Консультация для педагогов: «Ребенок в природном окружении»
консультация (младшая группа)
«Ребенок в природном окружении» – это направление работы (познавательная образовательная область ФГОС) в дошкольном учреждении. Оно содержит доступные ребенку дошкольного возраста представления о природе планеты Земля и Вселенной, развитие эмоционально-ценностного и ответственного экологического отношения к природному окружению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._rebenok_v_prirodnom_okruzhenii.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №12 «Журавушка»
Консультация для педагогов: «Ребенок в природном окружении»
Подготовила воспитатель : Аникина Т.А.
г.о. Мытищи 2022г
«Ребенок в природном окружении» – это направление работы (познавательная образовательная область ФГОС) в дошкольном учреждении. Оно содержит доступные ребенку дошкольного возраста представления о природе планеты Земля и Вселенной, развитие эмоционально-ценностного и ответственного экологического отношения к природному окружению. Осведомленность о природе предусматривает наличие представлений ребенка о живых организмах и природной среде, многообразии явлений природы, причинно-следственных связях в природе и взаимосвязях природных условий, растительного и животного мира, позитивное и негативное влияние человеческой деятельности на состояние природы. Ценностное отношение ребенка к природе проявляется в его целесообразном поведении: сознательное отношение к растениям и животным; готовность включаться в практическую деятельность, которая связана с природой; соблюдение правил природопользования.
А теперь более подробно о всех разделах данной темы и результатах работы, к которым мы должны прийти.
«Природа планеты Земля»:
Дети имеют общее представление о жизни людей на планете Земля, которая имеет форму шара (глобус) и состоит из воздуха, суши (материки, острова) и воды (океаны, моря, реки, озера). Различают признаки воздуха (холодный, теплый, горячий, сухой, влажный, понимают из зависимость от времени года. Осознают, что ветер – это движение воздуха; он может быть сильным, слабым, порывистым; может быть полезным или наносить вред.
Имеют представление, что твердая поверхность планеты – суша, имеет разную форму (равнины, холмы, горы, овраги). Знают, что на суше люди строят жильё, обрабатывают почву – плодородный слой поверхности. Понимают значение воды, воздуха, питательных веществ для жизни растений, животных, жизнедеятельности людей. Имеют представление о полезных ископаемых (уголь, газ, нефть и др., как люди добывают и используют их.
Дети должны знать, что вода на Земле находится в морях, океанах (солёная, реках, озёрах ледниках и под землёй (преимущественно пресная); в воде живут животные, растут растения; вода необходима всем живым существам. Различать состояние воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Владеть элементарными знаниями о поступлении воды в жилище человека, её использовании для выработки энергии для освещения и отопления зданий, хозяйственных и бытовых потребностей, для проведения гигиенических процедур и т. п.
«Явления природы»:
Дети имеют элементарное представление о природных явлениях на планете Земля и сезонных изменениях в природе. Называют времена года, их приметы, характерные признаки и изменения в природе (состояние погоды, растений, поведение животных). Понимают зависимость изменений от количества солнечного света, тепла. Умеют вести календари погоды и природы, замечая характерные особенности природных явлений, объясняя их влияние на растения и животных, жизнедеятельность людей.
Осознают, что тучи двигаются благодаря ветру над поверхностью Земли; что облачное небо предвещает изменение погоды (из туч вода выпадает дождем, ливнями, градом); ливни сопровождаются ветром, молниями, громом; после грозы может появиться радуга. Понимают, что град – это ледяные шарики, которые могут навредить растениям, животным, людям; молния может быть опасна для людей, животных. Умеют безопасно вести себя во время грозы.
Знают, что зимой из туч выпадает снег; различают сухой и влажный снег, характеризуют его (холодный, пышный, липкий, мягкий и т. д.). Осознают значение снежного покрова для растений и животных. Имеют представление о пурге, метели, гололедице, их влиянии на состояние природы. Умеют одеваться и вести себя во время неблагоприятной зимней погоды. Знают, что весной стремительно тает снег, вода ручьями сбегает к рекам, провоцирует тресканье льда; из-за таяния снега, льда реки разливаются, выходят из берегов.
Имеют представление: о шторме как буре на море (океане, который сопровождается сильным порывистым ветром, высокими волнами; о засухе, которая является следствием отсутствия дожей на протяжении длительного времени. Осознают, что засуха влечет за собой высыхание почвы, гибель растений, осложнения жизни и питания животных и людей.
Ориентируются в основных свойствах огня: полезных, опасных, разрушительных. Знают, что причиной пожара может быть молния, опасное обращение человека с огнем. Владеют элементарными навыками правильного обращения с огнем.
