Программа взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию
рабочая программа
Программа взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 33
Программа взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся дошкольного возраста
по нравственно-патриотическому воспитанию
на 2018 – 2021 гг.
Составитель: Александрова Е.С.
воспитатель
г. Североуральск, 2018 год
Содержание
1 | Пояснительная записка | стр. 3 |
1.1 | Общие сведения о Программе | стр. 3 |
1.2 | Цели и задачи Программы | стр. 5 |
2 | Содержание Программы | стр. 6 |
3 | Система мониторинга результативности реализации Программы | стр.12 |
3.1 | Экспертный лист для оценки взаимодействия с семьей на конкретном мероприятии или тематической неделе | стр.12 |
3.2 | Экспертный лист для оценки компетентности педагога по взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся | стр.13 |
3.3 | Экспертный лист для оценки взаимодействия ДОУ с семьей по реализации нравственно-патриотического воспитания посредством анкетирования родителей | стр.14 |
4 | Приложения | стр.16 |
4.1 | Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Средняя группа | стр.16 |
4.2 | Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Старшая группа | стр.17 |
4.3 | Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Подготовительная к школе группа | стр.18 |
4.4 | Анкетирование для изучения потребительского спроса на услуги дошкольного образовательного учреждения и изучения компетентности родителей в вопросах воспитания дошкольников | стр.19 |
4.5 | Анкетирование для изучения компетентности родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников | стр.22 |
4.6 | Игры | стр.24 |
4.7 | Задания для совместного выполнения с родителями (законными представителями) обучающихся | стр.27 |
Литература | стр.30 |
- Пояснительная записка
1.1 Общие сведения о Программе
«В семейном кругу мы с Вами растем,
Основа основ родительский дом,
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты выходишь из семьи»,
В нашей стране в последние годы произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, её культуре и национальным традициям. Многие молодые семьи не знают своих «корней» и, следовательно, не могут рассказать о них своим детям, отмечается разрыв связи поколений.
В связи с этим происходит переосмысление сущности нравственно - патриотического воспитания: идея воспитания нравственности, патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Дошкольный возраст является решающим в создании фундамента физического, психического и нравственного здоровья; патриотическое воспитание, решение проблемы раннего формирования в сознании и чувствах дошкольников социально значимых патриотических ценностей и взглядов становится приоритетным направлением в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Определено содержание знаний и представлений обучающихся дошкольного возраста в рамках патриотического воспитания (М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, А.А. Анциферова и др.), а также условия, необходимые для формирования патриотических чувств (П.М. Якобсон, А.Г. Ковалев, Т.И. Репина). В этом аспекте были проведены и психологические исследования в области формирования моральных чувств как результата специального воздействия на эмоциональную сферу ребенка (А.В.Запорожец, Н.А. Менчинская, З.Я. Ибрагимова).
Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания, охватывают более широкий спектр вопросов, связанных с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка и гражданской позиции (Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О. А. Князева, С.Е. Шукшина), восприятия детьми мира предметов (О. В. Дыбина) и др.
Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся является одной из важных задач дошкольного образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.
Патриотизм, применительно к обучающимся старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Анализируя работы современных исследователей (Л. В. Кокуевой, Т. Н. Антоновой, Т. Т. Зубовой, Е. П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ нравственности и патриотизма охватывает более широкий круг задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у дошкольника любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача дошкольного образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности обучающегося с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание семейных ценностей, традиций, обычаев.
Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей (законных представителей) обучающихся в жизни детского сада помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, и к каждому нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие детского мира от мира взрослых; преодолеть авторитарное отношение к дошкольнику; относиться к нему, как равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны обучающегося и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях дошкольника и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить инициативу или запугать.
Для воспитания и формирования личности обучающегося необходимо сотрудничество и взаимодействие педагогов с семьей, так как взаимодействие с семьей и дошкольного образовательного учреждения играет важную роль в развитии обучающегося и обеспечении преемственности.
1.2 Цели и задачи Программы
Главной задачей взаимодействия педагогов ДОУ с родителями является установление партнерских отношений, которые позволяют объединить усилия для воспитания детей и создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- родители (законные представители) и педагоги являются партнерами в обучении и воспитании обучающихся;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач обучения и воспитания обучающихся;
- помощь, уважение и доверие к дошкольнику, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Цель Программы: объединение усилий семьи и дошкольного образовательного учреждения для нравственно – патриотического воспитания и развития обучающихся дошкольного возраста.
