Патриотический уголок для наших"звездочек"
план-конспект занятия (средняя группа)

Токарева Татьяна Васильевна
Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Патриотическое воспитание233.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Токарева Татьяна Васильевна

Воспитатель,  МБДОУ г. Иркутска детский сад 97

e-mail: tanechka_tokareva_80@mail.ru

МИНИ – МУЗЕЙ « РУССКАЯ ИЗБА»

Мини-музей русского быта "Русская изба"

К истокам памяти.

К истокам духа, песен, доброты… 

Формирование у детей патриотических чувств и развития духовности является одним из направлений работы детского сада. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность[3]. Поэтому считаю, что приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства.

Не секрет, что часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников, и тем ценнее тот факт, что наши дети знакомятся со всем этим ещё в детстве. С этой целью в нашей группе был создан мини-музей «Русская изба». Идея его создать возникла давно. Обратились с просьбой к родителям и сотрудникам приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда. Так по крупицам стали появляться экспонаты мини-музея. Выделили уголок в группе и стали обставлять избу.

Цели создания музея:

- Вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа, желание узнавать новое о его прошлом. Воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу (своим предкам и современникам), развивать патриотические чувства.

- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций.

- Познакомить детей с бытом людей в старину. А также расширить и закрепить уже имеющиеся у детей знания о быте русского народа, о предметах, которые окружали людей в старину.

- Приобщать детей к миру искусства через этнокультурную среду музея, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира.

- Ориентировать семьи воспитанников на духовно – нравственное воспитание детей. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада.

- Находить и развивать новые формы сотрудничества с родителями, способствовать формированию устойчивых детско-родительских интересов. Развивать интерес к музеям, выставкам, экскурсиям [2].

Предполагаемый результат:

- различают и называют предметы русского быта;

- знают некоторые традиции русского народа;

- проявляют интерес при изготовлении знакомых им предметов старины;

- бережно относятся к экспонатам мини-музея, принимают участие в оформлении экспозиций;

Перечень экспонатов «мини - музея»:

  1. Русская печь;
  2. Прялка с веритяном;
  3. Люлька;
  4. Коромысло;
  5. Корыто;
  6. Часы с кукушкой;
  7. Ухват;
  8. Чугунный утюг;
  9. Плетеные завалинки;
  10. Сундук;
  11. Плетеные корзинки;
  12. Чугунки;
  13. Сковорода;
  14. Глиняные кувшины;
  15. Хлебница;
  16. Глиняная посуда;
  17. Деревянные ложки;
  18. Расписные дощечки;
  19. Самовар;
  20. Иконы и ладан;
  21. Муляжи чеснока, красного перца;
  22. Прихватки;
  23. Одеяло из лоскутков;
  24. Вязаные половики, коврики;
  25. Скатерти;
  26. Вязаные салфетки;
  27. Полотенце;
  28. Тряпичные куклы;

 Музей «Русская изба» расположен в групповом помещении.

E:\аттестац.папака готовое\для презентации\SDC16337.JPG

       Дети в свободное время могут разглядывать экспонаты, использовать их в своих ролевых играх, задавать воспитателю вопросы, возникшие в результате знакомства или игры с экспонатами. Для того чтобы детям не примелькались экспонаты музея и они не потеряли интерес к ним, часть экспонатов периодически заменяется. Одни убираются на время, другие выставляются. Здесь действует правило: «Новое – это хорошо забытое старое»[1].

Кроме того музей  периодически пополняется  новыми экспонатами, колокольчики, игрушки-забавы из глины и дерева (русские народные промыслы), куколка из соломы, муляжи овощей и фруктов, игрушечные домашние животные, персонажи народных сказок (из бумаги и картона), маски для инсценировок, фотографии русской избы снаружи. Кроме того в соответствии с тематикой занятий в музее выставляются экспонаты связанные с народными промыслами России: дымковские и филимоновские, городецкие и хохломские игрушки, русские матрешки, гжель и др.

Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. На занятиях в музее дети пользуются всеми хранящимися в нём предметами. Неописуемый восторг вызывает у них настоящий чугунок, вынутый из русской печи на ухвате. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, ступа, коромысло и т.д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. И никогда бутафорские предметы не донесут этого смысла, не доставят такого восторга детям, не постигнут они значения старины, которое так важно понять[4]. 

Мини-музей является частью образовательного пространства группы, он тесно связан с системой занятий,  досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Он явился результатом сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через музей дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. В музее созданы условия для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками. На занятиях и экскурсиях, проводимых в музее, учитываются психофизиологические особенности детей, создаются условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка.

E:\аттестац.папака готовое\для презентации\IMG_6856.JPG

 В настоящее время большая роль отводится нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Поэтому в свете новых педагогических задач наш мини-музей может и будет развиваться и дальше, способствуя формированию у детей личностной культуры, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа, закладывая прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

Список литературы

  1. Бойчук И.А. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством / Бойчук И.А. – Спб: «Детство-пресс», 2013. – С. 80-82.
  2. Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети / М.А. Захарова. – М.:Владос, 2010. – С. 110-113.
  3. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева. – Спб: Литера, 2002. – С. 24-27.
  4. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В. – М.:Линка-Пресс, 2008. – С. 214-220.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотический уголок для детей 1 мл. гр. на тему "Моя семья"

Стихи, пальчиковая гимнастика и яркие картинки на тему "Моя семья" для детей младшего дошкольного возраста....

Сценарий выпускного вечера "Наши звездочки"

Сценарий выпускного вечера "Наши звездочки" для подготовительной группы...

Патриотический уголок нашей группы

Патриотический уголок нашей группы...

сценарий выпускного "Наши звездочки"

сценарий выпускного в доу 2019...

Патриотический уголок нашей группы

Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского...