Семейные ценности чувашей как основа гуманистического воспитания подрастающего поколения.
консультация (младшая группа)

Кириллова Наталья Геннадьевна

В современных социокультурных условиях наблюдается кризис семьи, характеризующийся нарушением таких ее устоев, как гуманистические семейные традиции, являющиеся, по словам В. В. Путина, «духовными скрепами» общества. Поэтому одной из наиболее важных черт современного цивилизованного мира, его важнейшей проблемой становится усиление роли семьи как ведущей ячейки общества в формировании семейных ценностей подрастающего поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_semi.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Издательский дом «Истоки»

БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

V республиканская очно-заочная научно-практическая конференция

«Народные традиции – основа духовно- нравственного воспитания»

                                                      Наименование направления: Традиции семьи

Наименование работы: Семейные ценности чувашей как основа гуманистического воспитания подрастающего поколения.

                                                                                   Автор: Михайлова Наталья Геннадьевна

                                                                    Педагог-воспитатель

                                                                                  МБДОУ «Кугесьский детский сад «Крепыш»

                                           Чебоксарского района

                                                                                 

                                                                                     

Чебоксары – 2022

Семейные ценности чувашей как основа гуманистического воспитания подрастающего поколения.

В современных социокультурных условиях наблюдается кризис семьи, характеризующийся нарушением таких ее устоев, как гуманистические семейные традиции, являющиеся, по словам В. В. Путина, «духовными скрепами» общества. Поэтому одной из наиболее важных черт современного цивилизованного мира, его важнейшей проблемой становится усиление роли семьи как ведущей ячейки общества в формировании семейных ценностей подрастающего поколения.

В течение тысячелетий в воспитании чувашей отбирались и сохранялись приемы, методы и средства формирования семейных ценностей. Их изучение и использование может помочь и современным родителям.

Цель исследования состоит в выявлении и обосновании гуманистического характера семейных ценностей чувашей, востребованных современной системой образования.

Обоснованию семейных ценностей чувашей как основы гуманистического воспитания подрастающего поколения послужил анализ педагогической, этнопедагогической литературы, произведений устного народного творчества. Основными методами исследования явились обобщение педагогических фактов и явлений, изучение литературных источников.

Семья всегда рассматривалась педагогической наукой в качестве главного социального института воспитания детей, подготовки их к жизни на основе выработанных и проверенных временем духовнонравственных ценностей.

Сложившиеся на протяжении многовекового жизненного опыта представления народов о детях и их родителях систематизировались, отразившись в сочетании проверенных на практике, продуманных с педагогической точки зрения советов, рекомендаций, правил и норм поведения, что свидетельствует о богатстве, зрелости педагогической культуры народа. Современное образование подчеркивает огромную важность формирования семейных ценностей в воспитании подрастающего поколения.

Из определения, данного в «Педагогическом словаре» («воспитание - целенаправленное создание условий и стимулирование развития человека, реализации его задатков и внутренних резервов»), исходит понятие «гуманистическое воспитание», представляющее собой «процесс формирования гуманных качеств личности, которое предоставляет человеку возможность почувствовать себя морально, социально-защищенным». А такую защищенность обеспечивает в первую очередь семья с ее традиционными ценностями, которые сконцентрированы на любви к детям.

С. И. Ожегов в «Словаре русского языка» термин «ценность» объясняет следующим образом: «1. Цена, стоимость. 2. Важность, значение. 3. Ценный предмет, явление». В «Большом толковом словаре русского языка» семейные ценности понимаются как «относящиеся к семье, связанные с жизнью семьи, в семье». Исследователь С. П. Акутина дает свое определение семейным ценностям: «духовнонравственные ориентиры, социально-одобряемые и разделяемые большинством людей, служащие эталоном, идеалом для всех людей и определяющие целенаправленный процесс создания идеальной семьи».

Анализ научной литературы по педагогике, этнопедагогике чувашского народа, фольклорных источников позволяют выявить и определить роль, педагогический потенциал семейных традиций чувашей, их гуманистический характер как основу современного воспитания подрастающего поколения.

Являясь отражением исторического становления чувашского народа, семья выступает его неотделимой составной частью. В ней члены семьи совместно вели хозяйство, использовали результаты своего труда. Таким образом, она являлась экономически самостоятельной ячейкой общества.

Семейно-родственные отношения у чувашей были и остаются на первом плане. От любви к родному дому идут почитание матери, отца, чувство любви к Родине, память о предках. По мнению известного деятеля просвещения чувашского народа, талантливого историка и этнографа В. К. Магницкого, «родство в поэтических воззрениях чувашского народа составляет своеобразный культ, вся народная этика сводится главным образом к так называемой семейной нравственности, основанной на чувстве родства». Схожую мысль высказывал российский и советский языковед, тюрколог Н. И. Ашмарин.

К семейным ценностям чувашей относятся желание и потребность иметь детей, любовь к ним, что мы видим в чувашских пословицах и поговорках: Ача-пача пурт тултарать (При детях дом полон); Ача пахакан выдса вилмен, йыта пахакан выдса вилнё (Кто водится с ребенком, с голоду не умрет, а кто ходит за собаками, умрет с голоду). В последней поговорке говорится о том, что детей нужно воспитывать с раннего детства, они затем отблагодарят родителей своей заботой и вниманием.

В чувашском народе одобрялось желание иметь много детей. «Пёр ача пуличчен, пёрре те ан пултар», - гласит чувашская пословица.

В ряде чувашских сказок описывается, как бездетные старые люди все время мечтают о том, чтобы иметь детей. Так, в сказке «Богатыри», благодаря Пихамбару, языческому богу, у старика со старухой рождается сын из коры, «богатырь» ростом с пальчик. В сказке «Няня» у старика со старухой был грудной ребенок, мальчик-с-пальчик, светозарный, как луна. В сказке «Волшебный конь» старик находит в гнезде тридцать одного ребенка, и «все без рубах. Положил этих детей в карманы, за пазуху, в подол и вернулся домой». В некоторых сказках говорится о многодетных семьях. В сказке «Мамылдык» упоминается, что в старину у чуваша по имени Тунгылдык было три дочери и один сын.

В чувашских деревнях не было брошенных детей. Родственники или соседи забирали сирот к себе, воспитывали их как родных. В своих воспоминаниях И. Я. Яковлев писал: «Семью Пахомовых я считаю моей родной. К этой семье до сих пор я храню самые родственные теплые чувства. В семье этой меня не обижали, относились как к родному ребенку. Я долго не знал о том, что семья Пахомовых мне чужая... Только когда мне исполнилось лет 17, я узнал, что это не родная мне семья».

За то, какими вырастут дети, большую ответственность несут родители, считали чуваши. Это видно в чувашских пословицах: Амашё епле, хёрё дата (Какова мать, такова и дочь); Ашшёпе ывалё пёр урапапах чупаддё (Отец и сын катаются в одной повозке); Ардын ача ашшё думне дыпадать, хёр ача амашё думне дыпадать (Сын льнет к отцу, а дочь - к матери). То, как вели себя родители, их высокая нравственность являлись основными методами и средствами воспитания в семье. В обязанность матери входило воспитание дочери, воспитание сына считалось обязанностью отца.

Материнство в чувашской этнопедагогике рассматривается как высшая духовная ценность. С детства подрастающее поколение воспитывалось в подчинении и почтении к матери. «Анне - кепе, унпа варима юрамасть (Мать - святыня, с ней не спорят)», - гласит чувашская поговорка. Дети старались радовать мать своими поступками, чтобы заслужить ее похвалу. Через всю жизнь чуваш проносил связь со своей матерью.

Д. Е. Егоров, основатель первого в стране Музея материнской славы, находящегося в стенах Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, в своих исследованиях о традиционном воспитании в чувашской семье отмечал, что роль матери была исключительной в воспитании детей обоего пола. Чувашская пословица Амашё маттур пулсан, ашшё утериех пулмасан та, ачисем анаддё (Если мать - сильный человек, то дети вырастают хорошими людьми и тогда, когда отец не особенно хорош) подчеркивает роль матери в воспитании. Она во все времена являлась олицетворением жизненной мудрости, добра и домашнего уюта. Не зря древние чуваши верили, что самым страшным проклятием является проклятие матери, которое, как они считали, обязательно должно сбыться.

Хотелось бы отметить, что браки среди чувашей распадались редко. В «Завещании родному чувашскому народу» И. Я. Яковлев писал: «Семейные заветы всегда были крепки среди чувашей». Разводы не одобрялись и считались безнравственным явлением. Нравственная ценность чистоты до брака и верности в семье ставилась очень высоко. Основой семьи в представлении народа являлась взаимная любовь. Многочисленны пословицы в этнопедагогике чувашской семьи: Адта юрату, унта дута (Где любовь, там и свет); Qурен лаша дул дути, савна арам чун дути (Бойкая лошадь - украшение пути, любимая жена - украшение жизни); Чан-чан юрату вутра та дунмасть, шывра та путмасть (Подлинная любовь и в огне не горит, и в воде не тонет); Арла-арамла дыннан пёр давара сурас пулать (Жена с мужем должны есть из одного рта).

Хорошее здоровье считалось у чувашей залогом счастливой жизни: Сывлах - пурлах (Здоровье - богатство). Любовь к детям проявлялась прежде всего в заботе о состоянии их здоровья. Взрослые и дети выполняли тяжелую работу с утра, пока были полны сил. Они вставали с восходом солнца, ложились спать с его заходом. Во время обеда вся семья отдыхала, набиралась сил, чтобы потом приступить снова к труду.

В чувашских семьях всегда с большим уважением и любовью относились к пожилым. Старые люди были лучшими воспитателями подрастающего поколения, так как имели богатый жизненный опыт. Об этом говорится в следующих чувашских пословицах: Ватти ас памасар ёд анмасть (Без совета стариков дело не пойдет); Ватти дук пулсан - латти дук (Нет старого, нет порядка); Ват дын тават дын шутне тана (Один старый человек стоит четверых). Старики имели полное право наказывать, порицать молодежь.

Во время работы на поле родители оставляли своих малолетних детей у какой-либо бабушки. У нее собирались ребята двух-трех, а то и более семей, в ее ведении находилось 8-9 и более детей. Она целый день возилась с ними, кормила, рассказывала сказки, делала какие-то примитивные игрушки, учила ребят постарше чему-нибудь, а младшие наблюдали за этим.

На каждой улице в деревне было несколько таких бабушек. Часто живущие рядом бабушки ходили друг к другу со своими подопечными детьми, совершали прогулки в лес, на местные луга, к протекающей рядом реке. Знакомство и игра детей друг с другом способствовали развитию и укреплению чувства коллективизма.

Дедушки и бабушки занимались большинством воспитательных функций, наказывали или хвалили, следили за поведением, беседовали со своими внуками и правнуками, используя в своей речи чувашский фольклор (сказки, загадки, пословицы и поговорки), следили за питанием, опрятностью в одежде.

Чувашский народ считал важным приобщение детей к труду, всегда подчеркивал необходимость начать это делать как можно раньше: Виддёри ывал ача ашшёне пулаштар, виддёри хёр ача амашне пулаштар (Пусть трехлетний мальчик помогает отцу, трехлетняя девочка - матери).

В исследовании К. В. Пушкиной отмечается, что роль отца в семье, атмосфера доверия и взаимного уважения являются «главными средствами воспитания детей в патриотическом духе и любви к труду». Родители своим примером в труде воспитывали своих детей. У отца было много работы по хозяйству. Когда выдавалась свободная минутка, он занимался детьми, приучал их к труду. Он показывал им, например, как чинить, а затем и как плести лапти. Поэтому даже 5-6-летние мальчики уже умели их чинить. Судя по этнографическим документам, приучение к труду у чувашей начиналось с семи-восьми лет. Дети гоняли скотину на водопой, носили родителям на поле обед, воду, стерегли коров.

Академик Г. Н. Волков отмечал, что крестьянские дети с 12-13 лет трудились вместе с родителями, могли выполнить любую работу. С отцом мальчик обрабатывал землю, когда отец пахал, сын бороновал. Отец учил сына держать соху, регулировать глубину пахоты. Потом сын пробовал пахать самостоятельно, находясь под строгим контролем отца. Где главы семьи не было, работа по хозяйству полностью ложилась на плечи подростка.

Вместе с матерью девочки-подростки копали картофель, поливали огород, пропалывали грядки, занимались приготовлением еды, убирались дома и во дворе, занимались рукоделием на досуге.

Согласно нормам поведения чувашей родители не баловали своих детей. Похвала в чувашской народной педагогике была трех видов: индивидуальная, в присутствии товарищей, когда ребенка ставили в пример остальным, и в присутствии родителей.

Востребованность традиционных семейных ценностей, перенос их в современную систему воспитания является «одной из важнейших целевых установок в жизнедеятель ности этноса. В этой связи именно традиции выполняют роль социальных механизмов передачи опыта старшего поколения младшему».

Гуманистическое семейное воспитание детей, ориентированное на формирование и развитие у них таких качеств, как уважение к старшим, любовь к младшим, почитание родителей, милосердие, уступчивость, обеспечивает семье роль важного социального института в поликультурном обществе. Особую важность в решении проблемы гуманистического воспитания подрастающего поколения на семейных ценностях чувашей приобретает то обстоятельство, что любовь к родительскому дому, родной земле способствует воспитанию гражданина Отечества.

 Обобщение этнопедагогической информации, анализ научной литературы позволяют сделать вывод о том, что такие характерные для чувашей семейные ценности, как любовь и взаимопонимание, уважение старших, обходительное отношение к женщине, воспитание детей, составляют благополучие и устойчивость семьи, тем самым обеспечивая продолжение рода. Зафиксированные в устной и письменной формах традиции, пришедшие из устного фольклора мысли, примеры, пословицы, поговорки, сказки, этнографические зарисовки вполне возможно рассматривать в качестве ценностного багажа чувашской народной педагогики. Будучи этнопедагогическим материалом, они могут быть органично включены в современный образовательный контекст.

Литература:

1. Акутина С. П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 2. - С. 51-54.

2. Арестова В. Ю., Кузнецова Л. В. Основные тенденции этнокультурного воспитания на современном этапе: региональный аспект // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 3(87). - С. 72-78.

3. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. - СПб. : Норинт, 1998. - 1536 с.

4. Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика : очерки. - Чебоксары : Чувашгосиздат, 1958. - 260 с.

5. Долгашева М. В., Долгашев К. А. Использование методов поощрения и наказания в чувашской этнопедагогике // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2018. - № 2(98). - С. 179-184.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Семья как основа духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения.

Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследств...

«Экономика нравов и ценностей в воспитании подрастающего поколения»

Структурирование знаний о воспитании будущего поколения достойных граждан страны....

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Православная культура как основа воспитания подрастающего поколения

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста....