Проект: «Образы России глазами детей» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе
проект (подготовительная группа)
«Образы России глазами детей»
Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, улице, родному городу и стране в которой он живет.
Во все времена одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя множество задач, в том числе - воспитание любви к Родине: стране в которой ты живёшь, к родному краю, семье, уважительного отношения к старшим. Вместе с тем, следует отметить, что уровень развития детей в данном направлении необходимо активно развивать, так как дети изначально слабо понимают историю России: символику, традиции, праздники, свою родословную. С целью изучения России появилась идея создать проект «Образы России глазами детей», который поможет детям понять значимость Родины, семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её традициям, прививать чувство привязанности.
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей и родителей по формированию представления о Родине, семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получили более углубленные знания о нашей стране в целом, о родном крае, в котором живут. О своей семье: профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость нашей родины, страны, семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к стране, членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rodina.docx | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Образы России глазами детей»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе
Воспитатель Данова Е.В.
Актуальность проекта.
«Образы России глазами детей»
Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, улице, родному городу и стране в которой он живет.
Во все времена одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя множество задач, в том числе - воспитание любви к Родине: стране в которой ты живёшь, к родному краю, семье, уважительного отношения к старшим. Вместе с тем, следует отметить, что уровень развития детей в данном направлении необходимо активно развивать, так как дети изначально слабо понимают историю России: символику, традиции, праздники, свою родословную. С целью изучения России появилась идея создать проект «Образы России глазами детей», который поможет детям понять значимость Родины, семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её традициям, прививать чувство привязанности.
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей и родителей по формированию представления о Родине, семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получили более углубленные знания о нашей стране в целом, о родном крае, в котором живут. О своей семье: профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость нашей родины, страны, семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к стране, членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий дошкольник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»?
Оно включает в себя:
- отношение к себе как личности;
- семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;
- дом, в котором он живёт;
- родную улицу;
- родной город;
- страну в которой он растет.
Постепенно понятие «родной дом» расширяется – это уже и родной город, родной край. А дальше идет представление, что такое малая родина (родной край), и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране, которые ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, к природе.
Проблема: опрос среди детей показал, что у них недостаточно знаний о нашем крае и России в целом. О своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект « Образы России глазами детей».
Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории своей Родины, и семьи, формирование нравственных ценностей (толерантность, уважение к защитникам Родины, гордость за свой народ).
Закрепление знаний о том, кто и как защищали нашу Родину в годы войны.
Задачи:
- Ознакомить детей с символами родного города, государства. Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.
- Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
- Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях;
- Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление);
- Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями, через вовлечение родителей в проектную деятельность с целью укрепления детско-родительских отношений.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, к труду взрослых; показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Закрепить с детьми знания о национальном костюме, символике родного города, государства, о русской культуре. Расширить интерес детей к познанию нового о достопримечательностях родного края и об его истории. Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, историю малой Родины.
- Узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважение и заботы ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
- Разовьется любознательность и интерес к деятельности взрослых: профессиям родителей.
- Разовьются художественное восприятие, эстетический вкус.
- Познакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта, пополнение лексики воспитанников.
- Сформируется уважительное отношение к людям труда и потребность трудиться.
- Научатся имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.
Для родителей:
- Успешное взаимодействие со своими детьми;
- Повышение психолого-педагогических компетенций.
- Укрепление детско – родительских отношений, через совместную творческую деятельность.
Для педагога:
- Создание предметно-развивающей среды в группе по теме проекта;
- Повышение уровня развития родителей в психолого-педагогической компетенции и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с детьми.
Формы работы:
- Фото-экскурсии;
- непосредственно образовательная деятельность;
- пополнение развивающей среды,
- выставки детских работ, семейных коллекций
- тематические беседы;
- презентации;
- досуги.
Тип проекта: познавательно – творческий, информационный, групповой, семейный, интегрированного типа.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагогический коллектив.
Срок реализации проекта: краткосрочный.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: 1 месяц
Реализация проекта по этапам:
Начало января: I этап - подготовительный, включает в себя:
1. Опрос детей: «Какая наша страна - Россия?», «Что я знаю о семье?».
2. Пополнить патриотический уголок новой информацией. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья», «Наша страна - Россия»
3.Подобрать материал для продуктивной деятельности.
4.Составить перспективный план проекта.
С середины января по февраль : II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми и родителями по перспективному плану.
Конец февраля: III этап – итоговый.
Поделки из пластилина «Защитники рубежей нашей Родины», «Наши чемпионы-лыжники».
Создание альбомов: ««Янтарный край любимый», лепбук «Деревья Янтарного края»
«Достопримечательности Калининграда»
«Знаменитые люди нашего города»; «Россия наша страна», «Русский национальный костюм», «Костюмы народов России».
Оформление альбома: «Тайна имени»
Выставка «Генеалогическое древо семьи», составление рассказа о генеалогическом дереве, «Традиции – мой семьи».
Занятие по теме: « И все же вы победили!», посвященном Дню снятия блокады Ленинграда.
Открытое занятие «С чего начинается Родина?».
Консультации для родителей:
«Что такое генеалогическое дерево?», «Наши привычки – привычки наших детей», «Семья глазами ребёнка».
Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ и на личном сайте
Нашу работу мы разделили на 2 блока:
1 блок: «Родной свой край люби и знай! Россия – Родина моя!»
2 блок: «Семья и ближайшее окружение»
Перспективный план работы.
Сроки реализации | Мероприятия педагога с детьми и родителями | примечание |
Январь | Опрос детей: «Что такое малая Родина? «Какая наша страна - Россия?»; «Что я знаю о своей семье?». | |
1 блок «Родной свой край люби и знай, Россия – Родина моя!» | Беседы с детьми: «Янтарный край любимый», «Улицы нашего города»; «Достопримечательности Калининграда», «Знаменитые люди нашего города », «История нашего края», «Москва – столица России», «Русская березка – символ России», «Государственные символы - России». Фото-экскурсии с детьми: «Улицы Калининграда», «Музей янтаря», «Природа янтарного края», «На полянку к белой Березке», «Памятники героям великой отечественной войны». Рассматривание иллюстраций: «Россия - наша страна», «Русский национальный костюм», «Костюмы народов России», «Животные России», «Перелётные птицы России». Просмотр презентации: «Моя родина Россия», «Символика России», «Москва». Занятие по теме: «Дети войны-дети блокады» Художественная литература: «Дядя Степа – милиционер» С. Михалков, К. И. Чуковский «Айболит», «Кем быть?» В. Маяковский, «Мы строим, строим, строим» Л. Воронкова «Пожар», «Почта», «А что у вас?» С.Я. Маршак «Что я видел» Б. Житков, «Родина» Александрова; Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о селе, труде. Загадки. Дидактические игры: «Сложи картинку»; «Закончи предложение»; «Подскажи словечко»; «Угадай что это?». Художественное творчество: Рисование «Улица где я живу»; «Мой дом»; «Русская зима»; Аппликация «Летит кораблик по волнам»; «В полет на воздушном шаре», «Флаг России», «Кукла в национальном костюме». Настольная игра: «Флаг России». Подвижные игры: «Флаг России», «Карусель», «Ручеек», «Горелки», «День, ночь», «Гуси – лебеди». Работа с родителями: Создание альбомов: «Достопримечательности Калининграда»» «Знаменитые люди нашего города». Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?». Фотовыставка «Наше путешествие по янтарному краю». | |
Февраль 2 блок: «Семья и ближайшее окружение» | Беседы: «Я и моя семья», «Моё имя», «Как я помогаю родителям», «Выходной день моей семьи», «Кем работают твои родители», «Мои дедушка и бабушка», «Что такое генеалогическое древо моей семьи». Рассматривание иллюстрации: Фотографии «Моя семья». Художественная литература: Русские народные сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Гуси – лебеди», «Хаврошечка». «Синяя чашка» М. Матвеева, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак, «Цветик - семицветик» В. Катаев «Косточка» К. Ушинский «Старый дед и внучек» Л. Н. Толстой «Мамина работа» Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк. Чтение поговорок, пословиц, стихотворений о семье. Загадки. Дидактические игры: «Назови как тебя дома ласково называют?», «Кто старше, кто младше», «Родственные отношения», «Угадай профессию», «Кто кем работает». Настольные игры: «Семья», «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки. Сюжетно – ролевые игры: «Семья, сюжет – День рождения у Даши», «Больница – на приеме у стоматолога», «Магазин – покупки для пикника», «Строители – строим гараж для Мишиной машины», «Парикмахерская – сюжет стрижка только началась», «Детский сад – прием детей», «Дочки – матери сюжет – на прогулку в парк». Пальчиковая гимнастика: «Наша дружная семья», «Наша квартира», «Строим дом», «Много мам на белом свете». Артикуляционная гимнастика: «Блинчики», «Вкусное варенье». Художественное творчество: Рисование: «Моя семья – моя рука», «Моя семья, мои друзья». Аппликация: «Открытка к празднику для мамы». Лепка: (соленое тесто) «Божья коровка – оберег для всей семьи». Работа с родителями: Оформление альбома: «Моя семья», «Тайна имени» Выставка «Генеалогическое древо семьи», составление рассказа о генеалогическом дереве «Я – моя семья». Открытое занятие «С чего начинается Родина?». Консультации для родителей: «Что такое генеалогическое дерево?», «Наши привычки – привычки наших детей», «Семья глазами ребёнка». Фотовыставка: «Я и моя семья». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Развитие поисково – исследовательской деятельности через создания проекта «Карта России глазами детей»
Цельспособствовать развитию поисково–исследовательских навыков через проектную деятельность на примере проекта «Карта Росси глазами детей»Задачи1. Исследовать теоретические асп...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему «Неофициальные символы России»
Основной целью проведения данного занятия была познакомить воспитанников с неофициальными символами России...
Проект: «С чего начинается Родина?» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе...
Презентация к пректу «Образы России глазами детей» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе
Презентация к пректу «Образы России глазами детей» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе...
Отчет по «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе «Пчелки»
Отчет по «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе «Пчелки»...
Проект по патриотическому воспитанию "Образы России глазами детей"
Знакомство с символами государства (флаг, герб, гимн)....
Дидактическая игра по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе «Наша страна –Россия»
Дидактическая игра по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе...