Программа взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию
рабочая программа
Программа взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 33
Программа взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся дошкольного возраста
по нравственно-патриотическому воспитанию
на 2018 – 2021 гг.
Составитель: Александрова Е.С.
воспитатель
г. Североуральск, 2018 год
Содержание
1 | Пояснительная записка | стр. 3 |
1.1 | Общие сведения о Программе | стр. 3 |
1.2 | Цели и задачи Программы | стр. 5 |
2 | Содержание Программы | стр. 6 |
3 | Система мониторинга результативности реализации Программы | стр.12 |
3.1 | Экспертный лист для оценки взаимодействия с семьей на конкретном мероприятии или тематической неделе | стр.12 |
3.2 | Экспертный лист для оценки компетентности педагога по взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся | стр.13 |
3.3 | Экспертный лист для оценки взаимодействия ДОУ с семьей по реализации нравственно-патриотического воспитания посредством анкетирования родителей | стр.14 |
4 | Приложения | стр.16 |
4.1 | Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Средняя группа | стр.16 |
4.2 | Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Старшая группа | стр.17 |
4.3 | Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Подготовительная к школе группа | стр.18 |
4.4 | Анкетирование для изучения потребительского спроса на услуги дошкольного образовательного учреждения и изучения компетентности родителей в вопросах воспитания дошкольников | стр.19 |
4.5 | Анкетирование для изучения компетентности родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников | стр.22 |
4.6 | Игры | стр.24 |
4.7 | Задания для совместного выполнения с родителями (законными представителями) обучающихся | стр.27 |
Литература | стр.30 |
- Пояснительная записка
1.1 Общие сведения о Программе
«В семейном кругу мы с Вами растем,
Основа основ родительский дом,
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты выходишь из семьи»,
В нашей стране в последние годы произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, её культуре и национальным традициям. Многие молодые семьи не знают своих «корней» и, следовательно, не могут рассказать о них своим детям, отмечается разрыв связи поколений.
В связи с этим происходит переосмысление сущности нравственно - патриотического воспитания: идея воспитания нравственности, патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Дошкольный возраст является решающим в создании фундамента физического, психического и нравственного здоровья; патриотическое воспитание, решение проблемы раннего формирования в сознании и чувствах дошкольников социально значимых патриотических ценностей и взглядов становится приоритетным направлением в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Определено содержание знаний и представлений обучающихся дошкольного возраста в рамках патриотического воспитания (М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, А.А. Анциферова и др.), а также условия, необходимые для формирования патриотических чувств (П.М. Якобсон, А.Г. Ковалев, Т.И. Репина). В этом аспекте были проведены и психологические исследования в области формирования моральных чувств как результата специального воздействия на эмоциональную сферу ребенка (А.В.Запорожец, Н.А. Менчинская, З.Я. Ибрагимова).
Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания, охватывают более широкий спектр вопросов, связанных с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка и гражданской позиции (Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О. А. Князева, С.Е. Шукшина), восприятия детьми мира предметов (О. В. Дыбина) и др.
Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся является одной из важных задач дошкольного образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.
Патриотизм, применительно к обучающимся старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Анализируя работы современных исследователей (Л. В. Кокуевой, Т. Н. Антоновой, Т. Т. Зубовой, Е. П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ нравственности и патриотизма охватывает более широкий круг задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у дошкольника любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача дошкольного образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности обучающегося с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание семейных ценностей, традиций, обычаев.
Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей (законных представителей) обучающихся в жизни детского сада помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, и к каждому нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие детского мира от мира взрослых; преодолеть авторитарное отношение к дошкольнику; относиться к нему, как равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны обучающегося и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях дошкольника и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить инициативу или запугать.
Для воспитания и формирования личности обучающегося необходимо сотрудничество и взаимодействие педагогов с семьей, так как взаимодействие с семьей и дошкольного образовательного учреждения играет важную роль в развитии обучающегося и обеспечении преемственности.
1.2 Цели и задачи Программы
Главной задачей взаимодействия педагогов ДОУ с родителями является установление партнерских отношений, которые позволяют объединить усилия для воспитания детей и создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- родители (законные представители) и педагоги являются партнерами в обучении и воспитании обучающихся;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач обучения и воспитания обучающихся;
- помощь, уважение и доверие к дошкольнику, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Цель Программы: объединение усилий семьи и дошкольного образовательного учреждения для нравственно – патриотического воспитания и развития обучающихся дошкольного возраста.
Задачи:
- Повысить педагогическую компетентность родителей (законных представителей) обучающихся в вопросе нравственно-патриотического воспитания;
- Оказать практическую помощь в воспитании нравственных и патриотических чувств у обучающихся дошкольного возраста;
- Способствовать активному участию родителей (законных представителей) в жизнедеятельности обучающихся в дошкольном образовательном учреждении, в совместных мероприятиях, проводимых в ДОУ;
- Привлечь родителей (законных представителей) обучающихся к пропаганде положительного опыта семейного воспитания по формированию нравственных и патриотических качеств.
- Содержание программы
Программа рассчитана на три года – три возрастных группы обучающихся дошкольного возраста: среднюю, старшую и подготовительную к школе группы.
Содержание программы представлено двумя блоками:
1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей) обучающихся. Педагоги дошкольного образовательного учреждения изучают специфику семейного воспитания, уровень педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся, составляют социально-демографический паспорт семей, анализируют полученные данные, а затем организуют общие и групповые родительские собрания, устные и письменные консультации в родительском уголке, мастер-классы.
2. Включение родителей (законных представителей) обучающихся в деятельность группы и дошкольного образовательного учреждения. Педагоги ДОУ реализуют проекты, проводят практические занятия, организуют работу творческих групп по интересам, круглые столы, конкурсы, совместные развлечения, творческие домашние задания и др. по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в семье.
Условно в течение трех лет взаимодействие проходит 3 ступени:
1 ступень – «Давайте познакомимся!»;
2 ступень - «Дом – в котором я живу»;
3 ступень - «Детский сад и семья – единое пространство детства».
Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи обучающегося дошкольного образовательного учреждение по нравственно – патриотическому воспитанию:
- Принцип целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
- Принцип гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
- Принцип деятельного подхода – любые знания приобретаются обучающимися во время активной деятельности;
- Принцип интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
- Принцип культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
- Принцип возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом обучающихся.
Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данной работы:
- Семья, хранящая и прививающая дошкольникам духовную культуру родного народа;
- Историческое единство русского народа;
- Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.
В процессе реализации работы внимание акцентируются на решении следующих социально важных проблем:
- Внешний и внутренний «портреты» обучающегося, физическое и духовное начало в нем;
- Достоинство, смысл и величие жизни человека;
- Человек в общении с другими людьми, значение как основы человеческих взаимоотношений;
- Деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу;
- Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.
Условия, которые необходимы для реализации этой работы:
- Создание специальной обстановки для успешной социализации обучающихся;
- Учет уровня развития и воспитанности обучающегося, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
- Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;
- Динамичность работы;
- Учет возрастных и психолого-физиологических особенностей обучающегося;
- Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;
- Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
- Становление высоконравственных, этических норм поведения.
Каждая ступень программы подразумевает формирование определённых педагогических компетенций по нравственно – патриотическому воспитанию у родителей (законных представителей) обучающихся:
1 ступень - «Давайте познакомимся!»
Задачи:
- Формировать знания о семье в системе нравственно-патриотического воспитания обучающихся дошкольного возраста;
- Изучить микросоциум в системе нравственно-патриотического воспитания обучающихся дошкольного возраста.
Результатом первой ступени является формирование доверительных отношений родителей (законных представителей) обучающихся к педагогам и сотрудникам дошкольного образовательного учреждения. Родители (законные представители) адекватно реагируют на рекомендации педагогов, прилагают усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач нравственно – патриотического воспитания обучающихся. Важно объединить усилия семьи и дошкольного образовательного учреждения в совместных действиях по воспитанию, обучению, коррекции уровня развития; раскрыть возможности совместной работы. Опорой во взаимодействии семьи и воспитателя на данном этапе является дифференцированный подход к каждой семье.
В установлении контактов важно исследовать психолого-педагогическую грамотность родителей (законных представителей) обучающихся; отношение к источникам информации; динамику в детско-родительских отношениях; а также выявить семейные ценности; знать, чего хотят и чего ждут родители (законные представители) обучающихся от дошкольного образовательного учреждения для себя и для дошкольника, какие формы сотрудничества предпочитают. Анкетирование также оказывает помощь в установлении контактов. Тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей (законных представителей) обучающихся дает возможность целенаправленно взаимодействовать, выбирать оптимальные варианты сотрудничества.
Цель: формирование у родителей (законных представителей) обучающихся понятия значимости семейного воспитания, доверительных отношений с педагогами дошкольного образовательного учреждения, основ педагогических знаний в вопросах воспитания обучающихся дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- Доверительные отношения родителей (законных представителей) обучающихся к сотрудникам дошкольного образовательного учреждения;
- Участие родителей (законных представителей) обучающихся в мероприятиях, проводимых в дошкольном образовательном учреждении;
- Заинтересованность в совместной работе по воспитанию обучающихся дошкольного возраста.
(См. приложение 4.1 «Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Средняя группа»).
2 ступень - «Дом, в котором я живу»
Задачи:
- Изучить социальную сферу в системе нравственно-патриотического воспитания обучающихся дошкольного возраста;
- Формировать знания о роли изучения природы родного края как средстве нравственно-патриотического воспитания обучающихся дошкольного возраста.
Результатом второй ступени может быть осознание родителями (законными представителями) обучающихся необходимости формирования у дошкольников чувства патриотизма и любви к своему краю, городу, стране. Важно: активное участие родителей в реализации образовательных проектов по истории родного края, природном богатстве края и страны в целом; проявление заинтересованности родителей в оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОУ по направлению нравственно–патриотическое воспитание.
(См. приложение 4.2 «Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Старшая группа»).
Цель: формирование представлений о роли семейных традиций и традиций страны в процессе воспитания любви и уважения к близким людям, любви к природе, к родному краю; понимания важной роли совместного детско-родительского творчества; понимания важности воспитания гордости за героическое прошлое нашей Родины.
Ожидаемые результаты:
- Становление и укрепление семейных традиций;
- Активное участие родителей (законных представителей) обучающихся в творческой деятельности дошкольного образовательного учреждения (оформление выставок, участие родителей в оформлении и облагораживании территории и др.);
- Осознание родителями (законными представителями) обучающихся необходимости нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
3 ступень - «Детский сад и семья – единое пространство детства»
Задачи:
- Формировать знания родителей (законных представителей) об историческом прошлом страны и родного края в системе нравственно-патриотического воспитания обучающихся дошкольного возраста;
- Изучить культуру и традиции своей страны, родного края в системе нравственно-патриотического воспитания обучающихся дошкольного возраста.
Эта ступень заключительная, она определяет, сложилось ли сообщество родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов, которое направляет свою деятельность на развитие обучающихся дошкольного возраста. Важно: форма взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения наполняется новым содержанием, а именно: родители (законные представители) обучающихся становятся участниками педагогического процесса, они задействованы в процессе изнутри.
Распределяя работу по сотрудничеству с родителями (законными представителями) на три года пребывания обучающихся в дошкольном образовательном учреждении, можно определить цели этого процесса и ожидаемые результаты в конце каждого года.
Цель: формирование у родителей (законных представителей) обучающихся понимание важности сотрудничества семьи и дошкольного образовательного учреждения в воспитании нравственно-патриотических чувств дошкольников; привлечение родителей (законных представителей) к реализации образовательных проектов, к активному участию во всех мероприятиях дошкольного образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты:
- Осознание родителями (законными представителями) обучающихся важности сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения.
- Активное участие родителей в реализации проектов и создании новых проектов, в совместной творческой деятельности.
(См. приложение 4.3 «Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Подготовительная к школе группа»).
Формы и методы работы с родителями
Для реализации поставленных задач используются активные формы и методы работы с родителями:
- анкетирование (см. приложения 4.4 и 4.5); тестирование;
- консультации;
- вечера – развлечения, досуги;
- творческие мастерские (поделки, стенгазеты, книжки – малышки);
- мастер – класс;
- интервьюирование;
- фоторепортажи, фотомонтаж;
- папки-передвижки;
- памятки, буклеты;
- использование коммуникативных ресурсов;
- проектная деятельность;
- создание мини музеев;
- народные игры.
- Система мониторинга результативности реализации Программы
3.1 Экспертный лист для оценки взаимодействия с семьей на конкретном мероприятии или тематической неделе
Дата проведения | Количество родителей, пожелавших участвовать в мероприятии, % | Количество родителей, участвовавших в мероприятии, % | Количество родителей, проявивших активность, % | Количество родителей, выступивших с инициативой, % | ||
До мероприятия | В ходе мероприятия | После мероприятия | ||||
04.09.18 | 86% | 92% | 38% | 24% | 50% | 26% |
07.10.18 | 82% | 86% | 58% | 32% | 42% | 26% |
23.11.18 | 68% | 76% | 42% | 30% | 48% | 22% |
12.12.18 | 54% | 66% | 32% | 26% | 38% | 36% |
21.02.18 | 38% | 64% | 26% | 40% | 32% | 28% |
06.03.18 | 52% | 68% | 56% | 20% | 42% | 38% |
09.04.18 | 88% | 84% | 38% | 26% | 42% | 32% |
22.05.18 | 56% | 74% | 32% | 28% | 36% | 36% |
05.06.19 | 44% | 48% | 28% | 32% | 48% | 20% |
05.09.19 | 56% | 58% | 38% | 34% | 30% | 36% |
22.10.19 | 46% | 62% | 26% | 32% | 32% | 36% |
21.11.19 | 68% | 84% | 36% | 26% | 36% | 38% |
20.12.19 | 64% | 72% | 58% | 32% | 42% | 26% |
21.01.20 | 48% | 52% | 38% | 30% | 48% | 22% |
18.02.20 | 68% | 76% | 34% | 36% | 30% | 34% |
05.03.20 | 56% | 68% | 42% | 24% | 48% | 28% |
14.04.20 | 58% | 74% | 40% | 32% | 42% | 26% |
18.05.20 | 74% | 82% | 38% | 40% | 32% | 28% |
06.09.20 | 70% | 84% | 26% | 32% | 46% | 22% |
18.10.20 | 67% | 78% | 52% | 24% | 38% | 38% |
24.11.20 | 82% | 90% | 46% | 38% | 34% | 28% |
21.12.20 | 76% | 82% | 44% | 30% | 48% | 22% |
18.01.21 | 68% | 80% | 38% | 26% | 52% | 22% |
21.02.21 | 72% | 86% | 32% | 25% | 50% | 25% |
06.04.21 | 74% | 88% | 52% | 32% | 38% | 20% |
18.05.21 | 82% | 90% | 32% | 24% | 38% | 38% |
21.05.21 | 80% | 86% | 42% | 28% | 48% | 26% |
26.05.21 | 88% | 96% | 34% | 26% | 38% | 36% |
3.2 Экспертный лист для оценки компетентности педагога по взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся
Педагог Александрова Елена Сергеевна
Стаж педагогической деятельности 9 лет
Квалификационная категория соответствие занимаемой должности
Вид мониторинга | Информирует родителей заранее о предстоящем мероприятии | Умеет заинтересовать родителей (наглядно и вербально). | Использует разнообразные средства для привлечения родителей | Показывает родителями важность мероприятия или темы для конкретного обучающегося | Привлекает родителей к планированию мероприятий | Привлекает родителей к участию в мероприятиях | Общее количество баллов |
первичный | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 10 |
промежуточный | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 13 |
итоговый | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
Всего баллов | 8 | 7 | 6 | 7 | 6 | 7 | 41 |
Всегда – 3 балла, чаще всего – 2 балла, иногда – 1 балл, никогда – 0 баллов. Сумма баллов позволяет определить «проблемные поля» во взаимодействии педагога с родителями (законными представителями) обучающихся. При проведении троекратного мониторинга сумма баллов 7 – 9 по каждому критерию свидетельствует о высокой компетентности педагога во взаимодействии с родителями; 4 – 6 баллов – о средней; до 4 баллов – о низкой компетентности.
