Адаптация у детей младшего возраста
статья (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_adaptatsiya_.odt | 33.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Проблемы связанные с адаптацией у детей второй младшей группы»
Статья подготовлена воспитателем второй младшей группы Воронкиной Ириной Анатольевной.
Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор М.Н. Аскарина, говоря о данной проблеме, часто приводит один и тот же пример: садовник, пересаживая дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей — но, несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.
А теперь обратимся к детям.
Младший возраст - важный период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношения со взрослыми, сверстниками, предметным миром.
С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома, от мамы и от близких в течение 8 часов, новые требования к поведению, новое помещение, могут стать серьезной проблемой. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни).
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. Еще совсем маленький организм не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому прием детей в группу должен проходить постепенно.
Для решения данных задач в своей работе используются следующие приемы и методы: длительное совместное пребывание мамы и ребенка в группе, сказкотерапия, чтение потешек, пальчиковые игры, рисование, спокойная музыка, сюрпризные моменты с мягкими игрушками.
Эмоционально -комфортные условия в группе — является одной из основных целей воспитателя. Очень важны положительные эмоции, обычно в первые дни они не проявляются или немного выражены, и чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции.
Первая встреча ребенка с воспитателем — это всегда волнующее событие. Пытливые детские глаза устремлены на педагога, и в каждом взгляде вопрос: «Какая ты, наша новая воспитательница? Будет ли нам интересно с тобой?» С чего начать установление контакта с воспитанниками? Как добиться взаимопонимания, душевных связей с каждым из них? Эти вопросы не могут не волновать воспитателя, принимающего новую группу детей. Все дети разные и к каждому нужен индивидуальный подход. Но какими бы разными они ни были, всем им требуется внимание, ласка, теплота воспитателя.
В период адаптации мы приложили максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям.
Ведут себя дети в этот период по — разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода.
Легкая адаптация — ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течении 1-2 недель;
Адаптация средней тяжести — в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, беспокойность сна. Этот период длиться 20-40 дней;
Тяжелая адаптация - длиться от двух до 6 месяцев. Ребенок болеет теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца.
Первые дни или даже недели могут быть тяжелыми — ребенок может отказываться от «детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно уставать много плакать, выглядеть вялым и подавленным…...Естественные чувства любой матери — жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за причиненные страдания.
Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает сейчас умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе.
Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что ребенок забывает о еде и сне. Он пугается попыток воспитателя хоть как-то успокоить его. Малыш настолько взбудоражен, что, возвращаясь домой, не в состоянии успокоиться. Не отпускает от себя мать, плохо ест. Во время сна вздрагивает. Плачет, часто просыпается, у него может подняться температура, появиться сыпь или даже первые признаки расстройства желудка.
Страдает малыш, а вместе с ним страдают и все домашние, нелегко видеть переживания крохотного человечка. Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых.
Не каждый ребенок проходит длительный период привыкания. Есть трёхгодовалые дети, которым начало детсадовской жизни, дается легко. В моей практике чаще всего были дети с легкой или со средней степенью адаптационного периода.
Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться, одеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.
Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в детский сад, наступает следующий этап – в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.
Главная задача педагога – создание положительного образа . Родители должны понимать важность этого и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Следует подробно и откровенно рассказать воспитателю об особенностях своего ребенка: что он любит, какую игрушку любит больше всего, как он засыпает, как его ласково называют дома.
Имея полную информацию о ребенке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт, да и ребенку будет легче, когда он вдруг вспомнит о маме, а воспитатель тут же сможет его отвлечь, предложив любимую игрушку или назвав ласково по имени. Так малыш начинает верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.
Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь – сон.
В этот период очень важно:
- создание эмоциональной атмосферы в группе;
- формирование чувства уверенности в окружающей среде.
Для этого необходимо:
- знакомство детей, их сближение друг с другом посредством игры «Давай познакомимся», «Раздувайся пузырь», «Чей голосок», «Расскажи стихи руками» ;
- знакомство с воспитателями, установление отношений между воспитателями и детьми, основанных на доверии;
- знакомство с группой и детским садом (проводятся игры «Найди игрушку», «Чьи вещи», «Как пройти» ;
- знакомство со всем персоналом детского сада;
Поступление в детский сад – серьезный шаг для всей семьи. И надо готовиться к этому новому этапу в жизни малыша тоже всей семьей.
Чтобы ребенок менее болезненно привыкал к детскому саду, родителям были даны следующие рекомендации:
Настраивайть ребенка на позитивный лад. Внушить ему, что садик - это здорово, что там много друзей, хвалить малыша чаще.
Не растягивайть прощание. Не показывать своих переживаний, потому что дети очень четко чувствуют эмоции родителей.
Забирать первое время пораньше домой, создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
Уменьшить нагрузку на нервную систему: на время отказаться от походов в гости и другие многолюдные и шумные места, сократить просмотр телепередач.
Не кутать ребенка, а одевать в соответствии с температурой в группе.
Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагогов, принимать к сведению их наблюдения и пожелания. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение их подходов к ребенку в семье и детском саду с учетом его индивидуальных особенностей.
Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
Убедитесь в своей уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
Никогда не пугайте ребенка детским садом.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте ребенка, интересуйтесь его успехами и неудачами, отмечайте любые изменения в его настроении.
Родители начинают понимать, что детское учреждение способно обеспечить развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, обогащение сенсорного опыта, развитие игровых и познавательных интересов. Родители убеждаются, что бытовая и игровая среда соответствует возрастным возможностям ребенка, разнообразна и привлекательна для него. Это помогает родителям преодолеть чувство тревоги за своего ребенка.
В адаптационный период проводится первое собрание для всех родителей, которые впервые привели своего ребенка в детский сад. Оно очень важно и должно быть посвящено вопросам психологических особенностей детей разного возраста и стилю общения с ними.
В конце собрания родители получают буклеты о возрастных и психологических особенностях ребенка.
Список использованной литературы
1. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
2. В детский сад идти пора / Дошкольное воспитание № 6 / Под ред. Т. Кривцовой. – М., 2007.
3. Дошкольное учреждение и семья / Под ред. М. Емельянова. – М.: Линка-пресс, 2001.
4. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. – М., 1980.
5. Шакирова А. Чем занять непоседу / Дошкольное воспитание № 2 / – М., 2009.
6. nsportal.ru
7. gigabaza.ru
8.Р.С. Буре,Л.Ф. Островская Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада 2-е изд.,испр.и доп.- М.:Просвещение, 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретико - методологические основы социокультурной адаптации детей младшего возраста
В современном российском обществе происходят радикальные изменения. Нет ни одной сферы общественной жизни, в которой не произошли бы значимые преобразования, требующие от человека иные образцы поведен...
социальная адаптация детей младшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. ...
Проблемы адаптации у детей младшего дошкольного возраста
Раскрываются проблемы адаптации и пути их решения у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ....
«Использование разнообразных видов игр для адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ»
Консультация для родителей...
Консультации для родителей "Игры для детей младшего возраста"," Адаптация детей в ясельной группе".
Консультация для родителей "Игры для детей младшего возраста"....
План работы по проекту в младшей разновозрастной группы «Улыбка» Тема: «Адаптация детей младшего возраста к условиям Структурного подразделения и группы ».
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребе...