гуси лебеди
план-конспект занятия (старшая группа)
Расширять представления детей о семье. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;
Формировать у детей знания об основах безопасного поведения в доме, о правилах осторожного отношения к опасным предметам в доме.
Формировать у детей умение определять и называть родственные связи (кто кем кому приходиться), называть членов семьи ласково.
Раскрывать детям понятие «семейное дерево, древо семьи», побуждать их к созданию «собственного семейного дерева».
Приобщать детей к театрализованной деятельности, повышать их интерес к художественной литературе и к русским народным сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gusi_-_lebedi_._konspekt.docx | 39.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 компенсирующего вида Калининского района города Санкт – Петербурга.
Конспект интегрированного открытого занятия
по проекту «Моя семья»
с детьми старшего дошкольного возраста группы № 3.
Тема: «Гуси – лебеди».
Цель:
Расширять представления детей о семье. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; закреплять у детей умение определять и называть родственные связи (кто кем кому приходиться), называть членов семьи.
Формировать у детей знания об основах безопасного поведения в доме, о правилах осторожного отношения к опасным предметам в доме.
Раскрывать детям понятие «семейное дерево, древо семьи», побуждать их к созданию «собственного семейного дерева».
Приобщать детей к художественной литературе и к театрализованной деятельности, повышать их интерес к русским народным сказкам, побуждать детей видеть в сказках народную мудрость, находить выход из проблемных ситуаций.
Задачи:
Познавательное развитие:
- Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;
- Закреплять у детей умение определять название родственных связей, называть членов семьи, кто кем кому приходиться;
- Раскрывать детям понятие «семейное дерево, древо семьи», побуждать их к созданию «собственного семейного дерева».
Социально – коммуникативное развитие:
- Формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.
- Развивать интерес к семейным традициям, правилам поведения дома, вежливого и заботливого отношения к близким;
- Формировать у детей знания об основах безопасного поведения в доме, правилах осторожного отношения к опасным предметам в доме.
Речевое развитие:
- Развивать у детей самостоятельность суждений, умение делать выводы;
- Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- Развивать умение детей в словообразование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в составлении предложений о трудовых поручениях, помощи взрослым; в определение первого звука в слове по картинке.
- Закреплять у детей умение определять и называть родственные связи, называть членов семьи, кто кем кому приходиться.
Физическое развитие:
Развитие крупной и мелкой моторики рук, координации речи с движением в подвижной игре «Речка». Снятие эмоционального напряжения.
Художественно – эстетическое развитие:
- Приобщать детей к художественной литературе и к театрализованной деятельности, повышать их интерес к русским народным сказкам, побуждать детей видеть в сказках народную мудрость, находить выход из проблемных ситуаций.
Материалы к занятию:
- Ширма, обозначающая дом в деревне, кроватка, сундук, половик, пёрышки.
- Муляж семейного дерева «Яблони» с портретами людей разного возраста, закрытыми «яблочками» из картона, корзинка, объёмное яблоко с картинкой «печки».
- Муляж «печки», «пирожки» с картинками слов, для определения первого звука, колобок,
- Муляж «дома на курьих ножках», клубок,
- синяя ткань для «речки», комплект деталей для мостика.
- кукла Ваня среднего размера, театральная мягкая кукла Маша, костюмы для печки и бабы яги.
- 2 адресные таблички: для домика Маши и Бабы Яги.
- Таблица правил безопасного поведения дома.
Предварительная работа:
Индивидуальная беседа с детьми о своей семье, составление рассказов о своей семье. Заучивание имя и отчества родителей. Беседы с детьми на тему «Семья», «Кто кем приходиться».
Составление вместе с детьми «генеалогического древа», начиная с бабушки и дедушки. Рассматривание иллюстраций, фотографий людей разного возраста и определение их старшинства, выстраивание картинок в последовательности взросления, проговаривание названий этапов возраста.
Чтение и обсуждение проблемных ситуаций в семье, отгадывание загадок о семье, обсуждение пословиц по теме.
Чтение и обсуждение русской народной сказки «Гуси – лебеди». Рассматривание иллюстраций разных художников.
Ход занятия:
1. Приветствие.
Воспитатель с детьми проходят в группу. Здороваются с гостями.
В: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся, и я всех приглашаю в сказку «Гуси – лебеди». Пойдём по этой тропинке
Воспитатель показывает детям на тканый половик, и первая начинает движение по нему в сторону «домика Маши». Начинает рассказ сказки.
В: В одной деревне жила очень хорошая семья: мама, папа, дочка Маша и сынок Ваня.
Все проходят к домику – ширме.
2. В гостях у Маши.
На ширме перчаточная кукла Маша. Раздается плач Маши. (Озвучивает второй воспитатель).
Маша: А-А-А!
В: Маша, здравствуй! Что случилось? Почему ты плачешь?
Маша: Гуси – лебеди унесли Ванечку к Бабе – Яге! А-А-А!
В: Машенька, а где ваши родители? Почему вы были одни?
М: Родители на базар уехали, сказали, что быстро вернуться. Меня, за старшую оставили! А-А-А!
В: Как же гуси – лебеди могли унести Ваню, если у тебя дом закрыт? Ты что, дверь чужим открыла?
М: Родители сказали к дверям не подходить и никому не открывать, а я услышала стук да шорох за дверью. Думаю, дай быстренько посмотрю, а они шмыг в дом, хвать Ваню и вон из дома, только пёрышки остались!
В: Ребята, если случается так, что ребёнок остаётся один дома, то главное правило – дверь чужим не открывать! Какие ещё правила безопасности в доме должны помнить все дети?
Дети:
Нельзя играть со спичками и зажигалками,
Не трогать электрические приборы и розетки,
Не баловаться с газовой плитой,
Нельзя трогать лекарства, химикаты,
Не открывать окна, балконы,
Нельзя баловаться с водой,
Нельзя доставать со столов горячую еду,
Нельзя играть с бьющимися и острыми предметами.
В: Молодцы ребята. Давайте, подарим Маше правила безопасного поведения в доме, чтобы больше не было беды! (Отдают Маше картинку с правилами)
Воспитатель обращается к детям: Ребята, поможем найти Ваню и вернём его домой?
Дети: Да!
В: Маша, мы поможем тебе, а ты знаешь домашний адрес Бабы Яги?
М: Какой домашний адрес?
В: Ребята, что такое домашний адрес?
Дети: домашний адрес - это название улицы, номер дома и квартиры. Так обозначается место, где живет человек.
В: На каждом доме есть адресная табличка. На твоем доме, Маша, она тоже есть. (Воспитатель указывает на табличку на домике, читает адрес Маши)
- Ребята, а зачем нужен адрес?
Д: По адресу можно легко найти того, кого ищешь, отправить письмо, вызвать скорую помощь, полицию, пожарных. Каждый человек должен знать свой адрес.
М: Я не знаю свой адрес и адреса Бабы Яги тоже, есть только перышки от её гусей.
В: Хорошо, давай пёрышки, они укажут нам путь к Бабе Яге, а ты жди нас дома!
Ребята, отправляемся в путь? ДА!
Воспитатель поднимает пёрышки, и они направляются в сторону яблони.
Звучит музыка.
3. Яблоня. (Плоскостной силуэт дерева на зелёной кроне, которого, крепятся картинки - яблоки. Под картинками яблок, расположены портреты семьи).
В: Ребята, пёрышки привели нас к яблоньке! Тяжело ей держать столько яблок! Давайте, аккуратно поможем снять яблочки с веток, а яблоня за это укажет нам путь дальше!
Дети снимают картинки яблок. Рассматривают открывшиеся портреты семьи.
В: Ребята, смотрите, яблоня – то не простая, это дерево семьи! Посмотрите, на нижних толстых ветках находятся бабушки и дедушки, повыше на тонких ветках, мама и папа, а ещё выше на самых тонких веточках находятся дети, мальчики и девочки.
Воспитатель вместе с детьми называет членов семьи на яблоньке.
С давних пор люди старались сохранить память о своих родственниках и записывали всех, кто родился в этой семье в родовую книгу, которую называли родословная.
А позже, люди придумали записывать свою родословную семьи в виде дерева, потому, что это красиво и удобно, сразу видно всю семью, не нужно листать родовую книгу, чтобы найти родственников.
Д/И «Кто ты мне?»
В: Ребята, давайте подумаем, (воспитатель показывает на портрет и спрашивает всех детей поочередно).
Если я дедушка, то кто ты мне?
Если я бабушка?
Если я мама?
Если я папа?
Если я сестра?
Если я брат?
Дети отвечают на вопросы.
В: Молодцы, ребята. Смотрите, какое я яблоко нашла, а в нём подсказка, куда нам дальше идти!
Воспитатель разворачивает картинку печки. Ведет детей на ковер к печке.
Звучит музыка.
4. Печка.
Учитель – логопед стоит рядом с печкой, танцует под музыку.
Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас присесть и отдохнуть с дороги.
Ребята садятся вокруг столика.
Я очень люблю трудиться и люблю трудолюбивые семьи, в которых все друг другу помогают. Такие семьи дружные, крепкие, им никакие невзгоды не страшны. А вы любите трудиться? Помогаете своим близким? Расскажите, как вы помогаете дома.
Дети составляют предложения о том, как они трудятся дома. Печка угощает их пирожками, даёт каждому ребёнку по пирожку.
Печка: Молодцы, ребятки, любите трудиться, угощайтесь на здоровье! Пирожки у меня не простые, а с начинкой. Откройте пирожок и придумайте слово на заданный звук.
Дети раскрывают пирожок, выполняют задание.
Печка: Правильно выполнили моё задание. Вот вам, мой самый быстрый колобок. Он укажет вам путь дальше. До свидания!
Печка прокатывает колобок в сторону избушки на курьих ножках.
Звучит музыка.
5. Баба Яга.
Второй воспитатель сидит за избой и качает ребенка. Когда подкатывается колобок, выходит и говорит:
БЯ: Тише ты, колобок суматошный, дитё разбудишь. Прикатился, не запылился!
Вы кто такие?
В: Здравствуй, Баба Яга, мы за Ванечкой пришли. Ты зачем ребенка утащила? Гусей плохому учишь, Машу напугала!
БЯ: Мне так одиноко, мои - то дети уехали так далеко, что и на гусях не долетишь! А Ванечка такой ласковый да весёлый, я с ним играю, песенки ему пою!
В: Ванечку, надо родным вернуть! Вот позовешь их в гости или сама к ним придешь, когда позовут, тогда и играй с Ванечкой, а забирать детей без разрешения родителей нельзя.
БЯ: Ладно, вот решите моё задание, тогда я вам Ванечку верну.
Д/И «Назови ласково».
Вот вы всё меня баба Яга да баба Яга, а мне хочется, чтобы вы меня ласково назвали,
я не бабка, а …(Дети называют – бабуля, бабушка, бабулечка, бабуленька).
А своего деда как вы ласково назовете?
А свою маму как вы ласково называете?
А своего папу как вы ласково называете?
А своего брата как вы ласково назовете?
А свою сестру как вы ласково назовете?
Дети говорят уменьшительно – ласкательные существительные.
Молодцы, порадовали бабулю! Берите Ваню, да не потеряйте ребёнка! Воспитатель: Мы тебе бабушка Яга, адресную табличку подарим, чтобы тебе письма и посылки приходили, чтобы знакомые в гости пришли и не заблудились.
БЯ: Вот спасибо за подарок. Мой волшебный клубочек поможет, он вам путь домой укажет. До свидания.
Баба яга прокатывает клубочек к речке.
Дети и воспитатель берут Ваню и идут к речке.
Звучит музыка речки.
6. Речка.
Дети подходят к запруде.
В: Как же мы пройдём дальше, мостик сломан, речка засорилась. Как же мы перейдём через речку? Надо помочь речке и починить мостик. Давайте, построим переправу.
Дети разбирают «камни», строят переправу, воспитатель расправляет речку.
А теперь самое время отдохнуть и освежиться. Ваню посадим на полянку (сажает куклу на ковер). Вставайте на тропинку вокруг речки и повторяем за мной.
Речь с движением «Речка». Дети стоят в кругу
К речке быстрой мы спустились, идем к «речке»
Наклонились и умылись. Наклоняемся к речке и имитируем умывание
Шея, плечи, руки, грудь, проводим поглаживания частей тела
Про болезни ты забудь! Погрозить пальцем
Раз, два, три, четыре, на каждый счет притрагиваемся к щекам.
Вот как славно освежились! Поглаживаем по голове к затылку
Через мост мы перейдём, идём по кругу широкими шагами
И опять домой придём! идём по кругу широкими шагами
Переходим речку. Идем к домику. Звучит музыка.
7. Возвращение домой. Рефлексия.
В: Машенька, встречай нас! Мы Ванечку домой вернули!
Сажаем куклу Ваню в кроватку.
М: Спасибо, ребята за помощь! Без вас бы я не справилась! Расскажите, страшно было в дороге? Кого вы встретили? Волшебную яблоньку? А почему она волшебная?
А кого ещё встретили? Печку? Наверно, она вас работать заставила? Угощала пирожками!
А баба яга страшная? Пугала вас? А ещё что с вами приключилось? Речке помогли? А предметы волшебные вам помогали? Какие? Спасибо вам, ребята за помощь и хочу вас отблагодарить за это. Вот вам картинки семейного дерева, они тоже волшебные. Какую семью нарисуете, такая она на картинке и будет. Всё в ваших руках. Спасибо вам, до свидания.
В: До свидания. Пора ребятки нам в детский сад возвращаться. Пойдемте по тропинке.
Попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им удачи, крепкого здоровья. До свидания!
Дети уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме"Образование относительных прилагательных" на материале русской народной сказки"Гуси -лебеди".
Приобщение к истокам русской народной культуры - важная задача педагога детского дошкольного учреждения. А если совместить логопедическую задачу -образование относительных прилагательных- со зна...
театральная постановка по мотивам р.н.. сказки "Гуси-лебеди"
Музыкальная постановка по мотивам р.н.сказки "Гуси-лебеди" для детей старшего дошкольного возраста, на основе русского фольклора.Все роли исполняют сами дети, кроме Бабы Яги.Была показана на Осе...
КОНСПЕКТ интегрированного занятия. Сказка «Гуси - лебеди». (Конкурс «Воспитатель года – 2009г.»)
Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи.Активизировать употребление существительных с уменьшительно-ласкательным...
Сценарий театрализованного представления "Гуси-лебеди"
Сценарий театрализованного представления "Гуси-лебеди" для детей подготовительной логопедической группы...
Конструкт интегрированной НОД в старшей группе: рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и конструкт интегрированной НОД в старшей группе: аппликация "Гуси Лебеди"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...
Сценарий физкультурного досуга совместно с родителями для детей старшей группы "Куда улетели гуси -лебеди"(по мотивам сказки "Гуси-лебеди")
Данный сценарий построен на основе сюжета сказки "Гуси-лебеди". Использовано соответствующее музыкальное сопровождение. Дети и родители перевоплощаются в героев сказки. Занимательное с...