Консультация – практикум
консультация

Соломатина Елена Викторовна

«Играя оздоравливаемся»

 (о пользе массажа в игровой форме)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_praktikum.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение  « Сказка» с. Становое

Консультация – практикум

«Играя оздоравливаемся»

 (о пользе массажа в игровой форме)

                                                             Воспитатель: Соломатина Е.В.

 2021-2022 уч. год

  Дошкольный возраст закладывает основы здоровья и гармоничного развития: когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.

  Недостаток двигательной активности у детей помогут восполнить специальные занятия. Массаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм.

   В настоящее время большое внимание уделяется игровому массажу, который, также как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики и лечения различных заболеваний. Овладеть массажными приёмами может каждый. В результате регулярных занятий массажем здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников.

  Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической и гигиенической целью. Детский игровой массаж оказывает влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Так же игровой массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания.

   Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

  Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком.

  Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

  Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:

1. Можно проводить фронтально с группой детей одновременно.

2. Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

3. Можно использовать без специального медицинского образования.

Правила:

1. Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.

2. Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.

3. В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.

4. Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.

5. Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.

Обучая детей самомассажу, педагог показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме.

  Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.

  Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.

 Существует очень много различных комплексов которые достаточно легки и могут помочь приобщить детей к здоровому образу жизни.

Самомассаж мышц головы и шеи

 Самомассаж головы и шеи укрепляет нервную систему, успокаивает и  нормализует сон. Можно порекомендовать следующий самомассаж лица и головы, который укрепляет также луковицы волос и усиливает приток крови к головному мозгу.

«Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

«Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих

ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица

Самомассаж лица для детей позволяет улучшить работоспособность мимической мускулатуры, расслабить её и снизить уровень напряженности.

«Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.

«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

«Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

«Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

Массаж спины «Дождик».

Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи и выполняют массажные движения. Педагог стоит за последним ребенком. После выполнения дети поворачиваются на 180 градусов и выполняют массаж снова.

Дождик бегает по крыше  -                      Похлопывание по спине всей ладонью

Бом! Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше –                   Постукивание по спине подушечками пальцев

Бом! Бом! Бом! Бом!

- Дома, дома посидите, –                        Постукивание по спине кулачками

Бом! Бом! Бом! Бом!

Никуда не вы выходите,-                        Ребро ладони растирают поверхность спины

Бом! Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте –                         Кладут ладони на плечи и разминают их

Бом! Бом! Бом! Бом!

А уйду – тогда гуляйте …                       Легкое поглаживание спины сверху вниз

Бом! Бом! Бом! Бом!


                
Самомассаж рук  «Шишка»

Сосновую шишку возьму я в ладошку,                Катаем шишку между ладоней.

В ладошке ее покатаю немножко.

Кручу и катаю, катаю - кручу,

Ладошки и пальчики ей щекочу.

Я шишкой своей проведу по ладошке,                 Проводим шишкой вдоль ладони.

И сразу на ней появились дорожки.

Я шишку легонько сжимаю, сжимаю –                Аккуратно  сжимаем шишку одной рукой,

Так пальчики я свои разминаю!                         а затем другой.

Самомассаж рук  «Гуси» с прищепками

Гуси, гуси! Га-га-га!                 Щипцеобразное разминание (продольное)

Есть хотите? Да-да-да!                 мышечного валика локтевого края ладони.

Так летите же домой.

Серый волк под горой - не пускает нас домой.

Самомассаж пальцев  рук  «Котенок» с прищепками

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться, скажу тебе: «КЫШ!»

Самомассаж ладоней грецким орехом

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех. 

Массаж грецкими орехами

1. В каждую руку нужно взять по 2 ореха и одновременно сжимать их и перекатывать.

2. Четыре ореха положите на ладонь правой руки. Левой рукой катайте их, хорошо вдавливая в ладонь, сначала по часовой стрелке, а потом против. Четыре ореха положите на тыльную сторону правой руки, а левой выполняйте те же движения, что и в предыдущем упражнении. Выполняем до появления чувства тепла в руках и легкого покраснения.

Самомассаж рук шипованным мячиком ( шариком су-джок)

Эта ручка – правая                                 Шарик на правой ладони

Это ручка – левая                                  Шарик на левой ладони

Я на мячик нажимаю                                 Зажать шарик между ладонями

И зарядку делаю:

Будет сильной правая                                 Сжать в правом кулаке

Будет сильной левая                                 Сжать в левом кулаке

«Мотор» (  с карандашом)

Ладони нужно сомкнуть пальцами вперед. Карандашик размещают

вертикально и передвигают, перемещая ладони взад-вперед, меняя темп. При

этом говорят:

Заведи мотор скорей,

Сил, дружок мой, не жалей.

И ладошки разогрей,

Скорость после замедляем,

Разгоняйся все быстрей,

Вот мы к дому подъезжаем.

        Массаж пальцев рук и ладоней обыкновенной бумагой.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

В ручку правую возьмём

И чуть - чуть её помнём!

Мы чуть – чуть её помнём,

Левой ручке отдаём!

Дыхательная гимнастика

  Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

 Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно  часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами. Дыхательная гимнастика, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

- воздух набирать через нос; - плечи не поднимать; - выдох должен быть длительным и плавным; - необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

«Качели»

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох)

Качели вниз (выдох)

Крепче ты, дружок, держись.

Релаксация

  Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения..

 Ничто не мотивирует ребёнка к деятельности больше, чем игра – именно играя, ребёнок может незаметно для себя «сдвинуть горы»!

 Играя – оздоравливаем, играя – воспитываем, играя – развиваем, играя – обучаем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьёй. Игры и занятия в период адаптации. Консультация-практикум для воспитателей

Консультация-практикум для начинающих воспитателей групп раннего возраста. Включает в себя описание типов семейного воспитания, проблемных ситуаций из практики, игр с детьми в период адаптации к новым...

Консультация-практикум для педагогов "Организация деятельности воспитателя по освоению дошкольниками основных движений"

Даннный материал представляет консультацию-практикум с педагогами ДОУ , включающую теоретический и практический материал для успешного решения задач физического развития дошкольников.Содержание данной...

Консультация-практикум для воспитателей "Таинственные картинки"

В художественно - творческой деятельности существует много приемов и техник работы на бумаге.С одним из приемов подготовки бумаги к живописной работе хочу вас познакомить. Прием называется « Рис...

консультация -практикум для родителей младшей группы Мама, научи меня говорить!

консультация -практикум  знакомит родителей с особенностями развития речи детей 3-4-х лет и с разнообразными способами использования игрушек и игр для речевого разития ребёнка в семье....

Консультация - практикум "Играем со звуками" (для педагогов детского сада)

Консультация - практикум "Играем со звуками" (игровая программа для педагогов детского сада (мастер класс), родителей и детей.  Цель: понакомить педагогов, родителей с различными вариантами...

Консультация – практикум для родителей «Профилактика нарушения зрения у дошкольников».

Целью данной консультации является знакомство родителей с гимнастикой для глаз иразучивание комплекса упражнений для сохранения зрения у детей.Очень часто мы корим себя за то, что не сделали что-то во...