Работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
проект
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_n.p.v.docx | 484.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями
по нравственно – патриотическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Содержание.
- Патриотическое воспитание в детском саду. Актуальность проблемы. Задача педагогов и родителей.
- Перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
- Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи.
- Работа с родителями в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию. Формы работы.
- Создание поискового отряда – как форма взаимодействия детского сада и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Используемая литература.
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Патриотическое воспитание в детском саду.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
«Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм»
(Р. С. Буре)
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.
В работе по патриотическому воспитанию, необходимо использовать разнообразные методы и приемы с учётом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.), понимать, что, воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.
Поэтому в своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
Патриотическое воспитание должно пронизывать все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели нужно формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».
• Закон Российской Федерации «Об образовании».
• Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
• Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
Основной целью патриотического воспитания в детском саду является формирование у детей духовно-нравственного отношения к семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа, воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.
2. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Активные формы работы | Наглядная информация | Цель | Индивидуальная работа | |
СЕНТЯБРЬ | ||||
Сотрудничество педагогов, родителей и специалистов в подготовке к учебному году. | Папка «Игротека в кругу семьи». Анкета для родителей | Установить на начало учебного года оптимальный уровень взаимодействия специалистов детского сада, педагогов группы, родительского комитета и всех семей. Выявить степень вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей; | Диагностика детей специалистами, индивидуальные беседы с родителями (Тетрадь взаимодействия). | |
Фоторепортаж «Лучшие на свете впечатления о лете!» | Оформление стенда с фотографиями о летнем отдыхе в разных семьях. | Поделиться с помощью фотографий и описательных рассказов воспоминаниями о летних поездках, увиденных достопримечательностях. | Рекомендации родителям и детям по оформлению фоторепортажей, составлению рассказов и умению коротко поделиться самым интересным. | |
27 сентября – День работников дошкольного образования | Поздравление–стенгазета от детей и родителей для всех дошкольных работников. | Познакомить с историей общенационального праздника. | Договориться с родительским комитетом о помощи в оформлении с детьми стенгазеты–поздравления «В подарок воспитателю!» | |
Родительское собрание «Добрая семья прибавит разума-ума»: | Задачи воспитания и обучения в старшей группе. | Информировать родителей с задачами на год, характеристикой детей 5-6 лет. Познакомить с основными мероприятиями этого года, главными речевыми направлениями в работе. Активизировать желание родителей участвовать в делах группы, в решении годовых задач. Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний и поощрений. | Индивидуальные беседы с родителями по вопросам собрания. | |
ОКТЯБРЬ | ||||
Традиционный праздник осени. Поздравление пенсионеров с днем пожилых людей (1 октября) | Приглашение на концерт пожилых людей. | Организовать и провести групповую выставку «Дары осени» для сплочения людей разных поколений. Порадовать пожилых людей поздравлениями. | Советы к творческому оформлению урожая на выставку. | |
4 октября - День защиты животных. | Девиз: « Спасём живой мир вместе!». | Привлечь детей и родителей к Всемирному дню защиты животных. | Беседы по осмыслению и вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми по проекту. | |
Создание и выставка плакатов «Спасем и сохраним живой мир!» (совместная вечерняя деятельность детей с родителями, педагогами). | Папка «Плакаты, притягивающие внимания» (образцы). | Дать возможность детям и родителям сформировать свою гражданскую позицию по проблеме и оповестить её окружающим в виде плаката. | Договорённость с родителями о совместной подготовке материала для мероприятия. | |
Составление детьми с родителями рассказа из личного опыта на темы: «Мой любимый питомец», «Как я помогал(а) животным». | Фотообзор «Это надо видеть!» (фотографии красот природы, впоследствии сбор альбома «Чудеса природы»). | Привлечь родителей к обучению детей рассказыванию из личного опыта. | Советы по оформлению и составлению мини-рассказов с детьми. | |
НОЯБРЬ | ||||
Мини-лекция + практическая работа «Здоровьесберегающее пространство детского сада и дома». | Папка со статьями «Здоровье каждого человека - это его богатство», «Арттерапия», «За здоровый образ жизни!», | Дать понятие и познакомить родителей со значимостью здоровьесберегающих технологий на здоровье детей. Привлечь родителей к совместному с детским садом использованию современных здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников. | Показ упражнений и гимнастик. | |
КВН «В здоровом теле - здоровый смех!» (к неделе здоровья). | Аншлаг недели. Выставка книг «Кладовая здоровья». | Укрепить знания у детей и родителей о ЗОЖ. | Работа с родительским комитетом (организация развлечения, подарки, подбор реквизита к игре). | |
Родительское собрание | Доклады: «Патриот воспитывается с детства» «Прогулки с детьми по городу» | |||
Операция «Румяные щёчки» (совместное мероприятие на улице). радостных эмоций и хорошего настроения.) | Сообщение с призывом участия в мероприятии. (самоанализ, оценка операции). | Привить детям и родителям желание к каждодневным прогулкам, совместным играм на свежем воздухе. Подарит ь всем семьям группы возможность попробовать себя в разных видах спорта, возможных в детском саду. операции для своей семьи, оценить свою активность через оценочную шкалу (обратная связь). | Договорённость с малоактивными родителями о помощи в организации мероприятия, проведении игр. | |
ДЕКАБРЬ | ||||
Консультация–практикум «Как понять детский рисунок» (показ мультимедиа). | Выставка детских рисунков «Моя семья». | Научить родителей видеть и понимать детское настроение, отношение к семье, окружающим через детский рисунок. Представить значимость семьи в жизни ребёнка через его рисунок. | Семья – источник вдохновения, | |
Презентация + мастер–класс «Мир увлечений моей семьи!» (совместная деятельность с детьми и родителями). | Видеосъемка в копилку семейного опыта «Семейный интерес». | Узнать тенденции семейного воспитания каждой семьи. | Получить сведения о семейных интересах. | |
Семейный совет | Цитаты гениальных людей, притчи. | Научить понимать и осознавать одарённость своего ребёнка, не игнорировать его неординарность. | Тест для родителей «Взаимоотношение детей и родителей». | |
Подготовка к новогоднему утреннику | Приглашение. | Получить положительные эмоции, сюрпризы, улыбки от группового праздника. Дать всем почувствовать свою значимость и необходимость на совместном празднике. Разделить со всеми желание одарить подарками и вниманием. | Работа с родительским комитетом (подарки, костюмы, реквизит, организация сюрпризов). | |
ЯНВАРЬ | ||||
Недельная кампания «Место встречи – наша горка!» (с заданиями на каждый день). | Фоторепортаж с места встреч. | Заинтересовать семьи совместным отдыхом на зимней площадке детского сада, подвижными, творческими, познавательными играми со снегом, цветной водой, льдинками, бросовым материалом, спортинвентарём. | Договорённость с родителями о встречах, подготовке выносного материала и организации игр. | |
«Мандариновые выдумки». | Выставка изотворчества детей и родителей. | Дать возможность всей семье дома проявить творчество, выдумку. Объединить в каникулы всю семью за общим делом. | Показать варианты работ, подсказать особенности работы с мандариновой кожурой. | |
Посиделки «У царевны Несмеяны» (вечер малых фольклорных форм, мини–музей «Старинные вещи»). | Папка «Что такое фольклор?», статьи «Роль фольклора в развитии детского словесного творчества», «Рассказывание и пересказывание», «Фольклор в познавательном развитии детей», «Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста». | Осваивать богатство родного языка всей семьёй: учить слышать красоту русской речи, ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, давать ему яркую характеристику, сочинять собственные загадки, составлять сказку с завязкой, кульминацией, развязкой. | Анкета для родителей «Малые формы фольклора». Работа по разучиванию потешек, частушек, пословиц, считалок, прибауток, закличек, загадок, скороговорок. | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
Выпуск газеты «Доброе слово». Изготовление стендов «Есть такая профессия – Родину защищать». Выставка макетов военной техники | Поздравительная газета. Оформление выставки рисунков, раскрашек, поделок «Нашей армии - салют!», загадки о папе, пословицы об армии, смелости, верности. | Доставить радость папам своей газетой, в которой много добрых слов, стихов и пожеланий, рисунков детей.. | Помощь мамам и детям в сочинении стихов о папе. | |
Запуск проекта – создание поискового отряда «Патриоты» | Объявление о призыве родителей откликнуться на акцию «Вечная память», о сборе информации о ветеранах. | Отдать дань памяти ветеранам ВОВ, почтив их на монументе. Раскрыть поисковые способности родителей. Привлечь родителей и детей в продуктивную деятельность | Помощь в оформлении монумента, сборе информации. | |
«Час игр по русскому языку» (совместная вечерняя деятельность с детьми и родителями). | 21 февраля - Международный день родного языка. | Совместно развивать и обучать детей русскому языку: фонематический слух и звуковой анализ, словарь, состав слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. | Упражнения «Речевые кубы». | |
Эстафета «Мы играем в паповоз…». | Приглашение родителей. Девиз: «Тепло рук – сердцу!». Подарки папам. Сувениры девочек для мальчиков. Статьи «В какие игры можно играть дома?», «Семейный досуг без телевизора!», «Традиционным подвижным играм - ДА!». | Объединить родителей и детей на коллективной забаве. Привлечь пап к играм с детьми. Дать почувствовать всем теплоту, заботу и важность каждой минуты проведённой с ребёнком. Формировать сплочённость семей группы. | Спортивная одежда, подбор спортинвентаря, музыки, украшение помещения. Питьё. Сбор команды пап. Речёвка: «Команда наша супер-класс! Не обыграть сегодня нас!». | |
Выпуск газеты «Доброе слово». | Папка «Природа в поэзии» (весна). Поздравительная газета. Оформление выставки рисунков, раскрашек, поделок, вышивок: «Я любимой мамочке подарю подарочки!». Пословицы о маме, добре, ласке, заботе. Загадки о маме. Эпиграф к газете: «Мама... Простое, казалось бы, слово, а сколько в нем нежности, ласки, тепла!». | Доставить радость мамам газетой, в которой добрые слова о мамах, стихи и пожелания, рисунки детей. | Помощь папам и детям в сочинении стихов о маме. Содействие пап в оформлении газеты, выставки. | |
МАРТ | ||||
Дружеская встреча «Мама, мамочка мамуля! Больше всех тебя люблю я!». | Сувениры мальчиков для девочек. Подарки мамам. Статьи «Половое воспитание дошкольников», «Занятая мама - это хорошо или плохо?», «Интерактивные игры для дошкольников». Приглашение родителей. | Развивать желание радовать мам своими поздравлениями, рисунками, пожеланиями, стихами. Воспитывать дружественные взаимоотношения между родителями и детьми, родственные чувства, нежное отношение к маме. | Заучивание стихов, сценки, подбор реквизита к конкурсам, сюрпризы, оформление зала. | |
Создание совместных фотоальбомов. Фотоотчёт. | Альбомы: «История родного города» «Памятные места в городе Магнитогорск» Совместная экскурсия по памятным местам города, музеям, предприятиям. | Объединить усилия педагогов и родителей по приобщению детей к познанию своего города, | Содействие в изготовлении и оформлении фотоальбома На экскурсиях, организованных детским садом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото или видеорепортаже, которые потом можно размножить для всех семей. | |
АПРЕЛЬ | ||||
Акция книголюбов «День чтения вслух». | Девиз: ««Звучащее слово может изменить мир». Пословицы, стихи, песни о книгах, чтении. Выставка художественной литературы «Книжки для детишек» (художественные произведения о детях: В. Осеева, Н. Носов, В. Драгунский, Б. Житков, А. Барто, С. Михалков и другие авторы). 1 апреля - Международный день птиц. | Повысить качество работы родителей с детьми по использованию детской книги в их познавательно-речевом и художественно-эстетическом развитии. Привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду. Стимулировать творческую самореализацию семьи по приобщению детей к чтению. | Консультации по внедрению разнообразных методов работы с книгой в практику семейного воспитания. Работа с родительским комитетом (поощрение ребят, оформление выставки книг, презентация новых книг для группы). Опрос «Лучшая книга – любимая книга». | |
7 апреля - Всемирный день здоровья. | Пословицы о правильном питании, режиме, бережном отношении к организму. Загадки о витаминах, полезных продуктах, органах человека. Фотопрогулка «Город в луже». | Дать представления о роли и сохранении важных для человека органах зрения, слуха, обоняния, осязания. Закрепить знания об укреплении здоровья всего организма. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. | Анкетирование «Режим дня». Организация экскурсий. | |
«Весеннее огородное чудо» (совместная вечерняя деятельность с родителями). | 22 апреля - День земли. Загадки о саде, огороде. Папка «Растим в старшей группе», «Паспорта растений», «Посмотри и удивись!» (варианты оформления горшочков), пословицы о труде, земледелии. Дневник наблюдений за рассадой. | Научиться в совместной деятельности из бросового материала и самоклеющейся бумаги изготавливать чудесные горшочки и высаживать в них семена растений. Воспитывать интерес к земле, условиям роста растений, желание ухаживать, наблюдать. | Помощь родителей в посадке и оформлении огорода, сборе информации для паспортов растений. | |
День самоуправления родителей. | Фотоотчёт «По таланту и успехи!». Организация родителей. Памятки для родителей «Известные люди о воспитании любви к Родине» «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду» «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне» | Дать возможность родителям участвовать в воспитательно–образовательном процессе. Дать возможность увидеть своего ребёнка в коллективе, занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к творческому процессу воспитания детей. Приобщать детей к познанию своего города, углублению представлений о семье, доме, его культуре и традициях | Записи в тетради отзывов. | |
МАЙ | ||||
Родительское собрание «Воспитание любви к родному городу, семье». | Статьи «Диагностика», “Что должен знать и уметь выпускник старшей группы», «Чтоб чудесно было лето», «Летний санбиллютень». Папка «Природа в поэзии» (лето). Сборник: «Наш город». Пословицы о семье («Семьей дорожить — счастливым быть» и т.д.). | Объединить усилия педагогов и родителей по приобщению детей к познанию своего города, углублению представлений о семье, доме, его культуре и традициях. Активизация родителей в обсуждении проблем воспитания и развития детей. Подвести итоги совместной работы. Развивать связную речь детей, умение понимать и объяснить символику семейного герба. | Проводится традиционное анкетирование «Родитель – ребенок – детский сад». Организация детской экскурсии по городу. | |
Час общения «9 мая – День Победы». | Выставка «Спасибо доблестным солдатам, что отстояли мир когда-то!». Аншлаг городских праздничных мероприятий. Приглашение родителей. Выставка в методическом кабинете «Взгляни и запомни!» Время совместного посещения мемориала памяти в городе. | Воспитание у детей сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны. | Работа с родительским комитетом по организации встречи с ветераном. | |
Час караоке «Музицируйте семейно!». | Выставка рисунков «Моя семья». Статьи «Семейное музицирование», «Семья и художественное воспитание детей», «Научите ребенка искусству слышать музыку», «Музыкальные игры для всей семьи». | Привлекать к совместному отдыху все семьи группы. Учиться быть активными, проявлять способности, инициативу. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителям, воспитателями. | Работа с родительским комитетом по организации, оформлении, техническом оснащении встречи. Работа по организации всех семей группы. | |
Акция «Пусть цветёт наш детский сад!». | Статьи «Детская клумба», «Клумба как прием цветочного оформления», «Как устроить цветник», «Цветники и клумбы». | Раскрыть личное отношение каждого к проблеме, проявить творческое трудолюбие; способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитывать экологическую культуру; бережное, заботливое отношение к природе. Дать возможность каждому проявить внимание к благоустройству участка. | Помощь родителей в подборе семян, высадке рассады в клумбы, огорода с подоконника на улицу. Покраска участка, изготовление новых необычных цветников. |
3. Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
1) Использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир народов Урала) в целях формирования личностного отношения к родному городу, к современной действительности.
2) Привлекать воспитателей к проведению краеведческой работы, изучению состояния окружающей среды.
3)Стимулировать деятельность воспитателей по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного края.
4)Выявить инновационные формы и методы по экологическому воспитанию дошкольников.
5)Привлекать детей и педагогов к охране памятников исторического и культурного наследия народа в городе Магнитогорске.
- Работа с родителями в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию.
«Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, -
значит, вырастить угрозу для общества»
Теодор Рузвельт
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так:
1) взаимная связь двух явлений;
2) взаимная поддержка.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» − личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Именно поэтому, необходимо определить особенности взаимодействия с родителями по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, рассмотреть формы взаимодействия ДОУ с родителями, в том числе в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.
