Консультация для педагогов «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды для обогащения конструктивно-модельной деятельности обучающихся»
консультация
«Моделирование развивающей предметно-пространственной среды для обогащения конструктивно-модельной деятельности обучающихся»
Скачать:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»
141613, Московская область, г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2 тел.: 8(49624)2-35–95 fediukina.nadejda2012@yandex.ru |
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ
ПЕДАГОГОВ
«Моделирование развивающей предметно-пространственной среды для обогащения конструктивно-модельной деятельности обучающихся»
Подготовила и провела:
Мишакина О.Д.
29 января 2019 года
Стремительно происходящие изменения в жизни нашего общества диктуют нам условия для воспитания творческих людей. Нередко приходится наблюдать, как взрослые требуют от детей оригинального, творческого решения проблемы или решения творческой задачи. Но, проблема в том, что создать творческий продукт сразу, без предварительного обучения творчеству сложно и совсем нереально.
Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения. Значение этой деятельности отмечали в своих учениях видные отечественные физиологи И.П. Павлов и И.М Сеченов о роли двигательного анализатора. Как известно, представления о пространстве, форме, величине дети могут получить на основе зрительных и кинетических ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии. Отмечая большое познавательное значение деятельности руки, И.П. Павлов считал её тонким анализатором, "позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами".
Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.
В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.
Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того, у детей дошкольного возраста развивается понимание целесообразности архитектурных решений.
Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определённого уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.
Таким образом, конструктивная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста. Вышесказанное подтверждает актуальность данной темы.
Одним их условий развития детского конструирования является организация специальной обстановки, которая бы побуждала детей к самостоятельным действиям, способствовала повышению интереса к конструктивным играм.
Давайте вместе выделим основные требования:
• Необходимо, чтобы материал для конструирования был постоянно доступен детям. С этой целью необходимо отвести специальное место в группе, где можно разместить конструкторы, картинки, альбомы, инструменты, схемы, чертежи.
• Необходимы различные строительные наборы, простые конструкторы, игрушки, со масштабные постройкам для обыгрывания; деревянные, пластмассовые строительные наборы «Лего».
• для детей 4-7 лет необходим запас дополнительного бросового материала: коробок, бечевок, катушек и т. п.
• Необходимо наличие слайдов.
• Предусматривается привлечение родителей к изготовлению различных материалов и пособий для конструктивной деятельности; ознакомление с результатами детской деятельности.
2. Конструирование из строительного материала
Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы: от элементарных игрушек — вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, — до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых
конструкторов для детей старшего возраста.
Конструирование из строительного материала начинают использовать в работе с детьми из первых (с 2-х лет).
Ранний возраст (2-3 лет).
На протяжении всего раннего возраста конструирование слито с сюжетно - отобразительной игрой, выступает и как её элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов.
Основной задачей в этом возрасте является побуждение интереса к конструированию, приобщение к созданию простейшие к созданию простейших конструкций (дорожка, ворота…).
Основные постепенно усложняющие конструкции воспитатель задает через образцы.
ООД по сюжетному конструирование проводят по подгруппам (4-5 человек). Инициатива всегда принадлежит воспитателю.
Каждая предлагаемая детям тема должна быть представлена несколькими усложняющимися конструкциями одного и того же объекта (например, домик с окошками) (через образец).
Необходимые материалы:
• Наборы деревянного строителя (геометрические фигуры: кубики, призма, пластины, кирпичики…)
• При обыгрывания сюжетов можно использовать разнообразные игрушки со масштабные строительному материалу.
• Можно использовать разнообразные элементы из сюжетно — ролевых наборов «Зоопарк», «Домашние животные», «Пожарные и спасатели» и др.
Сюжеты необходимые в раннем возрасте:
• «Куклы спят и гуляют»
• «Куклы кушают»
• «Машины едут по улице и въезжают в гараж»
• «Прилетели птички и сели на башенку…»
• «Маленькая матрешка живет в маленьком домике, а большая в большом»
Дети 3-5 лет.
Конструирование отделяется от игры (не включается в игровой сюжет) и выступает как самостоятельная продуктивная деятельность.
Роль игрушки в этом возрасте по — прежнему велика и воспитатель должен, помнить, что дети только еще начинают выделять пространственные характеристики постройки и игрушки и соотносить их между собой.
Все основные конструкции дети учатся строить по образцу под руководством воспитателя.
Особое внимание уделяется организации обследования образцов по определенной схеме.
Дети продолжают знакомиться со свойствами основных деталей (Например, все стороны куба одинаковы по форме поэтому куб одинаково устойчив, на какую бы грань его ни поставили).
Овладевают двумя способами простейших конструктивных задач: заменой меньших деталей на большие, надстраиванием и пристраиванием с использованием тех же деталей).
Формируются обобщенные способы действия и представления о конструируемых объектах.
Навык аналитической деятельности.
Умение анализировать образцы, близкие по конструкции, и на основе этого анализа изменять их в соответствии с заданными условиями.
Модели необходимые для детей 3-4 лет
• Мебель
• Ворота
• Заборчик
• Поезда
Модели необходимые на пятом году
• Грузовые машины
• Гараж
• Горки
• В начале учебного года необходимо повторить пройденный материал.
План проведения ООД:
• Обследование образца
• Воспроизведение образца детьми (показ способа действия)
• Самостоятельное преобразования образца по заданию воспитателя.
Обследование образца:
• Охватывание взором объекта в целом
• Выделение основных частей
• Установление пространственного расположения этих частей
• Выделение деталей в основных частях постройки
•Установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу
• Возращение к целостности объекта
Дети 5-7 лет.
Каждая тема должна быть представлена также несколькими конструкциями, причем только одну из них взрослый задает как образец, а другие дети создают сами, преобразуя образец в соответствии с определенными условиями.
В обучении старших дошкольников оказалось возможным использовать все основные формы конструирования в следующей последовательности:
• Конструирование по образцу
• Конструирование по модели
• Конструирования по условиями
• Конструирования по простейшим чертежами и наглядными схемам
• Конструирование по теме
• Конструирование по замыслу
• Каркасное конструирование
Конструирование по образцу
Это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, деталь перекрытия и т.п). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т. д. Таким образом, конструирования по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, обучения детей сначала построению простых является важным обучающим этапом. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей, к самостоятельной поисковой деятельности.
Конструирование по модели
Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отделены; составляющих её элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Это модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительную задачу, но не дают способа её решения.
Конструирование по условиям
Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое её назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку, способов их решения не дается.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем — чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам — схемам. В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности, т.е. Они начинают строить и применять внешние модели второго порядка — простейшие чертежи — в качестве средства самостоятельного познания новых объектах.
Конструирование по замыслу
По сравнению с конструированием по образцу обладает большим возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование по теме
Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п) и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения.
Каркасное конструирование
В конструировании такого типа ребенок, гладя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали. В соответствии с этом «каркасное» конструирование является хорошим средством формирования воображения, обобщенных способов, конструирования образного мышления.
План проведения ООД:
• Рассматривание объекта в целом.
• Установление его практического назначения.
• Выделение основных частей.
• Определение из функционального назначения в соответствии объекта в целом.
• Установление пространственного расположения этих частей.
• Выделение деталей составляющих основные части.
• Установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу.
3. Конструирование из бросового материала
В современном мире человек выступает потребителем: каждый день он приносит в дом продукты, красиво и разнообразно упакованные. Ребёнок растёт таким же потребителем, пока взрослый не покажет ему новую роль - роль Творца, создающего из привычных предметов «на выброс» (стаканчик из-под йогурта, засохший фломастер, пластмассовое яйцо от киндер-сюрприза) что-то оригинальное (цветок в горшочке). Совместный процесс работы с бросовым материалом объединяет ребёнка и родителей, ребёнка и других детей, оптимизирует общение между ними. Творческий ребёнок всегда популярен у сверстников, он как катализатор идей создаёт интересные игры. По мере накопления опыта работы с различным материалом, знакомством с их свойствами, ребёнок приобретает творческую самостоятельность: «Я могу сам сделать ракету». Происходит развитие личностных качеств (целеустремлённость, умение доводить дело до конца, аккуратность), формируется положительная самооценка (поставленная цель реализована), развивается мелкая моторика рук, художественный вкус, образное мышление. Таким образом, конструирование из бросового материала вносит свой вклад в гармоничное развитие ребёнка, поэтому необходимо уделять ему должное внимание всегда: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставлять его без пищи» К. Паустовский.
Конструирование из бросового материала очень интересное и полезное занятие для развития мелкой моторики детей. Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Ещё Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладев навыками конструирования, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать это значит говорить про себя вслух, а говорить - значит думать.
Организация деятельности детей при работе с бросовым материалом необходимо:
• учитывать возрастные особенности детей;
• правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом;
• продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений;
• процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции;
• дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы;
• если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнил взрослый.
Требования к подбору материала:
• Ножницы с закругленными концами.
• Нож с твердым лезвием – работает только взрослый.
• Шило – работает взрослый или под его строгим контролем.
• Клеи. Используется клей ПВА. «Момент» применяет только взрослый.
• Пластиковые пищевые контейнеры: разного объема, цвета, необычной формы. Должны быть пустые и чистые.
• Цветной пластик. Должен быть промыт, высушен и заранее нарезан на кусочки.
• Контейнеры от шоколадных яиц – киндер сюрпризы. Используется как полный контейнер, так и его части (половинки).
• Проволока: медная, алюминиевая, покрытая цветной оболочкой.
• Пробки. Пробки-стандарт от пластиковых бутылок с газированной, минеральной водой и пробки малые меньшего диаметра от емкостей с подсолнечным маслом и соком.
• Колпачки. Малых размеров от тюбиков с зубной пастой, кремов.
• Крышки. Крышки большого размера от ёмкостей из-под шоколадной пасты, майонеза и т.д.
• Бусинки: округлые, овальные бусинки от старых бус, резинок для волос.
• Пластилин. Используются ранее использованные в лепке кусочки.
• Фломастеры, которые отслужили срок использования в рисовании.
Одной из самых простых методик конструирования мебели для кукол является создание мебели из спичечных коробков. Для этого необходимо взять пару спичечных коробков и склеить их между собой клеем ПВА. Склеивать необходимо так, чтобы выдвигающиеся ящички были схожи с ящиками настоящего комода.
Материалы, которые точно пригодятся для создания мебели: коробки из-под спичек, картон, фольга, а еще ножницы, клей и карандаш. Также можно использовать подручные материалы – коробки от обуви, чая, мелкой бытовой техники. Что же можно сделать из мебели? Практически все, что угодно – диван, кресла, шкаф, зеркала, стол и пуфики. Чтобы получился шкаф, нужно взять коробку, например, из-под чая, выкрасить ее в однотонный цвет, вырезать дверцы, которые будут открываться и закрываться. На одну из дверей можно повесить фольгу, которая будет имитировать зеркало, продумать перекладину для вешалок.!
Машинки из спичечных коробков.
Дети сразу не в состоянии производить действующие модели машин, поэтому сначала конструируют макеты. Макеты - это недействующие модели, которые передают только форму машины или сооружения.
Прежде чем приступить к конструированию машин, рассматривают рисунки и образцы машин разных конструкций. Выясняют основные части легкового и грузового автомобилей и кораблика.
Составляют макет, соединяя отдельные части с помощью пластилина.
Вместе с взрослыми, необходимо доделать макеты автомобилей, превратив их в действующие модели. Из прямых круглых веток изготовить оси и закрепить на них картонные колеса, подвижно присоединив их с помощью полоски из плотной бумаги с шасси игрушечных автомобилей.
