Музей "Воинской славы"
проект (средняя группа)
Музей «Воинской Славы»
Цель:
Создание в ДОУ развивающей, образовательной музейной среды для осуществления нравственно-патриотического воспитания дошкольников, расширения знаний детей об истории ВОВ.
Задачи:
- Знакомство с историей подвига ветеранов Самарского края, с наградами и основными событиями ВОВ посредством использования потенциала музея.
- Воспитание патриотических ценностей среди дошкольников посредством проведения экскурсий, музейных занятий, праздников, социальных акций, проектной и поисковой деятельности. u
- Воспитание уважения к исторической памяти народа, старшему поколению, любви к Родине.
История создания музея
Воспитатели детского сада «Умка» г. Нефтегорска, осуществляя решение задач ФГОС ДО значительное внимание уделяют образованию дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В процессе деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию детей выяснилось, что у многих воспитанников и педагогов детского сада среди родственников есть члены семей, которые являются участниками войны, имеют статус «Дети войны» и трепетно в фотографиях, письмах и других исторических артефактах хранят память о военных подвигах. Чтобы сделать память о подвигах земляков достоянием и предметом гордости всех участников образовательного процесса возникла идея создания в детском саду «Музея воинской славы».
Ежегодно воспитатели и родители общими усилиями собирали ценный подлинный материал, свидетельствующий о подвиге участников военных действий, о тяготах, о трудном пути нашего народа к победе в Великой отечественной войне.
В 2021году в детском саду «Умка» был торжественно открыт «Музей воинской славы».
В результате педагоги, воспитанники и их семьи имеют возможность не только прикоснуться к истории, ощутить истинное чувство гордости за свой народ, но и участвовать в составлении экспозиций, макетов, газет, плакатов, рисунков, в проведении экскурсий, праздников, тематических выставок, в поздравлении ветеранов ВОВ, в подготовке для них подарков.
Была создана развивающая предметно-пространственная среда. Музей организован в отдельном помещении с общим доступом для детей, педагогов, родителей и гостей.
Была создана творческая мастерская по изготовлению плакатов, макетов, открыток для ветеранов, газет, альбомов которые отражают впечатления от посещения музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_voinskoy_slavy._proekt.doc | 476.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы№1 города Нефтегорска-
детский сад «Умка» г. Нефтегорска
«Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь!»,
посвящённого году культурного наследия народов России
«Мини-музей детского сада»
Музей «Воинской Славы»
Организаторы: Николаева Ольга Юрьевна,
Павлова Светлана Геннадьевна
воспитатели детского сада «Умка» г. Нефтегорска
Нефтегорск 2022год
Музей «Воинской Славы»
Цель:
Создание в ДОУ развивающей, образовательной музейной среды для осуществления нравственно-патриотического воспитания дошкольников, расширения знаний детей об истории ВОВ.
Задачи:
- Знакомство с историей подвига ветеранов Самарского края, с наградами и основными событиями ВОВ посредством использования потенциала музея.
- Воспитание патриотических ценностей среди дошкольников посредством проведения экскурсий, музейных занятий, праздников, социальных акций, проектной и поисковой деятельности. υ
- Воспитание уважения к исторической памяти народа, старшему поколению, любви к Родине.
История создания музея
Воспитатели детского сада «Умка» г. Нефтегорска, осуществляя решение задач ФГОС ДО значительное внимание уделяют образованию дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В процессе деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию детей выяснилось, что у многих воспитанников и педагогов детского сада среди родственников есть члены семей, которые являются участниками войны, имеют статус «Дети войны» и трепетно в фотографиях, письмах и других исторических артефактах хранят память о военных подвигах. Чтобы сделать память о подвигах земляков достоянием и предметом гордости всех участников образовательного процесса возникла идея создания в детском саду «Музея воинской славы».
Ежегодно воспитатели и родители общими усилиями собирали ценный подлинный материал, свидетельствующий о подвиге участников военных действий, о тяготах, о трудном пути нашего народа к победе в Великой отечественной войне.
В 2021году в детском саду «Умка» был торжественно открыт «Музей воинской славы».
В результате педагоги, воспитанники и их семьи имеют возможность не только прикоснуться к истории, ощутить истинное чувство гордости за свой народ, но и участвовать в составлении экспозиций, макетов, газет, плакатов, рисунков, в проведении экскурсий, праздников, тематических выставок, в поздравлении ветеранов ВОВ, в подготовке для них подарков.
