«Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию.»
статья

Мочалова Татьяна Геннадьевна

Недалеко, то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию.»

Недалеко, то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

Что же такое – экология?

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

Формы работы по экологическому воспитанию

• Проведение экологических праздников, акций

• Наблюдения на прогулках

• «Занятия»

• Календари природы

• Работа с родителями

• Игровая деятельность

• Музыкальная деятельность

• Труд в уголке природы

• Организация исследовательской деятельности

• Экскурсии в природу

• Художественная деятельность

Проведение экологических праздников, акций

«Экологический праздник - это форма экологического образования,

представляющая собой совокупность экологических мероприятий,

приуроченных к определенной дате».

Наблюдение на прогулках

«Наблюдение» — это процесс изучения объектов и явлений природы

 путём сенсорного восприятия, выявления качеств и свойств,

 сравнения, обобщения, установления связей.

Занятия

Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях,

 полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за

 объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель

дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе.

• занятия-наблюдения за животными и растениями;

• занятия по классификации представлений о природе;

• занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;

• занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;

• занятия-исследования;

• занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;

• комплексные занятия.

Календари природы

«Календарь природы» – это графическая модель,

 которая отражает разнообразные, длительно происходящие

явления и события в природе.

Работа с родителями

Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:

 проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др) ;

 выезды с детьми на природу; в ботанический сад, в музеи «природы»;

участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

совместное озеленение территории детского сада;

тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;

 наглядная информация;

Субботники

Игровая деятельность

Это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

Экологические музыкальные занятия представляют собой совместную деятельность воспитателя и музыкального руководителя.  

Труд в уголке природы

«Труд в уголке природы»- это совместная деятельность воспитателя и детей по уходу за живым уголком. В нашем случае это посадка в апреле месяце огорода на подоконнике и веточки, принесённые с улицы… дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают.

Организация исследовательской деятельности  

Исследовательская деятельность- это форма активности ребенка, направленная на решение задач поискового характера, обеспечивающая познание свойств и связей объектов и явлений окружающего мира и освоение способов познания. Это опыты и эксперименты…

«Экскурсия — это форма организации учебно — воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях».

Художественная деятельность

Художественная деятельность – это процесс выражения отношения ребенка к окружающему миру и к себе. В процессе работы по теме использую такие ведущие методы как: - словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях).

Все вышеперечисленные формы работы по экологическому развитию могут быть применены в любом из возрастов. Здесь вы увидели и прослушали как все эти формы применяются в течении всего учебного года и не только. Поэтому, коллеги, экологическая культура наших воспитанников в наших руках!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию

1.Организованная образовательная деятельность (занятия)2.Экскурсии3.Экологические праздники и досуги4.Экологические акции5.Ознакомление детей с природой в повседневной жизни6.Труд детей в природе7.Раб...

Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию

Воспитание любви к природе - одна из главных задач современной дошкольной образовательной организации. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы в...

Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию

         Каким будет наш мир? - во многом зависит от нас, от тех основ, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков мир, к...

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

Цели и задачи экологического воспитания детей:Ознакомление с природой и природными явлениями.Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.Формирование первичных...

Формы организации работы с детьми по экологическрму воспитанию

Воспитание любви к природе - одна из главных задач современной дошкольной образовательной организации. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы в...

Активные формы работы с детьми по экологическому воспитанию «Организация природоохранных акций «Защити птиц и животных»

Формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных....

Активные формы работы с детьми по экологическому воспитанию «Организация праздников»

Воспитание любви к природе – одна из главных задач современной дошкольной образовательной организации.Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются осн...