Тренинг для родителей дошкольников на тему «Родители, прежде чем воспитывать ребенка – начните с себя!»
учебно-методическое пособие
Тренинг: «Родители, прежде чем воспитывать ребенка – начните с себя!»
Цели: осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.
Задачи:
- показать родителям степень понимания своего ребенка,
- помочь глубже осознать свои отношения с детьми, ролевые функции - членов семьи, мотивация родителей на социально значимые семейные ценности;
- повысить психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания;
- осознание своих потребностей и проблем. Что хочет от себя родитель?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_udartsevapa_1-19.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг: «Родители, прежде чем воспитывать ребенка – начните с себя!»
Участники: группа родителей дошкольного возраста.
Оборудование: бейджики (по кол-ву участников), бумага А4, цветная бумага, карандаши, клей, ножницы, ватман, видеоролик.
Время: 30минут
Цели: осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.
Задачи:
- показать родителям степень понимания своего ребенка,
- помочь глубже осознать свои отношения с детьми, ролевые функции - членов семьи, мотивация родителей на социально значимые семейные ценности;
- повысить психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания;
- осознание своих потребностей и проблем. Что хочет от себя родитель?
Ход тренинга:
В-ль: - Приветствую вас! Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад - одна большая, семья. Наш небольшой тренинг – это тренировка души, разума, тела.
В ходе работы нам с вами предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бейджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.
А теперь предлагаю познакомиться поближе.
Упражнения «Игра в имена».
(Воспитатель начинает выполнять упражнение первым). Участники тренинга по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договоренности, на любую букву, на все буквы. Например, имя Олег - ослепительная улыбка, легок на подъем, ем только сырые овощи, голубоглазый.
Уважаемые родители, для проведения сегодняшней встречи я приготовила притчу и хочу вам ее рассказать.
Притча.
Жил в уединении, в пустыне один старец. Своей добродетельной жизнью он стяжал благодать Божию, и шли к нему люди со всех сторон за помощью: за советом, за мудрым словом, за утешением. Получив просимое, уходили и разносили по миру слух о доброте, мудрости и прозорливости старца. Старец же отнюдь не считал себя таким, а по смирению относил себя к грешникам. В этой же пустыне жил монах, который также вел отшельническую жизнь, однако никто за советом к нему не приходил. И позавидовал брат старцу и его славе среди людей. Решил он подорвать его авторитет и придумал, как подловить старца. Поймал монах бабочку на лугу. Пришел к старцу и, зажав ее в ладонях, спросил: - Отче, ответь, жива или мертва бабочка в моих руках? Расчет монаха был в том, что если старец скажет: "Жива", то он сожмет ладони и покажет мертвую бабочку. Если же ответит: "Мертва", то, отпустив живую бабочку, монах также покажет неправоту старца. Однако замысел не удался. Поняв лукавство, старец искренне помолился за заблудшего монаха и с грустью ответил ему: - Все в твоих руках.
- (А вы, уважаемые родители, догадались, кто эта бабочка, а кто отшельник и старец?)
Какой смысл заложен в притче?
- Ребенок – это и есть бабочка! Именно от вас зависит воспитание и спасение человеческого рода. А почему?
Ведь именно ему жить в будущем.
Душа ребенка от рождения подобна чистому листу и формируется под влиянием внешних факторов, окружающей среды. Дети от рождения равны. От воспитания и обстоятельств жизни зависит их развитии становление личности. Разница в результатах воспитания обусловлена также неравенством индивидуальных способностей, разной степенью прилежания и вашего примера. Это приводит к естественному имущественному и социальному неравенству. Главные средства воспитания: пример, среда, окружение ребенка, выработка привычек. (на доске лист ватмана)
В-ль: - Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?) У каждого из Вас (и у меня) есть цветная бумага, вырежете сердца, поместите его на ватман и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи клея родители, называя качество, «помещают» сердце на чистый лист)
- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
В-ль: - Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы этот лист заполнился яркими красками, а стала еще богаче?
- Любящими, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми, понимающими, Ответственными…
В-ль: - Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам стать лучше. У одного — это лень, у других – жадность, тщеславие, высокомерие, трусость… Задумаемся над словами А. С. Макаренко: «Перед тем как, вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение».
Вывод: воспитание ребёнка необходимо начать, прежде всего, с самого себя. Ребёнку не нужен идеальный родитель, ему нужен умеющий слушать, понимать, принимать, разделять и помогать. Родители – первые воспитатели для своего ребенка, которые останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость гласит: «яблоко от яблони не далеко падает».
Для ребенка взрослые являются примером для подражания во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все то, что он хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть. Запоминает малыш не все, а только то, что его потрясло. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.
Упражнение «Рассуждение»
В-ль: Кто может сказать, что такое семья? Правильно, вы все молодцы! Семья – прежде всего самые близкие и родные люди.
Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Брак - это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания. Ведь построение поведения детей идёт по примеру подражания. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит главная роль в становлении личности ребёнка.
Именно в семьи происходит приобщение к общечеловеческим знаниям. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.
Семья – это первый коллектив, в котором у ребенка начинают складываться зачатки нравственности, духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по их традициям. Таким образом, семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение, такие как: забота друг о друге, совместный отдых, гостеприимство, совместные праздники, увлечения и трудовые династии.
Упражнение «Комплименты»
Участники по очереди говорят друг другу добрые, ласковые слова. В конце говорят «Спасибо, мне очень приятно».
Упражнение «Чемодан»
Участники по одному собирают «чемодан», в который кладут те качества, которые помогают или мешают ему в воспитании ребёнка.
Упражнение «Моя жизнь удалась»
Участникам предлагается по очереди закончить предложение:
«Моя жизнь удалась, потому что…».
Рефлексия.
-Кто же является Бабочкой, способной жить?
-Ребенок.
-Какой должна быть бабочка?
- Благородным Человеком.
- Кто же воспитывает его?
- Мы, Взрослые. Наша задача воспитывать Благородного Человека, т.е. Рождающего Благо! Но прежде, чем воспитывать ребенка, нам стоит начать воспитывать … Себя!
В-ль: - Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Семья — это целый мир». Процитирую высказывание Л.Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив дома».
Заключение:
Упражнение «Аплодисменты»
Мы с вами хорошо поработали. «А теперь на прощание хочу сказать, что мне было очень приятно работать с вами. А вам? (Участники группы выражают свое мнение). Благодарю всех за содействие». И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
До новых встреч!
Рефлексия:
- Как вы себя чувствуете после выполнения упражнений?
- Приятно или нет было выполнять те или иные действия?
- Поделитесь своими ощущениями и настроением.
Завершу наш тренинг высказыванием Л.Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив дома».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прежде чем воспитывать ребенка…
Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где Вам удобно, расслабьтесь и задумайтесь: зачем?1. Какая цель очередного Вашего воздействия: оно как интервенция или же как освобождение ребенк...
"Прежде чем воспитывать ребенка".
консультация...
Прежде чем воспитывать ребенка...
Какая цель вашего воздействия? Вспомните свое детство, старайтесь быть таким родителем, кокого мечтали иметь сами....
"Прежде, чем воспитывать ребенка..." (советы родителям)
Откройте двери в свое детство, вспомните, какими Вы были. Конечно, жили в ожидании чудес. И самой главной потребностью у Вас была потребностью одобрении, любви. Не разочаровывайте своего ребенка,...
Консультация для родителей"О чем стоит подумать, прежде чем ругать ребенка"
Детское непослушание порой начинает досаждать и взрослый часто бывает раздосадован. А в таком состоянии редкий родитель способен на адекватную оценку ситуации. Поэтому, прежде чем ругать н...
Берегите ребенка.Начните с себя.
Уважаемые родители! Все мы знаем, что беду легче предупредить, чем потом справляться с ее последствиями! Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особ...