гуси лебеди
план-конспект занятия (старшая группа)

Блинова Ирина Васильевна

Расширять представления детей о семье. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;

Формировать у детей знания об основах безопасного поведения в доме, о правилах осторожного отношения к опасным предметам в доме.

Формировать  у детей умение  определять и называть родственные связи (кто кем кому приходиться), называть членов семьи ласково.

Раскрывать детям понятие «семейное дерево, древо семьи», побуждать их к созданию «собственного семейного дерева».

Приобщать детей к театрализованной деятельности, повышать их интерес к художественной литературе и  к русским народным сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gusi_-_lebedi_._konspekt.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 компенсирующего вида Калининского района города Санкт – Петербурга.

Конспект интегрированного открытого занятия

 по проекту «Моя семья»

с детьми старшего дошкольного возраста группы № 3.

Тема: «Гуси – лебеди».

Цель:

Расширять представления детей о семье. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; закреплять у детей умение  определять и называть родственные связи (кто кем кому приходиться), называть членов семьи.

 Формировать у детей знания об основах безопасного поведения в доме, о правилах осторожного отношения к опасным предметам в доме.

Раскрывать детям понятие «семейное дерево, древо семьи», побуждать их к созданию «собственного семейного дерева».

Приобщать детей к художественной литературе и к театрализованной деятельности, повышать их интерес к русским народным сказкам, побуждать  детей видеть в сказках народную мудрость, находить выход из проблемных ситуаций.

Задачи:

Познавательное развитие:

- Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;

- Закреплять у детей умение  определять название родственных связей, называть членов семьи, кто кем кому приходиться;

- Раскрывать детям понятие «семейное дерево, древо семьи», побуждать их к созданию «собственного семейного дерева».

Социально – коммуникативное развитие:

- Формирование  у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.

- Развивать интерес к семейным традициям, правилам поведения дома, вежливого и заботливого отношения к близким;

- Формировать у детей знания об основах безопасного поведения в доме, правилах осторожного отношения к опасным предметам в доме.

Речевое развитие:

- Развивать у детей самостоятельность суждений, умение делать выводы;

- Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- Развивать умение детей в словообразование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в составлении предложений о трудовых поручениях, помощи взрослым; в определение первого звука в слове по картинке.

- Закреплять у детей умение  определять и называть родственные связи, называть членов семьи, кто кем кому приходиться.

Физическое развитие:

Развитие крупной и мелкой моторики рук, координации речи с движением в подвижной игре «Речка». Снятие эмоционального напряжения.

Художественно – эстетическое развитие:

- Приобщать детей к художественной литературе и к театрализованной деятельности, повышать их интерес к русским народным сказкам, побуждать детей видеть в сказках народную мудрость, находить выход из проблемных ситуаций.

Материалы к занятию:

- Ширма, обозначающая дом в деревне, кроватка, сундук, половик, пёрышки.

- Муляж  семейного дерева «Яблони» с портретами людей разного возраста, закрытыми     «яблочками» из картона, корзинка, объёмное яблоко с картинкой «печки».

- Муляж «печки», «пирожки» с картинками слов, для определения первого звука, колобок,

- Муляж «дома на курьих ножках», клубок,

- синяя ткань для «речки», комплект деталей для мостика.

- кукла Ваня среднего размера, театральная мягкая кукла Маша, костюмы для печки и бабы яги.

- 2 адресные таблички: для домика Маши и Бабы Яги.

- Таблица правил безопасного поведения дома.

Предварительная работа:

Индивидуальная беседа с детьми о своей семье, составление рассказов о своей семье. Заучивание имя и отчества родителей. Беседы с детьми на тему «Семья»«Кто кем приходиться».

Составление вместе с детьми «генеалогического древа», начиная с бабушки и дедушки. Рассматривание иллюстраций, фотографий людей разного возраста и определение их старшинства, выстраивание картинок в последовательности взросления, проговаривание названий этапов возраста.

Чтение и обсуждение проблемных ситуаций в семье, отгадывание загадок о семье, обсуждение пословиц по теме.

Чтение  и обсуждение русской народной сказки «Гуси – лебеди». Рассматривание иллюстраций разных художников.

Ход занятия:

1. Приветствие.

Воспитатель с детьми проходят в группу. Здороваются с гостями.

В: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся, и я всех приглашаю в сказку «Гуси – лебеди».  Пойдём по этой тропинке

Воспитатель показывает детям на тканый половик, и первая начинает движение по нему в сторону «домика Маши».  Начинает рассказ сказки.

В: В одной деревне жила  очень хорошая семья: мама, папа, дочка Маша и сынок Ваня.

Все проходят к домику – ширме.

2. В гостях у Маши.

На ширме перчаточная кукла Маша. Раздается плач  Маши. (Озвучивает второй воспитатель).

Маша: А-А-А!

В: Маша, здравствуй!  Что случилось? Почему ты плачешь?

Маша: Гуси – лебеди унесли Ванечку к Бабе – Яге! А-А-А!

В: Машенька, а где ваши родители? Почему вы были одни?

М: Родители на базар уехали, сказали, что быстро вернуться. Меня, за старшую оставили! А-А-А!

В: Как же гуси – лебеди могли унести Ваню, если у тебя дом закрыт? Ты что, дверь чужим открыла?

М: Родители сказали  к дверям не подходить и никому не открывать, а я услышала стук да шорох за дверью. Думаю,  дай быстренько посмотрю, а они шмыг в дом, хвать Ваню и вон из дома, только пёрышки остались!

В: Ребята, если случается так, что ребёнок остаётся один дома, то главное правило – дверь чужим не открывать! Какие ещё правила безопасности в доме должны помнить все дети?

Дети:

Нельзя играть со спичками и зажигалками,

Не  трогать электрические приборы и розетки,

Не баловаться с газовой плитой,

Нельзя трогать лекарства, химикаты,

Не  открывать окна, балконы,

Нельзя баловаться с водой,

Нельзя доставать со столов горячую еду,

Нельзя играть с бьющимися и острыми предметами.

В: Молодцы ребята. Давайте, подарим Маше правила безопасного поведения в доме, чтобы больше не было беды! (Отдают Маше картинку с правилами)

Воспитатель обращается к детям: Ребята, поможем найти Ваню и вернём его домой?

Дети: Да!

В: Маша, мы поможем тебе, а ты знаешь домашний адрес Бабы Яги?

М: Какой домашний адрес?

В: Ребята, что такое домашний адрес?

Дети: домашний адрес - это название улицы, номер дома и квартиры. Так обозначается место, где живет человек.

 В: На каждом доме есть адресная табличка. На твоем доме, Маша, она тоже есть. (Воспитатель указывает на табличку на домике, читает адрес Маши)

- Ребята, а зачем нужен адрес?

Д: По адресу можно легко найти того, кого ищешь, отправить письмо, вызвать скорую помощь, полицию, пожарных. Каждый человек должен знать свой адрес.

М: Я не знаю свой адрес и адреса Бабы Яги тоже, есть только перышки от её гусей.

В: Хорошо, давай пёрышки, они укажут нам путь к Бабе Яге, а ты жди нас дома!

Ребята, отправляемся в путь? ДА!

 Воспитатель поднимает пёрышки, и они направляются в сторону яблони.

Звучит музыка.

3. Яблоня. (Плоскостной силуэт дерева на зелёной кроне, которого,  крепятся картинки - яблоки. Под картинками яблок,  расположены портреты семьи).

В: Ребята, пёрышки привели нас к яблоньке! Тяжело ей держать столько яблок! Давайте, аккуратно поможем снять яблочки с веток, а яблоня  за это укажет нам путь дальше!

Дети снимают картинки яблок. Рассматривают открывшиеся портреты семьи.

В: Ребята, смотрите, яблоня – то не простая, это дерево семьи! Посмотрите, на нижних толстых ветках находятся бабушки и дедушки, повыше на тонких ветках, мама и  папа, а ещё выше на самых тонких веточках находятся дети, мальчики и девочки.

Воспитатель вместе с детьми называет членов семьи на яблоньке.

С давних пор люди старались сохранить память о своих родственниках  и записывали всех, кто родился в этой семье в родовую книгу, которую называли родословная. 

А позже, люди придумали записывать свою родословную семьи  в виде дерева, потому, что это красиво и удобно, сразу видно всю семью, не нужно листать родовую книгу, чтобы найти родственников.

Д/И «Кто ты мне?»

В: Ребята, давайте подумаем, (воспитатель показывает на портрет и спрашивает всех детей поочередно).

Если  я дедушка, то кто ты мне?

Если я бабушка?

Если я мама?

Если я папа?

Если я сестра?

Если я брат?

Дети отвечают  на вопросы.

В: Молодцы, ребята. Смотрите, какое я яблоко нашла, а в нём подсказка, куда нам дальше идти!

Воспитатель разворачивает картинку печки. Ведет детей на ковер к печке.

Звучит музыка.

4. Печка.

Учитель – логопед стоит рядом с печкой, танцует под музыку.

Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас присесть и отдохнуть с дороги.

Ребята садятся  вокруг столика.

Я очень люблю трудиться и люблю трудолюбивые семьи, в которых все друг другу помогают. Такие семьи дружные, крепкие, им  никакие невзгоды не страшны. А вы любите трудиться? Помогаете своим близким? Расскажите, как вы помогаете дома.

Дети составляют предложения о том, как они трудятся дома. Печка угощает их пирожками, даёт  каждому ребёнку по пирожку.

Печка: Молодцы, ребятки, любите трудиться, угощайтесь на здоровье! Пирожки у меня не простые, а с начинкой.  Откройте пирожок и  придумайте слово на заданный звук.

Дети раскрывают пирожок, выполняют задание.

Печка: Правильно выполнили моё задание. Вот вам, мой самый быстрый колобок. Он укажет вам путь дальше. До свидания!

Печка прокатывает колобок в сторону избушки на курьих ножках.

Звучит музыка.

5. Баба Яга.

Второй воспитатель сидит за избой и качает ребенка. Когда подкатывается колобок, выходит и говорит:

БЯ: Тише ты, колобок суматошный, дитё разбудишь. Прикатился, не запылился!

 Вы кто такие?

В: Здравствуй, Баба Яга, мы за Ванечкой пришли. Ты зачем ребенка утащила? Гусей плохому учишь, Машу напугала!

БЯ: Мне так одиноко, мои - то дети уехали так далеко, что и на гусях не долетишь! А Ванечка такой ласковый да весёлый, я с ним играю, песенки ему пою!

В: Ванечку, надо родным вернуть! Вот позовешь их в гости или сама к ним придешь, когда позовут, тогда и играй с Ванечкой, а забирать детей без разрешения родителей нельзя.

БЯ: Ладно, вот решите моё задание, тогда я вам Ванечку верну.

Д/И «Назови ласково».

Вот вы всё меня баба Яга да баба Яга, а мне хочется, чтобы  вы меня ласково назвали,    

 я не бабка, а …(Дети называют – бабуля, бабушка, бабулечка, бабуленька).

А своего деда  как вы ласково назовете?

А свою маму как вы ласково называете?

А своего папу как вы ласково называете?

А своего брата  как вы ласково назовете?

А свою сестру как вы ласково назовете?

Дети говорят уменьшительно – ласкательные существительные.

Молодцы, порадовали бабулю! Берите Ваню, да не потеряйте ребёнка! Воспитатель: Мы тебе бабушка Яга, адресную табличку подарим, чтобы тебе письма и посылки приходили, чтобы знакомые в гости пришли и не заблудились.

БЯ: Вот спасибо за подарок. Мой  волшебный клубочек поможет, он вам путь домой  укажет. До свидания.

Баба яга прокатывает клубочек к речке.

Дети и воспитатель берут Ваню и идут к речке.

Звучит музыка речки.

6. Речка.

Дети подходят к запруде.

В: Как же мы пройдём дальше, мостик сломан, речка засорилась. Как же мы перейдём через речку? Надо помочь речке и починить мостик. Давайте, построим переправу.

Дети разбирают «камни», строят переправу, воспитатель расправляет речку.

А теперь самое время отдохнуть и освежиться. Ваню посадим на полянку (сажает куклу на ковер). Вставайте на тропинку вокруг речки и повторяем за мной.

Речь с движением «Речка». Дети стоят в кругу

К речке быстрой мы спустились,  идем к «речке»

Наклонились и умылись. Наклоняемся к речке и имитируем умывание

Шея, плечи, руки, грудь, проводим поглаживания частей тела

Про болезни ты забудь!  Погрозить пальцем

Раз, два, три, четыре,  на каждый счет притрагиваемся к щекам.

Вот как славно освежились! Поглаживаем по голове к затылку

Через мост мы перейдём, идём по кругу широкими шагами

И опять домой придём! идём по кругу широкими шагами

Переходим речку. Идем к домику. Звучит музыка.

7. Возвращение домой. Рефлексия.

В: Машенька, встречай нас!  Мы Ванечку домой вернули!

Сажаем куклу Ваню в кроватку.  

М: Спасибо, ребята за помощь! Без вас бы я не справилась! Расскажите, страшно было в дороге? Кого вы встретили? Волшебную яблоньку? А почему она волшебная?

А кого ещё встретили? Печку? Наверно, она вас работать заставила? Угощала пирожками!

А баба яга страшная?  Пугала вас? А ещё что с вами  приключилось? Речке помогли? А предметы волшебные вам помогали? Какие? Спасибо вам, ребята за помощь и хочу вас отблагодарить за это. Вот вам картинки семейного дерева, они тоже волшебные. Какую семью нарисуете, такая она на картинке и будет. Всё в ваших руках. Спасибо вам, до свидания.

В: До свидания. Пора ребятки нам в детский сад возвращаться. Пойдемте по тропинке.

Попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им удачи, крепкого здоровья. До свидания!

Дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме"Образование относительных прилагательных" на материале русской народной сказки"Гуси -лебеди".

Приобщение к истокам русской народной культуры - важная задача педагога детского дошкольного учреждения. А если совместить логопедическую  задачу -образование относительных прилагательных- со зна...

театральная постановка по мотивам р.н.. сказки "Гуси-лебеди"

Музыкальная постановка  по мотивам р.н.сказки "Гуси-лебеди" для детей старшего дошкольного возраста, на основе русского фольклора.Все роли исполняют сами дети, кроме Бабы Яги.Была показана на Осе...

КОНСПЕКТ интегрированного занятия. Сказка «Гуси - лебеди». (Конкурс «Воспитатель года – 2009г.»)

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи.Активизировать употребление существительных с уменьшительно-ласкательным...

Сценарий театрализованного представления "Гуси-лебеди"

Сценарий театрализованного представления "Гуси-лебеди" для детей подготовительной логопедической группы...

Конструкт интегрированной НОД в старшей группе: рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и конструкт интегрированной НОД в старшей группе: аппликация "Гуси Лебеди"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...

Сценарий физкультурного досуга совместно с родителями для детей старшей группы "Куда улетели гуси -лебеди"(по мотивам сказки "Гуси-лебеди")

Данный сценарий построен на основе сюжета  сказки "Гуси-лебеди". Использовано соответствующее музыкальное сопровождение. Дети и родители перевоплощаются в героев сказки. Занимательное с...