мастер- класс
методическая разработка
Шах – позиция на шахматной доске, когда какая-либо фигура напала на короля (король под боем), но он может уйти с поля боя, либо его может прикрыть своим телом другая фигура. То есть от шаха можно уйти.
Мат – позиция на шахматной доске, когда какая-либо фигура напала на короля (король под боем), но он не может уйти от нападения. Любое поле куда бы он не ступил – битое. И ни какая его фигура не может закрыть его своим телом.
Пат — позиция на шахматной доске, когда игрок вообще никак не может сходить. В таком случае – это ничья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masster_klass._shahmaty.docx | 237.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МАОУ Зареченская СОШ дошкольный корпус детский сад №9
Мастер – класс
для педагогов
Тема «Шахматное королевство»
Составила: Микаелян Л.А.
2022 год
Тема «Шахматное королевство»
Цель:
Выявить знания и умения педагогов по шахматам:
- знания шахматных фигур по словесному описанию;
- количество полей: на шахматной доске; белых полей; чёрных полей; в горизонтали; в
вертикали, в длинной диагонали;
- начальная позиция расстановки фигур;
- понятие о горизонталях, вертикалях;
- понятие о названиях полей;
- варианты ходов шахматных фигур;
- понятия об основных правилах в шахматах;
- развивать внимание, память, логическое мышление детей;
- воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность.
Демонстрационный материал: напольная большая шахматная доска «волшебный мешочек» с шахматными фигурами, карточки с указанием шахматных полей.
Раздаточный материал: шаблон - «шахматная доска» (большой), цветные полоски по 8 штук на шаблон большой шахматной доски, шахматные доски.
Методы и приёмы: игровой, словесный, практический, наглядный, вопросы.
Словарная работа: рокировка, шах, мат.
Индивидуальная работа: правильное выполнение заданий.
«Идеальные женщины — это шахматистки:
они могут часами молчать, хорошо следят
за фигурами и знают много
интересных позиций»
«Без шахмат нельзя себе представить воспитание
умственных способностей и памяти».
В.А. Сухомлинский
Содержание мастер - класса:
(стоят столы (по 4 стола напротив друг друга), за ними сидят педагоги)
1.
-Здравствуйте уважаемые педагоги!
Исследования наших ученых свидетельствуют, что шахматы являются мощным катализатором развития детского интеллекта.
Шахматная деятельность влияет на формирование у детей произвольных психических процессов, в игре у них развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества и поведение. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в формировании логического мышления дошкольников.
Обучение дошкольников игре в шахматы обусловлено созданием педагогических условий для формирования интеллектуальных способностей.
Представьте, что мы с вами попали в Шахматное королевство.
-В Шахматном королевстве очень много секретов. Но оно раскрывает свои секреты только внимательным, а невнимательных да рассеянных, непоседливых Шахматное королевство не любит.
2.
Предлагаю разделиться на две команды.
1 команда – Белые фигуры;
2 команда – Чёрные фигуры.
1 задание. Игра «Волшебный мешочек». Команды по очереди выбирают шахматную фигуру в мешочке, рассказывают о ней, другая команда отгадывает фигуру и наоборот. (в мешочке лежат 4 фигуры: ладья, пешка, слон, конь).
2 задание. «Шахматное поле»
Вопросы командам по очереди:
-Сколько полей на шахматной доске?
-Сколько белых полей?
-Сколько чёрных полей?
-Сколько полей в самых длинных диагоналях?
-Сколько полей на одной горизонтали?
-Сколько полей на одной вертикали?
-С какой латинской буквы начинается нумерация начальной расстановки у белых фигур? (a)
- С какой латинской буквы начинается нумерация начальной расстановки у чёрных
фигур? (h)
3 задание. Игра «Раз, два, три – место найди!».
Педагоги расставляют шахматные фигуры в начальную позицию.
Правила расстановки фигур на доске:
1.Белые ставятся на линии 1 и 2.
2.Чёрные ставятся на линии 7 и 8.
-Что вы можете сказать о Белом ферзе? О Короле?
Физминутка: Быстро встали, тихо сели, головами повертели.
Сладко-сладко потянулись и друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок, продолжается урок.
4 задание. Игра «Найди дорожку».
Педагоги за столами, у каждого по 8 разных цветных полосок.
Задания командам по очереди:
- Положи полоску на 3 горизонталь шахматной доски.
- Положи полоску на вертикаль b.
- Положи полоску на самую длинную чёрную диагональ.
- Положи полоску на самую длинную белую диагональ.
- Положи полоску на вертикаль g.
- Положи полоску на 6 горизонталь шахматной доски.
- Сколько горизонталей? (8)
- Сколько вертикалей? (8)
-Сколько диагоналей? (26 )
5 задание. Игра «Новоселье» (разместить любую шахматную фигуру по домикам, у каждого на столе цветная карточка с названием поля).
Педагоги берут карточки с указанием шахматных полей (например: a4, h6 и т.д.), находят это поле на шахматной доске и помещают там фигуру.
Сначала определённое поле находят Белые, а Чёрные наблюдают, выявляют ошибки и помогают их исправить.
Затем задание выполняют Чёрные, а белые при необходимости помогают исправить ошибки.
- На каком поле стоит Ладья? (ферзь, пешка и т.д.).
6 задание. Игра «Логический ход»
Поочерёдно, каждой команде диктуется позиция определённых фигур, педагоги выставляют и делают правильный ход.
Белые: белый слон с6, белая пешка е2, ладья е5, белая пешка е7. Может ли черная ладья побить белого слона, стоящего на с6? (не может, ей надо сначала сделать ход: или на с5, или на е6).
Чёрные: чёрная пешка а5, чёрная пешка в2, белый слон с3, чёрная ладья d2, чёрный слон g7? Какие фигуры может побить белопольный слон? (белопольный слон не может побить фигуры, т.к. он находится не на своём месте).
7 задание. Основные правила в шахматах: (команды называю по очереди)
- Первым ходит тот, кто играет белыми.
- Суть игры в шахматах – выиграть другого игрока, поставив его королю мат или же создать для себя такую позицию в игре, при которой противник просто сдастся и пожмет вам руку.
Шах – позиция на шахматной доске, когда какая-либо фигура напала на короля (король под боем), но он может уйти с поля боя, либо его может прикрыть своим телом другая фигура. То есть от шаха можно уйти.
Мат – позиция на шахматной доске, когда какая-либо фигура напала на короля (король под боем), но он не может уйти от нападения. Любое поле куда бы он не ступил – битое. И ни какая его фигура не может закрыть его своим телом.
Пат — позиция на шахматной доске, когда игрок вообще никак не может сходить. В таком случае – это ничья.
Рефлексия: - Уважаемые педагоги, сегодня вы были внимательные, активные, дружные. Благодаря вашим стараниям и вниманию вы узнали определённые правила шахматной игры и примените эти правила в работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...