Проект "Растим патриотов России"
проект
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Чулымского района детский сад «Улыбка»
ПРОЕКТ
«РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»
Воспитатели:
Глебова Яна Владимировна
Шуликова Татьяна Сергеевна
2016г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ТИП ПРОЕКТА:
информационно-познавательный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
с 01.02.2016г по 15.05. 2016г
АКТУАЛЬНОСТЬ: любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Положительный результат достигается от систематической работы, и эта работа, в основном, должна проходить вне занятий. Нам педагогам, необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить потерявшую в последние годы актуальность работы по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном отношении к участникам ВОВ, героям труда, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Проблема:
1. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о своей семье, о родном городе, об истории страны, особенностях русских традиций.
2. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
- Формирование основ патриотического воспитания, привитие любви к Отечеству, своему народу, национально-культурным традициям, к своей малой Родине через организацию познавательной и игровой деятельности детей;
- Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Оформить центр «Юные патриоты», создать альбомы: «Россия – Родина моя», «Москва – столица нашей Родины», «Защитники Отечества», «Города – Герои», «Богатыри земли русской», «Достопримечательности родного города Чулыма»; макет «Русская изба»;
- Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом;
- Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России, о символах России;
- Воспитывать у дошкольников чувство уважения к Защитникам Отечества;
- Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям, праздникам;
- Уточнить и обобщить знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить с городами «героями»; о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны;
- Воспитывать чувство любви к Родине; уважение к памяти павших героев; заботливое отношение к живущим ветеранам.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Увеличится разнообразие методов и приемов, которые направлены на расширение у детей знаний о родном городе, стране и ее символике.
- Расширится предметно-развивающая среда и методическое обеспечение по патриотическому воспитанию.
- У дошкольников сформируются представления о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
- Расширятся представления детей о культурных традициях русского народа, о Великой Отечественной войне, о подвиге советского народа.
- Обогащение словарного запаса детей;
- Приобщение к совместной деятельности родителей.
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Выставки детского творчества по темам: «Наша армия сильна», «День космонавтики», «День Победы»;
- «Поздравительная открытка для ветеранов к празднику 9 мая»;
- Фотовыставки;
- Мини – музей «Куклы в национальных костюмах».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- РАБОТА ПЕДАГОГОВ С МЕТОДИЧЕСКОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ, ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ;
- ОФОРМЛЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО И НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛОВ;
- БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИМ О ПЛАНАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА С ЦЕЛЬЮ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ В ЕГО ПРОВЕДЕНИИ.
- ОСНОВНОЙ ЭТАП
- ПРОВЕДЕНИЕ НОД , БЕСЕД, РАЗВЛЕЧЕНИЙ, ЭКСКУРСИЙ, ДИДАКТИЧЕСКИХ, СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ИГР;ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- ОЦЕНКА ЭТАПОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, АНАЛИЗ ОПРОСА ДЕТЕЙ, ДЕТСКИХ РИСУНКОВ;
- ОФОРМЛЕНИЕ ФОТОВЫСТАВОК;
- ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ;
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ;
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- Использование литературы различной направленности с целью разработки доступного материала для детей старшего дошкольного возраста по теме "Нравственно-патриотическое воспитание".
- Анкетирование родителей по вопросу «Воспитание у детей любви к Родине».
- Разработка и изготовление дидактического и наглядного материала:
- Подборка книг, иллюстраций, открыток, фотографий для оформления дидактических игр и альбомов по темам: «Защитники Отечества», «Богатыри земли русской», «Народная культура и традиции», «День космонавтики», «День Победы»; «Города-Герои»;
- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм на военную тематику;
- Подбор аудиозаписей;
- Оформление газеты с фотографиями о службе пап в рядах Советской Армии.
- Оформление фото-стенда "Ими гордится вся страна".
2 ЭТАП-ОСНОВНОЙ
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
формы работы | содержание работы |
НОД познавательного цикла | * Путешествие по родному городу. * Моя Родина- Россия. * Наши защитники. Н.С.Голицына, с.281 * Армия – защитница Отечества. Г.Я.Затулина, с.106 * Русская народная культура. К.З. с.64 * Русский народный костюм. Павлова, с. 14, 20 * Русская изба. Павлова, с.99, 104 * Первый в космосе. Н.С.Голицына, с.365 * Космический полёт * Земля – живая планета * День Победы. К.З. с.346, Голицына, с. 399 * Майский праздник. Г.Я.Затулина, с.159, Зеленова, с.84 |
Экскурсии | * Экскурсия в библиотеку * Экскурсия в парк к памятникам ВОВ |
НОД по художественно-творческой направленности (рисование, лепка, аппликация) | * Корабли плывут по морю. Голицына, с. 291 * Городецкий узор. Д.Н. Колдина, с.75 *Матрешки из Сергиева Посада. Колдина, с.58 *Хохломские ягоды. Д.Н. Колдина, с.11 * Украшения на скатерти.Колдина,с.19 * Ракета в космосе. Д.Н.Колдина, с.68 * Радуга на небе. Д.Н.Колдина, с.44 *Поздравительная открытка для ветеранов к празднику 9 мая. * Салют Победы. Н.С. Голицына, с. 405 |
Беседы | * Цикл бесед о Родине * Цикл бесед о космосе * Цикл бесед о Великой Отечественной войне |
* С. Алексеев "Ради жизни на земле" | |
Чтение художественной | * Т. Белозёрова "Вечный огонь" |
литературы | * Я. Макаренко " Знамя Победы" |
* С. Баруздин " Сложное поручение" | |
* В. Коржиков " Вот, какой Пахомов" | |
* Л. Кассиль "Главное войско" | |
* Л. Кузьмин "Луна над заставой" | |
*«Из какой страны гость». * «Узнай наш герб», * " Военные корабли ". | |
Творческие, сюжетно-ролевые | * " Российская Армия ". * " Служба спасения ". *«Найди пакет». *«Доставь секретное донесение». |
Игры | *«Космический полет» |
* " Военные учения". | |
* « Военный госпиталь». | |
Подвижные игры-эстафеты | * "Самолёты". |
* " Мы сильные и смелые ". | |
*" Полоса препятствий". | |
* " Самый меткий". | |
* " Помоги раненому" | |
* " Опасная разведка" |
Праздники и развлечения | * Конкурсно- игровая программа ко дню |
Защитника Отечества "Бравые солдаты". * Развлечение «Город мастеров» | |
*Спортивный праздник «Вперёд к звёздам» * Спортивное развлечение, посвященное | |
дню Победы "Аты- баты шли солдаты". | |
Дидактические игры и упражнения | * "Кто знает, тот отвечает" * «На чём едем, летим, плывём». Зеленова, с. 100 *«Назови военную профессию» (Голицына с. 282) * «Отгадай промысел» (Павлова с. 97) * «Назови планету» |
*«Великая Отечественная Война. Победа!» | |
Совместная работа родителей | * Участие в конкурсе поделок и рисунков: |
и детей |
|
ЦИКЛ БЕСЕД О КОСМОСЕ
Цель: систематизировать и обобщить знания детей о Космосе, о солнечной системе, о работе космонавтов; подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее, вызвать познавательный интерес к космосу, развивать диалогическую речь.
КОСМОС. ВСЕЛЕННАЯ.
БЕСЕДА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: закрепить знания детей о планетах Солнечной системы, их
характерных признаках, продолжать развивать речь детей,
любознательность, воспитывать любовь к своей планете.
Материал: карта или модель Солнечной системы, иллюстрации планет.
Ход:
Воспитатель'. Ребята, давайте отправимся в путешествие в Космос. Вы согласны? На чём мы можем отправиться в полёт? (ответы детей)
Воспитатель: Вы уже знаете, что наша Земля это большая планета, что она вращается вокруг солнца. Солнце, а так же другие планеты, которые вращаются вокруг него, называется Солнечной системой. Земля-это наш с вами дом, а Солнечная система будет родным городом, в котором находится наш дом. В этом Солнечном городе есть ещё очень много других домиков маленьких и больших планет. Сейчас мы пойдём в гости к самому главному к Солнцу.
А можно ли близко приблизиться к Солнцу или высадиться на него? Почему? (ответы детей)
Воспитатель'. Правильно. Солнце - это раскалённый, огромный шар, который находиться далеко от нас, а его свет и жар доходит до нас. И если бы нашу планету не защищала атмосфера, то всё живое на ней погибло, сгорело.
Воспитатель: Слушайте загадку о том, куда отправимся дальше.
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно друзья. (МЕРКУРИЙ)
Что же это за планета? А что мы знаем об этой планете? А какие условия жизни на этой планета? Может ли возникнуть жизнь на этой планете? (ответы детей)
Воспитатель'. Правильно это Меркурий, он расположен близко к солнцу и поэтому там очень жарко. На планете Меркурий побывали в гостях ,отправляемся дальше.
- Слушайте следующую загадку:
А эта планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета.. .{все вместе Земля)
- На каком месте в Солнечной системе находится наша планета? Что вы можете о ней рассказать? (ответы детей).
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? Приятно ли вам оказаться вновь на своей родной планете? Как вы думаете, за что люди любят свою планету? Что нужно сделать, чтобы наша Земля радовала нас? Я думаю, что вы уже никогда не забудете наше путешествие в Космос к другим мирам. И я надеюсь, что вы поняли, что наша планета нуждается в вашей заботе и охране.
Воспитатель: А чтобы наше путешествие лучше запомнилось, предлагаю вам нарисовать иллюстрации на тему «Путешествие по Вселенной». С помощью этих иллюстраций мы составим альбом, и будем рассматривать его.
«Беседа о солнце»
Цель:
Воспитывать:
- интерес и любовь к природе.
Задачи:
-познакомить детей с солнцем, как с источником тепла и света;
-дать доступное их пониманию представление, что солнце-звезда, огненный шар, газообразный шар;
- Что такое солнце, как вы думаете?
- Почему говорят « солнце большое, а я вижу его маленьким?»
- Действительно ли солнце движется?
- Нужно ли лететь к солнцу?
- Почему?
- Радуетесь ли вы когда увидите солнце?
- А как радуетесь? (показать)
- А без солнца можно ли жить? Почему?
- Как называю ученых, которые изучают звезды и планеты?
- А прибор, который помогает наблюдать?
- Кто его изобрел?
- А в каких произведениях говориться о солнце?
Рассматривание иллюстраций к сказке К. Чуковского «Краденое солнце»
- Почему все звери забеспокоились когда крокодил солнце проглотил?
- Почему художник изобразил все в темных, холодных тонах?
В древности люди думали, что солнце- могущественное существо. И они очень боялись его. Древние люди совершенно не представляли, что такое солнце. Они думали, что солнце наказывает их тем, что палит изо дня в день, засушивая и сжигая все на полях. И что бы задобрить солнце, они строили в дар ему пирамиды (показывают). Как это люди часто собирались около них и на коленях молили солнце пощадить их, сжалиться над ними и дать им дождя.
Беседа " Планеты Солнечной системы".
Цель: Формировать у детей элементарные представления о Солнечной системе. Познакомить детей с особенностями вращающихся вокруг солнца планет. Подводить детей к самостоятельным выводам, инициативным высказываниям.
Солнечная система - наша «солнечная семья», в которую входят 9 планет.
Планета – громадный холодный шар, сам светится не может и виден лишь по тому, что его освещает звезда.
Орбита - так называется космическая «дорога» кораблей, спутников, планет.
- Солнце – это звезда. Звезда это скопление раскаленных газов. Звезд очень много.
- Скажите, а они все одинаковые?
- Звезды не одинаковые самые горячие это голубые, желтые - холоднее, а оранжевые еще холоднее.
- Вокруг Солнца вращаются планеты. Скажите сколько мы знаем планет в нашей солнечной системе?
- Всего 9 планет. Какие это планеты?
Дети. (перечисляют)
- Ребята здесь у меня есть модель вселенной давайте мы с вами расставим их по порядку. Только сначала вспомним, что каждая планета движется по своей дорожке, которая называется
Дети. Орбита. - Назовите первую планету солнечной системы.
Дети. Меркурий. (ставят изображение на модель) - Меркурий – это самая близкая планета к Солнцу. Меркурий так горяч, что на нем плавится олово и свинец, а вся вода превращается в пар. Меркурий делает оборот вокруг Солнца меньше чем за три месяца.
Прекрасная звезда на небе Звучит оно как слово «вера» Как имя девушки…..
Дети. ВЕНЕРА
- Это вторая планета от Солнца.
- Венера окутана облаками из едких паров. Из этих облаков на поверхность планеты проливается ядовитый дождь. А как называется планета на которой мы живем?
Дети. Это третья планета Земля.
- Ребята скажите. А у Земли есть спутники? Земли есть природный спутник это Луна. А еще есть много исскуственных.
- Для звездочета я — загадка И начинаюсь я на «М» Но только я - не шоколадка Хотя я тоже нравлюсь всем. Это четвертая планета Марс.
Марс немного меньше Земли. Там холоднее, чем на Земле. Почему?
Марс дальше Земли и Солнце его греет хуже.
Ребята, а попробуйте отгадать мою загадку.
Есть у меня 15 друзей
15 спутников жизни моей,
Что это за планета? Дети. Юпитер.
- Правильно это самая большая планета Солнечной системы у нее 15 спутников и она полностью состоит из сгустившихся газов.
Я очень привлекателен,
Меня все узнают в лицо.
Бесспорно, я влиятелен
Ношу я модное кольцо.
- Это Сатурн. Это одна из планет великанов, которая имеет удивительное кольцо и много лун. Кольцо состоит из больших и маленьких камней и космической пыли. А какие еще планеты имеют кольца?
Дети. Уран и Нептун.
- А какая самая последняя планета?
Дети. Плутон. 9 планета нашей солнечной системы это Плутон. Она не газовая, она твердая
ЦИКЛ БЕСЕД О РОДИНЕ
Цель: дать детям представления о Родине, о России, о родном крае; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом; активизировать речь и мышление детей; воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь к Родине, родному краю.
ЧТО ТАКОЕ РОДИНА?
БЕСЕДА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: формировать у детей представление о России, как о нашей родной стране, Родине, продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом, воспитывать чувство любви и гордости к своей Родине.
Ход беседы:
Звучит фрагмент музыкального произведения " "С чего начинается Родина..."
Воспитатель: Ребята, о чём поётся в песне? Правильно, в песне поётся о Родине.
Воспитатель: Вспомните, как называется страна, в которой мы живём? Россия. Это наша Родина.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей) Родина -значит родная. Родина это то место , где мы родились, где живём. Наша страна очень большая и красивая, у каждой страны, как и у России, есть свой герб, флаг. Рассмотрим герб нашей страны. Что на нём изображено? (ответы детей)
Воспитатель: Герб России - двуглавый орёл, над ним золотая корона, в лапах орла символические символы власти скипетр и держава. Рассмотрим российский флаг. Какого цвета государственный флаг России? Что обозначают цвета флага? Где можно увидеть российский флаг? (ответы детей)
Воспитатель: Российский флаг - состоит из трёх цветов: белый, синий, красный. Белая полоса напоминает о русской зиме, о бескрайних снежных просторах. Синяя полоса - похожа на чистое небо, глубокие озера и реки России. Красная полоса символизирует красоту, ведь на Руси красный свет считался красивым.
Воспитатель: Что интересного, вы узнали сегодня? (ответы детей) Вы ещё дети, но даже сейчас вы можете сделать очень много, чтобы наша Родина была ещё лучше и краше.
Беседа на тему: "Москва – столица нашей Родины".
Цель: закрепить у детей знания о главном городе России – Москве; познакомить детей с обороной Москвы в годы Великой Отечественной войны, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны.
- В какой стране мы живём?
( в России )
- В каждой стране есть главный город – столица, кто знает, как называется столица России?
( ответы детей )
- Народная мудрость гласит «Кто в Москве не бывал, красоты не видал».
Что это значит? Как вы это понимаете?
- Кто из вас, ребята, бывал в Москве? Расскажите о своих впечатлениях.
Рассмотрим с детьми иллюстрации Москвы.
- Посмотрите – это Московский Кремль, с него в старину начинали строится Москва. А это – Красная площадь. Главная площадь страны, на которой проходят военные парады и праздники.
В Москве много красивых храмов, театров, памятников, известных россиянам. Много ещё в Москве всего удивительного.
Москва - очень древний город. Много ей пришлось пережить за свою историю. Кто только не посягал на Москву, мечтая захватить её: и татары, и поляки, и французы. Но это всё было давным – давно.
Последней войной была Великая Отечественная война
Как вы думаете, почему о Москве говорят – это город – герой?
Подумайте, какой город может стать героем? ( ответы детей)
Города России, которые пережили нападения фашистов, выдержали бомбёжки, лишения, тяжёлые бои, называются героями, как люди, потому что эти города и люди, живущие в них, совершили настоящий подвиг!
Скоро день Победы. В этот день в Москве, на Красной площади будет праздничный парад. В параде
Участвуют ветераны – люди, которые героически воевали во время войны.
Вечером небо Москвы озаряется праздничным салютом. К братским могилам несут цветы, возлагают венки.
Вот ребята, сколько испытаний выпало на долю Москвы. Но в памяти москвичей и всех россиян навсегда останутся те тяжёлые дни обороны Москвы от врага.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Город – герой.
Все мы гордимся нашей Москвой
Наша столица – город герой,
Красные звёзды горят над тобой,
Город родной, город – герой,
Смело с врагами в битву вела
И победила наша Москва
Все мы сегодня гордимся тобой,
Город родной, город – герой.
Е. Карасёв
БЕСЕДА: «ГОРОДА-ГЕРОИ».
Цель: познакомить детей с городами – героями. Пополнять знания об истории нашей Родины, ознакомив их с основными фактами и реалиями Великой Отечественной войны;
Задачи: воспитывать гордость за свой народ;
- развивать чувство патриотизма;
- познакомить с героями Великой Отечественной Войны, с памятниками, установленными в честь воинов.
Стихотворение«Города-герои…»
Войны Герои-города,
Врагу не дали вы пройти,
Они напомнят нам всегда
Побед нелегкие пути.
Герой — Москва, и Ленинград,
Одесса, Киев, Сталинград,
Белгород, Курск, Орел, и Брест,
И Мурманск, Тула, и Смоленск,
Минск, Севастополь,
Новороссийск и Керчь, -
Прошу вас Родину беречь!
Вы на виду у всей страны,
И в сводках каждый день войны
Звучали ваши имена,
Просила об одном она.
Мы гордимся победой наших прадедов и дедов, мы гордимся, что мы - потомки победителей!
Мы помним, и забыть не имеем права! Вечный огонь как символ вечной памяти, Города-герои и Города воинской славы как живые свидетели, как живая память народа!
Город-герой – как много за этим почетным званием можно прочесть! Героизм тысяч жизней, которые отстояли не только город, но и родину. Потомки, наше будущее, которые стояли до конца, и которые сделали свой выбор: ни шагу назад!
Города-герои – это города-легенды, это история особенного мужества, это священная история. Сквозь времена и столетия, из поколения в поколение они будут памятниками героической истории нашей Родины:
Герой — Москва, и Ленинград,
Одесса, Киев, Сталинград,
Белгород, Курск, Орел, и Брест,
И Мурманск, Тула, и Смоленск,
Минск, Севастополь,
Новороссийск и Керчь, -
Прошу вас Родину беречь!
(Казаков Михаил Петрович)
А за оборону советских городов и районов, где враг понес особо тяжелые потери, были учреждены наградные медали, которые вручали всем активным участникам этих событий.
В конце октября 1942 года в газетах появилось сообщение о том, что Наркомат обороны ходатайствует об учреждении медалей за оборону Ленинграда, Севастополя, Сталинграда и Одессы.
И 24 ноября художники приступили к разработке их рисунков. Представлено было 43 эскиза будущих наград, сделанных почти десятком художников.
22 декабря 1942 года, был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении медалей «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Одессы» и «За оборону Сталинграда». Тогда же появилось и описание будущих наград.
После введения медалей за оборону Ленинграда, Одессы, Севастополя и Сталинграда в разное время были учреждены еще четыре аналогичные награды. Три из них – «За оборону Кавказа», «За оборону Москвы» и «За оборону Советского Заполярья» – в 1944 году, медаль «За оборону Киева» – в 1961 году.
За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовым героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы Союза Советских Социалистических Республик города Москвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменовании 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. присвоить городу Москве почетное звание "Город-Герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Держась, как за личное счастье,
За каждую пядь земли, –
Мы под Москвой встали насмерть,
В грунт промерзлый вросли.
Земля от взрывов дрожала.
Трещала танков броня...
Солнце в огне пожара
Чадило, как головня...
Не только на этом взгорье,
Где наш окопался взвод, –
На Балтике и в Черноморье
Москву защищал народ.
Но лишь в подмосковной зоне
Встряхнуть мое сердце мог,
Как часы на ладони,
Знакомый с детства гудок...
Когда с орудийным раскатом
Мы подымались в бой,—
Поэт становился солдатом,
Поэтом – солдат любой!
(П. Железнов)
Города России, которые пережили нападения фашистов, выдержали бомбёжки, лишения, тяжёлые бои, называются героями, как люди, потому что эти города и люди, живущие в них, совершили настоящий подвиг!
Символ того, что потомки помнят подвиг людей, спасших Россию от немецкого рабства, чтят эту память и безмерно благодарны им, — горящий у каждого памятника огонь. Его горячее пламя похоже на сердца тех людей, которые боролись с фашистами. Его называют «вечным», потому что он не гаснет ни днем, ни ночью, ни в проливной дождь, ни в самую сильную метель, как не должна угасать наша память о тех страшных и великих годах в судьбе нашей страны — Великой Отечественной войне.
ЦИКЛ БЕСЕД О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Цель бесед: обобщить и расширить знания детей о Великой Отечественной
войне, о подвиге и героизме советского народа, о празднике день Победы; развивать интерес к истории родного города в годы войны; воспитывать нравственно-патриотические чувства, уважение к ветеранам.
Беседа " Что такое героизм?"
Цель: Формировать у детей понятие о том, что такое героизм. Создать условия для восприятия целостной картины самой кровопролитной и страшной из войн в истории человечества, на основе художественной литературы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне, рассматривание иллюстраций. - Ребята, сегодня мы поговорим о героизме. - Что такое героизм? - Героизм – это когда человек совершает поступок во имя благородной цели, например, если человек рискуя своей жизнью, спасает людей.
- Недавно я читала вам стихотворение С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».
«Ищут пожарные, ищет милиция,
Ищут фотографы в нашей столице
Ищут давно, но не могут найти,
Парня какого-то лет 20…»
- Вспомнили? - Как вы считаете, парень лет 20 действительно герой? - Почему? - Как вы думаете, почему стихотворение названо «Рассказ о неизвестном герое?» - Как можно охарактеризовать его поступок? (храбрый, сильный, героический). - Да, правильно этот парень настоящий герой. Он вынес ребёнка из горящего дома, а награду за это не попросил. Он скромный герой. - Скажите, а каждый ли поступок можно назвать героическим? Например, на глазах у прохожих перебежать дорогу перед машиной, это героизм? - Правильно, это не героизм, а глупость, которая может плохо кончиться. - Сегодня мы будем говорить о настоящих героях. - Каждый год наша страна отмечает праздник «День победы». - Кто знает, что это за праздник? Чему он посвящён? -Это было давно, когда ваши дедушки и бабушки были молодыми, на нашу страну напали враги, они хотели отнять нашу землю, а людей, которые жили – уничтожить, забрать себе в рабство, чтобы они на них работали. Все люди встали на защиту своей Родины.
Песня «Вставай страна огромная».
- Это была страшная и жестокая война, взрывались бомбы, разрушались дома, погибали люди. Много героических поступков было совершено во время этой войны. Героизм проявляли не только взрослые, но и дети. Они, как и взрослые делали для победы всё, что могли, работали днём и ночью на заводах, делали снаряды для бойцов. - Какие произведения вы знаете, где описываются героические поступки во время Великой Отечественной войны? («Сестра», «Орлович – Воронович»). - О ком говорится в рассказе «Орлович-Воронович?» - Что с ним произошло? - Можно ли назвать его поступок героическим? - Почему? - Ещё вы назвали рассказ «Сестра». - Как вы думаете это героический поступок выносить раненых с поля боя? - Почему? - Так, что же такое героизм? (поступок во имя благородной цели). - О наших защитниках создана книга, где мы можем узнать всё о наших героях. Мы гордимся ими. - Этих всех людей можно назвать героями? - Почему? - Много людей погибло во время войны, как вы думаете зачем люди, воевали не жалея своей жизни? - Эти люди воевали за наше счастливое, мирное время. Чтобы нам жилось спокойно, чтобы мы не слышали выстрелов и взрывов. Чтобы дети могли ходить в детский сад и школу, чтобы наши мамы и папы были рядом. - Люди помнят героев и называют в честь их города, улицы, возводят памятники. - Как вы думаете, в нашем городе есть памятник героям? - Да есть стела, открытая в честь наших героев. И всегда на праздники «День Победы» или «День защитника Отечества» люди приходят и возлагают цветы. Так они выражают своё признание тем, кто погиб за хорошее дело.
- Много в России героев, с такими людьми наша страна обязательно должна была победить.
Беседа: День Победы
Цель: воспитывать детей в нравственно- патриотическом духе; закреплять их знания о том, как наш народ защищал свою Родину в годы Великой Отечественной войны.
Задачи: сформировать представление о Дне Победы, традициях его празднования, Великой Отечественной войне, жизни людей на войне; воспитывать любовь к родине, уважение к ветеранам.
- Какой самый торжественный праздник мы отмечаем в мае? - День Победы. 9 Мая. - А вы знаете, что это за праздник? Это день, когда мы отмечаем победу нашего народа над фашистами. Много лет назад, когда ваши прабабушки и прадедушки, были маленькими, на нашу страну напали немецкие войска. «22 июня, ровно в 4 часа, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города: Киев, Житомир и другие» - такое объявление услышали по радио наши люди в 1941 году. Началась Великая Отечественная война. Отечественная она потому, что все люди поднялись на защиту Родины и все как один сражались до победного конца. И через 4 года нашим войскам удалось одержать Победу, теперь каждый год 9 мая все отмечают День Победы. Ребята, скажите, а кого мы поздравляем в этот день? - Ветеранов. - А кто такие ветераны? (ответы детей) - Правильно, это те, кто участвовал в войне, защищал нашу Родину от врагов.
- Скажите, а какие рода войск вы знаете?
(ответы детей) (танкисты, моряки, летчики, артиллеристы)
- Правильно, танкисты защищали нашу страну на суше, летчики – в воздухе, а моряки – на море.
- Скажите, а в День Победы мы поздравляем только мужчин?
- Дети: Нет, женщин тоже.
- А вы знаете, что делали женщины на войне? (ответы детей)
Они были медсестрами, помогали раненым. Многие становились солдатами, летали на истребителях и наравне с мужчинами защищали нашу Родину. Показ иллюстраций и фотографий на тему Войны.
- Но были и простые, не военные люди, которые трудились для Победы в тылу, т. е. вдалеке от военных действий. Они работали на заводах, делали оружие и патроны, шили форму, строили танки и самолёты. А некоторые из них уходили в леса и становились партизанами. Они вели разведку в тылу врага и приносили нашим войскам информацию о действиях противника.
- Вот видите - вся страна, все люди защищали нашу Родину, приближая День Победы. Скажите, как мы отмечаем этот день? (ответы детей.) Что происходит на Красной площади – главной площади города Москвы? (ответы детей) .
- Правильно, Парад Победы, в котором участвуют все рода войск и, конечно, ветераны Великой Отечественной войны. Также в параде принимают участие боевые машины, которые использовались во время войны. И если утром 9 мая вы посмотрите парад по телевизору, то сможете их увидеть.
Показ иллюстраций и фотографий парада.
- В России существует много памятников, установленных в честь погибших на войне, горит Вечный огонь. К этим местам в День Победы и День защитника Отечества возлагают цветы. Показ иллюстраций – Вечный огонь, памятники Великой Отечественной войны.
- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы подумайте, что ещё обязательно бывает в День Победы? Вдруг из черной темноты В небе выросли кусты, А на них-то голубые, Пунцовые и золотые Распускаются цветы
Небывалой красоты.
Дети: Салют!
- Правильно, это салют в честь Дня Победы для всех людей, которые чтят память о Великой Отечественной войне. Ребята, события этой войны не только в памятниках, им посвящены картины, фильмы, книги, песни. Сейчас я хочу предложить вам послушать песню об этом великом празднике. Хотите? Она так и называется – «День Победы». Музыку написал композитор Давид Тухманов, а слова поэт Владимир Харитонов. Звучит песня.
- А как вы думаете, почему в ней поётся, что это «праздник со слезами на глазах»? (ответы детей) Правильно, потому что много людей, участвовавших в войне, погибли. В этот день мы не только радуемся Победе, но и скорбим о тех, кто не вернулся с войны.
« Аты - баты шли солдаты»
спортивное развлечение, посвященное дню Победы
Цель: продолжать укреплять здоровье детей, развивать физические качества. Формировать организованность, смелость, ловкость.
Воспитывать целеустремлённость к победе, чувство коллективизма, любовь к Родине.
Ход развлечения:
Ведущий: Начинаем соревнования, посвященные дню Победы!
Дети читают стихотворения:
1- ребёнок.
Гремит столица маршами.
Солдат встречают маршалы.
Сияет площадь Красная
Мы День Победы празднуем!
2 - ребёнок.
Идут рядами стройными
Страны российской воины:
Танкисты, пограничники,
Пилоты и зенитчики..
Ведущий: На свете нет сильнее и смелее воинов, чем наши российские богатыри - защитники Отечества. Я приглашаю в зал участников соревнований.
- команда: « Танкисты»
- команда: « Лётчики»
Девочки читают стихотворения:
На высоких горах, На степных просторах Охраняет нашу Родину солдат.
Он взлетает в небо, Он уходит в море, Не страшны защитнику Дождь и снегопад.
Ведущий: Ребята, наш зал сегодня превратился в военный полигон - место для боевых учений. Давайте докажем, что через несколько лет из вас получатся отважные и смелые солдаты.
Конкурсы:
1.« Боевые учения»:
2.« Знамя полка»
3. «Кто быстрее преодолеет полосу препятствий, и построиться с флажками.»
4.« Танки»
За огонь соревнованья, Обеспечивший успех!
Поздравляю вас, ребята,
Заслужили вы награды!
Награждение победителей под песню « Солнечный круг»
« Бравые солдаты»
конкурсно - игровая программа ко дню защитника Отечества.
Ведущий:
Кто в русской армии герой? Понятно без подсказки,
А если нет, то наш совет -Читайте на ночь сказки.
Кто суп варил из топора? Чертей не раз морочил.
Такого жара им давал Проверьте, кто захочет.
Кто же это? Без кого не бывает ни одной армии в мире? Правильно, это солдат. И сегодня конкурсно - игровую программу мы назвали « Бравые солдаты». И посвящена она Дню защитника Отечества. Всем известно, что русские солдаты всегда славились силой, смекалкой, мужеством. И я уверенна, что из наших сегодняшних мальчишек вырастут именно такие люди. А теперь я приглашаю в зал участников нашей программы.
Команда - « Десантники». Команда десантников хоть куда - ловкая, умелая, сильная и смелая.
Команда « Танкисты». Танкисты отважные смело шагают', Родину нашу всегда защищают.
Поздравление девочек:
Пусть солнце жжёт оттаявшие крыши,
Мы поздравляем нынче тех мальчишек:
Кто невелик, но изо всех силёнок
Сам защищает слабых и девчонок.
Мы мальчишек наших любим,
Поздравляем от души!
Защищать всегда нас будут,
Хоть пока коротыши.
Ведущий: Что ж солдаты, всем внимание Начинаем состязания. Ну - ка, кто из вас вперёд Все преграды обойдёт!
« Конкурсы»:
- « Доставь сообщение». Кто быстрее доставит в штаб сообщение.
- « Минное поле». Пройти, наступая только на разминированные участки дороги.
- « Меткий стрелок»Кто больше забросит мячей в корзину.
Привал: подведение итогов трёх конкурсов.
Музыкальный номер « Частушки» ( поют девочки):
Мы поём для вас сегодня
И мотив у нас один-
С двадцать третьим вас поздравить
Очень - очень вас хотим!
Ой, девчонки, посмотрите, Костя сделал самолёт,
Значит, лётчиком он станет
И отправится в полёт!
В нашей группе каждый
Очень ловок и красив,
Потому так рад, конечно,
Весь наш женский коллектив!
Все частушки перепели,
Думаем, что хороши,
Так похлопайте дружнее,
Мы старались от души!
- « Тоннель». Построить тоннель из обручей и пройти его.
- « Разведчики». Переползать различные препятствия по - пластунски.
- « Солдатский обед». Кто быстрее с помощью зубочистки съест зелёный горошек.
Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.
« Вперёд к звёздам»
спортивный праздник, посвященный Дню космонавтики Воспитатели:
Цель: формирование двигательного воображения. Развития сообразительности, ловкости, сноровки.
Ведущий:
Сегодня мы проводим соревнования, посвященные Дню Космонавтики.
Кто - то возможно мечтает стать космонавтом. Как вы думаете, какими
Качествами должен обладать космонавт? ( ответы детей)
- Правильно, силой, быстротой, смелостью, вниманием, много знать,
уметь прийти на помощь.
Ведущий:
Прежде чем полететь в космос, космонавты долго тренируются, готовятся к полёту. А вы хотите отправиться в полёт на ракете? ( ответ детей)
Подвижная игра « Полёт на ракете» - 3 раза.
Ведущий:
Я думаю, что в полёт мы возьмём всех. Закрыли глаза, полетели навстречу опасностям и невероятным приключениям. ( Звучит музыка)
Полёт закончен.Мы приземлились на Луне. Нам нужно отыскать город лунатиков. А чтобы добраться до него, нужно преодолеть полосу препятствий.
1. задание: « Полоса препятствий»
Проползти на четвереньках по лавке, сойти, взять обруч и продеть через себя, пройти по узкой дорожке, взять мяч и попасть в корзину. ( За победу команде присуждается 1 очко + 1 очко за каждый мяч попавший в цель)
2. задание: « Пронести шар не уронив»
Дойти до ракеты, обойти её и вернуться не уронив с ракетки шарик,
передать следующему игроку.
( За победу команде присуждается 1 очко)
3.задание: « Переправа» Прыжки через канат боком.
( За победу присуждается 1 очко)
4. задание: « Кто больше соберёт звёзд»
По три человека от каждой команды начинают собирать разложенные по всему залу звёзды. У какой команды больше звёзд, та и выиграла. ( За победу присуждается 1 очко)
Ведущий: а теперь нам пора отправляться домой, на Землю. Экипажи займите свои места.
Мы с вами играли, преодолели все препятствия, выполнили все задания. Как вы думаете, чтобы веселее было лететь домой, что нужно ещё. Дети.
Спеть песню.
Ведущий:Правильно! Замечательно! Наше путешествие закончено. Награждение победителей.
Консультации для родителей:
- «Воспитываем детей патриотами»;
- «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей в семье»;
- «Права и обязанности маленького гражданина России»;
Анкетирование родителей:
- «Воспитание у детей любви к Родине».
Анкета для родителей «Воспитание у детей любви к Родине».
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
•Воспитание любви к Родине;
•Воспитание уважения к старшему поколению;
•Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
•Знание истории своей страны;
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
•Да;
•Нет;
3. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители? ______________
4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
•Да;
•Нет;
5. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
Да.
Нет.
Благодарим Вас!
В анкетировании приняло участие 14 родителей (84%)
Проанализировав анкеты было выявлено, что для основной массы опрошенных – 54% (9чел.) термин «патриотическое воспитание»- это Любовь к Родине, уважение и почитание ее традиций;
Для 12% (2чел.) опрошенных — это знание истории своей страны;
Для 18%(3чел) -это воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа.
На вопрос «Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?» 84% (14чел.) опрошенных ответили «Да».
42%(7чел.) опрошенных считают, что основную ответственность за патриотическое воспитание детей несут родители, 36%(6чел.) - педагоги и родители, и лишь 6%(1чел) опрошенных считают, что ответственность за патриотическое воспитание детей несут педагоги.
На вопрос «Следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?» 84%(14чел.) ответили да, следует.
60% (10чел.) опрошенных считают, что у детей есть желание узнавать о своем родном городе, 24% (4чел.) нет желания.
Проанализировав анкеты мы выяснили, что патриотическое воспитание актуально, и надо продолжать проводить мероприятия по патриотическому воспитанию дошкольников.
- Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
1. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
2. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
3. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
4. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
5. Расширяйте собственный кругозор
6. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
7. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
8. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Как воспитать патриота».
Основное направление патриотического воспитания – это ознакомление детей с родным краем, с героическим прошлым нашего народа, с великими делами отцов и дедов, память о которых надо сохранить и передать грядущим поколениям.
Великая Отечественная война оставила след в прошлом и настоящем каждой семьи: рассказы о вкладе родных и близких в дело Победы — наглядный урок мужества и гражданственности. Поход всей семьей к обелиску в праздничный день — пример уважения к славе предков. Обсуждение книги о героях — знакомство с доблестью. Посещение исторических музеев, поездки и экскурсии в памятные места — осознание величия подвига.
Патриотизм не передается сам собой от отцов к сыновьям. Во все времена, во все эпохи мальчиков специально обучали и готовили к роли защитника, борца, а девочек воспитывали как вдохновительниц на подвиг своих близких. И первыми наставниками в пробуждении патриотических стремлений у детей всегда были родители.
В человеке ценят силу и доброту, честность и верность, храбрость и трудолюбие. Но все же патриотом всегда называли лишь того, в ком все эти прекрасные качества освящены любовью к Родине, готовностью посвятить свою жизнь служению ей, защите ее завоеваний.
С ранних лет в ребенке должна закладываться готовность бороться и выстоять, преодолеть любые трудности во имя долга. Столь важные качества невозможно сформировать только на занятиях в детском саду. Они прививаются и дома в семье, в обычной обстановке каждодневного бытия. Пушкинская строка, народная песня, родная природа, отчий дом, воспоминания деда-ветерана, семейные традиции. Именно эти источники нравственной силы обычно помогают нам в трудный час.
Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить те места, где он родился и где живет. Родной город дорог ребенку потому, что здесь живет он сам, его близкие, здесь находится его детский сад. Когда взрослый человек вспоминает своё детство, он представляет себе тот город, где он вырос.
Наша задача — сформировать у детей чувство патриотизма, воспитать элементы гражданственных чувств и общественных отношений. Для этого необходима целенаправленная работа взрослых. Патриотическое воспитание должно находиться в единстве и взаимосвязи с умственным, трудовым и эстетическим воспитанием. Оно осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни. Начните воспитание патриотических чувств у детей со знакомством с родным городом. Поставьте своей задачей вызвать у детей любовь и гордость за свой город, научить видеть и ценить красоту, познакомьте с историей и трудом людей. Прогуливаясь по городу, расскажите детям о той улице, на которой вы живете. У нашего города славная история, поэтому на его земле так много памятников. Побывайте с детьми у разных памятников, расскажите истории, которые с ними связаны. Расскажите детям о заводах, чем они славятся, что выпускают, какие имеют награды. Детям интересно будет узнать, что их продукция отправляется в разные страны мира. С уважением рассмотрите фотографии передовиков производства , предложите детям самостоятельно прочитать под ними подписи (фамилии и профессии). На фотографиях изображены люди разных профессий. Расскажите детям, что здесь на Доске Почета помещены фотографии людей, которые добились больших успехов в работе.
Во время прогулок полюбуйтесь красотой парков, фонтанов, архитектурой города. Обсудите с детьми проблему, что нужно сделать, чтобы наш город стал ещё краше.
Консультация для родителей
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ»
На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.
Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.
Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать, что – то новое о малой или большой Родине, других странах.
Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В результате реализации проекта «Растим патриотов России» мы смогли собрать необходимый материал и расширить предметно-развивающую среду для патриотического воспитания детей.
Мы не останавливаемся на достигнутом, планируется и дальше проводить систематическую, целенаправленную работу с дошкольниками, ведь так важно приобщать детей к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
В подготовительной группе с детьми 6-7 лет планируем реализовать проект «Семья -начало всех начал» (о семье, семейных традициях, родословной).
Литература:
- Нравственно–патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. Авторы: Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В. и др.
- Ковалева Г. А. Воспитываем маленького гражданина… Практическое пособие для работников ДОУ. – М., 2003.
- Курочкина И. Н. Как научить ребенка поступать правильно. –М., 2003.
- Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М. : Линка-Пресс, 2003.
- «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольника. Под общей редакцией Р. И. Оверчук. - М. 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриот России
Немного об известном патриоте и жителе нашего города...
Воспитание маленького медновца - настоящего патриота России.
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....
Среднесрочный образовательный проект "Растим патриотов России" образовательная область "Музыка" "
Основная цель проекта - привитие патриотических качеств, любви к родному Отечеству....
Рабочая программа по формированию социально-личностного развития у детей дошкольного возраста «Растим патриотов России»
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...
Воспитываем патриота России
Воспитываем патриота России. Воспитание патриотизма - одна из актуальных задач на сегодняшний день. Но она же стоит, чуть ли не на первом месте по своей сложности. Разве может быть пр...
Растим патриотов России!
Статья, посвященная 70-летию Великой победы....
Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...