Из опыта работы « Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать»
консультация (младшая, средняя группа)

Усова Елена Дмитриевна

Я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими опытом работы по  данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы

« Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать»

   

      Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральной нервной. Моторику часто называют ловкостью. Она способствует развитию речи у детей. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

     Я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими опытом работы по  данной теме.

В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний. Как развивать мелкую моторику у ребенка? Конечно же, в игре.

         Работу построила по следующим направлениям:

1. Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов).

2. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Для реализации поставленных задач наметила следующий план работы:

   - Изучить необходимую литературу.

   - Подобрать и изготовить практический материал по данной теме.

   - Организовать развивающую среду в группе.

        Начинала  с пальчиковой гимнастики, превращая это в игру.

"Пальчиковые игры "  - это очень важная часть работы по развитию мелкой моторики. В ходе «пальчиковых игр», дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.  Исходя из моего личного педагогического опыта, учитывая возрастные особенности детей, я использую различные виды игровых упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей: 

1 Пальчиковая гимнастика, народные игры

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
2. Фигурки из счётных палочек по схемам

В работе с дошкольниками я использую счетные палочки. Игры с палочками развивают ручную умелость, ловкость, координацию, речь, мышление, воображение, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помогут детям овладеть конструктивными навыками. В процессе выполнения задания  объясняю ребенку, как называется та или иная фигура, как ее сложить.
4. Шнуровка, нанизывание бус, пуговиц, пирамидок, собирание матрёшки

Шнуровка – это продергивание шнурка в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов, в которых сделаны отверстия- дырочки.

Нанизывание.

Величину нанизываемых предметов нужно варьировать в зависимости от возраста ребёнка. Чем он старше, тем успешнее он будет справляться с более мелкими деталями. Материал для нанизывания используется самый разнообразный: пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на части трубочки для сока. Учу детей брать бусины двумя пальцами или щепотью, другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не скатывались.

5. Мозаика

В своей работе использую разнообразные виды мозаик – с шестигранными пластинками, круглые, напольные.

Предлагаю  малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие «куда попадет», затем показываю, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием станет выполнение изображений – цветы, травка, солнышко, зверушки и др.

6. Игры с молнией, застёгивание пуговиц, кнопок, крючков

так и в игре, использую специальные дидактические игрушки. Такие игрушки можно купить, я изготовила своими силами «ракету», ребята любят играть,  не только застегивая и расстегивая  молнии, липучки,  крючки, но и могут постелить на пол и «полететь в космос».
7. Самомассаж, плетение косичек

Обучаю детей приемам самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Для более эффективного самомассажа кисти использую грецкий орех, мячик - ежик, карандаши.

8. Игры с прищепками

Прищепки – прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Кроме того, система заданий, направленная на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными, познавательными. Необходимо иметь 50 – 70 прищепок разного цвета, фигуры из картона (желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля); фигура ежика (без иголок, дерево без листьев). На этом этапе работы ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур для получения образа.

9. Игра с пазлами.

Пазлы – это картинка, - головоломка, которую надо составить из отдельных кусков. В таких играх необходимо плотно соединять детали друг с другом, что требует определенного уровня развития ловкости рук. Пазлы бывают разного размера и выполнены из разного материала.

     При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но, когда, провожу регулярно и использую  разнообразные методы, приёмы, технологии, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Выявила  взаимосвязь мелкой моторики с разными видами детской деятельности:

                    Познавательная :

     В  играх хорошими помощниками стали   обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра   происходит на улице). Нехитрые задания с палочками Кьюзенера  помогут ребенку   развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и        понятием симметрии.

                     Изобразительная:  

       Лепка, рисование, аппликация, конструирование с природным материалом.

Мои воспитанники любят лепкой из соленого теста -«тестопластика». Это дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Показываю детям все чудеса пластилинового мира, заинтересовываю их, и восхищаюсь, как быстро детские пальчики начинают создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Изготовила для лепки из пластилина дидактические задания «Долепи предмет»

        Познакомила детей с таким методом, как квиллинг. Играя с бумагой можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогают ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

         Развитие графической моторики  способствует развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Я рисую или распечатываю лабиринты, и ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом.
         Если ребенку неинтересно обводить картинки просто так – демонстрирую ему волшебство копирки. Малыш даже однообразные закорючки соглашается чертить, лишь бы посмотреть, как получается копия работы.
Использую разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки – дорисовывать и заштриховывать.
             Речевая:

      Пополнение и активизация словаря, работа над связной речью посредством мелкой моторики. Однако, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи.
Если у ребёнка будет развита моторика прекрасно, но с ним не  разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно, общаться с ним в быту, поэтому вызываю его на разговор, стимулирую вопросами, просьбами. С родителями воспитанников регулярно беседую о необходимости  читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику листая страницы  книги пальчиком.
          Ознакомление с окружающим:

 Из камешков и палочек  создаю с детьми  интересные творческие композиции, из снега и глины, песка  лепим с детьми большие и маленькие фигуры. Все это позволяет пополнять знания об окружающем мире посредством тактильных ощущений.

          Двигательная:

 Развитие общей моторики,  воспитание здорового образа жизни.  Обвожу у  ребенка руку или ногу. Потом ладошки и следы  вырезаю,  раскладываю такие следы по группе, чтобы пройдя по ним, ребенок нашел в конце пути приз. Метание бумажных комочков  в цель. В процессе сминания бумаги в комок активизируется моторика рук.
          Музыкальная:

      Все мои музыкальные занятия – это и есть развитие общей моторики:

в играх-эстафетах – синтез слова с движением рук (конструируем, собираем, складываем, переливаем, переносим и т. д.); в танце – синтез слова, музыки и движения – это уже логоритмика. Пальчиковая гимнастика,  Игра на музыкальных инструментах. Развитие дыхания, чувства ритма.

Взаимодействие с родителями.

       Одно из важнейших направлений в моей работе является взаимодействие с семьями воспитанников по данной проблеме. Основная задача, поставленная мной на начальном этапе работы – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к совместной деятельности с детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев», «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить», провела мастер-класс «Пальчиками играем - речь развиваем». Были подготовлены консультации  и родительское собрание родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в детском саду и семье. Пальчиковые игры и упражнения дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

    Итак: работу по развитию мелкой моторики провожу  систематически, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.
Главное чтобы занятия приносили только положительные эмоции, что вызовет  интерес к играм и приведет к успеху в развитии мелкой моторики.

Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук,  усложняется  строение мозга, развивается психика  и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики совершенствуются психические процессы и речевая функцию ребенка.
   Таким образом, своевременно начатая и систематически проводимая работа по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук способствует полноценному становлению необходимых предпосылок учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ ТЕМА: «Что такое мелкая моторика, и почему так важно её развивать?»

это методическая рекомендация позволяет молодым родителям помощь в развитии мелкой моторики  . Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей...

Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...

«Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»

«Источники способностей и дарований  детей –на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,идут тончайшие  ручейки, которые питают источниктворческой мысли»(В. А. Сухомлинский)....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ ТЕМА: «Что такое мелкая моторика, и почему так важно её развивать?»

Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики....

Методическая работа Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?

Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику –массировать пальчики. Тем самым мы воздейств...