Имеют элементарные представления о землетрясении как колебании поверхности Земли разной силы, которое может разрушить сооружения, привести к гибели людей; что извержение вулканов сопровождается выбросами на поверхность пепла, раскаленной лавы.
«Растения и грибы»:
Дети различают и называют самые распространенные в своей местности деревья, кусты, травы, дикорастущие и культурные растения, ягоды и грибы. Имеют представление о лечебных свойствах растений ближайшего природного окружения. Знают, что растения выделяют кислород, отдельные из них обеспечивают едой животных, людей, называют строение растений. Осознают, что растения нуждаются в достаточном количестве света, воды, питательной почвы, изменяются во время роста. Имеют элементарные представления о влиянии погодных условий на состояние растений. Совместно со взрослым выращивают растения и ухаживают за ними. Способны различать распространенные съедобные и ядовитые грибы, ягоды, придерживаться правил безопасного поведения с ними.
«Животные»:
Дети осознают разнообразие животного мира. Различают самых распространенных животных: черви, моллюски, пауки, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери; оперируют их названиями, описывают среду обитания. Ориентируются в особенностях внешнего строения, питания, передвижения, защиты, поведения. Могут назвать основных представителей животных своего региона; диких и домашних животных; знают место их существования, устройства жилища, значения в природе и жизни людей. Совместно со взрослым умеют ухаживать за животными.
Ориентируются в том, что растения и животные живут в определенной природной (леса, луга, водоемы, степи, горы) и специально созданной (ставки, аквариумы, оранжереи, теплицы, ботанические сады) среде; живые существа приспосабливаются к условиям среды. Знают о полезных и вредных растениях, и животных, их значение в жизнедеятельности человека.
«Жизнедеятельность в природной окружающей среде»:
Дети должны понимать взаимосвязь природной окружающей среды и жизнедеятельности человека; люди обрабатывают землю для выращивания пищевых и технических культур; наземными, воздушными и водными путями осуществляется перемещение людей, разнообразных грузов. Знать, что естественная окружающая среда изменяется в результате человеческой деятельности. Иметь представление, что люди осуществляют природоохранные мероприятия для сохранения и возрождения растений и животных, которые исчезают. Владеть знаниями о жизнедеятельности человека в природной окружающей среде своего региона.
«Вселенная»:
Дети ориентируются в том, что Вселенная – это множество звезд, планет, могут назвать некоторые из них. Владеют элементарной информацией о Солнечной системе, в центре которой находится Солнце – источник света и тепла. Понимают, что планеты разные по размеру, но все меньше Солнца. Имеют представление, что Земля делает один оборот вокруг Солнца за год, во время вращения она по-разному освещается и нагревается его лучами, что влечет сезонные изменения.
Знают, что Луна – спутник Земли, имеет форму шара, её хорошо видно на небосклоне в вечернее и ночное время; что с помощью телескопов можно увидеть звезды, планеты, Луну. Владеют элементарной информацией о возможностях изучения Вселенной с помощью спутников, космических кораблей, станций.
«Природно-экологическая компетенция»:
Дети должны знать о природной среде планеты Земля и Вселенной как целостного организма, в котором взаимодействуют воздух, вода, почва, растения, животные, люди, Солнце, Луна и др. ; осознавать их значение для деятельности человека, для себя. Воспринимать природу как ценность, выделять позитивное и негативное влияние человеческой деятельности на состояние природы, произвольно регулировать собственное поведение в природе.
Осознавать себя частью большого мира природы; знать о зависимости собственного здоровья, настроения, активности от состояния природы, её разнообразия и красоты; проявлять интерес, желание и посильные умения в природоохранной деятельности. Знать о необходимости соблюдения человеком правил целесообразного природопользования, чистоты природной окружающей среды, экономного использования естественных богатств, использования воды, электрической и тепловой энергии в быту; прикладывать усилия (в соответствии с возрастом) по сохранению, уходу и защите природной окружающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Игры с природными материалами" (с водой, песком, природным материалом) (старший дошкольный возраст).
По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством во...
Консультация для педагогов «Работа с природным материалом»
Консультация для педагогов «Работа с природным материалом»...
Консультация для педагогов «Ребенок и опасности на дорогах»
Консультация для педагогов «Ребенок и опасности на дорогах»...
Консультация для педагогов "Ребенок и улица"
Содержание работы по ознакомлению дошкольников с ПДД...
Консультация для педагогов "Работа с природным материалом"
Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков....
Консультация для педагогов «РЕБЕНОК И КНИГА»
Консультация для педагогов "Ребенок и книга"...
Консультация для педагогов "Конструирование из природных материалов в детском саду в подготовительной группе"
Художественное творчество с использованием природных материалов — один из путей приобщения детей к природе, к красоте, к созиданию и творчеству.Конструирование из природного материала относится ...