4. Конструирование из природного материала
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первичных трудовых навыков. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют развитию сенсомоторики, умственного развития ребенка, развитию его внимания, любознательности. Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера: ведь не так – то просто сделать игрушку – её изготовление требует определенных волевых усилий. В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.
Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры и т. п. И вряд ли мы задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки.
Конструирование из природного материала является более сложным видом конструирования в детском саду. Также природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и многое другое. Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и других подручных материалов. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей. Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает.
Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в этом материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.
Работу по изготовлению игрушек, поделок из природного материала следует начинать с легких конструкций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.
Вначале важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить в них уверенность, что они смогут сделать задуманное, а затем учить работать с природным материалом.
Методика проведения занятий по изготовлению поделок из природного материала:
• Вступительная беседа о материале, с которым предстоит работать, (рассказ должен сопровождаться показом данного материала, детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность, обследовать форму, обратить внимание на цвет);
• Сообщение темы и показ образца игрушки;
• Анализ образца и показ приемов создания игрушки или поделки (здесь можно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предположений о последовательности выполнения задания; педагог может корректировать ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом);
• Изготовление игрушки (поделки). В процессе труда педагог осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением правил техники безопасности, оказывает затрудняющимся детям необходимую помощь;
• Анализ готовой игрушки (поделки), в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей;
• Уборка рабочих мест.
Таким образом, поделки из природного материала помогут детям ценить каждую мелочь. К игрушкам, сделанными своими руками дети относятся намного бережней, чем к покупным. И главное – дети научатся включать свое воображение и фантазию относительно того, как можно использовать ту или иную безделушку.
5. Плоскостное конструирование
Одним из основных видов плоскостного конструирования является конструирование из счётных палочек. Счётные палочки – незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Очень похоже конструирование из палочек на составление фигур из простых спичек.
Следующий вид плоскостного конструирования - игра “Танграм” - одна из несложных математических игр. Игра проста в изготовлении. Квадрат 10 на 10 см. из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются танами. В результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм. Каждому ребенку дается конверт с 7 танами и лист картона, на котором они выкладывают картинку с образца. Используя все 7 танов, плотно присоединяя их один к другому, дети составляют очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Игра интересна и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
На первом этапе освоения игры “Танграм” проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.
Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам
Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Дети часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении.
Итак, содержание работы на втором этапе развертывания игр: это обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей.
Затем следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу. Он изготовляется в виде таблицы на листе бумаги такой же по размеру фигуры-силуэта, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях анализ и проверку воссозданного изображения с образцом.
Третий этап освоения игры – это составление фигур по образцам контурного характера, нерасчлененных. Это доступно детям 6-7 лет при условии обучения. За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу.
Следующий вид плоскостного конструирования – выкладывание рисунка из геометрических фигур. Ребёнку предлагается набор геометрических фигур, из которых он в начале по образцу, а затем самостоятельно выкладывает определённую картину.
В своей группе можно организовать конструирование из сухих листьев, которые с удовольствием в летний период заготовят дети.
Выкладывание фигур из пуговиц – ещё один вид плоскостного конструирования. К сбору различной фактуры пуговиц можно привлечь родителей, а дети останутся довольны!
Во время летнего отдыха на берегу реки можно насобирать много речных камушков, из которых тоже могут получиться интересные картины.
Вывод: все формы конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста имеют большое значение в подготовке детей к школе, развитию у них мышления, памяти, воображения, способности к самостоятельной поисковой и творческой деятельности.
6. «ЛЕГО — конструирование»
Цель:
Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.
Задачи:
Обучающие: — содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого; — создать условия для овладения основами конструирования; — способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем. Развивающие: — создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления; — способствовать развитию творческой активности ребёнка; — способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире. Воспитательные: — содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы; — содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль); — создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
7. Конструирование из бумаги
Бумага – доступный для ребёнка и универсальный материал — широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Ребёнок радуется тому, что созданная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плавает, самолётик, змей взлетают ввысь и т. д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приёмов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.
Выделяется два вида конструирования из бумаги: техническое и художественное.
В техническом бумажном конструировании дошкольники отображают как реально существующие объекты, так и придуманные по ассоциации с образами из сказок, фильмов. Но при этом дети моделируют структурные и функциональные признаки объектов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом.
В художественном конструировании из бумаги дети сами создают эстетические образы: оригинальные поделки для подарков или игр, для общего панно или картины. Дошкольники стараются придать образам большую выразительность и для этого специально нарушают пропорциональность частей (огромные уши, длиннющий нос), используют необычность цвета и фактуры бумаги.
Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание, скручивание, оригами.
Сминание – самая простая техника, позволяющая ребёнку изменить форму бумаги и увидеть в ней целостный образ: облако, цветок, бантик, рыбку, птичку. Эти образы рождаются в рассуждениях: На что или на кого похоже? На что похоже, если повернуть и посмотреть с другой стороны? А если соединить фигурки? Смятые комочки бумаги «превращаются» в пушистых цыплят, яблоки, одуванчики, новогодние игрушки.
Разрывание и надрывание – одно из самых любимых детских занятий. Поначалу дети просто с удовольствием разрывают бумагу на кусочки, а взрослые помогают увидеть в получившихся формах что-то из окружающего мира: листок, жучок, макароны, конфета… Затем дети и сами постепенно осваивают технику: разрывают, надрывают, выщипывают кусочки бумаги, чтобы получились интересные образы – жучки, цветы, звёздочки… Из обрывных форм разной конфигурации, из бумаги разного цвета, различной фактуры дети составляют не только оригинальные поделки – птичку, рыбку, цветок, но и композиции – букет цветов, цирк, море.
Скручивание. Такой способ помогает ребёнку создавать объёмные и фактурные поделки. Чудесно получаются как цельные образы – змея, червячок, гусеница, шарфик, улитка, колосок, розочка, травинка, кукольная бижутерия, так и некоторые части поделок или изображений – косы, уши, бантики, стволы деревьев. ( Квиллинг)
Разрезание и сгибание являются более сложными и одновременно более распространёнными в педагогической практике. Начиная с пяти лет, дети успешно овладевают ими.
Киригами и оригами. Техника киригами пришла к нам из Японии. Она включает в себя складывание бумаги и вырезание её в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, всевозможные снежинки и цветы.
Надо сказать, что традиционное конструирование из бумаги – оригами и киригами – это достаточно сложный вид деятельности. Он предполагает наличие у детей развитых пространственных ориентировок и не позволяют им действовать путём проб, так как ошибку почти невозможно исправить. Обычно взрослые несколько раз показывают и объясняют «шаг за шагом» всю последовательность созданий любой фигурки (конструкции), а дети механически повторяют и часто уже через два-три дня ничего не могут вспомнить и сделать без подсказок. Вот почему важно не учить созданию конкретных поделок, а формировать обобщённые способы конструирования. Тогда ребёнок не будет накапливать «кучу» рецептов, а освоит основные принципы, чтобы на их основе создавать множество самых разных образов. Только в этом случае дети будут с увлечением и большой выдумкой искать свои решения, использовать один и тот материал в разных, даже самых необычных ситуациях.
От латинского “конструирование” – сборка нового. Конструирование из бумаги имеет несколько направлений, которые тесно взаимосвязаны между собой. Детское конструирование из бумаги может быть:
• конструированием по образцу;
• конструированием по форме;
• конструированием по теме или замыслу.
Самый простой вид конструирования: по образцу. Этот вариант можно и нужно использовать в работе с младшими дошкольниками, знакомя их с цветами, формами и видами бумаги, а также обучая работе с ножницами. В основе этой техники лежит обращение к примеру – образцу. Малышам предлагается рассмотреть готовый образец изделия, сравнить его с готовыми деталями на столах. Это самый простой вид конструирования, осваивая который, дети учатся повторять увиденный рисунок. Малыши учатся собирать из деталей целое, а также осваивают приемы работы с клеем и бумагой.
Конструирование по форме предполагает закрепление умения работать по образцу. Другими словами, ребенок, получая задания, еще не знает конечного результата, но может по форме заготовок собрать нужную композицию. Этот вариант конструирования доступен дошкольникам 4-5 лет. Перед началом работы с заготовками, взрослый показывает несколько вариантов готового изделия. Оставляет эти картины в пределах видимости ребенка. По окончанию работы с деталями, детские картины можно расположить рядом с образцами.
Самое сложное в работе с бумагой – конструирование по заданной теме. Оно предполагает наличие у ребенка умения работать с бумагой, составлять композиции и подбирать материалы. Например, вы хотите создать картину, посвященную осени. Вместе с ребенком перед конструированием, вы просматриваете готовые картины осени. Вы вместе с ребенком выбираете бумагу определенного цвета и размечаете на основе положение будущих деталей картины. В конструировании по форме нет зависимости от заготовок. Ребенок полагается на свою фантазию, учится сочетать цвета, формы и создает свою композицию из бумаги.
Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумага - это тот материал, с которым ребёнок встречается ежедневно: дома, в быту, на занятиях, рисуя, выполняя аппликацию или конструируя из бумаги. Конструирование из бумаги - это превращение листа бумаги в объёмную форму, в результате чего появляется объёмная поделка. Существует еще и понятие " объемная аппликация ".
Объёмные поделки и объемная аппликация - это:
• игрушки и аппликация из бумажных комочков;
• игрушки и аппликация из полос бумаги;
• ребристые игрушки и аппликация с их использованием;
• игрушки на основе конусов и аппликация с их использованием;
• игрушки на основе цилиндра и аппликация с их использованием;
• игрушки из пушистых шариков и аппликация с их использованием;
• игрушки-оригами и т. д.
Игрушки и аппликация из бумажных комочков.
Выполняются из достаточно тонкой, но пластичной и мягкой бумаги, которая должна хорошо удерживать форму комочка после того, как ее смяли (это могут быть обычные салфетки разных цветов или гофрированная бумага). Комочки могут быть большими (целая деталь фигурки животного) или маленькими (мелкие оформительские детали, наклеенными на большую основную деталь (комочки шерсти на овечке или семечки на подсолнухе и т. д.). Из больших комочков можно сделать разных зверюшек, приклеивая дополнительно ушки, хвостик и т. д.
Бумажные комочки можно использовать и для создания картинки, предварительно нарисовав на листе какой-нибудь сюжет или сказочного героя. Картинка по желанию ребенка обрамляется в рамку, что позволяет продемонстрировать ее окружающим и самому ребёнку красиво оформленной и придаёт ей законченный вид.
Игрушки и аппликация из полос бумаги.
Используются разные способы превращения заготовки в объемную фигурку (склеивание полоски кольцом, петелькой, складывание гармошкой). Полоски используются как для основных деталей поделки (голова, туловище птиц, животных, людей, так и для изготовления мелких деталей (уши, хвост и т. д.).
И здесь, конечно, можно сделать столько интересного, насколько богата ваша фантазия: и цыпленка, и елочку, и снеговика, и светофор, и цветы, и различных животных и т. д.
Оригами (с 4лет)похоже на фокус — из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО".
Консультация для педагогов....
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО&raqu...
Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО"
Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации&r...
Консультация для педагогов. Построение развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольног...
Консультация для педагогов: «Обновление развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС»
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающее пространство должно отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверст...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ДЛЯ МАЛООПЫТНЫХ ПЕДАГОГОВ: «Моделирование развивающей предметно – пространственной среды в группах ДОУ в соответствии с ФГОС ДОО»
Слайд 1.Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми играет развивающая предметно-пространственная среда, так как большую часть времени ребенок находится в дошкольн...