Проект: «Образы России глазами детей» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе
проект (подготовительная группа)
«Образы России глазами детей»
Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, улице, родному городу и стране в которой он живет.
Во все времена одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя множество задач, в том числе - воспитание любви к Родине: стране в которой ты живёшь, к родному краю, семье, уважительного отношения к старшим. Вместе с тем, следует отметить, что уровень развития детей в данном направлении необходимо активно развивать, так как дети изначально слабо понимают историю России: символику, традиции, праздники, свою родословную. С целью изучения России появилась идея создать проект «Образы России глазами детей», который поможет детям понять значимость Родины, семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её традициям, прививать чувство привязанности.
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей и родителей по формированию представления о Родине, семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получили более углубленные знания о нашей стране в целом, о родном крае, в котором живут. О своей семье: профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость нашей родины, страны, семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к стране, членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Образы России глазами детей»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе
Воспитатель Данова Е.В.
Актуальность проекта.
«Образы России глазами детей»
Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, улице, родному городу и стране в которой он живет.
Во все времена одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя множество задач, в том числе - воспитание любви к Родине: стране в которой ты живёшь, к родному краю, семье, уважительного отношения к старшим. Вместе с тем, следует отметить, что уровень развития детей в данном направлении необходимо активно развивать, так как дети изначально слабо понимают историю России: символику, традиции, праздники, свою родословную. С целью изучения России появилась идея создать проект «Образы России глазами детей», который поможет детям понять значимость Родины, семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её традициям, прививать чувство привязанности.
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей и родителей по формированию представления о Родине, семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получили более углубленные знания о нашей стране в целом, о родном крае, в котором живут. О своей семье: профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость нашей родины, страны, семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к стране, членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий дошкольник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»?
Оно включает в себя:
- отношение к себе как личности;
- семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;
- дом, в котором он живёт;
- родную улицу;
- родной город;
- страну в которой он растет.
Постепенно понятие «родной дом» расширяется – это уже и родной город, родной край. А дальше идет представление, что такое малая родина (родной край), и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране, которые ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, к природе.
Проблема: опрос среди детей показал, что у них недостаточно знаний о нашем крае и России в целом. О своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект « Образы России глазами детей».
Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории своей Родины, и семьи, формирование нравственных ценностей (толерантность, уважение к защитникам Родины, гордость за свой народ).
Закрепление знаний о том, кто и как защищали нашу Родину в годы войны.
Задачи:
- Ознакомить детей с символами родного города, государства. Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.
- Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
- Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях;
- Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление);
- Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями, через вовлечение родителей в проектную деятельность с целью укрепления детско-родительских отношений.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, к труду взрослых; показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Закрепить с детьми знания о национальном костюме, символике родного города, государства, о русской культуре. Расширить интерес детей к познанию нового о достопримечательностях родного края и об его истории. Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, историю малой Родины.
- Узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважение и заботы ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
- Разовьется любознательность и интерес к деятельности взрослых: профессиям родителей.
- Разовьются художественное восприятие, эстетический вкус.
- Познакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта, пополнение лексики воспитанников.
- Сформируется уважительное отношение к людям труда и потребность трудиться.
- Научатся имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.
Для родителей:
- Успешное взаимодействие со своими детьми;
- Повышение психолого-педагогических компетенций.
- Укрепление детско – родительских отношений, через совместную творческую деятельность.
Для педагога:
- Создание предметно-развивающей среды в группе по теме проекта;
- Повышение уровня развития родителей в психолого-педагогической компетенции и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с детьми.
Формы работы:
- Фото-экскурсии;
- непосредственно образовательная деятельность;
- пополнение развивающей среды,
- выставки детских работ, семейных коллекций
- тематические беседы;
- презентации;
- досуги.
Тип проекта: познавательно – творческий, информационный, групповой, семейный, интегрированного типа.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагогический коллектив.
Срок реализации проекта: краткосрочный.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: 1 месяц
Реализация проекта по этапам:
Начало января: I этап - подготовительный, включает в себя:
1. Опрос детей: «Какая наша страна - Россия?», «Что я знаю о семье?».
2. Пополнить патриотический уголок новой информацией. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья», «Наша страна - Россия»
3.Подобрать материал для продуктивной деятельности.
4.Составить перспективный план проекта.
С середины января по февраль : II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми и родителями по перспективному плану.
Конец февраля: III этап – итоговый.
Поделки из пластилина «Защитники рубежей нашей Родины», «Наши чемпионы-лыжники».
Создание альбомов: ««Янтарный край любимый», лепбук «Деревья Янтарного края»
«Достопримечательности Калининграда»
«Знаменитые люди нашего города»; «Россия наша страна», «Русский национальный костюм», «Костюмы народов России».
Оформление альбома: «Тайна имени»
Выставка «Генеалогическое древо семьи», составление рассказа о генеалогическом дереве, «Традиции – мой семьи».
Занятие по теме: « И все же вы победили!», посвященном Дню снятия блокады Ленинграда.
Открытое занятие «С чего начинается Родина?».
Консультации для родителей:
«Что такое генеалогическое дерево?», «Наши привычки – привычки наших детей», «Семья глазами ребёнка».
Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ и на личном сайте
Нашу работу мы разделили на 2 блока:
1 блок: «Родной свой край люби и знай! Россия – Родина моя!»
