ИОМ
методическая разработка (средняя группа)
Рабочая программа с ребенком с нарушением речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut_s_narusheniem_rechi.docx | 36.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «СНЕГУРОЧКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДАг. УЛАН-УДЭ
1 корпус: 670047, г. Улан-Удэ, ул. Орловская, 35-а, телефон 8(3012)23-18-58, 8(3012)23-15-81
2корпус: 670011,г. Улан-Удэ, МКР 142,здание 5, телефон 8(3012)37-84-45,8(3012)37-84-05
ОГРН 1020300903688, ИНН 0323099702, КПП 032301001 БИК 048142001 ОКАТО 81401368000
электронный адрес: det-sad84@mail.ru
Рассмотрено и принято Утверждено:
на педагогическом совете № 1 Заведующий МБДОУ Д/с №84
«____»__________2022г. «Снегурочка» г.Улан-Удэ
Протокол педсовета № 1 ___________ Налетова Н.И
От «____»___________2022г. «_____»_____________2022г.
Индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося с
нарушением речи
дошкольного возраста в условиях ДОУ
2022– 2023 учебный год
Составила: Горюнова Е.О
г.Улан-Удэ
2022г
Содержание индивидуального образовательного маршрута
- Пояснительная записка.
- Общие сведения о ребёнке.
- Мониторинг развития интегративных качеств.
- Характеристика основных направлений развития по разделам программы.
- Тематическое планирование по неделям на учебный год.
- Работа с родителями.
1. Пояснительная записка.
Данный индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан на основе Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с нарушениями речи
В разработке ИОМ участвовали специалисты ДОУ.
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим нарушение речи.
Задачи:
- выявить особые образовательные потребности ребенка;
- осуществить индивидуальную педагогическую помощь ребенку;
- способствовать усвоению образовательной программы дошкольного образования;
- обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей;
- оказать методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями.
2. Общие сведения.
Ф.И.О. ребёнка: Максим Евгеньевич
Дата рождения:12.03.2018
Домашний адрес: ул. Медицинская
Дата поступления в МБДОУ:
2.1 Краткие сведения о семье.
Ребёнок проживает с Мамой
Состав семьи: неполная,
Социальная характеристика семьи: благополучная (владеет культурой воспитания, мать морально устойчива, осведомлены об интересах ребёнка, поведении в детском саду)
Жилищные условия: отдельная квартира
Материальное положение семьи: малообеспечены.
Воспитанием ребёнка занимаются: мама
Мама: (Ф.И.О.); Надежда Алексеевна
Образование: Средне-специальное
Место работы: ООО Купель
2.2. По результатам комплексного психолого – медико - педагогического обследования установлен статус обучающего с задержкой речевого развития)
Заключение:
Парциальная недостаточность когнитивного компонента деятельности.
Познавательная деятельность формируется не по возрасту.
Реализуемая программа дошкольного образования не усваивается.
Общее недоразвитие речи 1 уровня.
По результатам комплексного психолого – медико – педагогического обследования установлен статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендации: обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушениями речи.
3. Мониторинг развития интегративных качеств
МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ | ||||||||||||||||
Имя, фамилия ребенка | Уровень развития интегративных качеств | |||||||||||||||
Физическое развитие | Любознательность активность | Эмоциональность, отзывчивость | Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми | Способность управлять своим поведением и планировать действия | Способность решать интеллектуальные и личностные задачи | Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | Овладение предпосылками учебной деятельности | |||||||||
Дата проведения мониторинга | сен | май | сен | май | Сен | май | сен | Май | сен | май | сен | май | сен | май | сен | май |
Ребёнок | н | с | н | с | Н | с | с | С | н | с | н | с | н | с | н | с |
4. Характеристика основных направлений развития по образовательным областям.
Актуальный уровень развития ребёнка по образовательным областям | Задачи педагога | Методы и формы работы | Планируемый результат |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | |||
Развитие игровой деятельности | |||
- В играх со сверстниками не проявляет самостоятельность, творческое воображение и инициативу, не выполняет игровые правила и нормы, не согласовывает собственный игровой замысел с замыслами сверстников. | Формировать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный замысел с замыслами сверстников; - умение договариваться, планировать и обсуждать совместные действия. | Косвенное воздействие: - через игру, сказку, песню, музыку; - использовать опыт хорошо играющих детей; - привлечение к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей; - обогащение социального опыта через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, беседы). | Проявляет интерес к играм. |
Навыки самообслуживания | |||
- Не следит самостоятельно за чистотой одежды и обуви, не замечает и не устраняет непорядок в своем внешнем виде; - не убирает за собой (постель после сна, игрушки после игры); - не готовит материалы к занятиям, после занятия не убирает свое рабочее место. | Учить самостоятельно: - следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе; - аккуратно убирать за собой постель; - своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место. | - Наглядный: картинки алгоритмы, иллюстрации, демонстрация педагогом, мультфильмы; - словесный: сопровождение демонстрации объяснениями, напоминание, чтение, оценка выполнения действия детьми; - игровые, практические: сюрпризные ситуации, развлечение с игрушками, практические упражнения (многоразовое повторение), использование пособий, эксперименты, моделирование (задействование символов, знаков, предметов заместителей). | Стремится следить за своим внешним видом, одеждой обувью; - помогать взрослому и товарищу в подготовке к занятиям; - активен в самообслуживании. |
Формирование основ безопасности | |||
- Затрудняется называть свое имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, домашний адрес, телефон, имена и отчества родителей, их профессии; - имеет слабые представления о способах поведения в опасных ситуациях; - не умеет обращаться за помощью к взрослым. | - Закреплять называть свое имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, домашний адрес, телефон, имена и отчества родителей, их профессии; - учить обращаться за помощью к взрослым; - уточнять и расширять представления о способах поведения в опасных ситуациях. | - Наглядный: картинки, иллюстрации, демонстрация педагогом, мультфильмы; просмотр познавательных фильмов, мультфильмов; мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать). Словесный: отгадывание загадок; беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам; чтение художественной литературы. - Игровой: игры (дидактические, подвижные, ролевые); игровые тренинги; «минутки безопасности»; моделирование заданных ситуаций; театрализованные представления; - обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения. | Знает называет и свое имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, домашний адрес, телефон, имена и отчества родителей, их профессии; - обращается за помощью к взрослому и товарищу; - имеет представления о способах поведения в опасных ситуациях. |
Образовательная область «Познавательное развитие» | |||
Формирование элементарных математических представлений | |||
- Не устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями; - не находит части целого множества, и целое по известным частям; - не делит предметы на несколько равных частей; - не сравнивает целый предмет и его часть; - не измеряет длину предметов, отрезков прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер; - не понимает зависимость между величиной меры числом. | Учить: - делить предметы на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, используя условную меру; -правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых)); - устанавливать соотношение целого и части, размера частей; - находить части целого и целое по известным частям; - измерять длину, ширину, высоту предметов, отрезки прямых линий с помощью условной меры; - измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предмета) зависит от величины условной меры. | Использование дидактического материала; выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме; использование сформированных представлений и основных действий в быту, игре, труде, в разнообразных видах деятельности. Дидактические игры. (предметные, настольно-печатные, словесные) | При оказании стимулирующей, направляющей, словесной помощи педагога может: - устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; - находить части целого множества, и целое по известным частям; - делить предметы на несколько равных частей; - сравнивать целый предмет и его часть; - измерять длину предметов, отрезков прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. |
Ознакомление с миром природы | |||
- Не проявляет инициативу и творчество в познании природы; - не умеет называть характерные признаки времен года и не соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений; - не устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями. | - Поддержать интерес ребенка к миру природы, создать условия для проявления инициативы и творчества; - формировать желание самостоятельно добывать знания; - учить обобщать и систематизировать представления о временах года; - соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений; - устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые – опылители растений, то растения не дадут семян). | - Наглядный: рассматривание альбомов растительного и животного мира, картин, иллюстраций, сюжетных и предметных картинок, познавательных видеофильмов. - Практический: дидактические игры (о предметах, явлениях природы, растениях животных, на обобщение и классификацию); предметные игры (с природным материалом); подвижные игры природоведческого характера; опыты; самостоятельный и совместный труд в центре природы; самостоятельное и совместное ведение дневника наблюдения за погодой, оформление альбомов, лепбуков о временах года, подбирать картинки, фотографии, детские рисунки). - Словесный: словесные игры («Кода это бывает?», «Летает, бегает, прыгает и др.»); беседы, рассказы, чтение художественной литературы. | Старается проявить инициативу и самостоятельность. При оказании стимулирующей, направляющей, словесной помощи педагога может: - назвать характерные признаки времен года и соотнести с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений; - устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. |
Образовательная область «Речевое развитие» | |||
Общее недоразвитие речи 1 уровня: - нарушение звукопроизношения: ламбдацизм, ротацизм, сигматизм шипящих и аффрикат; - недостаточно сформирован лексико-грамматический строй речи; - не сформированы навыки связной речи; - не сформирован звуковой анализ и синтез. | - Обогащать словарный запас ребенка и побуждать интересоваться смыслом слова; - учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове; - упражнять в согласовании слов в предложении; - формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; - учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты; - составлять рассказы о предметах, по набору карточек с последовательно развивающимся действием; - упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; - учить делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части; - выделять последовательность звуков в простых словах. | - Работа по сюжетным и предметным картинкам, с наборами картинок с последовательно развивающимся действием карточками-логопедками из серии «Вундеркинд», со схемами предложений, слоговыми схемами, со схемой звукового анализа. - Игры и упражнения на обогащение словаря; - на формирование лексико-грамматического строя речи («Распутай слова», «Мой, моя, мое, мои» и др.); - на формирование навыков связной речи («Подбери картинку», «Где начало рассказа» и др.); Заучивание стихов; чтение небольших рассказов и сказок, проговаривание чистоговорок. Дыхательная и артикуляционная гимнастики. | При оказании стимулирующей, направляющей, словесной помощи педагога |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | |||
Изобразительная деятельность | |||
Рисование | |||
- Не может создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции; - не умеет использовать разные материалы и способы создания изображений. | - Формировать умение передавать в рисунках сюжеты народных сказок, авторских произведений; проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветного решения; - расширять набор материалов. | - Рассматривание альбомов «Городецкая роспись», «Дымковская», «Каргопольская игрушка» и др.; - экспериментирование с различным материалом (гуашевыми, акварельными красками, сухой и жирной пастелью, угольным карандашом, гелиевой ручкой); - игры с природным материалом; - игры и упражнения («Составь букет», «Угадай на что похоже», «Составь натюрморт» и др.). | Старается создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции; - может использовать разные материалы и способы создания изображений. |
Лепка | |||
Не использует для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; - не передает форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; - не умеет обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. | - Учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; - передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; - обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. | Повторение основных приемов лепки (разминание, ощипывание, скатывание и др.); - рассматривание «Филимоновской», «Богородской» игрушек; - чтение сказок, рассказов, стихов; - игры «Гончарная мастерская», «Мастерская скульптора»; | - Применяет разные приемы в лепке предметов, объектов; - может лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; - старается обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. |
Образовательная область «Музыкальное развитие» (по рекомендации музыкального руководителя) | |||
Пение | |||
- Не поет самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него | - Учить петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него. | - Слушание музыкальных произведений; - пополнение словарного запаса, чтение стихов, рассказов, сказок; - заучивание песен; - упражнения на развитие слуха и голоса. - Музыкотерапия, беседы. - - - Музыкально-дидактические игры. | Поет коллективно. |
Музыкально-ритмические движения | |||
Не выполняет танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг, с приседанием, пружинящий и др.). | - Способствовать дальнейшему развитию танцевальных движений, умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. | - Игры на музыкальных инструментах; - упражнения на основе танцевальных движений и координацию движений (с предметами); - музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма («Веселые подружки», «Передай ритм» и др.). | Старается выполнять танцевальные движения. |
Образовательная область «Физическое развитие» | |||
- Не умеет выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции. | - Учить выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции. | - Упражнения для выполнения основных движений под разные музыкальные инструменты; | Старается выполнять. |
5. Тематическое планирование по неделям на учебный год (праздников, событий, проектов и т.д.)
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | 1 | «До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», «День знаний» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) |
2 | «Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | |
3 | «Урожай» | |
4 | «Краски осени» | |
Октябрь | 1 | «Животный мир» (птицы, насекомые) |
2 | «Я – человек» | |
3 | «Народная культура и традиции» | |
4 | «Наш быт» | |
Ноябрь | 1 | «Дружба», «День народного единства» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) |
2 | «Транспорт» | |
3 | «Здоровей-ка» | |
4 | «Кто как готовится к зиме» | |
Декабрь | 1 | «Здравствуй, зимушка-зима!» |
2 | «Город мастеров» | |
3 | «Новогодний калейдоскоп» | |
4 | «Новогодний калейдоскоп» | |
Январь | 1 | Рождественские каникулы |
2 | ||
3 | «В гостях у сказки» | |
4 | «Этикет» | |
Февраль | 1 | «Моя семья» |
2 | «Азбука безопасности» | |
3 | «Наши защитники» | |
4 | «Маленькие исследователи» | |
Март | 1 | «Женский день» |
2 | «Миром правит доброта» | |
3 | «Быть здоровыми хотим» | |
4 | «Весна шагает по планете» | |
Апрель | 1 | «День смеха», «Цирк», «Театр» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) |
2 | «Встречаем птиц» | |
3 | «Космос», «Поможем нашей планете» | |
4 | «Волшебница вода» | |
Май | 1 | «Праздник весны и труда» |
2 | «День победы» | |
3 | «Мир природы» | |
4 | «До свидания, детский сад. Здравствуй, школа», «Вот мы какие стали большие» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) |
6. Работа с родителями:
Консультации:
- «Возрастные особенности детей 3-4 года»;
- «Развитие речи ребёнка 3-4 года»;
- «Развитие речи через игру»;
- «Игры с мамой на кухне»;
- «Как воспитать любознательного ребенка»:
- «Ножницы – это не страшно»;
- «Развитие творческих способностей у ребенка»,
- «Что я знаю о птицах», «Что я знаю о животном и растительном мире»;
- «Как рассказать ребенку о истории семьи и ее традициях»;
- «Азбука безопасности для детей и родителей».
Папки-передвижки:
- «Алгоритм одевания зимой (весной, летом, осенью)»;
- «Безопасность на дороге», «Пожарная безопасность», «Основы безопасности
собственной жизнедеятельности».
Беседы:
- «Здоровье детей после выходных»;
- «Профилактика простудных заболеваний»;
- «Режим – это важно для ребенка».
Подборка дидактических игр по образовательным областям «Играем дома».