Задачи:
- Повысить педагогическую компетентность родителей (законных представителей) обучающихся в вопросе нравственно-патриотического воспитания;
- Оказать практическую помощь в воспитании нравственных и патриотических чувств у обучающихся дошкольного возраста;
- Способствовать активному участию родителей (законных представителей) в жизнедеятельности обучающихся в дошкольном образовательном учреждении, в совместных мероприятиях, проводимых в ДОУ;
- Привлечь родителей (законных представителей) обучающихся к пропаганде положительного опыта семейного воспитания по формированию нравственных и патриотических качеств.
- Содержание программы
Программа рассчитана на три года – три возрастных группы обучающихся дошкольного возраста: среднюю, старшую и подготовительную к школе группы.
Содержание программы представлено двумя блоками:
1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей) обучающихся. Педагоги дошкольного образовательного учреждения изучают специфику семейного воспитания, уровень педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся, составляют социально-демографический паспорт семей, анализируют полученные данные, а затем организуют общие и групповые родительские собрания, устные и письменные консультации в родительском уголке, мастер-классы.
2. Включение родителей (законных представителей) обучающихся в деятельность группы и дошкольного образовательного учреждения. Педагоги ДОУ реализуют проекты, проводят практические занятия, организуют работу творческих групп по интересам, круглые столы, конкурсы, совместные развлечения, творческие домашние задания и др. по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в семье.
Условно в течение трех лет взаимодействие проходит 3 ступени:
1 ступень – «Давайте познакомимся!»;
2 ступень - «Дом – в котором я живу»;
3 ступень - «Детский сад и семья – единое пространство детства».
Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи обучающегося дошкольного образовательного учреждение по нравственно – патриотическому воспитанию:
- Принцип целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
- Принцип гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
- Принцип деятельного подхода – любые знания приобретаются обучающимися во время активной деятельности;
- Принцип интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
- Принцип культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
- Принцип возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом обучающихся.
Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данной работы:
- Семья, хранящая и прививающая дошкольникам духовную культуру родного народа;
- Историческое единство русского народа;
- Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.
В процессе реализации работы внимание акцентируются на решении следующих социально важных проблем:
- Внешний и внутренний «портреты» обучающегося, физическое и духовное начало в нем;
- Достоинство, смысл и величие жизни человека;
- Человек в общении с другими людьми, значение как основы человеческих взаимоотношений;
- Деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу;
- Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.
Условия, которые необходимы для реализации этой работы:
- Создание специальной обстановки для успешной социализации обучающихся;
- Учет уровня развития и воспитанности обучающегося, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
- Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;
- Динамичность работы;
- Учет возрастных и психолого-физиологических особенностей обучающегося;
- Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;
- Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
- Становление высоконравственных, этических норм поведения.
Каждая ступень программы подразумевает формирование определённых педагогических компетенций по нравственно – патриотическому воспитанию у родителей (законных представителей) обучающихся:
1 ступень - «Давайте познакомимся!»
Задачи:
- Формировать знания о семье в системе нравственно-патриотического воспитания обучающихся дошкольного возраста;
- Изучить микросоциум в системе нравственно-патриотического воспитания обучающихся дошкольного возраста.
Результатом первой ступени является формирование доверительных отношений родителей (законных представителей) обучающихся к педагогам и сотрудникам дошкольного образовательного учреждения. Родители (законные представители) адекватно реагируют на рекомендации педагогов, прилагают усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач нравственно – патриотического воспитания обучающихся. Важно объединить усилия семьи и дошкольного образовательного учреждения в совместных действиях по воспитанию, обучению, коррекции уровня развития; раскрыть возможности совместной работы. Опорой во взаимодействии семьи и воспитателя на данном этапе является дифференцированный подход к каждой семье.
В установлении контактов важно исследовать психолого-педагогическую грамотность родителей (законных представителей) обучающихся; отношение к источникам информации; динамику в детско-родительских отношениях; а также выявить семейные ценности; знать, чего хотят и чего ждут родители (законные представители) обучающихся от дошкольного образовательного учреждения для себя и для дошкольника, какие формы сотрудничества предпочитают. Анкетирование также оказывает помощь в установлении контактов. Тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей (законных представителей) обучающихся дает возможность целенаправленно взаимодействовать, выбирать оптимальные варианты сотрудничества.
Цель: формирование у родителей (законных представителей) обучающихся понятия значимости семейного воспитания, доверительных отношений с педагогами дошкольного образовательного учреждения, основ педагогических знаний в вопросах воспитания обучающихся дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- Доверительные отношения родителей (законных представителей) обучающихся к сотрудникам дошкольного образовательного учреждения;
- Участие родителей (законных представителей) обучающихся в мероприятиях, проводимых в дошкольном образовательном учреждении;
- Заинтересованность в совместной работе по воспитанию обучающихся дошкольного возраста.
(См. приложение 4.1 «Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Средняя группа»).
2 ступень - «Дом, в котором я живу»
Задачи:
- Изучить социальную сферу в системе нравственно-патриотического воспитания обучающихся дошкольного возраста;
- Формировать знания о роли изучения природы родного края как средстве нравственно-патриотического воспитания обучающихся дошкольного возраста.
Результатом второй ступени может быть осознание родителями (законными представителями) обучающихся необходимости формирования у дошкольников чувства патриотизма и любви к своему краю, городу, стране. Важно: активное участие родителей в реализации образовательных проектов по истории родного края, природном богатстве края и страны в целом; проявление заинтересованности родителей в оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОУ по направлению нравственно–патриотическое воспитание.
(См. приложение 4.2 «Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Старшая группа»).
Цель: формирование представлений о роли семейных традиций и традиций страны в процессе воспитания любви и уважения к близким людям, любви к природе, к родному краю; понимания важной роли совместного детско-родительского творчества; понимания важности воспитания гордости за героическое прошлое нашей Родины.
Ожидаемые результаты:
- Становление и укрепление семейных традиций;
- Активное участие родителей (законных представителей) обучающихся в творческой деятельности дошкольного образовательного учреждения (оформление выставок, участие родителей в оформлении и облагораживании территории и др.);
- Осознание родителями (законными представителями) обучающихся необходимости нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
3 ступень - «Детский сад и семья – единое пространство детства»
Задачи:
- Формировать знания родителей (законных представителей) об историческом прошлом страны и родного края в системе нравственно-патриотического воспитания обучающихся дошкольного возраста;
- Изучить культуру и традиции своей страны, родного края в системе нравственно-патриотического воспитания обучающихся дошкольного возраста.
Эта ступень заключительная, она определяет, сложилось ли сообщество родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов, которое направляет свою деятельность на развитие обучающихся дошкольного возраста. Важно: форма взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения наполняется новым содержанием, а именно: родители (законные представители) обучающихся становятся участниками педагогического процесса, они задействованы в процессе изнутри.
Распределяя работу по сотрудничеству с родителями (законными представителями) на три года пребывания обучающихся в дошкольном образовательном учреждении, можно определить цели этого процесса и ожидаемые результаты в конце каждого года.
Цель: формирование у родителей (законных представителей) обучающихся понимание важности сотрудничества семьи и дошкольного образовательного учреждения в воспитании нравственно-патриотических чувств дошкольников; привлечение родителей (законных представителей) к реализации образовательных проектов, к активному участию во всех мероприятиях дошкольного образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты:
- Осознание родителями (законными представителями) обучающихся важности сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения.
- Активное участие родителей в реализации проектов и создании новых проектов, в совместной творческой деятельности.
(См. приложение 4.3 «Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Подготовительная к школе группа»).
Формы и методы работы с родителями
Для реализации поставленных задач используются активные формы и методы работы с родителями:
- анкетирование (см. приложения 4.4 и 4.5); тестирование;
- консультации;
- вечера – развлечения, досуги;
- творческие мастерские (поделки, стенгазеты, книжки – малышки);
- мастер – класс;
- интервьюирование;
- фоторепортажи, фотомонтаж;
- папки-передвижки;
- памятки, буклеты;
- использование коммуникативных ресурсов;
- проектная деятельность;
- создание мини музеев;
- народные игры.
- Система мониторинга результативности реализации Программы
3.1 Экспертный лист для оценки взаимодействия с семьей на конкретном мероприятии или тематической неделе
Дата проведения | Количество родителей, пожелавших участвовать в мероприятии, % | Количество родителей, участвовавших в мероприятии, % | Количество родителей, проявивших активность, % | Количество родителей, выступивших с инициативой, % | ||
До мероприятия | В ходе мероприятия | После мероприятия | ||||
04.09.18 | 86% | 92% | 38% | 24% | 50% | 26% |
07.10.18 | 82% | 86% | 58% | 32% | 42% | 26% |
23.11.18 | 68% | 76% | 42% | 30% | 48% | 22% |
12.12.18 | 54% | 66% | 32% | 26% | 38% | 36% |
21.02.18 | 38% | 64% | 26% | 40% | 32% | 28% |
06.03.18 | 52% | 68% | 56% | 20% | 42% | 38% |
09.04.18 | 88% | 84% | 38% | 26% | 42% | 32% |
22.05.18 | 56% | 74% | 32% | 28% | 36% | 36% |
05.06.19 | 44% | 48% | 28% | 32% | 48% | 20% |
05.09.19 | 56% | 58% | 38% | 34% | 30% | 36% |
22.10.19 | 46% | 62% | 26% | 32% | 32% | 36% |
21.11.19 | 68% | 84% | 36% | 26% | 36% | 38% |
20.12.19 | 64% | 72% | 58% | 32% | 42% | 26% |
21.01.20 | 48% | 52% | 38% | 30% | 48% | 22% |
18.02.20 | 68% | 76% | 34% | 36% | 30% | 34% |