Формы работы с семьёй | Особенности, рекомендации |
День открытых дверей | Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). |
Беседы (индивидуальные, групповые) | Необходимо чётко определить цель: что объяснить, чем помочь. Содержание беседы чёткое , лаконичное, значимое для родителей и преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей. Педагоги привлекают родителей и к организации экскурсий по городу, музеям, на предприятия, где они работают: хлебозавод, пожарную и воинскую части. Такие встречи надолго запоминаются и родителям и детям. Необходимо выражать свою заинтересованность, доброжелательность. |
Консультации | Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»). |
Семинары-практикумы | Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др |
Родительские собрания | Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 1-2 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста и т.д. Предусматриваются выступления родителей. Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?». |
Совместная экскурсия | Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные. На экскурсиях, организованных детским садом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото и/или видео репортаже, которые потом можно размножить для всех семей. |
Родительские конференции | Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей. |
Нетрадиционные формы работы с семьёй | |
Семейные клубы | В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. |
«Родительская почта» и «Телефон доверия» | Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. |
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
«Формы работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников»
Недеспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество, совместная жизнь! Януш Корчак
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир
В последнее время наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. В каждой семье растет гражданин нашей Родины. В семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому патриотическое воспитание дошкольников можно считать одним из самых сложных направлений, но в то же время крайне необходимым.
Чтобы реализовать принцип партнерства и учета интересов семьи, требуется определенная, нестандартная форма организации общения педагогов и родителей по вопросу патриотического воспитания. Поэтому мы отдаем предпочтение нетрадиционной форме как наиболее интересной и продуктивной форме сотрудничества, при этом, не отвергая уже проверенные годами и зарекомендовавшие себя формы работы с родителями, а только дополняя их.
Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы воспитателей «высказать свое мнение» и «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными.
Цель работы, которую поставили перед собой педагоги нашего детского сада - расширить диапазон методов взаимодействия с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса, используя интерактивные формы и методы для формирования нравственно-патриотических качеств ребенка.
Наиболее интересные и продуктивные формы сотрудничества, которые использует учреждение в работе с родителями можно представить в виде схемы. (см. ниже)
Использование интерактивных форм и методов в работе с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.
Остановимся на некоторых формах более подробно
- Организация выставок совместного творчества.
Совместная деятельность не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Многие родители не задумываются об этом и не понимают простую истину – какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени. При этом речь идёт не о количестве, а качестве этого времени. Можно, к примеру, на отдыхе целый месяц провести со своим ребёнком, но так и не сблизиться с ним. А бывает так, что час совместной деятельности, останется в памяти у ребёнка навсегда.
В течение года проходят интерактивные семейные выставки:
- «Как у нашей мамы золотые руки », посвященная Дню Матери. Мамы из всех групп демонстрируют свои умения в рукоделии;
- «Дары осени». Были представлены семейные работы из природного материала;
- «Мы правнуки твои, Победа!» Дети с родителями подготовили совместные рисунки, которыми поздравили ветеранов с праздником Днем Победы.
Родители с удовольствием посещают такие выставки, обмениваются опытом, приобретают полезную информацию по воспитанию и развитию детей.
- Организация семейных конкурсов
Но особый интерес наблюдается у детей и родителей, когда в детском саду объявляется конкурс. Чтобы привлечь родителей к участию, в родительских уголках заранее вывешивается интригующее, яркое сообщение. Темы конкурсов выбираются исходя из современных интересов семей. Так ежегодно в рамках празднования международного Дня Семьи в детском саду проходят семейные конкурсы:
- «Герб моей семьи»;
- «Генеалогическое древо семьи»
- «Самый, самый снеговик»»;
- «Самый быстрый папа»;
- Индивидуальная работа с родителями.
В практике работы с семьей хорошо зарекомендовали себя отдельные поручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям: сшить национальные костюмы для кукол, починить игрушку, помочь оформить помещение к празднику, написать статью в стенную газету. Многие родители с удовольствием откликаются на такие просьбы и проявляют свою выдумку и фантазию. Так в детском саду появился макет «русская изба», куклы в костюмах разных национальностей , на территории - деревянный теремок.
- Трудовой десант
Благоустройство территории детского сада проходит под девизом «Счастье в труде!» Родители собираются вместе с коллективом детского сада в определенный день и дружно работают: красят оборудование на участках, носят песок в песочницы, белят бордюры и деревья. В этот день детский сад напоминает "улей с пчелами"! В таких мероприятиях происходит формирование командного духа среди родителей детей разных групп, консолидация усилий работников детского сада и родителей по благоустройству территории. Результатом такой акции планируется создание на территории детского сада «Поляны сказок».
- Проведение совместных массовых мероприятий
Для проведения совместных массовых мероприятий творческим коллективом был выбран проектный метод. Практика показала, что проведение совместных массовых мероприятий в детском саду - наиболее эффективная форма общения детей со своими родителями.
Ведь совместное проведение досуга – одна из самых важных основ построения счастливой жизни, большая подпитка и для больших и для маленьких участников мероприятий. Кстати, специалисты до сих пор не выяснили, кто получает больше удовольствия от детских игр, непосредственно дети, или родители, в чей душе ещё сохранилось ребячество.
В совместных фольклорных праздниках и развлечениях таких как: «Осенины», «Коляда», «Масленица», участвуют 80%-85% родителей. Так как именно в этих мероприятиях все участники воспитательно-образовательного процесса приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям. В ходе такой работы, некоторые родители изъявили желание продемонстрировать свое творчество и привлекли к мероприятиям своих друзей.
В последнее время тему проведения совместных массовых мероприятий предлагают сами родители. Так в канун празднования 70-летия Победы в родительскую почту детского сада поступило предложение: провести парад, посвященный этому празднику. Педагоги детского сада с удовольствием приняли такое предложение. Был назначен организационный комитет, в который вошли воспитатели, педагоги дополнительного образования и представители родительского комитета от каждой группы. Началась плодотворная творческая работа.
Инициативная группа распределила функции по подготовке к данному мероприятию:
Родители: | Сотрудники детского сада: |
|
|
Гостями нашего праздника были ветераны, родители, представитель администрации города Магнитогорска, местное телевидение. Парад открыли казаки Уральского Военного Округа, затем десантные войска, за ними прошествовала артиллерия, пограничные и внутренние войска. Дети с удовольствием и с задором маршировали, исполняли песни, танцы под военную музыку, выразительно и с дрожью в голосе читали стихи, а в завершение подарили ветеранам цветы и запустили салют из множества воздушных шаров. Наши дети не должны забывать о тех подвигах, которые совершили деды и прадеды. Благодаря продуктивной совместной деятельности педагогов и родителей, мероприятие надолго запомнилось всем его участникам. Ветераны со слезами на глазах благодарили всех за приглашение, а дети еще долго делились впечатлениями о проведенном мероприятии. Теперь такой парад станет традиционным в детском саду.
Развивающий потенциал проведения совместных массовых мероприятий, досугов значительно менее исследован в теории дошкольной педагогики. Вместе с тем, содержательный досуг – мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека.
Ещё хотелось бы обратить внимание на такую форму работы с родителями, как поисковая деятельность.
- Поисковая деятельность
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. Наиболее эффективными формами являются семейные тематические конкурсы и выставки. Конструктивное взаимодействие педагога с семьями воспитанников является важным направлением деятельности по реализации основной общеобразовательной программы и необходимым условием для художественно-эстетического развития детей.
Что нужно делать, чтобы родители и воспитатели стали единомышленниками и создали необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания детей?
- Во-первых, достучаться до родителей, убедить их, что они на многое способны, что нет увлекательнее и благороднее дела, как учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помочь ему.
- Во-вторых, убедить родителей, что в приобщении ребенка к творчеству главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера.
- В-третьих, воспитать в родителях чувство искреннего уважения к любым продуктам детской деятельности.
На одном из родительских собраний родители предложили провести масштабную работу по сохранению и увековечиванию памяти ветеранов, тружеников тыла, всех тех, кто боролся за победу.
Реализация этой идеи позволяла решить сразу несколько задач:
1)сохранение и увековечивание памяти о погибших защитниках Отечества, возрождение нравственных начал общества по отношению к павшим защитникам Родины;
2)участие в обеспечении духовного, нравственного единства общества, снижение степени идеологического противостояния, возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
3)установление теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением в совместной, сплочённой поисковой работе родителей и детей.
Таким образом, интерактивные методы и формы работы позволяют сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Итак, мы представляем вашему вниманию проект нравственно-патриотического направления с участием родителей, детей и воспитателей детского сада №72 г. Магнитогорска.
- Творческий проект в детском саду, посвящённый Дню Победы
Проект: творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: Родители и дети старших групп
Руководители: Воспитатели старших групп
Средства реализации: Помощь родителей.
Цель проекта:
1) сохранение и увековечивание памяти о погибших защитниках Отечества, возрождение нравственных начал общества по отношению к павшим защитникам Родины;
2) участие в обеспечении духовного, нравственного единства общества, снижение степени идеологического противостояния, возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
3) установление теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением в совместной, сплочённой поисковой работе родителей и детей.
4) активировать поисковые и творческие умения родителей и детей.
Задачи проекта:
- Раскрыть поисковые способности родителей.
- Привлечь пассивных родителей в продуктивную деятельность.
- привлечь детей в творческую продуктивную деятельность.
Проблема:
Пассивное и неактивное участие родителей при проведении творческих тематических выставок, конкурсов, проводимых в группе.
Распределение обязанностей при подготовке к выставке:
Воспитатель группы:
- организует совместную продуктивную деятельность.
- консультирует родителей.
- оформление обелиска «Лица Победы» павшим солдатам, оформление «Книги Памяти»
Дети и родители: принимают участие в познавательной и продуктивной деятельности (собирают информацию о родственниках, близких людях, принимавших участие в ВОВ – фото, биографию, наградные листы, благодарственные письма, фронтовые письма-уголки)
Дети, воспитатели, родители создают монумент, посвящённый памяти людей, участвовавших в ВОВ, «Книгу Памяти»
Предполагаемый результат проекта:
- улучшение качества учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников;
- возможность каждой семье принять участие в проекте;
- создание монумента в группу
Содержание проекта:
В начале февраля нашим родителям было предложено поучаствовать совместно с воспитателями группы и детьми в нравственно-патриотическом проекте, результатом которого планировалось создание обелиска, монумента героям ВОВ. Надо сказать, что не все родители откликнулись на эту просьбу. Но радует то, что некоторые родители не отказались и согласились принять активное участие в проекте. И уже через несколько дней семьи стали приносить фотографии и информацию о своих родственниках, кого коснулась война. Через некоторое время принесли даже те, кто вначале пассивно отнёсся к нашей просьбе, чему мы были приятно удивлены. Было предложено родителям фотографии, заглянуть в интернет, пообщаться с дедушками, бабушками и т.д. Хотя информации было и не так много, но мы были очень рады тому, что родители с детьми помогли нам с поиском информации. А ещё родители с детьми сделали своими руками цветы для возложения и вечный огонь. Дети рассказывали о своих прадедушках и прабабушках с гордостью, восхищением. Каждый, кто принял участие в этом проекте, прикоснулся к истории близких, нашей страны, прочувствовал то огромное желание наших героев жить, победить ради своих семей, ради Родины.
Разделы работы над проектом:
- Работа с родителями.
- Составление задач проекта и его основной цели.
- Беседа с детьми о предстоящем празднике.
- Чтение с детьми литературы, посвящённой Дню Победы.
- Поисковая деятельность – сбор информации.
- Индивидуальная работа с родителями.
- Оформление монумента, Книги Памяти.
- Фоторепортаж с выставки: Обелиск «Лица Победы».
Вывод. Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, удалось реализовать проект, результатом которого стало создание обелиска «Лица Победы» и Книги Памяти, улучшение качества учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.
И ещё об одном моменте в системе работы с родителями хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко.
Рекомендации для родителей:
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице. Поговорите о назначении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Спасибо всем родителям , которые помогли реализовать задачу нравственно – патриотического воспитания в ДОУ в 2014 – 2015 учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание для родителей "Социально- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста".
Если Вы хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенном в себе, приятным в общении, тогда Вам необходимо с раннего детства обучать его правилам культурного поведения, для этого и прово...
План работы с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Нравственность - это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Она находит выражение в отношении к Родине, обществу...
План работы с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Создание условий для активного участия родителей в нравственном воспитании детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний,...
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через семейные традиции»
Консультация для родителей старшей группы....
Консультация для родителей по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»...
Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...