Семинар для воспитателей - «Учет свойств темперамента дошкольника в воспитательно-образовательной работе»
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: расширение знаний педагогов о типах темперамента дошкольника и учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе. План проведения: I. Информационная часть. Психологическая характеристика типов темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе. II. Практический инструментарий. Определение типа темперамента. Тест. III. Рефлексия.
«В процессе воспитания следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника» Б.М. Теплов Темпера́мент (лат. temperamentum — «устойчивая смесь компонентов») — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности
САНГВИНИК Такой ребёнок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое. Родителей беспокоят несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила. Выдумщик, фантазер. Засыпает легко, быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, бегать. Быть «непостоянным» - не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен.
МЕЛАНХОЛИК В его поведении много непонятного, но оно вытекает из богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще всего бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, то плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кровати любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания.
ХОЛЕРИК Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен. Бесстрашен. Любит риск и приключения. С трудом идет на компромисс. Не прислушивается к мнению других, излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. Поведение во многом зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде не разборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания; импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые. Порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками.
ФЛЕГМАТИК Медлительный, спокойный молчун. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет не шумно, спокойно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, ест много, в еде не разборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего почти с холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявлять быстроту, сноровку. Это «надежный ребенок», послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать задание затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием выполняет уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры. Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надежно, редко ошибается.
Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников. С ангвиник - распыленность, разбросанность интересов. Х олерик - несдержанность, резкость, неуживчивость, легкомыслие. Ф легматик - безынициативность, безучастность, леность, вялость, апатия. Меланхолик -застенчивость, замкнутость, неуверенность, обидчивость.
Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе У САНГВИНИКА следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.
Энергию ХОЛЕРИКА следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании ХОЛЕРИКА особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.
В работе с ФЛЕГМАТИКОМ рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Не надо делать ребёнка «удобным» для себя. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого станет действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви. Взрослым необходимо помнить, что детям-флегматикам следует с «малых ногтей» прививать привычку быть деятельным и активным.
Накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для РЕБЕНКА-МЕЛАНХОЛИКА, так как он долго помнит это и переживает в себе. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, не соревновательные игры. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.
САНГВИНИКИ – ДУША КОЛЛЕКТИВА. ХОЛЕРИКИ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА. ФЛЕГМАТИКИ – НАША СОВЕСТЬ. МЕЛАНХОЛИКИ – МОЗГОВОЙ ЦЕНТР.
замкнутость общительность эмоциональная стабильность ТЕСТ «КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМПЕРАМЕНТ ?» 1 4 2 3 невротизм 1 (левый верхний сектор) – холерик. 2 (левый нижний сектор) – флегматик. 3 (правый верхний сектор) - меланхолик. 4 (правый нижний сектор) – сангвиник.
Коррекционные игры и упражнения Са нгвинический темперамент «Море волнуется» (произвольность поведения чувств) Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру. «Да и нет» (гармонизация осознания прав и обязанностей) Инструкция. Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее | знаем ответы «да» и «нет». Например: «Ты ходишь в школу?», «Ты был на Северном полюсе?» и т. п. А тот, кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот кто ошибается, выбывает из игры Упражнение на произвольность поведения Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую их них. Предупреждают, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. Ребенок шести-семи лет аккуратно закрашивает 15—20 фигур.
Х олерический темперамент « А-а-ах !» (тренировка умения владеть своими чувствами) Ведущий кладет руку на стол и затем медленно поднимает ее до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» - с тем чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать. « Щекотушки » (тренировка умения владеть своими чувствами) Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность. «Сосредоточенность» (этюд на регуляцию эмоций) Путешественник сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план похода. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика: слегка прищуренные глаза, нижняя губа закушена.
Ф легматическ ий темперамент «Расскажи стихи руками» (этюд на раскрепощение) Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает. Рисунок «Я в будущем» (преодоление замкнутости) Ребенку дают задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спрашивают, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой. Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах. «Попугай» (произвольность чувств) Ведущий произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные отгадывают, какое чувство было задумано. «Как поступить?» (регулирование эмоций и действий) Для этой игры нужно несколько сюжетных картинок конфликтного содержания. Например: дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках; дети играют, а у одного ребенка нет игрушек; ребенок плачет. Взяв картину, ребенок должен подобрать свой выход из ситуации.
М еланхолический темперамент Закончи предложение» (упражнение на преодоление замкнутости). Надо закончить каждое из предложений: Я хочу... Я умею... Я смогу... Я добьюсь... Можно ребенка попросить объяснить ответ. «Я и другие» (свободное выражение своего мнения). Ребенку предлагают рассказать о своем друге, родственнике. Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать и о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних. «Зеркало» (помогает открыться ребёнку, чувствовать себя раскованно). Ребенок смотрит в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Принцип игры остается тем же, но ребенок должен изобразить кого-либо из общих знакомых. «Зеркало» указывает, кого изображал ребенок.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.
План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....
Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.
План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....
Учет свойств темперамента детей в воспитательно-образовательной работе
Эффект педагогического воздействия на ребенка во многом зависит от его индивидуальных особенностей. Темперамент ребенка является врожденной особенностью и наиболее ярко влияет на поведение ребенка. Пе...
Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)
Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)...
Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе.
Определение типа темперамента ребенка.Способы учета темперамента в воспитательно- образовательной работе....
Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
Цель: расширение знаний педагогов о типах темперамента дошкольника и учет свойств темперамента....