2 блок: «Семья и ближайшее окружение»
Перспективный план работы.
Сроки реализации | Мероприятия педагога с детьми и родителями | примечание |
Январь | Опрос детей: «Что такое малая Родина? «Какая наша страна - Россия?»; «Что я знаю о своей семье?». | |
1 блок «Родной свой край люби и знай, Россия – Родина моя!» | Беседы с детьми: «Янтарный край любимый», «Улицы нашего города»; «Достопримечательности Калининграда», «Знаменитые люди нашего города », «История нашего края», «Москва – столица России», «Русская березка – символ России», «Государственные символы - России». Фото-экскурсии с детьми: «Улицы Калининграда», «Музей янтаря», «Природа янтарного края», «На полянку к белой Березке», «Памятники героям великой отечественной войны». Рассматривание иллюстраций: «Россия - наша страна», «Русский национальный костюм», «Костюмы народов России», «Животные России», «Перелётные птицы России». Просмотр презентации: «Моя родина Россия», «Символика России», «Москва». Занятие по теме: «Дети войны-дети блокады» Художественная литература: «Дядя Степа – милиционер» С. Михалков, К. И. Чуковский «Айболит», «Кем быть?» В. Маяковский, «Мы строим, строим, строим» Л. Воронкова «Пожар», «Почта», «А что у вас?» С.Я. Маршак «Что я видел» Б. Житков, «Родина» Александрова; Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о селе, труде. Загадки. Дидактические игры: «Сложи картинку»; «Закончи предложение»; «Подскажи словечко»; «Угадай что это?». Художественное творчество: Рисование «Улица где я живу»; «Мой дом»; «Русская зима»; Аппликация «Летит кораблик по волнам»; «В полет на воздушном шаре», «Флаг России», «Кукла в национальном костюме». Настольная игра: «Флаг России». Подвижные игры: «Флаг России», «Карусель», «Ручеек», «Горелки», «День, ночь», «Гуси – лебеди». Работа с родителями: Создание альбомов: «Достопримечательности Калининграда»» «Знаменитые люди нашего города». Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?». Фотовыставка «Наше путешествие по янтарному краю». | |
Февраль 2 блок: «Семья и ближайшее окружение» | Беседы: «Я и моя семья», «Моё имя», «Как я помогаю родителям», «Выходной день моей семьи», «Кем работают твои родители», «Мои дедушка и бабушка», «Что такое генеалогическое древо моей семьи». Рассматривание иллюстрации: Фотографии «Моя семья». Художественная литература: Русские народные сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Гуси – лебеди», «Хаврошечка». «Синяя чашка» М. Матвеева, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак, «Цветик - семицветик» В. Катаев «Косточка» К. Ушинский «Старый дед и внучек» Л. Н. Толстой «Мамина работа» Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк. Чтение поговорок, пословиц, стихотворений о семье. Загадки. Дидактические игры: «Назови как тебя дома ласково называют?», «Кто старше, кто младше», «Родственные отношения», «Угадай профессию», «Кто кем работает». Настольные игры: «Семья», «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки. Сюжетно – ролевые игры: «Семья, сюжет – День рождения у Даши», «Больница – на приеме у стоматолога», «Магазин – покупки для пикника», «Строители – строим гараж для Мишиной машины», «Парикмахерская – сюжет стрижка только началась», «Детский сад – прием детей», «Дочки – матери сюжет – на прогулку в парк». Пальчиковая гимнастика: «Наша дружная семья», «Наша квартира», «Строим дом», «Много мам на белом свете». Артикуляционная гимнастика: «Блинчики», «Вкусное варенье». Художественное творчество: Рисование: «Моя семья – моя рука», «Моя семья, мои друзья». Аппликация: «Открытка к празднику для мамы». Лепка: (соленое тесто) «Божья коровка – оберег для всей семьи». Работа с родителями: Оформление альбома: «Моя семья», «Тайна имени» Выставка «Генеалогическое древо семьи», составление рассказа о генеалогическом дереве «Я – моя семья». Открытое занятие «С чего начинается Родина?». Консультации для родителей: «Что такое генеалогическое дерево?», «Наши привычки – привычки наших детей», «Семья глазами ребёнка». Фотовыставка: «Я и моя семья». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/11/picture-744599-1455186593.jpg)
Методическая разработка Развитие поисково – исследовательской деятельности через создания проекта «Карта России глазами детей»
Цельспособствовать развитию поисково–исследовательских навыков через проектную деятельность на примере проекта «Карта Росси глазами детей»Задачи1. Исследовать теоретические асп...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/16/picture-1175997-1571202042.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему «Неофициальные символы России»
Основной целью проведения данного занятия была познакомить воспитанников с неофициальными символами России...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/23/picture-1221866-1582463765.jpg)
Проект: «С чего начинается Родина?» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/10/picture-973868-1512912441.jpg)
Презентация к пректу «Образы России глазами детей» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе
Презентация к пректу «Образы России глазами детей» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/02/picture-1428456-1677751784.jpg)
Отчет по «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе «Пчелки»
Отчет по «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе «Пчелки»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-936764-1516783578.png)
Проект по патриотическому воспитанию "Образы России глазами детей"
Знакомство с символами государства (флаг, герб, гимн)....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/28/picture-1193510-1580207394.jpg)
Дидактическая игра по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе «Наша страна –Россия»
Дидактическая игра по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе...