Работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
проект

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

   Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_n.p.v.docx484.83 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями

по нравственно – патриотическому

воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Odnokartinka.ru - Бесплатные картинки и смайлы ! : . Группа по интересам. . Другое : Одноклассники

Содержание.

  1. Патриотическое воспитание в детском саду.   Актуальность проблемы. Задача педагогов и родителей.
  2. Перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
  3. Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи.
  4. Работа с родителями в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию. Формы работы.
  5. Создание поискового отряда – как форма взаимодействия детского сада и родителей  по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Используемая литература.

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
  2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
  3. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  4. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  5. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
  6. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.

  1. Патриотическое воспитание в детском саду.

  О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

   Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

   Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

   Задача педагогов и родителей  –  как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

   «Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм»

                                                                                                        (Р. С. Буре)

   Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

   Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.

   В работе по патриотическому воспитанию,  необходимо использовать разнообразные методы и приемы с учётом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.), понимать, что,  воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.

         Поэтому в своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

   Патриотическое воспитание  должно пронизывать все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели нужно формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

   Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:

•        Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».

•        Закон Российской Федерации «Об образовании».

•        Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».

•        Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

   Основной целью патриотического воспитания в детском саду является формирование у детей  духовно-нравственного отношения к семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа, воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.

2. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию  старших дошкольников.

Активные формы работы

Наглядная информация

Цель

Индивидуальная работа

СЕНТЯБРЬ

Сотрудничество педагогов, родителей и специалистов в подготовке к учебному году.

 Папка «Игротека в кругу семьи».

«Календарь профессий» (пополняемый речевой материал).

Анкета для родителей

Установить на начало учебного года оптимальный уровень взаимодействия специалистов детского сада, педагогов группы, родительского комитета и всех семей.

Выявить  степень вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей;

Диагностика детей специалистами, индивидуальные беседы с родителями (Тетрадь взаимодействия).
Сбор родительского комитета с планированием дел на полугодие.

Фоторепортаж «Лучшие на свете впечатления о лете!»

Оформление стенда с фотографиями о летнем отдыхе в разных семьях.
Описательные рассказы детей и родителей о летних днях.

Поделиться с помощью фотографий и описательных рассказов воспоминаниями о летних поездках, увиденных достопримечательностях.

Рекомендации родителям и детям по оформлению фоторепортажей, составлению рассказов и умению коротко поделиться самым интересным.

27 сентября – День работников дошкольного образования

Поздравление–стенгазета от детей и родителей для всех дошкольных работников.
Девиз дня: «Люди, каждодневно несущие праздник детям, теперь отмечают и свой день!»
Информационный лист «История общенационального праздника».

Познакомить с историей общенационального праздника.

Договориться с родительским комитетом о помощи в оформлении с детьми стенгазеты–поздравления «В подарок воспитателю!»

Родительское собрание «Добрая семья прибавит разума-ума»:
- особенности развития ребенка 5-6 лет,
- задачи нового учебного года,
- ознакомление с Конвенцией о правах ребёнка (мультимедиа),
- вопросы и комментарии специалиста: «Обойдёмся без наказаний?».

Задачи воспитания и обучения в старшей группе.
Декларация о правах ребёнка (информационный листок).
Памятка «По созданию благоприятной семейной атмосферы».
Статья «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» (защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах). Интернет-странички на тему о правах ребёнка.
«Доска гласности» (лист ватмана, фломастеры, мнение родителей об услышанном на собрании).

Информировать родителей с задачами на год, характеристикой детей 5-6 лет. Познакомить с основными мероприятиями этого года, главными речевыми направлениями в работе. Активизировать желание родителей участвовать в делах группы, в решении годовых задач. Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний и поощрений.

Индивидуальные беседы с родителями по вопросам собрания.
Совет: «Важно знать, что лучший педагог для дошкольника - его родители».
Рекомендации психолога по проблемным вопросам (запись в тетради взаимодействия).

ОКТЯБРЬ

Традиционный праздник осени. Поздравление пенсионеров с днем пожилых людей (1 октября)

Приглашение на концерт пожилых людей.
Объявление о проведении выставки– «Дары осени»
Фотогазета «Осень идёт - «добро» нам несёт!».
Сборник «Народные рецепты».
Пословицы, загадки об осени.

Организовать и провести групповую выставку «Дары осени»  для сплочения людей разных поколений.
Удивить всех осенним урожаем и творческими работами.

Порадовать пожилых людей поздравлениями.

Советы к творческому оформлению урожая на выставку.
Личные приглашения дедушек и бабушек.

4 октября - День защиты животных.
Экологические дни.
Арт-проект «Братья наши меньшие»
Мастерская добрых дел «Кормушки своими руками» (совместная деятельность детей с родителями, педагогами).

Девиз: « Спасём живой мир вместе!».
Тетрадь отзывов.
Папка «Природа в поэзии» (осень).
Высказывания выдающихся людей о природе.
Загадки, поговорки, пословицы, стихи о животных.
Папка со статьями «Бросовый материал нам в помощь», «Кормушки бывают разные», «Удобные кормушки для птиц своими руками».
Пословицы о труде, заботе: «Коли есть забота, легка любая работа», « Без волнения, без заботы не жди радости от работы».

Привлечь детей и родителей к Всемирному дню защиты животных.
Организовать и провести совместно с родителями мероприятия творческого характера для объединения усилий семей в сохранении животного мира планеты.
Показать окружающим своё отношение к проблеме.

Научить детей своими руками, с помощью родителей и педагогов, делать кормушки из бросового материала.
Дать почувствовать всем необходимость происходящего при совместном изготовлении, развешивании и кормлении птиц.

Беседы по осмыслению и вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми по проекту.
Решение вопроса участия желающих родителей в разных мероприятиях проекта.

Согласование вариантов кормушек с родителями для доступного изготовления с детьми.
Договорённость об обеспечении бросовым материалом.

Создание и выставка плакатов «Спасем и сохраним живой мир!» (совместная вечерняя деятельность детей с родителями, педагогами).

Папка «Плакаты, притягивающие внимания» (образцы).
Название выставки.
Выставка в холле детского сада.
Лист согласия неравнодушных людей.
Организация родителей на вечернее мероприятие.

Дать возможность детям и родителям сформировать свою гражданскую позицию по проблеме и оповестить её окружающим в виде плаката.
Предоставить участникам проекта возможность, обрести единомышленников.
Объединить поколения, детей и взрослых, занятых общим делом.

Договорённость с родителями о совместной подготовке материала для мероприятия.
Организация выставки родительским комитетом.

Составление детьми с родителями рассказа из личного опыта на темы: «Мой любимый питомец», «Как я помогал(а) животным».

Семейный час «Береги природу!»:
- рассказывание сочинений,
- экологические знаки,
- дидактические игры,
- ребусы,
- «Лесные правила»,
- «зверобика» и т.д.
(совместное вечернее мероприятие, подведение итогов проекта).

Фотообзор «Это надо видеть!» (фотографии красот природы, впоследствии сбор альбома «Чудеса природы»).
Подборка книг, мультфильмов о животных.
Приглашение родителей на вечернее мероприятие.
Загадки о природных явлениях.
Выставки детских рисунков, плакатов, фотографий, чтение сочинений.
Памятка «Как вести себя в гостях у природы».
«Доска гласности» о проекте.

Привлечь родителей к обучению детей рассказыванию из личного опыта.
Развивать у детей умение поделиться своими знаниями и умениями в уходе и помощи животным.

Формировать ответственное отношение к природе родного края. Сплотить взрослых и детей в желании беречь окружающую природу. Развивать связную речь детей.
В заключение проекта написание в группе экологического соглашения.

Советы по оформлению и составлению мини-рассказов с детьми.
Подготовка вечера и экологического соглашения с родительским комитетом.

НОЯБРЬ

Мини-лекция + практическая работа «Здоровьесберегающее пространство детского сада и дома».

Папка со статьями «Здоровье каждого человека - это его богатство», «Арттерапия», «За здоровый образ жизни!»,
Папка

7 ноября - День согласия и примирения. Приглашение родителей.

Дать понятие и познакомить родителей со значимостью здоровьесберегающих технологий на здоровье детей. Привлечь родителей к совместному с детским садом использованию современных здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Создать у родителей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие их детей.

Показ упражнений и гимнастик.
Беседа с медиком об особенностях здоровья ребёнка, его противопоказаниях.
Анкетирование родителей и опрос детей «Секреты здоровья ребёнка».

КВН «В здоровом теле - здоровый смех!» (к неделе здоровья).
8 ноября - Всемирный день КВН.

Аншлаг недели. Выставка книг «Кладовая здоровья».
Девиз недели здоровья: «Здоровому все здорово!».
Рассказывание из личного опыта «Я и дома, и в саду с физкультурою дружу!».
Приглашения на мероприятия недели. Пословицы о ЗОЖ.
Выставка детских рисунков.

Укрепить знания у детей и родителей о ЗОЖ.
Объединить семьи группы в совместной весёлой игре и общем желании беречь здоровье своё и окружающих.

Работа с родительским комитетом (организация развлечения, подарки, подбор реквизита к игре).
Придумывание и заучивание речёвок для команды родителей.
Привлечение родителей, нарушающих ЗОЖ.

Родительское собрание

Доклады: «Патриот воспитывается с детства»

«Прогулки с детьми по городу»

Операция «Румяные щёчки» (совместное мероприятие на улице).
21 ноября - Всемирный день приветствия.
(Это прекрасный день для дружеских приветствий,

радостных эмоций и хорошего настроения.)

Сообщение с призывом участия в мероприятии.
Фоторепортаж с места действий.
Пословицы о спорте, здоровье.
Высказывания выдающихся людей о подвижных играх, спорте, прогулках.
Обратная связь: «Какой я румяный!»

(самоанализ, оценка операции).
«Доска гласности» о проекте.
Последнее воскресенье ноября – День матери.

Привить детям и родителям желание к каждодневным прогулкам, совместным играм на свежем воздухе. Подарит ь всем семьям группы возможность попробовать себя в разных видах спорта, возможных в детском саду.
Дать осмыслить важность проведённой

операции для своей семьи, оценить свою активность через оценочную шкалу (обратная связь).

Договорённость с малоактивными родителями о помощи в организации мероприятия, проведении игр.

ДЕКАБРЬ

Консультация–практикум «Как понять детский рисунок» (показ мультимедиа).

Выставка детских рисунков «Моя семья».
Творческие рассказы детей под запись «Мой дом».
Пословицы, высказывания о семье знаменитых людей, стихи.
Приглашение родителей.
«Доска гласности».
Папка «Природа в поэзии» (зима).

Научить родителей видеть и понимать детское настроение, отношение к семье, окружающим через детский рисунок. Представить значимость семьи в жизни ребёнка через его рисунок.
Воспитывать желание быть неравнодушным к проблемам и взглядам ребёнка, уметь решать их вместе.

Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
(О. Токмакова)
Беседы по вопросам темы.

Презентация + мастер–класс «Мир увлечений моей семьи!» (совместная деятельность с детьми и родителями).
Персональные выставки семей.

Мультвикторина «Вечер добрых мультфильмов для ребят».

Видеосъемка в копилку семейного опыта «Семейный интерес».
Организация родителей.
Статьи «Досуг семьи. Место ребенка в нём», «Вот и подарок своими руками!»,
Высказывания выдающихся людей: «Счастлив тот, кто счастлив дома» (Л.Н. Толстой).
11 декабря - Всемирный день детского телевидения и радиовещания.
Статья от воспитателя «Ребенок и телевизор - держите дистанцию!», «Осторожно, мультфильмы!», «Роль отечественной мультипликации в воспитании ребенка».

Узнать тенденции семейного воспитания каждой семьи.
Поделиться положительным опытом семейного интереса, организации досуга семьи, изготовления своими руками подарков к празднику.
Представить значимость семейных увлечений в развитии одаренности каждого ребенка.

Призвать не забывать о наших маленьких телезрителях, их телепрограммах. Дать возможность родителям вспомнить о том, что и они когда-то были детьми. Договориться о контроле просмотров телепередач детьми по времени и теме.

Получить сведения о семейных интересах.
Договориться о презентации семьи своего интереса: изотворчество, оригами, квиллинг (бумагокручение), бисероплитение, вышивка, коллекции, поделки из пластилина, фотовернисаж и т.д.

Техническое оснащение, организация вечера (загадки, куклы, песни, мультфильмы, общение, сюрпризы).

Семейный совет
- портфолио ребёнка «Мир увлечений нашего ребёнка»,
- творческий семейный конкурс «Вот какой он, Дед Мороз!».

Цитаты гениальных людей, притчи.
Статьи  «О талантах ребенка: как их распознать?», «30 ответов для родителей, желающих помочь ребенку в развитии».
Доска гласности для оценок.
Папка «Умелые ручки».
Выставка изотворчества о Дедушке Морозе. Приглашение родителей.

Научить понимать и осознавать одарённость своего ребёнка, не игнорировать его неординарность.
Учиться создавать условия для поощрения таланта, учиться терпению, тактичной помощи.
Дать возможность реализовать творческие изобразительные способности детям и родителям.
Цель теста: получить представление о том, достаточно ли терпения и упорства у родителей в воспитании ребенка. Есть ли понимание особенностей его характера.

Тест для родителей «Взаимоотношение детей и родителей».
Работа с родительским комитетом: призы, оформление выставки, подведением итогов конкурса (призы: диски с мультфильмами о Дедушке Морозе, ёлочные украшения, новогодние наклейки).

Подготовка к новогоднему утреннику

Приглашение.
Ёлка с детскими самоделками, в которых родителям сюрприз-новогоднее пожелание. Подарки каждой семье.
Украшенная группа.
Поздравительная открытка.
Статьи «Счастливые выходные дни», «Как спланировать зимние каникулы семьи? ».
Аншлаг каникул: «Место встречи – наша горка!»

Получить положительные эмоции, сюрпризы, улыбки от группового праздника. Дать всем почувствовать свою значимость и необходимость на совместном празднике. Разделить со всеми желание одарить подарками и вниманием.

Работа с родительским комитетом (подарки, костюмы, реквизит, организация сюрпризов).
Советы по заучиванию стихов, песен.
Приобщение родителей к играм и сценкам.

ЯНВАРЬ

Недельная кампания «Место встречи – наша горка!» (с заданиями на каждый день).

Фоторепортаж с места встреч.
Доска объявлений и заданий на улице.
Основная игра «Тайное место».

Заинтересовать семьи совместным отдыхом на зимней площадке детского сада, подвижными, творческими, познавательными играми со снегом, цветной водой, льдинками, бросовым материалом, спортинвентарём.

Договорённость с родителями о встречах, подготовке выносного материала и организации игр.

«Мандариновые выдумки».

День «Спасибо» в детском саду.
«Приглашаем в гости старуху Шапокляк».

Выставка изотворчества детей и родителей.
Фотосъемка в копилку семейного опыта.
11 января - Всемирный день «Спасибо». Приглашение родителей. Папка «Всё о вежливости» (пословицы, стихи, загадки).

Дать возможность всей семье дома проявить творчество, выдумку. Объединить в каникулы всю семью за общим делом.
Узнать о происхождении и роли слов благодарности, закрепить гостевой этикет, правила приема подарков и выражения благодарности.

Показать варианты работ, подсказать особенности работы с мандариновой кожурой.
Заучивание стихов и пословиц о вежливости. Секреты воспитания в помощь родителям для домашнего применения.

Посиделки «У царевны Несмеяны» (вечер малых фольклорных форм, мини–музей «Старинные вещи»).

Предварительная работа с детьми и родителями: занятия по развитию речи «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу...»

Папка «Что такое фольклор?», статьи «Роль фольклора в развитии детского словесного творчества», «Рассказывание и пересказывание», «Фольклор в познавательном развитии детей», «Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста».
Приглашение родителей.

Осваивать богатство родного языка всей семьёй: учить слышать красоту русской речи, ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, давать ему яркую характеристику, сочинять собственные загадки, составлять сказку с завязкой, кульминацией, развязкой.

Анкета для родителей «Малые формы фольклора». Работа по разучиванию потешек, частушек, пословиц, считалок, прибауток, закличек, загадок, скороговорок.

ФЕВРАЛЬ

Выпуск газеты «Доброе слово».
Выпуск газеты к 23 февраля «Ай да папа! Лучший в мире!».

Изготовление стендов «Есть такая профессия – Родину защищать».

Выставка макетов военной техники

Поздравительная газета. Оформление выставки рисунков, раскрашек, поделок «Нашей армии - салют!», загадки о папе, пословицы об армии, смелости, верности.
Эпиграф к газете:
«И недаром мы решили с мамой,
Что мой папа добрый самый-самый,
Что нигде другого вот такого
Просто не найти!».

Доставить радость папам своей газетой, в которой много добрых слов, стихов и пожеланий, рисунков детей..
Воспитывать уважение к защитникам, охраняющим мир.

Помощь мамам и детям в сочинении стихов о папе.
Содействие мам, пап в оформлении газеты, выставки.

Запуск проекта – создание поискового отряда «Патриоты»

Объявление о призыве родителей откликнуться на акцию «Вечная память», о сборе информации о ветеранах.

Отдать дань памяти ветеранам ВОВ, почтив их на монументе.

Раскрыть поисковые  способности родителей.

Привлечь  родителей и детей в продуктивную деятельность

Помощь в оформлении монумента, сборе информации.

«Час игр по русскому языку» (совместная вечерняя деятельность с детьми и родителями).

21 февраля - Международный день родного языка.
Папка «Игры нам в помощь!».

Совместно развивать и обучать детей русскому языку: фонематический слух и звуковой анализ, словарь, состав слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.

Упражнения «Речевые кубы».

Эстафета «Мы играем в паповоз…».

Приглашение родителей. Девиз: «Тепло рук – сердцу!». Подарки папам. Сувениры девочек для мальчиков. Статьи «В какие игры можно играть дома?», «Семейный досуг без телевизора!», «Традиционным подвижным играм - ДА!».

Объединить родителей и детей на коллективной забаве. Привлечь пап к играм с детьми. Дать почувствовать всем теплоту, заботу и важность каждой минуты проведённой с ребёнком. Формировать сплочённость семей группы.

Спортивная одежда, подбор спортинвентаря, музыки, украшение помещения. Питьё. Сбор команды пап. Речёвка: «Команда наша супер-класс! Не обыграть сегодня нас!».

Выпуск газеты «Доброе слово».
К 8 марта выпуск газеты «Мамулечка!».

Папка «Природа в поэзии» (весна). Поздравительная газета. Оформление выставки рисунков, раскрашек, поделок, вышивок: «Я любимой мамочке подарю подарочки!». Пословицы о маме, добре, ласке, заботе. Загадки о маме. Эпиграф к газете: «Мама... Простое, казалось бы, слово, а сколько в нем нежности, ласки, тепла!».

Доставить радость мамам газетой, в которой добрые слова о мамах, стихи и пожелания, рисунки детей.
Продолжать развивать умение кратко формулировать своё мнение, обогащать детский словарь. Воспитывать нежную заботу о маме, желание радовать и беречь её.

Помощь папам и детям в сочинении стихов о маме. Содействие пап в оформлении газеты, выставки.

МАРТ

Дружеская встреча «Мама, мамочка мамуля! Больше всех тебя люблю я!».

Сувениры мальчиков для девочек. Подарки мамам. Статьи «Половое воспитание дошкольников», «Занятая мама - это хорошо или плохо?», «Интерактивные игры для дошкольников». Приглашение родителей.

Развивать желание радовать мам своими поздравлениями, рисунками, пожеланиями, стихами. Воспитывать дружественные взаимоотношения между родителями и детьми, родственные чувства, нежное отношение к маме.

Заучивание стихов, сценки, подбор реквизита к конкурсам, сюрпризы, оформление зала.

Создание совместных фотоальбомов.

Фотоотчёт.

Альбомы:

 «История родного города»

 «Памятные места в городе Магнитогорск»

Совместная экскурсия по памятным местам города, музеям, предприятиям.

Объединить усилия педагогов и родителей по приобщению детей к познанию своего города,

Содействие в изготовлении и оформлении фотоальбома

На экскурсиях, организованных детским садом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото или видеорепортаже, которые потом можно размножить для всех семей.

АПРЕЛЬ

Акция книголюбов «День чтения вслух».
2 апреля - Международный день детской книги.
- «Почитайте вслух!» (родители читают детям книги вслух)
- «Познакомь с новой книгой!» (презентация ребёнком своей книги)
- Посещение библиотеки, запись в библиотеку.

Девиз: ««Звучащее слово может изменить мир». Пословицы, стихи, песни о книгах, чтении.  Выставка художественной литературы «Книжки для детишек» (художественные произведения о детях: В. Осеева, Н. Носов, В. Драгунский, Б. Житков, А. Барто, С. Михалков и другие авторы).
Девиз: «Я с детства с книгами дружу, по строчкам пальчиком вожу, и целый мир за это мне выдает секреты!».
Игровые странички «Незнайкин список сказочных книжек». Папка воспитателя: «Покупка детских книг - дело непростое», «Научите ребенка любить книгу!» . Памятка «Прививаем детям любовь к чтению». Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в вашем доме».

1 апреля - Международный день птиц.

Повысить качество работы родителей с детьми по использованию детской книги в их познавательно-речевом и художественно-эстетическом развитии. Привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду. Стимулировать творческую самореализацию семьи по приобщению детей к чтению.

Консультации по внедрению разнообразных методов работы с книгой в практику семейного воспитания. Работа с родительским комитетом (поощрение ребят, оформление выставки книг, презентация новых книг для группы). Опрос «Лучшая книга – любимая книга».

7 апреля - Всемирный день здоровья.
Тематическая неделя «Увлекательное путешествие в мир здорового организма».

 Пословицы о правильном питании, режиме, бережном отношении к организму. Загадки о витаминах, полезных продуктах, органах человека. Фотопрогулка «Город в луже».
12 апреля - День космонавтики. Выставка детских работ о космосе. Посещение космических выставок в художественной школе, библиотеке.

Дать представления о роли и сохранении важных для человека органах зрения, слуха, обоняния, осязания. Закрепить знания об укреплении здоровья всего организма. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Анкетирование «Режим дня». Организация экскурсий.

«Весеннее огородное чудо» (совместная вечерняя деятельность с родителями).

22 апреля - День земли. Загадки о саде, огороде. Папка «Растим в старшей группе», «Паспорта растений», «Посмотри и удивись!» (варианты оформления горшочков), пословицы о труде, земледелии. Дневник наблюдений за рассадой.

Научиться в совместной деятельности из бросового материала и самоклеющейся бумаги изготавливать чудесные горшочки и высаживать в них семена растений. Воспитывать интерес к земле, условиям роста растений, желание ухаживать, наблюдать.

Помощь родителей в посадке и оформлении огорода, сборе информации для паспортов растений.

День самоуправления родителей.

Фотоотчёт «По таланту и успехи!». Организация родителей.
Выставки детского изотворчества.

Памятки для родителей

«Известные люди о воспитании любви к Родине»

«Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду»

«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

Дать возможность родителям участвовать в воспитательно–образовательном процессе. Дать возможность увидеть своего ребёнка в коллективе, занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к творческому процессу воспитания детей.

Приобщать  детей к познанию своего города, углублению представлений о семье, доме, его культуре и традициях

Записи в тетради отзывов.
Ответы на вопросы, предложения родителей.

МАЙ

Родительское собрание «Воспитание любви к родному городу, семье».
- Просмотр группового портфолио.
- Детские портфолио.
- Задание «Семейный герб».
- Итоги года.
- Организация детской экскурсии по городу.

Статьи «Диагностика», “Что должен знать и уметь выпускник старшей группы», «Чтоб чудесно было лето», «Летний санбиллютень». Папка «Природа в поэзии» (лето). Сборник: «Наш город». Пословицы о семье («Семьей дорожить — счастливым быть» и т.д.).

Объединить усилия педагогов и родителей по приобщению детей к познанию своего города, углублению представлений о семье, доме, его культуре и традициях. Активизация родителей в обсуждении проблем воспитания и развития детей. Подвести итоги совместной работы. Развивать связную речь детей, умение понимать и объяснить символику семейного герба.

Проводится традиционное анкетирование «Родитель – ребенок – детский сад». Организация детской экскурсии по городу.

Час общения «9 мая – День Победы».

Выставка «Спасибо доблестным солдатам, что отстояли мир когда-то!». Аншлаг городских праздничных мероприятий. Приглашение родителей. Выставка в методическом кабинете «Взгляни и запомни!» Время совместного посещения мемориала памяти в городе.

Воспитание у детей сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

Работа с родительским комитетом по организации встречи с ветераном.

Час караоке «Музицируйте семейно!».
15 мая – День семьи.

Выставка рисунков «Моя семья». Статьи «Семейное музицирование», «Семья и художественное воспитание детей», «Научите ребенка искусству слышать музыку», «Музыкальные игры для всей семьи».
18 мая - Международный день музеев.

Привлекать к совместному отдыху все семьи группы. Учиться быть активными, проявлять способности, инициативу. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителям, воспитателями.

Работа с родительским комитетом по организации, оформлении, техническом оснащении встречи. Работа по организации всех семей группы.

Акция «Пусть цветёт наш детский сад!».
- Уборка присадовской территории (покраска участка, уборка больших веток, подготовка цветников).
- Посадка цветов в клумбы.
- Творческий подход в благоустройстве детского участка.

Статьи «Детская клумба», «Клумба как прием цветочного оформления», «Как устроить цветник», «Цветники и клумбы».
Фотообзоры «Идеи для детской площадки», «Огород на клумбе», «Уютный сад».

Раскрыть личное отношение каждого к проблеме, проявить творческое трудолюбие; способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитывать экологическую культуру; бережное, заботливое отношение к природе. Дать возможность каждому проявить внимание к благоустройству участка.

Помощь родителей в подборе семян, высадке рассады в клумбы, огорода с подоконника на улицу. Покраска участка, изготовление новых необычных цветников.

3. Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Задачи:

1)  Использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир народов Урала) в целях формирования личностного отношения к родному городу, к современной действительности.

2) Привлекать воспитателей к проведению краеведческой работы, изучению состояния окружающей среды.

3)Стимулировать деятельность воспитателей по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного края.

4)Выявить инновационные формы и методы по экологическому воспитанию дошкольников.

5)Привлекать детей и педагогов к охране памятников исторического и культурного наследия народа в городе Магнитогорске.

  1. Работа с родителями в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию.

 «Воспитать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно, -

значит, вырастить угрозу для общества»

                                                                                                   Теодор Рузвельт

          Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению  семейных связей.

   Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

   Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

   В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

   Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

   Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

   Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так:

1) взаимная связь двух явлений;

2) взаимная поддержка.

   Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» − личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

   Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

   Именно поэтому, необходимо определить особенности взаимодействия с родителями по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, рассмотреть формы взаимодействия ДОУ с родителями, в том числе в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

      Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

  •  приобщение родителей к педагогическому процессу;
  •  расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
  •  пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
  •  создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  •  информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
  •  разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
  •  объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  •  уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.

Формы работы с семьёй

Особенности, рекомендации

День открытых дверей

Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.).

Беседы (индивидуальные, групповые)

Необходимо чётко определить цель: что объяснить, чем помочь. Содержание беседы чёткое ,  лаконичное, значимое для родителей и преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей. Педагоги привлекают родителей и к организации экскурсий по городу, музеям, на предприятия, где они работают: хлебозавод, пожарную и воинскую части. Такие встречи надолго запоминаются и родителям и детям. Необходимо выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации

Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»). 

Семинары-практикумы

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др

Родительские собрания

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 1-2 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста и т.д. Предусматриваются выступления родителей.

Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?». 

Совместная экскурсия

Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные. На экскурсиях, организованных детским садом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото и/или видео репортаже, которые потом можно размножить для всех семей. 

Родительские конференции

Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей. 

Нетрадиционные формы работы с семьёй

Семейные клубы

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. 

«Родительская почта» и «Телефон доверия»

Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

    В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

«Формы работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников»

Недеспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество, совместная жизнь!                                                                  Януш Корчак

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир

В последнее время  наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. В каждой семье растет гражданин нашей Родины. В семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому патриотическое воспитание дошкольников можно считать одним из самых сложных направлений, но в то же время крайне необходимым.

Чтобы  реализовать принцип партнерства и учета интересов семьи, требуется определенная, нестандартная форма организации общения педагогов и родителей по вопросу патриотического воспитания. Поэтому мы отдаем предпочтение  нетрадиционной форме как наиболее интересной и продуктивной форме сотрудничества, при этом, не отвергая уже проверенные годами и зарекомендовавшие себя формы работы с родителями, а только дополняя их.

 Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы воспитателей «высказать свое мнение» и «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными.

Цель работы, которую поставили перед собой педагоги нашего детского сада - расширить диапазон методов взаимодействия с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса, используя интерактивные формы и методы  для формирования нравственно-патриотических качеств ребенка.

Наиболее интересные и продуктивные формы сотрудничества, которые использует учреждение  в работе с родителями можно представить в виде схемы.  (см. ниже)

Использование интерактивных форм и методов в работе с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.

Остановимся на некоторых формах более подробно

  • Организация выставок совместного творчества.

Совместная деятельность не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Многие родители не задумываются об этом и не понимают простую истину – какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени. При этом речь идёт не о количестве, а качестве этого времени. Можно, к примеру, на отдыхе целый месяц провести со своим ребёнком, но так и не сблизиться с ним. А бывает так, что час совместной деятельности,  останется в памяти у ребёнка навсегда.

В течение года проходят интерактивные семейные выставки:

  • «Как у нашей мамы золотые руки », посвященная Дню Матери. Мамы из всех групп демонстрируют свои умения в рукоделии;
  • «Дары осени». Были представлены семейные работы из природного материала;
  • «Мы правнуки твои, Победа!» Дети с родителями подготовили совместные рисунки, которыми поздравили ветеранов с праздником Днем Победы.

Родители с удовольствием посещают такие выставки, обмениваются опытом, приобретают полезную информацию по воспитанию и развитию детей.

  • Организация семейных конкурсов

Но особый интерес наблюдается у детей и родителей, когда в детском саду объявляется конкурс. Чтобы привлечь родителей к участию, в родительских уголках заранее вывешивается интригующее, яркое сообщение. Темы конкурсов выбираются исходя из современных интересов семей. Так ежегодно в рамках празднования международного Дня Семьи в детском саду проходят семейные конкурсы:

  • «Герб моей семьи»;
  • «Генеалогическое древо семьи»
  • «Самый, самый снеговик»»;
  • «Самый быстрый папа»;

  • Индивидуальная работа с родителями.

В практике работы с семьей хорошо зарекомендовали себя отдельные поручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям: сшить национальные костюмы для кукол, починить игрушку, помочь оформить помещение к празднику, написать статью в стенную газету. Многие родители с удовольствием откликаются на такие просьбы и проявляют свою выдумку и фантазию. Так в детском саду появился макет «русская изба», куклы в костюмах разных национальностей , на территории -   деревянный теремок.

  • Трудовой десант

Благоустройство территории детского сада   проходит  под девизом «Счастье в труде!» Родители собираются вместе с коллективом детского сада в определенный день и дружно работают: красят оборудование на участках, носят песок в песочницы, белят бордюры и деревья. В этот день детский сад напоминает "улей с пчелами"! В таких мероприятиях происходит формирование командного духа среди родителей детей разных групп, консолидация усилий работников детского сада и родителей по благоустройству территории. Результатом такой акции планируется  создание на территории детского сада «Поляны сказок».

  • Проведение совместных массовых мероприятий

Для  проведения совместных массовых мероприятий творческим коллективом был выбран проектный  метод. Практика показала, что проведение совместных массовых мероприятий в детском саду - наиболее эффективная форма общения детей со своими родителями.

 Ведь совместное проведение досуга – одна из самых важных основ построения счастливой жизни, большая подпитка и для больших и для маленьких участников мероприятий. Кстати, специалисты до сих пор не выяснили, кто получает больше удовольствия от детских игр,  непосредственно дети,  или родители, в чей душе ещё сохранилось ребячество.

   В совместных фольклорных праздниках и развлечениях таких как: «Осенины», «Коляда»,  «Масленица», участвуют 80%-85% родителей. Так как именно в этих мероприятиях все участники воспитательно-образовательного процесса приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям. В ходе такой работы, некоторые родители изъявили желание продемонстрировать свое творчество и привлекли к мероприятиям своих друзей.

   В последнее время тему проведения совместных массовых мероприятий предлагают сами родители. Так в канун празднования 70-летия Победы в родительскую почту детского сада поступило предложение: провести  парад, посвященный этому празднику. Педагоги детского сада с удовольствием приняли такое предложение. Был назначен организационный комитет, в который вошли воспитатели, педагоги дополнительного образования и представители родительского комитета от каждой группы. Началась плодотворная творческая работа.

Инициативная группа распределила функции по подготовке к данному мероприятию:

Родители:

Сотрудники детского сада:

  • Изготовление вместе с  детьми творческих работ на тему: «Этот День Победы…»
  • Украшение территории детского сада шарами;
  • Подготовка костюмов и атрибутов участникам мини парада , праздничного концерта;
  • Приглашение ветеранов;

  • Музыкальные руководители и воспитатели: разучивание песен и стихов на военную тематику, подготовка концертных номеров для ветеранов, подбор музыкального репертуара  участников мини-парада;
  • Музыкальные руководители: составление сценария мероприятия;
  • Воспитатели: подготовка к параду, выбор для каждой группы своего рода войск;
  • Воспитатели: оформление выставки семейного творчества;
  • Воспитатели и дети: изготовление поздравительных открыток и поделок для ветеранов.

Гостями нашего праздника были ветераны, родители, представитель администрации  города Магнитогорска, местное телевидение. Парад открыли казаки Уральского Военного Округа, затем десантные войска, за ними прошествовала артиллерия, пограничные и внутренние войска. Дети с удовольствием и с задором маршировали, исполняли песни, танцы под военную музыку, выразительно и с дрожью в голосе   читали стихи, а  в завершение подарили ветеранам цветы и запустили салют из множества воздушных шаров. Наши дети не должны забывать о тех подвигах, которые совершили деды и прадеды. Благодаря продуктивной совместной деятельности педагогов и родителей, мероприятие надолго запомнилось всем его участникам. Ветераны со слезами на глазах благодарили всех за приглашение, а дети еще долго делились впечатлениями  о проведенном мероприятии. Теперь такой парад станет традиционным в детском саду.

        Развивающий потенциал проведения совместных массовых мероприятий, досугов значительно менее исследован в теории дошкольной педагогики. Вместе с тем, содержательный досуг – мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека.

Ещё хотелось бы обратить внимание на такую форму работы с родителями, как поисковая деятельность.

  • Поисковая деятельность

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. Наиболее эффективными формами являются семейные тематические конкурсы и выставки.                                                                                                                                                                                                       Конструктивное взаимодействие педагога с семьями воспитанников является важным направлением деятельности по реализации основной общеобразовательной программы и необходимым условием для художественно-эстетического развития детей. 

Что нужно делать, чтобы родители и воспитатели стали единомышленниками и создали необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания детей?

  • Во-первых, достучаться до родителей, убедить их, что они на многое способны, что нет увлекательнее и благороднее дела, как учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помочь ему.
  • Во-вторых, убедить родителей, что в приобщении ребенка к творчеству главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера.
  • В-третьих, воспитать в родителях чувство искреннего уважения к любым продуктам детской деятельности.

На одном из родительских собраний родители предложили провести масштабную работу по сохранению и увековечиванию памяти ветеранов, тружеников тыла, всех тех, кто боролся за победу.

Реализация этой идеи позволяла решить сразу несколько задач:

1)сохранение и увековечивание памяти о погибших защитниках Отечества, возрождение нравственных начал общества по отношению к павшим защитникам Родины;

2)участие в обеспечении духовного, нравственного единства общества, снижение степени идеологического противостояния, возрождение истинных духовных ценностей российского народа;

3)установление теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением в совместной, сплочённой  поисковой работе родителей и детей.

Таким образом, интерактивные методы и формы работы  позволяют сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Итак, мы представляем вашему вниманию проект нравственно-патриотического направления с участием родителей, детей и воспитателей детского сада №72 г. Магнитогорска.

  1. Творческий проект в детском саду, посвящённый Дню Победы

Проект: творческий, групповой, краткосрочный.

Участники проекта:   Родители и дети старших  групп

Руководители:  Воспитатели старших групп

Средства реализации:   Помощь родителей.

Цель проекта:

1) сохранение и увековечивание памяти о погибших защитниках Отечества, возрождение нравственных начал общества по отношению к павшим защитникам Родины;

2) участие в обеспечении духовного, нравственного единства общества, снижение степени идеологического противостояния, возрождение истинных духовных ценностей российского народа;

3) установление теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением в совместной, сплочённой  поисковой работе родителей и детей.

4) активировать поисковые и  творческие умения  родителей и детей.  

Задачи проекта:

  • Раскрыть поисковые  способности родителей.
  • Привлечь пассивных родителей в продуктивную деятельность.
  • привлечь детей в творческую продуктивную деятельность.

Проблема:

Пассивное и неактивное участие родителей при проведении творческих тематических выставок, конкурсов, проводимых в группе.

Распределение обязанностей при подготовке к выставке:

Воспитатель группы:

  • организует совместную продуктивную деятельность.
  • консультирует родителей.
  • оформление обелиска «Лица Победы» павшим солдатам, оформление «Книги Памяти»

Дети и родители: принимают участие в познавательной и продуктивной деятельности (собирают информацию о родственниках, близких людях, принимавших участие в ВОВ – фото, биографию, наградные листы, благодарственные письма, фронтовые письма-уголки)
Дети, воспитатели, родители создают монумент, посвящённый памяти людей, участвовавших в ВОВ, «Книгу Памяти»

Предполагаемый результат проекта:

  • улучшение  качества учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников;
  • возможность каждой семье принять участие в проекте;
  • создание монумента в группу

Содержание проекта:

 В начале  февраля нашим родителям было предложено поучаствовать совместно с воспитателями группы и детьми в нравственно-патриотическом проекте, результатом которого планировалось создание обелиска, монумента героям ВОВ.  Надо сказать, что не все родители откликнулись на эту просьбу. Но радует то, что некоторые родители не отказались и согласились принять активное участие в проекте. И уже через несколько дней  семьи стали приносить фотографии и информацию о своих родственниках, кого коснулась война. Через некоторое время принесли даже те, кто вначале пассивно отнёсся к нашей просьбе, чему мы были приятно удивлены. Было предложено родителям фотографии, заглянуть в интернет, пообщаться с дедушками, бабушками и т.д. Хотя информации было и не так много, но мы были очень рады тому, что родители с детьми помогли нам с поиском информации. А ещё родители с детьми сделали своими руками цветы для возложения и вечный огонь. Дети рассказывали о своих прадедушках и прабабушках с гордостью, восхищением.  Каждый,  кто принял участие в этом проекте, прикоснулся к истории  близких, нашей  страны, прочувствовал то огромное желание наших героев жить, победить ради своих семей, ради Родины.

Разделы работы над проектом:

  1. Работа с родителями.
  2. Составление задач проекта и его основной цели.
  3. Беседа с детьми о предстоящем празднике.
  4. Чтение с детьми литературы, посвящённой Дню Победы.
  5. Поисковая  деятельность – сбор информации.
  6. Индивидуальная работа с родителями.
  7. Оформление монумента, Книги Памяти.
  8. Фоторепортаж с выставки: Обелиск «Лица Победы».

Вывод. Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, удалось реализовать проект, результатом которого стало создание обелиска «Лица Победы» и Книги Памяти,  улучшение  качества учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.

И ещё об одном моменте в системе работы с родителями хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко.

Рекомендации для родителей:

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице. Поговорите о назначении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Спасибо всем родителям , которые помогли реализовать задачу нравственно – патриотического воспитания в ДОУ в 2014 – 2015 учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей "Социально- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста".

Если Вы хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенном в себе, приятным в общении, тогда Вам необходимо с раннего детства обучать его правилам культурного поведения, для этого и прово...

План работы с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Нравственность - это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Она находит выражение в отношении к Родине, обществу...

План работы с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Создание условий для активного участия родителей в нравственном воспитании детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний,...

Консультация для родителей по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...