Памятка для воспитателей на тему « Мелкая моторика рук и развитие речи»
консультация (старшая группа)
Памятка для воспитателей на тему
« Мелкая моторика рук и развитие речи» «Руки учат голову,
затем поумневшая голова –
учит руки,
А умные руки снова –
способствуют развитию мозга»
И.П.Павлов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_vospitateley_na_temu.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для воспитателей на тему
« Мелкая моторика рук и развитие речи»
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова –
учит руки,
А умные руки снова –
способствуют развитию мозга»
И.П.Павлов.
Отношение к рукам у человека всегда было особым, даже мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии, о характере, темпераменте (вялые – флегматичные или быстрые, нервные руки).Не случайно в русском языке много выражений связанных с руками: «мастер на все руки», «золотые руки», «руки опускаются», «работать не покладая рук» и т. д. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно во втором веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговую систему в превосходном состоянии. Японский врач Такудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень, мизинца – на сердце. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающими и тонизирующими организм эффектами. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивает координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание шестигранного карандаша. Талантами нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока- белобока», «Коза-рогатая», и т. д. их значение до сих пор не достаточно осмыслено нами взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования отечественных физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПИ установили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М. И. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием клистетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
Проработав в детском саду, я столкнулась с такой проблемой, что речь во многом зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Когда ребенок не говорит, или плохо говорит в 2-3 года, в каждой семье по- разному относятся к этому явлению. Одних это тревожит, другие спокойны, несмотря на то, что ребенок не может составить простейшую фразу, считают, что со временем их ребенок заговорит сам. Из практики видно, что чаще всего у таких детей происходит задержка речевого развития, которые тяжело сказывается на общем развитии ребенка. Дети не находя нужного слова, помогают себе жестами, и наоборот, дети сосредоточенно делающие что-то руками (рисуют, пишут, режут ножницами, лепят и т.д.) высовывают язык. Это говорит о том, что речевая функция тесно связана с движением пальцев рук. Иначе говоря, чем более ловки и умелы пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться речь ребенка, причем не только устная, но и письменная, т. к. качество письма первоклассника напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретенных еще в дошкольном детстве. И, поэтому, в своей работе с детьми я уделяю большое внимание развитию пальчиковой моторики. Для того, чтобы пальцы «работали», были пластичными я организую планомерную систематическую работу по развитию мелкой пальцевой моторики, а следовательно и по развитию речи. Осуществляю эту работу во время режимных моментов, на всех занятиях, в играх, причем в игровой форме. Упражнения провожу в течение 2-5 минут. Слежу, чтобы не было передозировки. Упражнения даю детям порциями, но они выполняют их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Особое внимание уделяю тренировке движений повышенной сложности, то есть, таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект: движения кисти пальцев становятся точными и координированными, рука полностью готова к письму. В работе с детьми ставлю следующие задачи и цели:
Формирование графических навыков:
- подготовить руку ребенка к овладению письмом;
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- развивать точность и координацию движений рук и глаз, гибкость рук, ритмичность.
Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
- произвольное внимание;
- логическое мышление;
- зрительное и слуховое внимание, восприятие;
- память, речь детей;
- умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы и методы, приемы обучения, я занялась подбором материала, в частности поиском всевозможным пальчиковых игр:
Игры с пальчиками;
Пальчиковые игры с различными предметами;
Пальчиковые игры со стихами;
Физкультминутки – пальчиковая гимнастика;
Пальчиковый театр.
Так как в нашем детском саду каждая группа работает по лексическим темам, то я подобрала игры со словами, согласно этим темам, разработала комплексы пальчиковой гимнастики, которую провожу ежедневно с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей"
Предлагаемая консультация может проводиться, как занятие в клубе по интерсам для воспитателей "Педагогическая мозаика". Цель: разнообразить техники, материалы и игровой материал в работе с детьми, исп...
Консультация для воспитателей: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».
Консультация для воспитателей: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»....
Доклад на тему: "Мелкая моторика как средство развития речи детей дошкольного возраста"
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов 2001)....
Консультация для воспитателей " Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтоб...
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Этапы развития мелкой моторики рук...