Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в подготовительной группе "В мире доброты и дружбы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Галкина Светлана Петровна

Планируя и проводя данное занятие я хотела наладить в группе дружеские взаимоотношения между мальчиками. Помочь детям разобраться в понятиях добро и доброта, в умении находить эти качества в жизненных ситуациях. Воспитывать в детях умение просить пощения, стараться делать выбор в пользу добрых поступков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_duhovno.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе                                                                                                                                                       «В мире доброты и дружбы»

Цели: Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Подвести детей к ответу на вопрос: зачем творить добро? Помочь разобраться в понятиях добро и доброта; учить находить эти качества в жизненных ситуациях. Дать представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность. Формировать понимание добрых и злых поступков, стараться сделать выбор в пользу добрых поступков.

Задачи:

Воспитательная:

• воспитывать стремление совершать добрые поступки и всегда быть доброжелательным. Настроить детей на активную совместную деятельность, игру, беседу.

Образовательные:

• формировать представление о том, что доброта есть проявление души;

• совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

• совершенствовать познавательную активность.

Развивающие:

• стимулировать развитие мыслительных способностей детей;

• развивать умение наблюдать, развивать, сравнивать, анализировать;

• развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;

• способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.

Оборудование: картинка «Сердце», ТРИЗ- технология «Волшебная коробочка», иллюстрации, клубок красных ниток, белые листы (на каждого ребенка, желтые карандаши (на каждого ребенка).

Актуальность выбора НОД обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. Из  жизни исчезают такие понятия, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, взаимопомощь, дружба.

Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Всё это говорит о кризисе в отечественном образовании и воспитании. Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь человека? Что в воспитании поставить на первое место? В недавнее время, как утверждает статистика, всё внимание педагогов было сосредоточено на обучении, второе место занимало введение в отечественную педагогику зарубежного опыта, и уж затем предполагало обращение к духовно – нравственным традициям. Вот только в последнее время отношение к нравственному воспитанию изменилось, идёт поиск духовного возрождения России, т. к. государство нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методы:

Наглядные: демонстрация иллюстраций.

Словесные: беседа, творческие задания, обсуждение рассказа, пословиц и поговорок о добре

Формы: игровая, вариативно-информационная.

Ход НОД:

Под музыку «Дорогою добра» воспитатель организует детей в круг:

ВоспитательДоброе утро, ребята! Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть (дети встают вместе с воспитателем в круг). Давайте все улыбнемся. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, когда все люди вежливы и приветливы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя, доброту, красоту, хорошее настроение, а выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения, плохое настроение. (упражнение на дыхание)

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым давайте передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце, а поможет нам это сделать сердечко. (игра «Сердечко») Мы с вами будем передавать сердечко и желать друг другу доброго утра, называя ласково имя того, кому вы будете передавать сердечко.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним рассказ который называется «Волшебное слово»,а написала его Валентина Александровна Осеева которая в своих рассказах описывает истории о поведении детей, заставляет нас задуматься, по рассуждать. И каждый раз, учит нас быть добрее и умнее.

Воспитатель: ребята, кто запомнил, как называется рассказ?

- Почему мальчик Павлик был сердит и разговаривал грубо со стариком?

- Как можно назвать его поведение?

- Вам нравится поведение Павлика?

- Как старик помог мальчику?

- Как изменилось отношение родных к мальчику?

Дети: отвечают на вопросы.

Воспитатель: молодцы ребята сообразительные. Так что, слово «пожалуйста» на самом деле волшебное? А доброта- это чутскость, отзывчивость по отношению друг к другу. Это помощь людям, животным и растениям. Доброта- это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. Подумайте, о ком или о чем можно сказать «добрый»?

Дети: вечер, путь, человек, поступок.

Воспитатель: мне очень понравился как вы отвечали на вопросы. А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.

Пальчиковая игра «Добро»

Если пальчики грустят – доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит. трясем кистями

Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем«моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать- каждый палец зажимаем в кулачок

Воспитатель: Ребята, смотрите, какая у нас красивая коробочка.

Как вы думаете, что в ней?

Дети: конфеты, книги, машинки, картинки.

Воспитатель: правильно в ней иллюстрации с изображением хороших и плохих поступков в играх детей.

-Ребята, что изображено на картинках?

-Что они делают?

-Как играют дети?

-Ребята, а что вы видите на этой картинке, получается ли у детей игра? Почему?

- Правильно. Потому, что один не хочет уступить другому, отбирает игрушки, злится и получается ссора. А все это происходит от злости и зависти.

Воспитательдобрый человек, значит он еще какой?

Дети: внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.

Воспитатель: а если человек не добрый, он какой?

Дети: злой, грубый, жадный, завистливый.

Воспитатель: как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?

Дети: нет.

Воспитатель: сейчас я вам хочу предложить поиграть в игру с мячом. Будем по очереди кидать и заменять слова на добрые. Игра «Замени добрыми словами»

Злой- добрый,

Грубый- ласковый,

Отнять- отдать,

Поругать- похвалить,

Ленивый- трудолюбивый,

Обидеть- защитить,

Огорчать- обрадовать,

Грустный- веселый,

Крикливый- молчаливый,

Трусливый- храбрый.

Физкультминутка «Доброта»

Друзья, за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Мы собрались в этот круг -

Рядом доброта вокруг.

Разлилась волна добра -

В каждом пусть живет она.

По крупинке соберём -

Доброту к груди прижмем,

Вверх подбросим к облакам -

И с небес польется к нам,

Мягкой струйкой доброта.

Игра эта так проста.

С добром в мире всем тепло -

В стужу греет нас оно.

Жить с добром намного легче

От невзгод оно нас лечит.

Подари друзьям добро

И вернется к вам оно.

Воспитатель: вежливые, добрые люди знают много вежливых слов. Сейчас мы узнаем, какие слова знаете вы. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома -

Не стесняясь, не лукавствуй,

А скажи погромче… (здравствуй).

Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо:

Ну (извините).

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу… (привет).

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите (До свидания).

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать… (пожалуйста).

Когда я что-то подарю,

Мне говорят(Благодарю).

Тебе подарят что-нибудь -

Благодарить не позабудь!

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас - будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте (любезны,

Будьте (добры).

Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить … (спасибо)

Воспитатель: ребята, а за что нужно извиняться?

Дети: за плохой поступок, за обидные грубые слова.

Воспитатель: да ребята, нужно извиниться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.

Сыграем в игру «Ласковое слово». Я буду вам называть слова, например «Солнце», а вы ласково «Солнышко». Птица, дерево, рука, ручей, кольцо, сердце, дерево, ветер, кошка, мама.

Воспитатель: Молодцы, вам понравились ласковые слова.

Да, ласковое, доброе слово сердце согревает. Ребята я загадаю загадку, а отгадку вы подарите друг другу.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет:

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится. (Улыбка)

Воспитатель: я принесла сегодня вот такой красивый красный клубок ниток. Хочу предложить поиграть в игру…

Дети становятся в круг, по очереди называют добрые поступки, передавая клубок. Видите ребята – если делать добрые дела, то мы все связываемся друг с другом невидимыми ниточками добра. Желаю вам всегда делать выбор в пользу добра и любви и дружить друг с другом, заботиться о тех, кто слабее и младше, помогать людям и быть отзывчивыми и милосердными.

Воспитатель: А сейчас, я приглашаю вас за столы.

На столах лежат белые листы, желтые карандаши. Предложить детям на листе бумаги обвести свою ладошку. Каждый пальчик – доброе дело, которое ребенок сделал для другого человека.

Дети: обводят свои ладошки.

Воспитатель: теперь вы можете их подарить их своим друзьям.

Итог.                                                                                                                            Воспитатель: Дети, что важное для себя Вы сегодня узнали? Где Вы это можете применить?

Дети: Надо быть добрым и вежливым. Быть веселым. Помогать людям. Если ты будешь хорошим, то у тебя будет много друзей. Доброта - это украшение нашей жизни.

Воспитатель: Дети, мы с вами тоже можем быть волшебниками: делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее и дружнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительная группа

Многие детки не знают, что такое Рождество и их необходимо знакомить...

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в подготовительной группе детского сада "Уважение к родителям"

Конспект занятия разработан для детей подготовительной группы детского сада. Форма проведения: занятие-интервью....

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему: «В мире доброты»

   Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потреб...

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой»

Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба.  Развивать навыки работы детей в коллективе.Развитие навыков работы с верёвкой,...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Мир доброты»

Вызывать у детей стремления совершать добрые поступки....

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Цветок доброты».

формировать у детей знания о морально-нравственных качествах: доброте, вежливости, взаимопомощи, дружбе....