Патриотический уголок для наших"звездочек"
план-конспект занятия (средняя группа)

Токарева Татьяна Васильевна
Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Патриотическое воспитание233.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Токарева Татьяна Васильевна

Воспитатель,  МБДОУ г. Иркутска детский сад 97

e-mail: tanechka_tokareva_80@mail.ru

МИНИ – МУЗЕЙ « РУССКАЯ ИЗБА»

Мини-музей русского быта "Русская изба"

К истокам памяти.

К истокам духа, песен, доброты… 

Формирование у детей патриотических чувств и развития духовности является одним из направлений работы детского сада. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность[3]. Поэтому считаю, что приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства.

Не секрет, что часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников, и тем ценнее тот факт, что наши дети знакомятся со всем этим ещё в детстве. С этой целью в нашей группе был создан мини-музей «Русская изба». Идея его создать возникла давно. Обратились с просьбой к родителям и сотрудникам приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда. Так по крупицам стали появляться экспонаты мини-музея. Выделили уголок в группе и стали обставлять избу.

Цели создания музея:

- Вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа, желание узнавать новое о его прошлом. Воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу (своим предкам и современникам), развивать патриотические чувства.

- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций.

- Познакомить детей с бытом людей в старину. А также расширить и закрепить уже имеющиеся у детей знания о быте русского народа, о предметах, которые окружали людей в старину.

- Приобщать детей к миру искусства через этнокультурную среду музея, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира.

- Ориентировать семьи воспитанников на духовно – нравственное воспитание детей. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада.

- Находить и развивать новые формы сотрудничества с родителями, способствовать формированию устойчивых детско-родительских интересов. Развивать интерес к музеям, выставкам, экскурсиям [2].

Предполагаемый результат:

- различают и называют предметы русского быта;

- знают некоторые традиции русского народа;

- проявляют интерес при изготовлении знакомых им предметов старины;

- бережно относятся к экспонатам мини-музея, принимают участие в оформлении экспозиций;

Перечень экспонатов «мини - музея»:

  1. Русская печь;
  2. Прялка с веритяном;
  3. Люлька;
  4. Коромысло;
  5. Корыто;
  6. Часы с кукушкой;
  7. Ухват;
  8. Чугунный утюг;
  9. Плетеные завалинки;
  10. Сундук;
  11. Плетеные корзинки;
  12. Чугунки;
  13. Сковорода;
  14. Глиняные кувшины;
  15. Хлебница;
  16. Глиняная посуда;
  17. Деревянные ложки;
  18. Расписные дощечки;
  19. Самовар;
  20. Иконы и ладан;
  21. Муляжи чеснока, красного перца;
  22. Прихватки;
  23. Одеяло из лоскутков;
  24. Вязаные половики, коврики;
  25. Скатерти;
  26. Вязаные салфетки;
  27. Полотенце;
  28. Тряпичные куклы;

 Музей «Русская изба» расположен в групповом помещении.

E:\аттестац.папака готовое\для презентации\SDC16337.JPG

       Дети в свободное время могут разглядывать экспонаты, использовать их в своих ролевых играх, задавать воспитателю вопросы, возникшие в результате знакомства или игры с экспонатами. Для того чтобы детям не примелькались экспонаты музея и они не потеряли интерес к ним, часть экспонатов периодически заменяется. Одни убираются на время, другие выставляются. Здесь действует правило: «Новое – это хорошо забытое старое»[1].

Кроме того музей  периодически пополняется  новыми экспонатами, колокольчики, игрушки-забавы из глины и дерева (русские народные промыслы), куколка из соломы, муляжи овощей и фруктов, игрушечные домашние животные, персонажи народных сказок (из бумаги и картона), маски для инсценировок, фотографии русской избы снаружи. Кроме того в соответствии с тематикой занятий в музее выставляются экспонаты связанные с народными промыслами России: дымковские и филимоновские, городецкие и хохломские игрушки, русские матрешки, гжель и др.

Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. На занятиях в музее дети пользуются всеми хранящимися в нём предметами. Неописуемый восторг вызывает у них настоящий чугунок, вынутый из русской печи на ухвате. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, ступа, коромысло и т.д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. И никогда бутафорские предметы не донесут этого смысла, не доставят такого восторга детям, не постигнут они значения старины, которое так важно понять[4]. 

Мини-музей является частью образовательного пространства группы, он тесно связан с системой занятий,  досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Он явился результатом сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через музей дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. В музее созданы условия для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками. На занятиях и экскурсиях, проводимых в музее, учитываются психофизиологические особенности детей, создаются условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка.

E:\аттестац.папака готовое\для презентации\IMG_6856.JPG

 В настоящее время большая роль отводится нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Поэтому в свете новых педагогических задач наш мини-музей может и будет развиваться и дальше, способствуя формированию у детей личностной культуры, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа, закладывая прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

Список литературы

  1. Бойчук И.А. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством / Бойчук И.А. – Спб: «Детство-пресс», 2013. – С. 80-82.
  2. Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети / М.А. Захарова. – М.:Владос, 2010. – С. 110-113.
  3. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева. – Спб: Литера, 2002. – С. 24-27.
  4. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В. – М.:Линка-Пресс, 2008. – С. 214-220.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного вечера "Наши звездочки"

Сценарий выпускного вечера "Наши звездочки" для подготовительной группы...

Патриотический уголок нашей группы

Патриотический уголок нашей группы...

сценарий выпускного "Наши звездочки"

сценарий выпускного в доу 2019...

Патриотический уголок нашей группы

Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского...

Патриотический уголок "Наша Родина - Россия"

Патриотический уголок "Наша Родина - Россия"...