Проект "Добренок"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobryonok_proekt.docx | 48.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик» г. Ядрин Чувашской Республики
Методическая разработка
«Педагогический проект для детей дошкольного возраста с ОВЗ»
«Добрёнок»
Антипина Елена Михайловна
учитель – логопед
2022
Введение
«Если ребёнка учат добру, в результате будет добро,
учат злу – в результате будет зло – ибо ребёнок
не рождается готовым человеком,
человеком его надо сделать!»
В.А. Сухомлинский.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать правильную функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Дошкольное детство является одним из главных образовательных ресурсов, по своей содержательной потенциальной ёмкости, не уступающей ни одной из последующих ступеней образования. Особенностями дошкольного детства, обладающего самоценностью и собственной логикой развития, являются: интенсивное созревание организма и формирование психики; сензитивность для становления всех базовых компонентов культуры, обусловливающих дальнейшее личностное развитие в онтогенезе, и от того, в каких условиях будет развиваться ребенок, насколько ему помогут взрослые, зависит его будущее.
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Актуальность
Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Исходя из этого, актуальным является вопрос о духовно-нравственном воспитании детей в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни.
В процессе духовно-нравственного воспитания проявляются такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Духовно-нравственное воспитание способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Это нельзя потрогать, это можно только прочувствовать, пропустить через свое сердце, душу. Правильно организованное духовно - нравственное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, имеют решающее значение в становлении основ личности.
Новизна данной темы состоит в том, что организация проекта предполагается в условиях детского сада, где происходит объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста для участия в добровольческих мероприятиях.
Актуальным остается вопрос о личности педагога, о его нравственно-духовной культуре. Может – ли педагог (воспитатель ДОУ) быть примером для своих воспитанников в отзывчивости и милосердии. Он олицетворяет для ребенка всё то новое и важное, что входит в его жизнь в дошкольном детстве. Чем выше духовно – нравственный уровень педагога, тем более эффективно педагогическое воздействие на детей.
Целеполагание
Согласно целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, обозначенным в ФГОС ДО, «Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности,… обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и к себе, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками,…подчиняется правилам и социальным нормам…»
С учетом того, что у воспитанников с ОВЗ (ОНР – 3 уровня) из – за речевого недоразвития выявляется недостаточность произвольной сферы, снижен познавательный процесс, низкий уровень саморегуляции, несоответствие словарного запаса возрастным нормам и т.д. Следовательно, приоритетное направление педагогического воздействия – это преодоление речевого недоразвития, приближение ребенка с ОНР к возрастным показателям.
Таким образом, мною определена основная цель проекта «Добрёнок» - удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и формирование духовно – нравственного самосознания воспитанников и их родителей через участие в проекте.
Реализация проекта «Добрёнок» направлена на расширение определенных задач:
- расширение представления о духовно – нравственном воспитании у детей старшего дошкольного возраста, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
- расширение и систематизация представлений детей о доброте и зле, милосердии и сострадании;
- построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников;
- овладение практическими навыками всех участников образовательного процесса;
- улучшение детско – родительских отношений, формирование у родителей более чуткого отношения к ранимой детской душе;
- формирование духовного и нравственного сознания детей и взрослых;
- формирование инициативной группы педагогов и родителей, участвующих в данном проекте;
- обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, диалогического общения в процессе бесед, по итогам прочтения художественной литературы, просмотров мультфильмов и фильмов.
- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижение целевых ориентиров дошкольного образования.
Срок реализации проекта – Февраль – май 2022 г.
Тип проекта: образовательно-творческий
I – этап подготовительный, Февраль
II – этап основной, март - май
III – этап заключительный, май
Основные мероприятия проекта
месяц | Этап работы | Содержание работы | Совместная деятельность педагогов с детьми |
февраль | Подготовительный | Подготовка методического обеспечения проекта. Изучение литературы, интернет – ресурсов. Анкетирование воспитанников и родителей «Что такое добро и милосердие?» Подбор детской художественной литературы о добре, милосердии, отзывчивости, Подбор мультфильмов и сказок о добре и зле, отзывчивости и жестокости Разработка Акций. Сбор материала для поделок. Разработка занятий и дидактических игр. Создание презентаций по темам художественной литературы и бесед. | Сбор материала для поделок. Подбор художественной литературы и музыкальных произведений. |
Промежуточные результаты: Проведение анкетирования; подбор художественной литературы и мультфильмов про добро, милосердие, взаимопомощь, любовь ко всему живому. Разработка Акций. Сбор материала для поделок. Разработка занятий и дидактических игр. Разработка совместных операций с родителями. | |||
март | Основной | Беседа с родителями на тему «Милосердие - как вы понимаете?». Просмотр видеороликов «о добре и милосердии». Просмотр мультфильмов: «Умка»», «Чебурашка и Крокодил Гена». Прослушивание песен: «Дорогою добра», «Доброта». Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»; В. Осеева «Добрые слова»; В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», сказка «Три сына». Е. Благинина «Подарок»; А. Барто «Вовка – добрая душа». Г. Остер «Вредные советы»; Е. Кошевая – «Мой сын», С. Маршак – «Ежели вы вежливы»; р.н. сказка «Ховрошечка», ненецкие сказки «Айога», Осеева «Добрые слова», стихи А. Кузнецова «Подружки», Е.Серова «Нехорошая история» Беседа на тему: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?» Акции: «Подари книгу», «Засветись», «Берегите братьев наших меньших», Операция: «Сбереги природу - не бросай батарейку», «Кормушка». «Мы помощники» - организация игр с малышами, совместные игры. Представление для детей с хороводными играми и плясками МБДОУ «Аленушка» г.Ядрин. | Работа над лексико – грамматическим строем речи в упражнениях «Назови ласково», «Хорошо плохо», «Составь предложение правильно», Подбери слово», «Я начну, а ты продолжи», «Наоборот», «Посчитай до пяти», «Оцени поступок», «Что доброго делают люди этой профессии». «Я не должен – я должен», «Секрет», «Мост дружбы» Согласование числительных с существительными игры: «Доброе слово», «Куклу подарю», «Пожалуйста», « Что такое хорошо, что такое плохо», «Разные поступки», «Добрые ладошки», «Волшебный стул». Дидактические игры: «Оцени поступок», «Собери цветок», «Школа вежливости», «Дополни фигуру», «Мишка». Упражнение на развитие общей моторики, координации, развитие слухового и зрительного внимания Подвижные игры: «Доброе животное», «Поссорились два петушка», «Иголка и нитка», «Лисонька, где ты», «Угадай мелодию», «Что звучит», «Найди такую же», «Чего не стало» и т.д. «Раз, два, три, четыре, пять». Развитие связной речи: составление рассказов по серии сюжетных картин, описательных рассказов, пересказ сказок, заучивание маленьких стихов. Обогащение словарного запаса детей. |
Промежуточные результаты: Проведение бесед, просмотр мультфильмов, прослушивание песен, чтение художественной литературы. Проведение Акции. Взаимодействие с детьми МБДОУ «Аленушка». Игры с малышами. Проведение операций «Не бросай батарейку», «Кормушка». Подготовка тематических буклетов. | |||
апрель | Чтение художественной литературы: В.Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», «Сыновья»; С.Маршак «12 месяцев», стихи А. Кузнецова «Подружки», Е.Серова «Нехорошая история», Е.Благинина «Подарок», сказка «Как светлячок друга искал», «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», отрывок из рассказа Н. Епишева «Добрый мальчик». Беседа на тему: «Что значит добрый человек?», «Легко ли быть добрым?», «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро». Ведение книги доброты. Просмотр мультфильмов: «Серая шейка»», «Кот Леопольд». Прослушивание песен: «Дорогою добра», «Доброта», Барбарики «Что такое доброта»», Леопольд «Ярко светит солнце» Акции: «Поздравляем с первым праздником весны», « Подарок маме и бабушке», «Берегите воду», «Посади дерево», «Встречаем пернатых друзей», «Подарок ветерану». Операция «Бумажный бум», «Скворушкам - скворечники», «Посади дерево и сбереги его». «Мы помощники» - организация игр с малышами, совместные игры. Передача сувениров для БУ «Ядринский КЦСОН» МТ и социальной защиты Чувашской Республики. | ||
Промежуточные результаты: Проведение бесед, просмотр мультфильмов, прослушивание песен, чтение художественной литературы. Проведение Акции. Игры с малышами. Проведение операций «Скворушкам - скворечники», «Посади дерево», «бумажный бум». Изготовление буклетов, маленьких сувениров для БУ «Ядринский КЦСОН». | |||
май | Заключительный | Подведение итогов проекта «Добрёнок»: Создание альбома «Кладец народной мудрости - пословицы и поговорки о доброте, зле и взаимопомощи»; Создание книги «Добрые дела»; Организация фото - выставки «Наши добрые дела» Создание буклетов к акциям, поздравительных открыток, сувениров и поделок. Совместная деятельность с родителями к проводимым операциям «Скворушкам – скворечники», «Кормушка», «Бумажный бум» и т.д. Рефлексия всех участников проекта (проведение итогового анкетирования родителей и детей) | Игра-путешествие «Доброта спасет мир». Занятие с элементами тренинга «Поделись своей добротой». Викторина – игра «добрым – быть здорово». |
Ресурсное обеспечение
С целью реализации проекта «Добрёнок» было использовано следующее ресурсное обеспечение:
- мультимедийное оборудование,
- книжный фонд,
- посещение детской библиотеки г. Ядрина.
Ожидаемые результаты
Исходя из цели и задач проекта «Добрёнок», в ходе реализации комплекса разработанных мероприятий я планирую получить:
- долгосрочные ожидаемые результаты:
- формирование активной гражданской позиции сотрудников ДОО, воспитанников и их родителей,
- повышение духовно – нравственного сознания дошкольников,
- формирование у воспитанников духовно – нравственного сознания,
- создание благоприятной эмоционально-комфортной обстановки для взаимодействия детей и взрослых,
- развитие связной речи, грамматической стороны речи, расширение активного и пассивного словаря.
- краткосрочные ожидаемые результаты:
- создание «Литературной копилки» - произведения детской художественной литературы о добре, милосердии, отзывчивости.
- создание альбома « Кладец народной мудрости - пословицы и поговорки о доброте, зле и взаимопомощи»
- проведение акций,
- создание фото – выставки «Наши добрые дела»
- создание книги «Добрые дела».
Участники проекта:
- дети 5-7 летнего возраста с ОНР (3 уровень речевого развития);
- воспитатели;
- учитель-логопед;
- родители;
- социальные партнеры МБУ «Централизованная библиотечная система» Ядринского района г. Ядрина, МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г. Ядрин, БУ «Ядринский комплексный центр социального обслуживания населения» МТ и социальной защиты Чувашской Республики.
Распространение результатов проекта
Презентация проекта на педагогическом совете дошкольной организации, на районном методическом объединении;
Проведение акций с освещением на сайте МБДОУ http://www.edu21.cap.ru/?t=eduid&eduid=4180
Заключение
Таким образом, процесс духовно-нравственного воспитания и организация деятельности с детьми в детском саду при активном участии педагогов, родителей и детей - это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.
Одна из глубинных человеческих потребностей - стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольческая деятельность дает педагогу, родителям возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности, которая является осознанной и естественной социальной потребностью.
Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой стороны – высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердие.
Особое значение в духовно – нравственном воспитании дошкольников с нарушениями речи играет деятельностный подход, как например участие в акциях, совместной деятельности с родителями и младшими воспитанниками.
Вовлечение и приобщение к воспитательному процессу в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».
Литература
- Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. - М.: Спарк. - 2010. - 189с.
- Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика, 2011, №8.
- Арчибальд Р.С. Управление высокотехнологичными программами и проектами. - М.: ДМК Пресс, 2012. - 178с.
- Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. - 2009. - 298с.
- Година Г.Н. Нравственность и воспитание. - М.: Спарк. - 2011. - 289с.
- Запорожец А.В. Воспитание детей в раннем возрасте. - М,: Просвещение. - 2010. - 298с.
- Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М,: Владос. - 2008. - 289с
- Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду./ Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. - М.: Просвещение, 2009. - 209с.
- Нравственно-духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. М.,2010. - 209с.
- Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010. -199с.
- Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. - 2010. - 109с.
- Учимся общаться с ребенком./ Петровский В.А. и др. М.,2010. - 239с.
Интернет – ресурсы
- https://nsportal.ru/
- http://www.maam.ru/login
- https://infourok.ru/statya-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnika-2667570.html