Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать
консультация

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_melkaya_motorika_i_pochemu_ee_vazhno_razvivat.docx49.94 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое мелкая моторика и почему важно ее  развивать

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны?

У ребенка сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Как же лучше развивать мелкую моторику?

 Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.

С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.

С 10 месяцев до 1,5 лет развивая пальчики, можно использовать следующие потешки:

(поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошел,

Этот пальчик — гриб нашел,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — Ванечка.

(загибаем пальчики)

От 1,5 лет и старше – полезно раз в день делать пальчиковую гимнастику.

Гимнастика для пальцев рук (по Н.П. Бутовой)

  • Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.
  • Сложить ладони и разводить пальцы рук.
  • Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.
  • Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.
  • С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.
  • По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.
  • Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.
  • Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.
  • Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.
  • Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.

Тонкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности:

  • плетение;
  • лепка (из пластилина, глины);
  • нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;
  • различные игры – шнуровки;
  • конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);
  • мозаики;
  • вырезание из бумаги и картона;
  • вырисовывание различных узоров;

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов:

«Сидит белка...»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит («дом»),

Ну а к дому путь закрыт («ворота»).

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем («дом»).

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

«Кольцо»

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки.

«Пальцы здороваются»

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

«Оса»

Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками.

Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.

К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. « Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать».

"Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать."...

ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ПОЧЕМУ ВАЖНО ЕЕ РАЗВИВАТЬ

Значение мелкой моторики в развитии детей 3-4 лет и способы ее развития...

« Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать».

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.Если дви...

Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать?"

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать

В консультации размещен материал :"Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать"....

консультация для родителей « Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать»

консультация для родителей « Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать»...