«Современные методы и приёмы стимулирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)
«Современные методы и приёмы стимулирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Повысить компетентность педагогов, поделиться методами и приёмами стимулирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста.
Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, который начинается с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с ребёнком, что является предпосылкой речевых форм коммуникации. Интенсивное становление речевой активности происходит в раннем возрасте от одного года до трёх лет. В этот период нужно стимулировать его речевую активность, чтобы ребёнок мог самостоятельно пользоваться словами.
Очень хорошо, когда помогает в становлении речи ребёнку воспитатель, логопед и родитель в сотрудничестве друг с другом.
К сожалению, в последние годы возросла проблема задержки речевого развития, она является актуальной. Ребёнок уделяет много времени компьютеру, телевизору пренебрегая живому общению. Родителям бывает удобно, что ребёнок не задаёт лишних вопросов, не требует объяснений. И тогда кто, как не педагог обязан взять на себя основную роль в общении с детьми. И кто как не мы обязаны владеть культурой речи. Речь педагога служит образцом, который воспринимает ребёнок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще.
Набирая группу детей от 1 г 7 м до 3 лет, столкнулась с низким уровнем речевой активности детей, обнаружились проблемы:
- речь детей отстаёт от нормативного уровня развития речи, т. е. ребёнок не может перейти от лепета к словам;
- всё понимают, но не разговаривают;
- не умеют играть с игрушками;
- не рассматривают книги;
- не умеют слушать сказки, воспитателя;
- отсутствует желание повторять слова и предложения, на просьбу повторить молчат;
- некоторым детям всё равно понимают его или нет.
Возможные причины этих проблем:
- слабое здоровье детей;
- дети с нарушением речи;
- мало «живого» общения родителей с детьми и другими людьми.
С первых дней пребывания детей в детском саду, перед собой поставила цель и ряд задач, как организовать работу по стимулированию речевой активности, чтобы детям было, интересно и в то же время работа была, эффективной.
Я поставила цель:
Создать условия для стимулирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста с помощью различных игровых методов и приёмов.
Поставила задачи:
- Повышение своей профессиональной компетентности в вопросах речевого развития дошкольников;
- Установить эмоциональный контакт с ребёнком;
- Развивать навыки речевого общения;
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать слуховое, зрительное восприятие;
- Развивать подвижность органов артикуляции, развивать дыхание;
- Участие родителей в речевом воспитании детей;
- Следить за своей речью и за речью младшего воспитателя.
Задачи стимулирования речи детей я решаю в любые удобные для общения отрезки времени в режиме дня (на всех видах НОД, на прогулке, в процессе самостоятельной деятельности детей).
Чтобы успешно решать задачи по стимулированию речи я создаю необходимые условия:
- внимательно и заинтересованно выслушиваю ребёнка, много говорю сама, вовлекаю детей в разговор на определённую тему;
- помогаю ребёнку вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми.
В своей работе я замечаю, что когда я проявляю заинтересованность и внимательно выслушиваю малыша, то он старается сказать что-то ещё, чтобы удержать моё внимание.
С малышами я говорю обо всём, что находится в поле их внимания и вызывает интерес, о том, что мы будем наблюдать. Это может быть новая книга, принесённая кем-то из детей, или красивая игрушка, новое платье или футболка и т.д. В каждой совместной деятельности стараюсь предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекают его в речевую коммуникацию.
Утром, когда я встречаю детей, я спрашиваю, не замёрзли ли они, на чём они приехали, кого они видели по дороге в детский сад. Во время умывания, завтрака, игр, когда рассматриваем картинки, иллюстрации к книжкам, когда провожу НОД, когда дети рисуют, лепят, сооружают постройки из строительного материала, я всё время говорю.
Большую роль в стимулировании речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью стимулирование речевых способностей каждого ребёнка.
Вся работа по стимулированию речевой активности младшего возраста достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов. На экран выведены классические методы стимулирования речевой активности.
Наглядные методы: Постоянно наблюдаем за живыми объектами - кошкой, птицей, насекомыми и т. д.; ведём наблюдения в природе; экскурсии на участок соседней группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения. Рассматривание игрушек, предметов, картин.
Практические методы: Применяем дидактические игры и упражнения, пальчиковые игры, хороводные, игры – драматизации, инсценировки, игры – сюрпризы, игры с правилами.
Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.
Так же оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 1,7-3 летнего возраста, мне помогают современные приёмы стимулирования речевой активности.
Приёмы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста:
1. Диалог-образец.
2. Разговор с самим собой.
3. Параллельный разговор.
4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.
5. Распространение.
6. Использование малых форм фольклора.
7. Звукоподражание.
8. Упражнения на развитие речевого дыхания.
9. Выбор.
10. Поручения.
11. Опосредованное общение.
12. Продуктивные виды деятельности.
13. Замещение.
14. Музыкальные игры.
15. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук.
16. Пескотерапия.
17. Игровой приём.
Поговорим о них более подробно.
1. Диалог-образец.
Здесь речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.
– Что я взяла? – Мяч.
– Что это такое? – Мяч.
– Что положила? – Мяч. И т. д.
Ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Учим детей выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых. Этот приём развивают инициативную речь ребёнка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
2. Разговор с самим собой.
Например, когда тот или иной ребёнок находится недалеко от меня, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, начинаю говорить вслух о том, что вижу, слышу, думаю, чувствую. Я проговариваю вслух, что я вижу или слышу. При этом ребёнок находится рядом. «Где кубики?», «Вот кубики», «Кубики в корзине», «Лиза будет играть в кубики?» и т. п. При этом, важно говорить медленно (не растягивая слова) и отчётливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка. Например: «Где кукла?», «Я вижу куклу», «Кукла в коляске» и т. п.
3. Параллельный разговор.
Этот приём отличается от предыдущего тем, что описываются все действия ребёнка: что он видит, слышит, трогает «Видишь машинку?» «Слышишь самолёт?». Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребёнку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.
4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.
Этим приёмом помогаем ребёнку освоить ситуативную речь. Этот приём состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими», непонимающими. Например, если ребёнок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно и даём ему… не ту игрушку. Первой реакцией ребёнка будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребёнка назвать нужную ему игрушку. В подобных ситуациях ребёнок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.
5. Распространение.
Продолжаем и дополняем всё сказанное ребёнком, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он нас слышит. Например: Ребёнок: «Цветок». Взрослый: «Цветок очень красивый», «Цветок нужно поливать водой». Отвечая ребёнку распространёнными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью.
6. Эффективный приём в работе с детьми младшего возраста – это использование малых форм фольклора. Используем народные игры, игровые песни, потешки, стихи, всё это в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идёт коза рогатая…”, “Пошёл котик на торжок”, “Чики – чики - чикалочки”. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
7. Звукоподражание - эффективный приём активизации речи детей. Используем картинки на звукоподражание, например, поезд едет – чух – чух – чух; петушок поёт - ку - ка – ре - ку; часы идут – тик – так, используем дидактические кубики на звукоподражание, карточки – бормоталки и т. д.
8. В своей работе с малышами использую упражнения на развитие речевого дыхания: «Накорми смешариков», «Осенний листопад», «Трубочка звучи», «Мыльные пузыри» и другие упражнения, способствующие выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию. Их можно использовать как в НОД по развитию речи, так и в режимных моментах.
9. Выбор.
Это ещё один приём – предоставляем возможность выбора ребёнку. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и само ценности. Например: «Тебе большой или маленький мяч?», «Ты хочешь играть с конструктором или машиной?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.
10. Поручения.
Мы обращаемся к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай, пожалуйста куклу…».
11. Опосредованное общение.
Используя данный приём, способствуем развитию восприятия и активизации речи детей. Опосредованное общение через игрушку создаёт непринужденную обстановку, что очень важно для развития речевой коммуникации, а также вызывает повышенный интерес к ознакомлению с новым предметом, обогащает речевые средства, ускоряет появление самостоятельной инициативной речи у детей. Использование данного приёма состоит в следующем. В отличие от вышеперечисленных приёмов игрушка привлекается воспитателем не для ознакомления с ней, а для того, чтобы организовать с её помощью общение с детьми. Игрушкой можно использовать различные приёмы: рассматривать предмет или выполнять действия от имени игрушки, и дети отвечают не воспитателю, а игрушке. Содержанием опосредованного разговора может быть знакомство с правилами поведения, трудовые поручения, помощь, игра. Опосредованный через игрушку разговор с детьми можно использовать в НОД и режимных моментах.
12. Продуктивные виды деятельности.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование (конструкторы ЛЕГО) способствуют появлению речевой активности ребёнка. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются чёткие образы и понятия, активизируется речь. Проблемные ситуации, возникающие во время данных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш, вынуждают ребёнка просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу). И здесь же присутствует приём выбора.
13. Замещение. Дети к трём годам способны представить себя самолётом, кошечкой, зайчиком, мишкой и т.д. Как магическое заклинание для них звучат слова «Представь, что мы - мишки. Сейчас мы пойдём по лесной полянке». Такая игровая форма развивает у ребёнка способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать, сопереживать. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры и хорошими стимуляторами речевой активности.
14. Музыкальные игры. Шумовые инструменты, хороводные игры «Каравай», «Ёж», «Пузырь» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Мы часто предоставляем нашим детям возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов. Огромную пользу нашим детям приносят встречи с Татьяной Леонидовной в музыкальном зале, с Анжеллой Николаевной у нас в группе.
15. Игры и упражнения с движениями, движениями кистей и пальцев рук (пальчиковая гимнастика, логоритмика) стимулируют процесс речевого развития ребёнка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры рекомендую применять в работе с детьми во всех возрастных группах. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речь детей, развивают кисти рук.
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В структуру логоритмики тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — развитию речи. Поэтому в своей работе применяю использование логоритмики.
16. Пескотерапия - это игра с песком как способ развития ребёнка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходили именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищёнными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряжённость. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми младшего дошкольного возраста, так как игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.
17. Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой приём. Этот приём предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приёмы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребёнка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.
Таким образом, все методы и приёмы, которые я использую, для стимулирования речевой активности, считаю эффективными.
Результатом моей работы станет:
- Активизация, пополнение словарного запаса у воспитанников;
- Произойдёт развитие мыслительных процессов;
- Выражение эмоций детей с помощью речи;
- Станут более общительными со сверстниками и взрослыми;
- Улучшение мелкой моторики;
- Развитие подвижности органов артикуляции и дыханя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta.docx | 36.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные методы и приёмы стимулирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Повысить компетентность педагогов, поделиться методами и приёмами стимулирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста.
Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, который начинается с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с ребёнком, что является предпосылкой речевых форм коммуникации. Интенсивное становление речевой активности происходит в раннем возрасте от одного года до трёх лет. В этот период нужно стимулировать его речевую активность, чтобы ребёнок мог самостоятельно пользоваться словами.
Очень хорошо, когда помогает в становлении речи ребёнку воспитатель, логопед и родитель в сотрудничестве друг с другом.
К сожалению, в последние годы возросла проблема задержки речевого развития, она является актуальной. Ребёнок уделяет много времени компьютеру, телевизору пренебрегая живому общению. Родителям бывает удобно, что ребёнок не задаёт лишних вопросов, не требует объяснений. И тогда кто, как не педагог обязан взять на себя основную роль в общении с детьми. И кто как не мы обязаны владеть культурой речи. Речь педагога служит образцом, который воспринимает ребёнок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще.
Набирая группу детей от 1 г 7 м до 3 лет, столкнулась с низким уровнем речевой активности детей, обнаружились проблемы:
- речь детей отстаёт от нормативного уровня развития речи, т. е. ребёнок не может перейти от лепета к словам;
- всё понимают, но не разговаривают;
- не умеют играть с игрушками;
- не рассматривают книги;
- не умеют слушать сказки, воспитателя;
- отсутствует желание повторять слова и предложения, на просьбу повторить молчат;
- некоторым детям всё равно понимают его или нет.
Возможные причины этих проблем:
- слабое здоровье детей;
- дети с нарушением речи;
- мало «живого» общения родителей с детьми и другими людьми.
С первых дней пребывания детей в детском саду, перед собой поставила цель и ряд задач, как организовать работу по стимулированию речевой активности, чтобы детям было, интересно и в то же время работа была, эффективной.
Я поставила цель:
Создать условия для стимулирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста с помощью различных игровых методов и приёмов.
Поставила задачи:
- Повышение своей профессиональной компетентности в вопросах речевого развития дошкольников;
- Установить эмоциональный контакт с ребёнком;
- Развивать навыки речевого общения;
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать слуховое, зрительное восприятие;
- Развивать подвижность органов артикуляции, развивать дыхание;
- Участие родителей в речевом воспитании детей;
- Следить за своей речью и за речью младшего воспитателя.
Задачи стимулирования речи детей я решаю в любые удобные для общения отрезки времени в режиме дня (на всех видах НОД, на прогулке, в процессе самостоятельной деятельности детей).
Чтобы успешно решать задачи по стимулированию речи я создаю необходимые условия:
- внимательно и заинтересованно выслушиваю ребёнка, много говорю сама, вовлекаю детей в разговор на определённую тему;
- помогаю ребёнку вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми.
В своей работе я замечаю, что когда я проявляю заинтересованность и внимательно выслушиваю малыша, то он старается сказать что-то ещё, чтобы удержать моё внимание.
С малышами я говорю обо всём, что находится в поле их внимания и вызывает интерес, о том, что мы будем наблюдать. Это может быть новая книга, принесённая кем-то из детей, или красивая игрушка, новое платье или футболка и т.д. В каждой совместной деятельности стараюсь предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекают его в речевую коммуникацию.
Утром, когда я встречаю детей, я спрашиваю, не замёрзли ли они, на чём они приехали, кого они видели по дороге в детский сад. Во время умывания, завтрака, игр, когда рассматриваем картинки, иллюстрации к книжкам, когда провожу НОД, когда дети рисуют, лепят, сооружают постройки из строительного материала, я всё время говорю.
Большую роль в стимулировании речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью стимулирование речевых способностей каждого ребёнка.
Вся работа по стимулированию речевой активности младшего возраста достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов. На экран выведены классические методы стимулирования речевой активности.
Наглядные методы: Постоянно наблюдаем за живыми объектами - кошкой, птицей, насекомыми и т. д.; ведём наблюдения в природе; экскурсии на участок соседней группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения. Рассматривание игрушек, предметов, картин.
Практические методы: Применяем дидактические игры и упражнения, пальчиковые игры, хороводные, игры – драматизации, инсценировки, игры – сюрпризы, игры с правилами.
Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.
Так же оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 1,7-3 летнего возраста, мне помогают современные приёмы стимулирования речевой активности.
Приёмы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста:
1. Диалог-образец.
2. Разговор с самим собой.
3. Параллельный разговор.
4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.
5. Распространение.
6. Использование малых форм фольклора.
7. Звукоподражание.
8. Упражнения на развитие речевого дыхания.
9. Выбор.
10. Поручения.
11. Опосредованное общение.
12. Продуктивные виды деятельности.
13. Замещение.
14. Музыкальные игры.
15. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук.
16. Пескотерапия.
17. Игровой приём.
Поговорим о них более подробно.
1. Диалог-образец.
Здесь речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.
– Что я взяла? – Мяч.
– Что это такое? – Мяч.
– Что положила? – Мяч. И т. д.
Ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Учим детей выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых. Этот приём развивают инициативную речь ребёнка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
2. Разговор с самим собой.
Например, когда тот или иной ребёнок находится недалеко от меня, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, начинаю говорить вслух о том, что вижу, слышу, думаю, чувствую. Я проговариваю вслух, что я вижу или слышу. При этом ребёнок находится рядом. «Где кубики?», «Вот кубики», «Кубики в корзине», «Лиза будет играть в кубики?» и т. п. При этом, важно говорить медленно (не растягивая слова) и отчётливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка. Например: «Где кукла?», «Я вижу куклу», «Кукла в коляске» и т. п.
3. Параллельный разговор.
Этот приём отличается от предыдущего тем, что описываются все действия ребёнка: что он видит, слышит, трогает «Видишь машинку?» «Слышишь самолёт?». Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребёнку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.
4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.
Этим приёмом помогаем ребёнку освоить ситуативную речь. Этот приём состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими», непонимающими. Например, если ребёнок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно и даём ему… не ту игрушку. Первой реакцией ребёнка будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребёнка назвать нужную ему игрушку. В подобных ситуациях ребёнок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.
5. Распространение.
Продолжаем и дополняем всё сказанное ребёнком, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он нас слышит. Например: Ребёнок: «Цветок». Взрослый: «Цветок очень красивый», «Цветок нужно поливать водой». Отвечая ребёнку распространёнными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью.
6. Эффективный приём в работе с детьми младшего возраста – это использование малых форм фольклора. Используем народные игры, игровые песни, потешки, стихи, всё это в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идёт коза рогатая…”, “Пошёл котик на торжок”, “Чики – чики - чикалочки”. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
7. Звукоподражание - эффективный приём активизации речи детей. Используем картинки на звукоподражание, например, поезд едет – чух – чух – чух; петушок поёт - ку - ка – ре - ку; часы идут – тик – так, используем дидактические кубики на звукоподражание, карточки – бормоталки и т. д.
8. В своей работе с малышами использую упражнения на развитие речевого дыхания: «Накорми смешариков», «Осенний листопад», «Трубочка звучи», «Мыльные пузыри» и другие упражнения, способствующие выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию. Их можно использовать как в НОД по развитию речи, так и в режимных моментах.
9. Выбор.
Это ещё один приём – предоставляем возможность выбора ребёнку. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и само ценности. Например: «Тебе большой или маленький мяч?», «Ты хочешь играть с конструктором или машиной?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.
10. Поручения.
Мы обращаемся к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай, пожалуйста куклу…».
11. Опосредованное общение.
Используя данный приём, способствуем развитию восприятия и активизации речи детей. Опосредованное общение через игрушку создаёт непринужденную обстановку, что очень важно для развития речевой коммуникации, а также вызывает повышенный интерес к ознакомлению с новым предметом, обогащает речевые средства, ускоряет появление самостоятельной инициативной речи у детей. Использование данного приёма состоит в следующем. В отличие от вышеперечисленных приёмов игрушка привлекается воспитателем не для ознакомления с ней, а для того, чтобы организовать с её помощью общение с детьми. Игрушкой можно использовать различные приёмы: рассматривать предмет или выполнять действия от имени игрушки, и дети отвечают не воспитателю, а игрушке. Содержанием опосредованного разговора может быть знакомство с правилами поведения, трудовые поручения, помощь, игра. Опосредованный через игрушку разговор с детьми можно использовать в НОД и режимных моментах.
12. Продуктивные виды деятельности.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование (конструкторы ЛЕГО) способствуют появлению речевой активности ребёнка. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются чёткие образы и понятия, активизируется речь. Проблемные ситуации, возникающие во время данных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш, вынуждают ребёнка просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу). И здесь же присутствует приём выбора.
13. Замещение. Дети к трём годам способны представить себя самолётом, кошечкой, зайчиком, мишкой и т.д. Как магическое заклинание для них звучат слова «Представь, что мы - мишки. Сейчас мы пойдём по лесной полянке». Такая игровая форма развивает у ребёнка способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать, сопереживать. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры и хорошими стимуляторами речевой активности.
14. Музыкальные игры. Шумовые инструменты, хороводные игры «Каравай», «Ёж», «Пузырь» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Мы часто предоставляем нашим детям возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов. Огромную пользу нашим детям приносят встречи с Татьяной Леонидовной в музыкальном зале, с Анжеллой Николаевной у нас в группе.
15. Игры и упражнения с движениями, движениями кистей и пальцев рук (пальчиковая гимнастика, логоритмика) стимулируют процесс речевого развития ребёнка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры рекомендую применять в работе с детьми во всех возрастных группах. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речь детей, развивают кисти рук.
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В структуру логоритмики тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — развитию речи. Поэтому в своей работе применяю использование логоритмики.
16. Пескотерапия - это игра с песком как способ развития ребёнка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходили именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищёнными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряжённость. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми младшего дошкольного возраста, так как игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.
17. Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой приём. Этот приём предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приёмы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребёнка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.
Таким образом, все методы и приёмы, которые я использую, для стимулирования речевой активности, считаю эффективными.
Результатом моей работы станет:
- Активизация, пополнение словарного запаса у воспитанников;
- Произойдёт развитие мыслительных процессов;
- Выражение эмоций детей с помощью речи;
- Станут более общительными со сверстниками и взрослыми;
- Улучшение мелкой моторики;
- Развитие подвижности органов артикуляции и дыханя.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
Сообщение из опыта работы
«Современные методы и приёмы стимулирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
2022г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании о методах и приемах стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста; памятка для родителей "Почитайте детям"
Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых...
«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»...
"Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста"
Проблема задержки речевого развития. Из опыта работы....
Консультация для воспитателей ДОУ «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становле...
Журнал самообразования Тема: "Стимулирование речевой активности детей младшего возраста"
Журнал самообразования Тема: "Стимулирование речевой активности детей младшего возраста"...
Сообщение на педагогическом совете «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Сообщение на педагогическом совете «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»...