Проект "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры"
проект

Долгицкая Алла Борисовна

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_istoki_kultury.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Приобщение дошкольников к истокам

народной культуры»

Актуальность проекта:

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

 Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Сроки реализации: с сентября 2019 г. по апрель 2020 г. 

Цель развитие творческих и познавательных способностей у взрослых и детей посредством приобщения к народной культуре.

Задачи:

  1. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, попевках, обрядах.
  2. Познакомить детей с традициями и включать их в детскую жизнь.
  3. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детском саду уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой.
  4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Разделы проекта:

  • Работа с детьми
  • Работа с родителями

Участники: дети с 3 до 7 лет, воспитатели, сурдопедагоги, логопед, музыкальный руководитель, родители.

Календарно-тематический план

Название раздела, мероприятия

Время проведения

Ответственные

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Беседы, рассматривание иллюстраций, дидактического материала

«Знакомство с родным краем»

Сентябрь 2019 г.

Воспитатели групп 4 и 5 г.о.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством русского и хантыйского народа

Октябрь 2019 г.

Воспитатели групп 3, 4 и 5 г.о.

Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.

Ноябрь 2019

воспитатели, сурдопедагоги, логопед, музыкальный руководитель

«Какова пряха - такова  на ней и рубаха» (история русского народного костюма)

Январь 2020

Воспитатели групп 3, 4 и 5 г.о.

«Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни)

Февраль 2020 г.

Воспитатели групп 3, 4 и 5 г.о.

Художественное творчество

Рисование «Русская матрешка»

Сентябрь 2019 г.

Воспитатели всех групп

«Укрась матрешку» (мастер-класс выход в библиотеку №2)

Октябрь 2019 г.

Воспитатели групп 3, 4 и 5 г.о.

Лепка «Дымковская игрушка»

Ноябрь 2019

Воспитатели групп 3, 4 и 5 г.о.

Рисование «Конь вороной, золотая грива»

Декабрь 2019 г.

Воспитатели групп 3, 4 и 5 г.о.

Аппликация «Укрась тарелку» (русский и хантыйский орнамент

Январь 2020

Аппликация «Укрась наряд»

Февраль 2020 г.

Воспитатели групп 3, 4 и 5 г.о.

Лепка «Скатерть-самобранка»(лепка блюд народной кухни)

Март 2020

Воспитатели групп 3, 4 и 5 г.о.

Проведение праздников и развлечений

«Осенины»

Сентябрь 2020

воспитатели, сурдопедагоги, музыкальный руководитель

«Приходила Коляда»

Январь 2020 г.

воспитатели, сурдопедагоги, логопед, музыкальный руководитель, родители

«Широкая Масленица»

Февраль 2020 г

воспитатели, музыкальный руководитель,

«Вурна Хатл» (Вороний день по-хантыйски. Праздник совместно с библиотекой 2»

Март 2020

воспитатели, БИС

«Радуга традиций»

Апрель 2020 г.

воспитатели, сурдопедагоги, логопед, музыкальный руководитель, родители

Подвижные народные игры

 «Ходит Ваня»

Сентябрь-октябрь 2019.

Воспитатели всех групп

«У медведя во бору»

Ноябрь-декабрь 2019

Воспитатели всех групп

«Капуста»

Январь-февраль 2020г.

Воспитатели всех групп

«Гуси-лебеди»

Март-апрель 2020 г.

Воспитатели всех групп

Игры-драматизации

По рус. нар. ск. «Теремок»

декабрь 2019 г.

Педагоги, музыкальный руководитель, родители

По рус. нар. ск. «Курочка Ряба»

январь 2020 г.

воспитатели, сурдопедагоги, логопед, музыкальный руководитель

По рус. нар ск «Колобок»

Февраль 2020

воспитатели, сурдопедагоги, логопед, музыкальный руководитель

Знакомство с художественной литературой

Знакомство с пословицами, поговорками, закличками, считалками

Сентябрь – апрель 2019 г. - 2020 г.

Воспитатели групп 3, 4 и 5 г.о.

Чтение русских народных сказок

Сентябрь – апрель 2011 г. - 2013 г.

Воспитатели всех групп

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Памятка «Что почитать ребенку»

Ноябрь 2019

Воспитатели всех групп

Мастер-класс «Народная кукла в воспитании детей»

Январь 2020 г.

Воспитатели всех групп

Консультации для родителей

 «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Февраль 2019 г

Воспитатели всех групп

Выставка изделий прикладного творчества

Март 2020 г.

Воспитатели всех групп, родители

Изготовление и пошив атрибутов и элементов костюмов к народным праздникам

Сентябрь - апрель 2019 г. – 2020 г.

Воспитатели всех групп

Партнеры проекта:

  • Библиотечно информационная система Нижневартовска.
  • Родители.
  • Музей истории русского быта

Ожидаемые результаты:

Работа с детьми

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

Формирование чувств национального достоинства.

Расширение кругозора детей

Проявление детского творчества в изобразительной, игровой  и театрализованной  деятельности.

Работа с родителями

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к народной культуре, как средству духовно-нравственного воспитания детей

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины.

Увлеченность родителей русским народным творчеством.

Продукт проекта: праздник «Радуга традиций», выставки творчества

I этап. Подготовительный.

  • Изучение специальной литературы и составление перспективного плана НОД  по изобразительной деятельности, картотеки  бесед, малого фольклора, дидактических игр, русских народных игр, чтению художественной литературы.
  • Оформление родительского уголка: консультации «Народные игры», «Русские народные праздники», папки-передвижки с текстами потешек и рекомендаций к их применению.
  • Пополнение предметно-развивающей среды в группах.

II этап. Основной.

  • - Беседы и рассматривание иллюстраций на тему истории, одежды, обуви, жилья, быта, кухни русского народа;
  • - Рисование,
  • - Лепка,
  • - Аппликация,
  • - Праздники и развлечения,
  • - Дидактические игры,
  • - Подвижные игры,
  • - Игры-драматизации по сказкам,
  • - Чтение русских народных сказок,
  • - Знакомство с пословицами, поговорками, закличками, считалками, загадками  и т. д.

III этап. Заключительный.

Презентация проекта -праздник

Показатели результативности:

1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

2. Воспитанники умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

3. Знание детьми сказок, сказочных персонажей, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

6.  Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с обрядовой народной куклой.

Программа по приобщению дошкольниковк истокам народной культуры  через ознакомление с обрядовой народной куклой....

«Приобщение дошкольников к истокам народной культуры с помощью народных игр и забав»

Обогащение двигательного опыта детей через                  народные подвижные игры и забавы....

Долгосрочный проект на тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через народные праздники»

Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского и башкирского  народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художестве...

Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...