Была создана развивающая предметно-пространственная среда. Музей организован в отдельном помещении с общим доступом для детей, педагогов, родителей и гостей.
Была создана творческая мастерская по изготовлению плакатов, макетов, открыток для ветеранов, газет, альбомов которые отражают впечатления от посещения музея.
Взаимодействие с родителями и детьми:
1. педагоги привлекли родителей к поиску экспонатов для музея;
2. были организованны для родителей и детей презентации о ВОВ, консультаций по патриотическому воспитанию дошкольников;
3. организовали совместно с родителями и детьми экскурсию в детский городской музей, к памятнику ВОВ;
4. родители приняли участие в организации тематических праздников, выставок и других совместных мероприятий;
5. возложили цветы к памятнику «Вечный огонь».
Экспонаты мини-музея:
- Художественная литература по военной тематике:
С. В. Конкевич; «Беседы с детьми о ВОВ»; В.И.Фомин «Незабываемое»;
- иллюстрация по теме Н. В. Нищева «День Победы»;
- картотека сюжетных картинок «Города герои»;
- награды;
- «вечный огонь»;
- военная форма;
- кобура;
- фляжка;
- котелок;
- каска;
- пилотка;
- чемоданы;
- фотографии;
- граната;
- полевая сумка;
- детские поделки, рисунки.
Описание экспонатов.
ШЛЕМ
Первый советский железный шлем был создан в 1929 году. Внешне он напоминал знаменитый М-17 «Sohlberg», который выпускался в Царской России. Была выпущена опытная партия экспериментальных шлемов, получивших название М-29. В связи с тем, что процесс производства был очень трудоёмкий и дорогостоящий, данная модель так и не стала производиться серийно.
Данная каска была создана на основе немецкого шлема М-16 «Stahihelm», но значительно уступала ему по тактико-техническим характеристикам. Шлем получился слишком тяжёлым, его вес достигал 1,3 кг. Вместе с тем, толщина металла каски, равная 1,1 мм, была недостаточной для защиты от пуль и крупных осколков. Форма шлема, который имел широкие поля, мешала обзору, да и ветер иногда мог просто сдуть такую каску с головы бойца.
Вскоре он был заменён на новую модель, которая получила название СШ-39 (СШ-40 с 1940 года). Данная каска является настоящей легендой, так как именно в них бойцы СССР смогли победить фашизм. Новая армейская каска обладала следующими преимуществами:
Он изготавливался из легированной броневой стали;
Толщина стенок равнялась 1,9 мм;
При этом вес был даже немного меньше, чем у СШ-36 и составлял 1,25 кг;
Каска выдерживала лобовой выстрел на расстоянии 10 метров из нагана.
В 1940 году СШ-39 была модернизирована. Произошла замена под тулейной системы, после чего каска была переименована в СШ-40. Именно под этим именем её знают во всём мире. Даже в настоящее время данные варианты защиты не сняты с вооружения и в большом количестве хранятся на российских военных складах.
Шлем в музей попал из семьи педагога Николаевой Ольги Юрьевны. Его всю войну пронес Сидорин Иван Иванович. Он считал свой шлем – самым главным настоящим другом, именно он много раз защищал его от пули. Иван Иванович очень трепетно относился к шлему и принял решение, что передаст его своей внучки, которая на тот момент начинала свою педагогическую деятельность. Ольга Юрьевна решила, что в память о своем деде, она передаст легендарный шлем в музей детского сада «Умка».
Пилотка
Наверное, самый известный головной убор Красной Армии. в наши дни пилотки, стилизованные под красноармейские, стали фактически еще одним символом праздника Дня Победы. Что, в общем-то, вполне оправданно - в конце концов, именно в таких головных уборах наши солдаты и брали Берлин...
Однако история пилотки начинается задолго до 1945 года. И даже до появления Красной Армии и советского государства. Впервые этот головной убор появился в Русской императорской армии в 1913 году как элемент форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях. Во всей армии, и у рядовых и у офицеров, штатным головным убором в то время служила фуражка. А вот летчикам требовался такой головной убор, который можно было бы компактно сложить на время полета, положив за пазуху или в карман, а по окончании полета (сняв шлем) тут же надеть этот убор на голову. Понятно, что фуражку компактно не сложишь - вот и ввели для летчиков «полётную складную шапку», она же «шапка суконная мягкая складная для лётчиков», сокращенно - полетка (в некоторых вариантах перелетка). Ну а затем слово чуть видоизменилось и превратилось в уже нам хорошо знакомую «пилотку».
Пилотка в музей попала из семьи Лагуткина Кирилла. Ее передала прабабушка Предыус Валентина Спиридоновна – военный врач. Всю войну она прошла и встретила победу в Берлине. Пилотка ей было очень дорога, так как в ней она хранила еще непрочитанное или неотправленное письмо родным людям, которые ждали ее. Именно эта пилотка в мае 1945 года, салютовала в день Победе русской армии над фашистами.
Ремень
Еще в 1855 году мужчины носили армейский ремень, выполненный из грубой кожи. Огромная металлическая пряжка украшала его с левой стороны. Потом она плавно перекочевала на левую сторону и стала изготавливаться из латуни. Тщательно начищенная, она блистала на солнце вместе с хозяином. Это был предмет гордости солдата!
Кожаный армейский ремень носят поверх одежды. Ведь он является не украшением, а необходимостью. На ремень крепится фляжка, магазин, лопата – все, что неудобно носить в руках или рюкзаке. Ремень присутствует в любом обмундировании, будь то рядовой или офицер. Ношение этого атрибута стало обязательной частью формы. У военного человека раньше было несколько ремней для разных случаев. Но любовь и почтение завоевал ремень из грубой натуральной кожи. Он не изнашивается, не портится, особенно если правильно ухаживать за ним. До наших дней дошла традиция носить ремень на армейской службе.
Армейский ремень – это носитель информации о его владельце. По этой символике можно узнать принадлежность солдата к стране и роду войск.
Пряжка – это главная часть ремня. Она может многое рассказать о своем владельце. Каждый военнообязанный человек должен носить ремень. Традиционная пряжка состоит из рамки и язычка. А вот если на нее нанесен рисунок, это уже бляха.
Армейский ремень попал в музей из семьи Рылькина Захара. Всю войну его прадед –офицер Кобельков Антон Константинович, не снимал его. Из истории ремня мы узнали от воспитанника подготовительной группы Захара. История передавалась из поколения в поколение этой семьи. В феврале 1945 года Антон Константинович был сильно ранен в ногу. Шла атака на врага, он приказал оставить его в лесу и идти в наступление. Так он остался один лежать на снегу и ему ничего не оставалось делать, как снять ремень и перетянуть рану, что бы остановить кровь. Так офицер считает, что именно ремень спас ему жизнь. Поэтому в память о своем деде, прадеде, герое ВОВ Кобелькове А.К. ремень был передан в музей «Воинской Славы».
Берцы
Это высокие армейские ботинки на шнуровке, используемые для экипировки российской армии. Они заменили знаменитые солдатские сапоги, которые верой и правдой служили русским солдатам на протяжении долгих десятилетий. Главным отличием берцев от сапог является подвижность и одновременная фиксация голеностопа, что спасает связки от растяжений. Название «берцы» произошло от названия берцовой кости, которую они защищают.
История появления армейских берцев.
Специфические военные ботинки появились сравнительно недавно — во время Второй мировой войны. Их придумали немецкие военные для нужд своих парашютистов. Так как десантники часто ломали ноги, прыгая в сапогах, для них были разработаны новые ботинки с высокими голенищами на шнуровке. Именно им было суждено стать прообразом первых моделей.
Из истории возникновения плащ-палаток
Известно, что в 1882 году плащ-палатки были обязательным атрибутом солдатского походного снаряжения. Выглядел такой плащ как светло-серый сверток, который солдаты носили через плечо и привязывали с помощью ремней к шинельным скаткам. В комплект палаток входили деревянные приколыши и стойками, которые просовывались между палатками и скатками. Следует отметить, что для той поры это было революционным решением. Солдаты впервые получали защитные средства от ненастья, на привале, а также на марше. И это было немаловажно. Раньше походные палатки солдат перевозили во второразрядных обозах, которые по уставу следовали за полками на удалении равному половине дневного перехода, что обычно составляло целых 20-30 верст. Теперь же у солдат появились личные места для отдыха, которые могли быть установлены в любое время суток. Сначала палатки представляли собой простые полотнища с отверстиями в углах для удобства установки. Однако солдаты чаще накрывались палатками от дождей на маршах. Они научились пользоваться палатками в качестве плаща.
Плащ-палатку музею подарила семья Черкасова Кирилла. Прадед -разведчик Маликов Георгий Иванович не раз вспоминал, что именно плащ –палатка помогала солдатам отдохнуть в минуту тишины, укрыться от дождя, а иногда служила для переноса раненых. Георгий Иванович рассказывал, что не представляет, как солдат смог бы обходится без плаща- палатки.
Вещевой мешок (вещмешок)
Заплечная сумка в виде мешка из брезента (парусины и так далее) цилиндрической или другой простой формы с клапаном в верхней части, внешне напоминает бесформенный рюкзак.
Вещевой мешок обычно закрывается с помощью затягивающего шнура, клапана или ремня. Объем вещмешка составляет около 30 литров. Инвентарное имущество российского военнослужащего с XIX века, на армейском сленге назывался «сидор». Впервые был принят на вооружение Русской императорской армии в 1869 году и использовался до 2015 года. Официально назывался в ВС СССР — Мешок вещевой из палаточной ткани с водоупорной пропиткой с наружным карманом и ремнями для крепления шинельной скатки и входил в состав комплектов полевого снаряжения для сержантов и солдат мотострелковых частей Сухопутных войск.
Первым спальником
Выпущенным в массовое производство, традиционно считают “Эвклизийский плед”, разработанный валлийцем Прайсом Прайс-Джонсом в 1876. Не то чтобы это был совсем спальник: шерстяной плед удобно складывался пополам и связывался ремнями, образуя подобие спальника-одеяла. Вдобавок к изделию прилагалась вшитая надувная резиновая подушка. Первый же большой заказ ушел российской армии в Болгарию - они пригодились в осаде Плевны. Остатки производства ушли в британскую армию, миссионерам в Конго и австралийским пионерам (тем, которые первопроходцы, а не которые с галстуками).
Следующий виток в развитии спальников тоже произошел в результате войны - Второй Мировой. Здесь производство уже было поставлено на широкую ногу, и в 1942(!) году был изобретен спальник-кокон. Чтобы сохранить вес и место в солдатских рюкзаках, а также чтобы сэкономить на материи: спальнику-одеялу материи нужно было гораздо больше. Кроме того, в спальнике уже была молния вместо ремней.
Спальный мешок попал в музей благодаря семье Чекулаевой Натальи. Ее прабабушка Чекулаева Мария Петровна прошла всю войну в качестве медсестры. Из ее воспоминаний нам стало известно, что однажды им в медсанчасть принесли раненого солдата, он был завернут в спальный мешок. Молодой солдат был тяжело ранен, он успел лишь назвать свое имя и город от куда он родом. Спасти его не удалось. Мария Петровна дала себе слово, что обязательно после войны найдет родных этого солдата и передаст спальный мешок на долгую память о молодом бойце. Но долгие поиски были безуспешны и тогда Мария Петровна решила отдать этот экспонат в музей о памяти молодом солдате.
Фляжка
Вплоть до 1926 года в СССР армейские фляги для воды не выпускали, а пользовались наследием Российской империи. Нужда в них возникла только в 1926 году, первые советские фляги были полной копией дореволюционных фляжек.
Чехол был позаимствован у Российской империи образца 1897 года. Они изменялись чаще всего, их насчитывается около двадцати типов. Шили их из того материала, которого было больше в закромах.
В 1931 году появилась обычная фляга на 750 мл, раньше была на 1 литр. Кольцо из проволоки заменили на штампованное из алюминия. В 1941 году фляжки стали окрашивать в зелёный цвет, но пока это не эмаль. Эмалированные фляжки появятся только в 1943 году.
Ещё с 1930 годов во фляжках стали использовать резиновые пробки, но вода пропитывалась неприятным вкусом. Даже после выпуска фляжек нового образца там остались резиновые прокладки, и они в том числе пропитывали воду специфическим вкусом. Но это не единственная проблема, резинка быстро изнашивались, что приводило к протечкам. Для устранения проблем меняли резиновые пробки и прокладки на "пробку".
Фляжку музею «Воинской Славы» подарила семья Черкасова Кирилла. Она досталась им от прадеда Черкасова Николая Матвеевича- старшины. Из рассказа прадеда мы узнали, что одно из самым ценном на фронте была – вода. Именно фляжку пристегивали на ремень, чтобы не потерять, а иногда пуля попадала в нее и спасала жизнь солдату.
Армейский котелок
Котелок армейский (солдатский, также походный котелок) — полевая (походная) посуда, находящаяся на оснащении военнослужащих многих государств мира.
В Российской Императорской армии использовались индивидуальные (одиночные) пехотные котелки с дужкой из проволоки и крышкой, изготовленные из стали (с 1862 года) или красной меди (с 1871 года), а также медные кавалерийские котелки (один на трех человек) (с 1871 года). С 1895 году кавалерийские котелки стали заменяться на индивидуальные (одиночные). Котелки изготавливались в соответствии с особыми требованиями, утвержденными приказами.
Наиболее распространённый вариант представляет собой ёмкость с выпукло-вогнутым профилем дна, вогнутым, с одной стороны. Но может иметь и сферическую форму. Снабжается проволочной рукояткой-петлёй для подвешивания и переноски. При ношении на поясном ремне вогнутая сторона должна располагаться к телу. Крышка котелка может использоваться в качестве сковороды при разогреве или приготовлении второго блюда. Рукоятка крышки предназначена для её удерживания, надёжно запирает крышку при переноске, в специальные отверстия на рукоятке вставляется столовая ложка.
При раздаче пищи в полевых условиях (приготовлена на полевой кухне) повар первое блюдо наливает собственно в котелок, а второе блюдо и пайку хлеба накладывает в крышку.
При приготовлении еды военнослужащие объединяются по двое: в одном котелке варят первое блюдо, в другом — второе. Второй котелок также используется для приготовления чая.
Армейский котелок в музей попал из семьи Николаевой Ольги Юрьевны. Ее дед Сидорин Иван Иванович очень трепетно относился к котелку. Он всегда говорил, что самые приятные моменты на фронте, это – прием пищи, еда в котелке казалась вкуснее. Даже после войны, ходя на рыбалку, Иван Иванович брал котелок и ел из него приготовленную уху или кашу на костре.
Ф-1— ручная противопехотная оборонительная граната.
Граната предназначена для поражения живой силы в оборонительном бою. Из-за значительного радиуса разлёта осколков (до 200 метров) метать её можно только из-за укрытия, из бронетранспортёра или из танка.
В 1922 году артиллерийское ведомство РККА взялось за наведение порядка на своих складах. Согласно отчётам артиллерийского комитета на вооружении Красной Армии в то время находились гранаты семнадцати различных типов. Осколочной оборонительной гранаты собственного производства в Союзе ССР на тот период не было. Поэтому временно на вооружение была принята граната системы Миллса, запасы которой на складах имелись в большом количестве (200 000 штук по состоянию на сентябрь 1925 года). В крайнем случае, допускалась выдача войскам французских гранат F-1. Дело было в том, что запалы французского образца отличались ненадёжностью. Их картонные корпуса не обеспечивали герметичности, и детонационный состав отсыревал, что приводило к массовым отказам гранат, а того хуже и к прострелам, что было чревато взрывом в руках.
Разгрузочный жилет
Элемент одежды, предназначенный для комфортного ношения большого количества мелких вещей (военнослужащий, турист и т. п.) или (и) для снижения нагрузки на позвоночник при подъёме тяжестей (грузчик, строитель и т. п.). Первый имеет вид жилета с большим количеством разнообразных карманов, второй имеет вид корсета и может выполняться с использованием каркаса (элементов каркаса).
Разгрузочный жилет военной экипировки (тактический жилет) — элемент снаряжения (экипировки) военнослужащих, в основном стрелков пехоты (и её разновидностей — воздушно-десантные войска, морская пехота).
Представляет собой жилет с большим количеством специальных карманов или креплений. Предназначен для комфортного ношения оружия, магазинов к нему, гранат, фляги, медицинского пакета, аптечки и тому подобного и удобного извлечения их к применению.
Одними из первых разгрузочные жилеты начали использовать воздушно-десантные войска Италии. Для парашютистов были разработаны несколько вариантов жилетов, которые надевали через голову и застёгивали по бокам. Жилеты для парашютистов-автоматчиков имели четыре или семь горизонтальных сумок для магазинов к пистолету-пулемёту Beretta MAB 38, нашитых на груди. Ещё один вариант жилета уже в 1942 году начали изготавливать для парашютистов-сапёров, которые входили в состав штурмовых групп (вместо прямоугольных подсумков для автоматных магазинов на груди этих жилетов были нашиты квадратные карманы для размещения подрывных зарядов, детонаторов и инструмента).
Противога́з
Средство защиты органов дыхания, зрения и кожи лица; самое последнее и самое ненадёжное средство защиты от токсичных веществ.
В 1915 году известный русский ученый-химик Н. Д. Зелинский предложил для очищения отравленного воздуха использовать изобретённый им активированный древесный уголь, в котором при помощи специальной обработки создавалось большое количество пор. Технологом завода «Треугольник» М. И. Куммантом была разработана резиновая маска, защищающая лицо от действия отравляющих веществ. Именно это устройство, состоящее из резиновой маски и фильтрующей коробки, и получило название «противогаз». Интересно, что Николай Зелинский не стал патентовать изобретённый им противогаз, считая, что нельзя наживаться на человеческих несчастьях, и Россия передала союзникам право его производства.
Полевая сумка
Специальная сумка для командного (начальствующего) состава (офицеров, прапорщиков и сержантов), используемая для переноски, хранения и использования рабочих документов (карт и так далее), письменных принадлежностей и необходимого для командного состава инструмента (офицерская линейка, компас, курвиметр, измеритель и так далее), в ранних моделях включала в себя ещё сумку палетку.
Кобура
Небольшая сумка (чехол) для ношения личного огнестрельного оружия (чаще всего пистолета, револьвера), а также кожаный чехол для оружия, прикрепляемый к седлу у передней луки.
Основное требование к кобуре — возможность быстрого извлечения её содержимого.
Кобура в музее появилась из семьи Лагуткина Кирилла. Предыус Георгий Спиридонович был офицером. В кобуре он носил пистолет. Кобура из натуральной кожи, поэтому сохранилась в отличном состоянии. Георгий Спиридонович очень гордился своей кобурой и просил после его смерти передать ее в музей
В музее есть копия комнаты хаты Сидорина Иван Ивановича, где все экспонаты подлинные и принадлежали семье Ивана Ивановича. На прялке пряла матушка Александра Егоровна. Лапти отца Ивана Тимофеевича. Самовар и игрушки- это все из жизни солдата. Коврик связала сестра Ивана Ивановича- Матрона Ивановна.
Педагоги провели ряд мероприятий: поход в детский музей, просмотр документальных фильмов о ВОВ и на основе исторических достоверных фактов была создана панорама «Битва за Москву»
Война – страшное слово. Нет ни одной семьи, которую она не коснулась. И нашу семью война не обошла стороной. Про войну сложено много песен и стихов. К счастью мы не застали войны. Но наши прабабушки, прадедушки, бабушки и дедушки пережили весь ужас Великой Отечественной войны.
Биография главного героя музея Сидорина Ивана Ивановича, участника ВОВ
Дедушка воспитателя детского сада «Умка» Николаевой Ольги Юрьевны.
Сидорин Иван Иванович родился 21 июля 1919 года в п. Иващенково (ныне г. Чапаевск). В 1939 году был призван в ряды РККА. Службу проходил на Украине. В первых числах войны, когда Красная Армия вынуждено отступала, Иван Иванович со своими сослуживцами попал в плен. Их посадили в тёмный подвал. Не падая духом, они разобрали стену и по канализационному каналу выбрались наружу. По ночам хоронясь пробирались к своим войскам. Участвовал в Висло-Одерской операции (освобождение Польши), дошел до Берлина. Был награжден орденами и медалями.
По окончании войны вернулся в г. Чапаевск, работал на железной дороге. В последствии с семьей приехал на новостройку в Нефтегорск. Много лет проработал в Нефтегорской автотранспортной колонне. Умер в марте 1998 года от болезни сердца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по представлению о человеке в истории и культуре "Слава русской стороне, слава русской старине"
Задачи: познакомить детей с понятием «былина», с героями былин-Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Вызватьинтерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу Росси...
Спортивный праздник «Славься, славься День Победы!»
Спортивный праздник – соревнования для детей старшего дошкольного возраста ...
«Слава армии любимой! Слава армии родной!»
Праздник организован с участием родителей....
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе на тему: «Слава доброй старине, Слава Русской стороне».
Конспекткомплексного занятия в подготовительной группена тему: «Слава доброй старине, Слава Русской стороне»....
Утренник в ДОУ, к 70 летию Великой Победы "Славься, славься День Победы"
Утренник в Доу. Для детей старшего дошкольного возраста."Славься, славься День Победы".Утренник посвящён 70 летию Победы. Стихи, песни и танцы,инценировки по теме....
Конспект ООД познавательное развитие "Слава русской старине, слава нашей стороне"
ООД в подготовительной группе было проведено для педсовета на тему "Патриотическое воспитание дошкольников". Занятие стало итогом проектной деятельности по ознакомлению детей с родным городом, его ист...
Спортивный праздник с детьми первой младшей и второй младшей группы, посвящённый дню Победы. «Славься, славься день Победы»
Воспитывать прилежание, желание помогать близкому.Создать условия для формирования чувства патриотизма, гордости за Великую Победу, уважение к ветеранам....