05.03.20 | 56% | 68% | 42% | 24% | 48% | 28% |
14.04.20 | 58% | 74% | 40% | 32% | 42% | 26% |
18.05.20 | 74% | 82% | 38% | 40% | 32% | 28% |
06.09.20 | 70% | 84% | 26% | 32% | 46% | 22% |
18.10.20 | 67% | 78% | 52% | 24% | 38% | 38% |
24.11.20 | 82% | 90% | 46% | 38% | 34% | 28% |
21.12.20 | 76% | 82% | 44% | 30% | 48% | 22% |
18.01.21 | 68% | 80% | 38% | 26% | 52% | 22% |
21.02.21 | 72% | 86% | 32% | 25% | 50% | 25% |
06.04.21 | 74% | 88% | 52% | 32% | 38% | 20% |
18.05.21 | 82% | 90% | 32% | 24% | 38% | 38% |
21.05.21 | 80% | 86% | 42% | 28% | 48% | 26% |
26.05.21 | 88% | 96% | 34% | 26% | 38% | 36% |
3.2 Экспертный лист для оценки компетентности педагога по взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся
Педагог Александрова Елена Сергеевна
Стаж педагогической деятельности 9 лет
Квалификационная категория соответствие занимаемой должности
Вид мониторинга | Информирует родителей заранее о предстоящем мероприятии | Умеет заинтересовать родителей (наглядно и вербально). | Использует разнообразные средства для привлечения родителей | Показывает родителями важность мероприятия или темы для конкретного обучающегося | Привлекает родителей к планированию мероприятий | Привлекает родителей к участию в мероприятиях | Общее количество баллов |
первичный | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 10 |
промежуточный | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 13 |
итоговый | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
Всего баллов | 8 | 7 | 6 | 7 | 6 | 7 | 41 |
Всегда – 3 балла, чаще всего – 2 балла, иногда – 1 балл, никогда – 0 баллов. Сумма баллов позволяет определить «проблемные поля» во взаимодействии педагога с родителями (законными представителями) обучающихся. При проведении троекратного мониторинга сумма баллов 7 – 9 по каждому критерию свидетельствует о высокой компетентности педагога во взаимодействии с родителями; 4 – 6 баллов – о средней; до 4 баллов – о низкой компетентности.
3.3 Экспертный лист для оценки взаимодействия ДОУ с семьей по реализации нравственно-патриотического воспитания посредством анкетирования родителей
Ф. И. О. родителя | Проявляет интерес к патриотическому воспитанию | Желает принять активное участие в реализации | Осознает значимость для своего ребенка | Определяет значимость для самого себя | Знает интересы своего ребенка | Знает потребности своего ребенка | Знает возможности своего ребенка | Всего баллов |
1. Гаврилюк Е. Н. | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 12 |
2. Гусева И. В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 12 |
3 Зайцева Ю. Н. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 10 |
4 Зыкова Л. Р. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 10 |
5 Исакова Ю. С. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 11 |
6 Карпенко Т. С. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 16 |
7 Кайгородова М. Ю. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 |
8 Кошевая Е. С. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 17 |
9 Максимова Н. Р. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 16 |
10 Максимова М. В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 |
11 Михайлова Е. М. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 10 |
12 Нагорнова И. С. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 11 |
13 Палехова М. С. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 10 |
14 Петров В. И. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 12 |
15 Семенихина В. В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 12 |
16 Смирнов В. Н. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 10 |
17 Шарпаева Ю. Ю. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 12 |
По каждому критерию выставляется оценка от 0 до 3 баллов. Сумма баллов от 10 до 24 баллов показывает высокую заинтересованность родителя, активность, стремление к сотрудничеству.
Для изучения потребительского спроса на услуги детского сада и изучения компетентности родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников проводится анкетирование родителей на момент поступления ребёнка в ДОУ и период адаптации и по окончании каждого учебного года.
Таким образом, представленная Программа нравственно-патриотического воспитания позволит обеспечить:
- формирование у родителей (законных представителей) обучающихся мотива сотрудничества с ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
- повышение педагогического и гражданского сознания родителей (законных представителей) обучающихся;
- овладение родителями (законными представителями) обучающихся знаниями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
- активное включение родителей (законных представителей) обучающихся в работу ДОУ по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников;
- осознание родителями необходимости и значимости работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
Семьи имеют возможность получать квалифицированную консультативную помощь педагогов. Родители (законные представители) обучающихся проявляют себя сторонниками создания и поддержания единых требований с дошкольным образовательным учреждением к воспитанию и образованию дошкольников.
Наблюдается укрепление родственных отношения внутри семей. Это проявляется в том, что в организуемых педагогами мероприятиях участвуют бабушки и дедушки, старшие сёстры и братья, а в своих творческих рассказах о семье обучающиеся упоминают всех её членов.
По итогам анкетирования, бесед и наблюдений, было выявлено постепенное повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся и ответственное отношение в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
4 Приложения
4.1 Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Средняя группа
Месяц | Тема | Виды и формы работы |
Сентябрь | «Давайте познакомимся!» | Анкетирование |
«Это мой ребенок» | Родительское собрание. | |
Октябрь | «Отдыхаем всей семьей» | Фотовыставка |
«Мой любимый детский сад» | Круглый стол | |
Ноябрь | «Природа родного края» | Консультация в родительском уголке |
«Как я маме помогаю» | Выставка рисунков и фотографий | |
Декабрь | «Мастерская Деда Мороза» | Мастер-класс: новогодние украшения своими руками |
«Патриотизм воспитывается с детства» | Родительское собрание по итогам полугодия | |
Январь | «Рождественский сочельник» | Стендовая информация о праздновании Рождества на Руси |
Февраль | «Домашняя мастерская» | Изготовление вместе с родителями кормушек для птиц |
«Папа, мама, я – дружная семья» | Спортивный праздник | |
Март | «Мамочка и бабушка – милые мои!» | Совместный праздник для мам и бабушек |
«Мой любимый город» | Консультация в уголке для родителей | |
Апрель | «Край родной – навек любимый» | Семинар-практикум |
Экологическая тропа «Береги природу» | Изготовление буклетов, стенгазеты. | |
Май | «Доброй памятью жив человек» | Консультация ко Дню Победы. Поздравление ветеранов. |
«Детский сад и семья» | Родительское собрание по итогам учебного года. | |
Июнь | «День взаимопомощи» | Совместное мероприятие с родителями по облагораживанию территории детского сада. |
4.2 Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Старшая группа
Месяц | Тема | Виды и формы работы |
Сентябрь | «Светофорик» | Консультация по правилам дорожного движения в родительском уголке |
«Детский сад и дом – одна семья» | Родительское собрание | |
Октябрь | «Североуральск – моя малая Родина» | Стендовая информация в родительском уголке. Совместный проект по истории родного города |
«Осенние фантазии» | Конкурс-выставка поделок из природного материала, овощей и фруктов. | |
Ноябрь | «Я, семья, род, народ» | Круглый стол |
«Сердце матери – в детях» | Фотовыставка | |
Декабрь | «Новый год у ворот» | Стендовая информация «Как праздновали Новый год на Руси» |
«Патриотизм воспитывается в семье» | Родительское собрание по итогам полугодия | |
Январь | «Защитим права ребенка» | Ситуативно-ролевая игра |
Февраль | «Отец и сын. Как воспитать настоящего мужчину» | Круглый стол «Секреты воспитания сына в семье» |
«Хочется мальчишкам в армии служить» | Спортивный праздник вместе с папами | |
Март | «Семейные традиции» | Праздник к 8 Марта |
«О поощрении и наказании детей в семье» | Консультация педагога-психолога и воспитателя группы | |
Апрель | «Что? Где? Когда?» | Игра-викторина «Знатоки родного города» для обучающихся и родителей (законных представителей) |
«Природа и мы» | Конкурс детского рисунка, фотовыставка | |
Май | «Герои среди нас» | Стенгазета «Они сражались за Родину» |
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» | Семинар-практикум на родительском собрании по итогам учебного года | |
Июнь | «Воспитание любви к природе» | Консультация в родительском уголке. |
4.3 Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Подготовительная к школе группа
Месяц | Тема | Виды и формы работы |
Сентябрь | «Вот и стали мы на год взрослее» | Родительское собрание |
«Родной Урал» | Конкурс детских рисунков, фотовыставка | |
Октябрь | «Счастлив тот, кто счастлив дома» | Круглый стол |
«Воспитание юного патриота в семье» | Консультация для родителей | |
Ноябрь | «Животный мир родного края» | Стендовая информация в уголке для родителей |
«Наша дружная семья» | Семейный досуг ко Дню Матери | |
Декабрь | Акция «Покормим птиц зимой» | Изготовление кормушек для птиц и развешивание их на групповом участке |
«На пути в школу» | Родительское собрание по итогам полугодия | |
Январь | «Всякому мила своя сторона» | Игра-викторина для обучающихся и их родителей (законных представителей) |
Февраль | «Отцовская забота» | Выпуск стенгазеты |
«Вместе с папой» | Спортивное развлечение | |
Март | «Мисс Бабушка» | Конкурс бабушек |
«Умелые ручки» | Конкурс поделок, выполненных вместе с мамой | |
Апрель | «Мой любимый город» | Оформление демонстрационного фотоальбома |
«Азбука вежливости» | КВН | |
Май | «В школу с игрой» | Семинар-практикум |
«Будущие первоклассники» | Родительское собрание по итогам учебного года | |
«До свидания, детский сад!» | Выпускной праздник |
4.4 Анкетирование для изучения потребительского спроса на услуги дошкольного образовательного учреждения и изучения компетентности родителей в вопросах воспитания дошкольников
Цель анкетирования: диагностика микроклимата в семье глазами родителей.
Анкета №1: «Взаимодействие с ребенком»
- Совместное времяпровождение:
- Ежедневно;
- По выходным дням;
- Редко;
- Почти никогда.
- Совместная деятельность в семье:
- Вместе решаем проблемы;
- Вместе работаем;
- Каждый занят в общем деле;
- Каждый занят своими делами;
- Вместе отдыхаем и проводим свободное время;
3.Характер отношений в семье:
- Очень хорошие;
- Не очень хорошие;
- Плохие;
- Конфликтные;
4.Наиболее часто используемые методы воспитания:
- Поощрение;
- Убеждение;
- Внушение;
- Разъяснение;
- Принуждение;
- Жесткие требования;
- Угроза;
- Оскорбление;
- Физическое наказание;
- Унижение перед другими людьми.
5.Отношение к успехам ребенка:
- Считаю, что это его дело;
- Радуюсь его успехам и переживаю;
- Осуществляю контроль за деятельностью.
Анкета №2:
1. Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка?
2. За что хвалите, за что наказываете?
3. Как поощряете? Как наказываете?
4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся?
Анкета №3:
Уважаемые родители!
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы могли бы оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей. Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа или допишите свой.
1.Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?
- да;
- нет;
- не вполне;
2.Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?
- СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);
- специальные книги по педагогике;
- беседы с друзьями и знакомыми;
- беседы с учителями;
- беседы с психологом.
3.Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:
- Взаимное непонимание детей и взрослых;
- Непослушание;
- Бездуховность;
- Лень;
Другое __________________________________________
4.Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?_____
5.Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему?____________________________________________________
6.С кем вы говорили о вашей проблеме?_________________________
7.В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?
- Психолога;
- Педагога,
- Врача;
- Другое____________________________________________________
8.Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка – семья или детский сад?
- Безусловно, семья;
- В большей мере семья;
- В равной степени семья и детский сад;
- Детский сад, так как там ребенок проводит много времени;
- Детский сад и улица.
9.В какой форме детский сад мог бы помочь вам в решении ваших проблем?
- Лекциями о воспитании;
- Специальными практическими занятиями;
- Информацией об особенностях развития моего ребенка;
- Информацией о том, что можно почитать по моей проблеме;
10.Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если для вас в нашем детском саду будут организованы специальные занятия
- Не более одного часа в неделю;
- Примерно пару часов в месяц;
- Трудно сказать.
Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о своей семье:
Ваш возраст ____________________лет
Возраст ваших детей_________________________________________
Ваше образование_______________________________________________
Семья полная (неполная)
Анкета №4:
- Ф.И.О. ребенка
- С кем чаще всего находится Ваш ребенок дома: с родителями; с бабушкой и дедушкой; с сестрой или братом?
- Привлекаете ли Вы своего ребенка к участию в домашнем труде: часто; иногда; никогда?
- Как Вы проводите с ребенком выходные дни?
- Существуют ли в Вашей семье разногласия по образованию ребенка?
- По каким вопросам воспитания ребенка Вы бы хотели получить помощь педагогов?
- Как Вы считаете, нужны ли Вашему ребенку занятия с логопедом?
- Какую помощь Вы готовы оказать Вашему ребенку в преодолении речевых нарушений: участвовать в открытых занятиях логопеда, участвовать в логопедических праздниках, изготавливать пособия, выполнять с ребенком домашнее задание логопеда?
- Какую помощь Вы хотели бы получить от логопеда для себя?
- Что необходимо для эффективной совместной работы в группе?
- Как часто Вы беседуете с ребенком об увиденном, просмотренном?
- Кто читает ребенку детскую литературу и как часто?
- Какие у Вас общие с ребенком интересы, занятия, увлечения?
- Кто и в какое время занимается с ребенком?
- Какого направления в воспитании ребенка Вы придерживаетесь?
- Наказываете ли Вы ребенка, если да, то какая мера наказания наиболее действенна?
- Какая мера поощрений действенна?
- Какую педагогическую литературу Вы читаете?
- С какими трудностями в воспитании и обучении ребенка чаще сталкиваетесь и не можете разрешить самостоятельно?
- Какую помощь Вы готовы оказать Вашему ребенку в преодолении речевых нарушений: участвовать в открытых занятиях логопеда, участвовать в логопедических праздниках, изготавливать пособия, выполнять с ребенком домашнее задание логопеда?
- Какую помощь Вы хотели бы получить от логопеда для себя?
- Что необходимо для эффективной совместной работы в группе?
4.5 Анкетирование для изучения компетентности родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников
Цель анкетирования: выявить уровень ориентации родителей в проблеме развития нравственно-патриотических качеств у детей и их значения в жизни человека.
Анкета №1:
Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.
- Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
- Да.
- Нет.
- Что для вас означает выражение «быть патриотом»? ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________
- Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?
- Да.
- Нет.
- Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
- В школе.
- В семье.
- В детском саду.
- Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе, крае?
- Да.
- Нет.
- Иногда.
- Рассказываете ли вы своему ребенку о городе, крае, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
- Да.
- Нет.
- Иногда.
- В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком? Как часто вы гуляете с ребёнком по городу?
- Какие книги о истории страны, края, города , знаменитых людях есть в вашем доме?
__________________________________________________________
____________________________________________________________
- Какие пословицы и поговорки на патриотическую тему вы знаете?
- Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?
____________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
- Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?
_____________________________________________________________
___________________________________________________________
Благодарим Вас!
4.6 Игры
Настольные игры
«Герб города»
Цель: закрепление представления обучающихся о гербе родного города; умения выделять герб родного города из других.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разнообразном варианте.
Ход игры: обучающимся предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.
- Обучающиеся по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города;
- Обучающиеся собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память;
- Обучающимся предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок;
- Обучающимся предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.
«Район, в котором мы живем»
Цель: обобщение знания обучающихся о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.
Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с маршрутом следования и изображенными на нем достопримечательностями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энциклопедия» с краткими справками по теме игры.
Ход игры: играть можно любое количество участников. Они самостоятельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путешествие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Обучающиеся по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигается вперед. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад или дом. Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если поле попадает на зеленое поле, то участник может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».
Примечание: если обучающийся не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и прочитать обучающимся предварительно.
«История родного города»
Цель: закрепление у обучающихся представлений об истории родного города.
Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.
Ход игры: играть могут 3 – 9 участников. Ведущий раздает игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть свое игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.
Примечание: на каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком. Если участник ошибается, то дается «справка ведущего», которым могут быть как воспитатель, так и обучающийся.
«Заколдованный город»
Цель: ознакомление с особенностями архитектуры родного города.
Задачи: закрепить представления обучающихся об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.
Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображениями этих же зданий и сооружений.
Ход игры: перед началом игры воспитатель проводит с обучающимися мини-беседу:
- Как называется наша страна?
- Как называется город, в котором вы живете?
- Какие улицы города вы знаете?
- Как называется улица, на которой вы живете?
- Какие памятники нашего города вы знаете?
- Каких людей, прославивших наш город, вы знаете?
- Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?
Воспитатель предлагает обучающимся рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями.
Примечание: по ходу игровых действий «восстановление заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт обучающихся).
Развивающие игры
«Экскурсия»
Цель: закрепление у обучающихся представлений о достопримечательностях родного города.
Ход игры: Обучающиеся садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, как сиденья в автобусе. На переднем стульчике сидит «шофер». Он держит в руках воображаемый руль. Один обучающийся одет в костюм светофора.
Участники игры: Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
(в«Пассажиры» ритмично покачиваются, шофер «крутит руль».)
Светофор (показывает крупную фотографию):
Стоп! Машинам красный свет.
Дальше вам дороги нет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за здание перед вами?
Отвечайте быстро сами.
(Что за улица пред вами? Что за памятник пред вами?)
(Ответы детей)
Светофор: Свет зеленый зажигаю
И вас дальше отправляю.
Так дети путешествуют по городу и возвращаются на улицу, где находится детский сад.
«Знатоки родного города»
Цель: закрепление знания обучающихся о памятниках города, в котором они живут.
Материалы: разрезные картинки с видами родного города, фишки.
Ход игры: воспитатель делит детей на 2 команды. Предлагает по фрагменту открытки узнать памятник и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог.
«Найди отличия»
Цель: закрепление умения сравнивать характерные особенности старого и современного города, знания о родном городе; воспитание интереса к настоящему и прошлому.
Материалы: демонстрационные альбомы, картинки.
Ход игры: воспитатель предлагает сравнить жителей старого и современного города: как выглядели и одевались, как и где работали, во что играли дети, как выглядели улицы.
«Все ли верно? Докажи»
Цель: закрепление знания обучающихся о старом облике родного городе, активизировать мышление, учить строить фразы-доказательства.
Материалы: демонстрационные альбомы, картинки.
Ход игры: воспитатель предлагает обучающимся послушать высказывания и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.
«Загадки о родном городе»
Цель: закрепление знания обучающихся о родном городе; развитие воображения, памяти.
Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте в городе, а обучающиеся отгадывают.
Например: «Это здание стоит на… улице. Оно большое, с множеством окон. Каждое утро родители приводят туда своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом».
4.7 Задания для совместного выполнения с родителями (законными представителями) обучающихся
Перед выполнением задания советуем:
- Рассказать ребенку о своем родном городе. Те, кто живет в этом городе давно, могут сравнить старые фотографии с современным видом города.
- Рассказать ребенку о празднике День Победы, почему он так назван, и кого поздравляют в этот день. Вспомнить, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть фото и иллюстрации в книгах. Вместе с ребенком сходить к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику.
- Рассказать ребенку о том, что за праздник День защитника Отечества, кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день. Вместе с ребенком рассмотреть помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии. Познакомить ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам и иллюстрациям). Провести воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества. Изготовить совместно с ребенком поздравительную открытку для папы (брата, дяди, ветерана).
- Объясните ребенку значение слов и словосочетаний: подвиг, победа, героический поступок, ветеран.
- Закрепить знания о Государственной символике России, ответив на вопросы заданий, представленных далее.
Задания по теме: «Государственный флаг России»
- Рассмотрите с ребенком изображение Российского флага и ответьте на вопросы:
- Какого цвета полосы на флаге России?
- Какие предметы белого, красного, синего цвета ты знаешь?
Белый - …
Синий - …
Красный – ...
- Какое значение имеет красный, синий, белый цвет?
- Попробуйте вместе с детьми вспомнить, где можно встретить изображение Государственного флага Российской Федерации?
- Поиграйте с детьми в игру «Над – под – между».
- Какая полоса в российском флаге:
Первая сверху;
Вторая снизу;
Над синей;
Под синей;
Между красной и белой и т.д.
- Раскрасьте флаг России.
Задания по теме: «Государственный гимн России»
Ответь на следующие вопросы:
- В каких случаях исполняется гимн России?
- Какие слова вызывают чувство гордости за Родину?
- Россия названа в тексте гимна: державой, страной, Отчизна. Как бы ты расположил эти слова по мере возрастания торжественности их звучания?
- Выучите первый куплет Гимна наизусть.
Задания по теме: «Государственный герб России»
- Кто изображен на гербе России?
- Очертания какого старинного доспеха напоминает герб?
- Что ты знаешь об орле? Подбери слова, которые наиболее точно характеризуют эту птицу.
- Раскрась герб России.
- Составь рассказ о гербе России по плану:
- Герб какого государства изображен на картинке?
- Какую форму имеет герб России?
- Что расположено в центре герба и почему?
- Где можно увидеть герб России?
Задания по теме: «Вооруженные силы России:
эмблемы и символы»
- Еще раз спросите у ребенка, кто такие защитники Отечества; кого поздравляют в этот день.
- Рассмотрите помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии.
- Рассмотрите с ребенком эмблемы разных родов войск, иллюстрации с изображением воной техники, расскажите ему о военных профессиях.
Литература
- Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива» 2017 г.
- Антонов Ю.Е. «Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду» ТЦ «Сфера» Москва 2020 г.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1982.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: Скрипторий 2018.
- Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований: Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2021.
- Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амрита, 2017.
- Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. Авт.-сост. Антонов Ю.Е. – М.: АРКТИ, 2019.
- Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Детство – пресс 2018 г.
- Соловьёва Е. В., Царенко Л. И. Наследие. Программа по приобщению детей к традиционной отечественной культуре. М.: Дрофа. 2010 г.
- Фесюкова Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет. – Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cистема взаимодействия педагога с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста на примере средней возрастной группы
В работе охарактеризованы современные подходы к организации взаимодействия ДОО с семьей, представлена структурно-функциональная модель этого взаимодействия по вопросам гармоничного развития ребенка, п...
Дневник взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР
Дневник содержит дидактические игры и упражнения на материале лексичекой темы недели по расширению словаря, развитию лексико-грамматических категроий,связной речи....

Планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся дошкольного возраста по театрализованной деятельности в ДОУ
Планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся дошкольного возраста по театрализованной деятельности в ДОУ....

"Апробация "Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих ДОО"
Материал подробно раскрывает мероприятия, которые были проведены с семьями воспитанников в МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица" в процессе апробирования "Программы просвещения родителей&q...
Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста
Просветительская деятельность – это деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях ин...

Программа просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста
Программа представляет из себя документ, определяющий содержание просвещения родителей воспитанников педагогами дошкольного образования....

ПРОГРАММА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации
ПРОГРАММА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ...