Пальчиковые игры по лексическим темам
методическая разработка

Петрова Наталья Сергеевна

Пальчиковые игры для детей раннего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr_po_leksicheskim_temam.docx198.79 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

пальчиковых игр

по лексическим темам

http://nvrn-vospitatel.3dn.ru/dve-ladoshki.png

Тема: «Осень»

«Осень, осень»

  Осень, осень,                                       ( трем ладошки друг о друга)

  Приходи!                                             (зажимаем кулаки по очереди)

  Осень, осень,                                       ( трем ладошки друг о друга)

  Погляди!                                               (ладони на щеки)

  Листья желтые кружатся,                   (плавное движение ладонями)

  Тихо на землю ложатся.                     (ладони гладят по коленям)

   Солнце нас уже не греет,                  ( сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

   Ветер дует все сильнее,                     (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

   К югу полетели птицы,                      («птица» из двух скрещенных рук)

   Дождик к нам в окно стучится.         (барабанить пальцами по ладоням)                                                                                                                         

   Шапки, куртки надеваем                    (имитируем)

   И ботинки обуваем.                             (топаем ногами)

   Знаем месяцы:                                      (ладони стучат по коленям)

   Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.         ( кулак, ребро, ладонь)

«Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять                        (Поочерёдно загибают пальчики на руке,            

                                                                 начиная с большого)

Будем листья собирать                             ( Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, листья рябины,               ( Поочерёдно загибают пальчики на руке,           

листики тополя, листья осины,                начиная с большого)

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет отнесём.                  («Шагают» по столу средним и указательным

                                                                     Пальчиками)

«Листопад»

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,

(Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны)

С дуба – дубовый,

(Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу)

С осины – осиновый,

(Указательный и большой соединить в виде колечка)

С рябины- рябиновый.

«Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны)

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

(Хлопки в ладоши)

«Дождик»

- Дождик, дождик, поливай

- Будет хлеба каравай,

- Будут булки, будут сушки,

- Будут вкусные ватрушки.

(Указательным пальцем постукивать по ладони другой)

(образовать перед собой круг руками)

(похлопывать поочередно одной ладонью другую)

(соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг)

Тема: «Овощи. Фрукты»

«Овощи»

В огород пойдем,                                  (маршировать на месте)

Урожай соберем.                                  (идти по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем,                     (имитировать, как  таскают)

И картошки накопаем,                         ( копают)

Срежем мы кочан капусты                  (срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный.      (показать руками)

Щавеля нарвем немножко                   («рвут»)

И вернемся по дорожке.                       (идти по кругу, взявшись за руки)

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,   (Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.)

 Мы морковку трем, ( Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от   себя.)

 Мы капусту солим, ( Движение пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки.)

 Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)

«Сливы»

Толстый палец и большой в сад за сливами пошёл,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец-самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

( Поочерёдно загибать пальцы правой,а затем левой руки)

«Яблоки»

Большой пальчик яблоки трясёт. (Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик)

Второй их собирает. (Разгибаем указательный палец)

Третий их домой несёт. (Разгибаем средний палец)

Четвёртый высыпает. (Разгибаем безымянный)

Самый маленький – шалун. (Разгибаем мизинец)

Всё, всё, всё съедает.

Тема: «Одежда и обувь»

«Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоем (средний и указательный пальчики «шагают» по столу)

Неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам, (загибают по одному пальчику, начиная с большого)

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать. (укладывают руки на стол)

«Наша обувь»

Посчитаем первый раз,                         ( Попеременные хлопки ладонями и удары

Сколько обуви у нас.                          кулачками по столу)

Туфли, тапочки. Сапожки                        (На каждое название обуви загибают по одному  

Для Наташки и Серёжки,                   пальчику, начиная с большого)

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

«Это чья рубашка?»

Это чья рубашка – (сжимают и разжимают пальцы)

Белые горошины? (складывают пальцы, образуя «горошину»)

Бабушка старалась, (движения, напоминающие шитье иглой)

Шила для Алешеньки.

Это чей сарафан (сжимают и разжимают пальцы)

С белыми ромашками?

Бабушка старалась, («шьют» иголкой)

Шила для Наташеньки.

«Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю, (Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают

                                      перчатки)

Я в неё не попадаю.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики

Тема: «Зима. Новый год»

«Зима»

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,         (Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять

Бабу снежную слепили.               (имитировать лепку комков)

 Птичек крошками кормили,        (Крошить «хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались.     (Вести указ-м пальцем правой руки по ладони левой руки)

 А еще в снегу валялись.           (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли,       (Отряхивать ладошки) 

Съели суп и спать легли.          (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щуку)

«На дворе у нас мороз»


На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.

(Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём.
(Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке.
(Ходьба на месте.)

«На ёлке»

Мы на ёлке веселились,                              Ритмичные хлопки в ладоши

И плясали, и резвились.                              Ритмичные удары кулачками

После добрый Дед Мороз                            «Шагают» средним и указательным 

Нам подарки преподнёс.                               Пальцами обеих рук по столу

Дал большущие пакеты,                               «Рисуют» руками большой круг

В них же – вкусные предметы:                     Делают ритмичные хлопки

Конфеты в бумажках синих,                        Загибают на обеих руках пальчики, начиная с Орешки рядом с ними,                                 большого

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

«Подарки»

Дед Мороз принес подарки:               (Дети «шагают» пальчиками по столу)

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка.                 (На каждое название подарка загибают по одному пальцу: сначала на правой, потом на левой руке)

Тема: «Посуда»

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,                        (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли:                      (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку,  ковшик,

ложку                                                          (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)                                                                                 

И  большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                        (Опять трут ладошкой ладошку.)

Только чашку мы разбили.                   (Загибают пальчики.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть  сломали.

Так мы  маме помогали.                       (Сжимают и разжимают кулачки.)

«Наш Антошка»

Посуду моет наш Антошка.             (Потирают ладошки друг о друга).

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан.      (Разгибают пальцы обеих рук, из кулачка, начиная с мизинцев)

И закрыл покрепче кран.       (Выполняют имитирующее движение)

 Тема: «Семья»

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, (поочередно загибают пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – наш малыш,

Пальчики сжимаю я – (сжимают и разжимают пальчики)

Это вся моя семья!

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая (ритмично хлопают в ладоши и ударяют кулачками)

Да веселая:

Два у лавки стоят, (загибают большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят, (загибают указательные пальцы)

Два Степана у сметаны объедаются. (средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются. (безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. (загибают мизинцы)

«Радуются взрослые и дети»

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

(на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня.

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня с детьми средней группы развивают мелкую моторику, умение выполнять упражнения правой, левой и двумя руками. В конспект включены...

Пальчиковые игры по лексическим темам

Картотека пальчиковых игр по различным лексическим темам...

Карманная книжка воспитателя "Пальчиковые игры" (по лексическим темам).

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Картотека представлена в виде карманной книги педагога с учётом лексических...

Пальчиковые игры по лексическим темам

Пальчиковые игры для педагогов по всем лексическим темам ....

Пальчиковые игры по лексическим темам

Картотека содержит комплексы пальчиковой гимнастики подобранные в соответствии с лексической темой...

Пальчиковые игры по лексическим темам.

Пальчиковые игры для дошкольников....

Пальчиковые игры по лексическим темам

В материале представлены пальчиковые игры, которые можно использовать в работе с детьми среднего дошкольного возраста при изучении различных лексических тем....