Март 2020 | Воспитатели групп 3, 4 и 5 г.о. |
Проведение праздников и развлечений | ||
«Осенины» | Сентябрь 2020 | воспитатели, сурдопедагоги, музыкальный руководитель |
«Приходила Коляда» | Январь 2020 г. | воспитатели, сурдопедагоги, логопед, музыкальный руководитель, родители |
«Широкая Масленица» | Февраль 2020 г | воспитатели, музыкальный руководитель, |
«Вурна Хатл» (Вороний день по-хантыйски. Праздник совместно с библиотекой 2» | Март 2020 | воспитатели, БИС |
«Радуга традиций» | Апрель 2020 г. | воспитатели, сурдопедагоги, логопед, музыкальный руководитель, родители |
Подвижные народные игры | ||
«Ходит Ваня» | Сентябрь-октябрь 2019. | Воспитатели всех групп |
«У медведя во бору» | Ноябрь-декабрь 2019 | Воспитатели всех групп |
«Капуста» | Январь-февраль 2020г. | Воспитатели всех групп |
«Гуси-лебеди» | Март-апрель 2020 г. | Воспитатели всех групп |
Игры-драматизации | ||
По рус. нар. ск. «Теремок» | декабрь 2019 г. | Педагоги, музыкальный руководитель, родители |
По рус. нар. ск. «Курочка Ряба» | январь 2020 г. | воспитатели, сурдопедагоги, логопед, музыкальный руководитель |
По рус. нар ск «Колобок» | Февраль 2020 | воспитатели, сурдопедагоги, логопед, музыкальный руководитель |
Знакомство с художественной литературой | ||
Знакомство с пословицами, поговорками, закличками, считалками | Сентябрь – апрель 2019 г. - 2020 г. | Воспитатели групп 3, 4 и 5 г.о. |
Чтение русских народных сказок | Сентябрь – апрель 2011 г. - 2013 г. | Воспитатели всех групп |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | ||
Памятка «Что почитать ребенку» | Ноябрь 2019 | Воспитатели всех групп |
Мастер-класс «Народная кукла в воспитании детей» | Январь 2020 г. | Воспитатели всех групп |
Консультации для родителей «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» | Февраль 2019 г | Воспитатели всех групп |
Выставка изделий прикладного творчества | Март 2020 г. | Воспитатели всех групп, родители |
Изготовление и пошив атрибутов и элементов костюмов к народным праздникам | Сентябрь - апрель 2019 г. – 2020 г. | Воспитатели всех групп |
Партнеры проекта:
- Библиотечно информационная система Нижневартовска.
- Родители.
- Музей истории русского быта
Ожидаемые результаты:
Работа с детьми
Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
Формирование чувств национального достоинства.
Расширение кругозора детей
Проявление детского творчества в изобразительной, игровой и театрализованной деятельности.
Работа с родителями
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к народной культуре, как средству духовно-нравственного воспитания детей
Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины.
Увлеченность родителей русским народным творчеством.
Продукт проекта: праздник «Радуга традиций», выставки творчества
I этап. Подготовительный.
- Изучение специальной литературы и составление перспективного плана НОД по изобразительной деятельности, картотеки бесед, малого фольклора, дидактических игр, русских народных игр, чтению художественной литературы.
- Оформление родительского уголка: консультации «Народные игры», «Русские народные праздники», папки-передвижки с текстами потешек и рекомендаций к их применению.
- Пополнение предметно-развивающей среды в группах.
II этап. Основной.
- - Беседы и рассматривание иллюстраций на тему истории, одежды, обуви, жилья, быта, кухни русского народа;
- - Рисование,
- - Лепка,
- - Аппликация,
- - Праздники и развлечения,
- - Дидактические игры,
- - Подвижные игры,
- - Игры-драматизации по сказкам,
- - Чтение русских народных сказок,
- - Знакомство с пословицами, поговорками, закличками, считалками, загадками и т. д.
III этап. Заключительный.
Презентация проекта -праздник
Показатели результативности:
1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Воспитанники умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
3. Знание детьми сказок, сказочных персонажей, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
6. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Программа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с обрядовой народной куклой.
Программа по приобщению дошкольниковк истокам народной культуры через ознакомление с обрядовой народной куклой....
«Приобщение дошкольников к истокам народной культуры с помощью народных игр и забав»
Обогащение двигательного опыта детей через народные подвижные игры и забавы....
Долгосрочный проект на тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через народные праздники»
Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского и башкирского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художестве...
Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...
Перспективный план для детей подготовительной группы по теме: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с народной куклой»
Перспективный план для подготовительной группы....