3.3 Экспертный лист для оценки взаимодействия ДОУ с семьей по реализации нравственно-патриотического воспитания посредством анкетирования родителей
Ф. И. О. родителя | Проявляет интерес к патриотическому воспитанию | Желает принять активное участие в реализации | Осознает значимость для своего ребенка | Определяет значимость для самого себя | Знает интересы своего ребенка | Знает потребности своего ребенка | Знает возможности своего ребенка | Всего баллов |
1. Гаврилюк Е. Н. | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 12 |
2. Гусева И. В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 12 |
3 Зайцева Ю. Н. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 10 |
4 Зыкова Л. Р. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 10 |
5 Исакова Ю. С. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 11 |
6 Карпенко Т. С. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 16 |
7 Кайгородова М. Ю. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 |
8 Кошевая Е. С. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 17 |
9 Максимова Н. Р. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 16 |
10 Максимова М. В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 |
11 Михайлова Е. М. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 10 |
12 Нагорнова И. С. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 11 |
13 Палехова М. С. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 10 |
14 Петров В. И. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 12 |
15 Семенихина В. В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 12 |
16 Смирнов В. Н. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 10 |
17 Шарпаева Ю. Ю. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 12 |
По каждому критерию выставляется оценка от 0 до 3 баллов. Сумма баллов от 10 до 24 баллов показывает высокую заинтересованность родителя, активность, стремление к сотрудничеству.
Для изучения потребительского спроса на услуги детского сада и изучения компетентности родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников проводится анкетирование родителей на момент поступления ребёнка в ДОУ и период адаптации и по окончании каждого учебного года.
Таким образом, представленная Программа нравственно-патриотического воспитания позволит обеспечить:
- формирование у родителей (законных представителей) обучающихся мотива сотрудничества с ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
- повышение педагогического и гражданского сознания родителей (законных представителей) обучающихся;
- овладение родителями (законными представителями) обучающихся знаниями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
- активное включение родителей (законных представителей) обучающихся в работу ДОУ по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников;
- осознание родителями необходимости и значимости работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
Семьи имеют возможность получать квалифицированную консультативную помощь педагогов. Родители (законные представители) обучающихся проявляют себя сторонниками создания и поддержания единых требований с дошкольным образовательным учреждением к воспитанию и образованию дошкольников.
Наблюдается укрепление родственных отношения внутри семей. Это проявляется в том, что в организуемых педагогами мероприятиях участвуют бабушки и дедушки, старшие сёстры и братья, а в своих творческих рассказах о семье обучающиеся упоминают всех её членов.
По итогам анкетирования, бесед и наблюдений, было выявлено постепенное повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся и ответственное отношение в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
4 Приложения
4.1 Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Средняя группа
Месяц | Тема | Виды и формы работы |
Сентябрь | «Давайте познакомимся!» | Анкетирование |
«Это мой ребенок» | Родительское собрание. | |
Октябрь | «Отдыхаем всей семьей» | Фотовыставка |
«Мой любимый детский сад» | Круглый стол | |
Ноябрь | «Природа родного края» | Консультация в родительском уголке |
«Как я маме помогаю» | Выставка рисунков и фотографий | |
Декабрь | «Мастерская Деда Мороза» | Мастер-класс: новогодние украшения своими руками |
«Патриотизм воспитывается с детства» | Родительское собрание по итогам полугодия | |
Январь | «Рождественский сочельник» | Стендовая информация о праздновании Рождества на Руси |
Февраль | «Домашняя мастерская» | Изготовление вместе с родителями кормушек для птиц |
«Папа, мама, я – дружная семья» | Спортивный праздник | |
Март | «Мамочка и бабушка – милые мои!» | Совместный праздник для мам и бабушек |
«Мой любимый город» | Консультация в уголке для родителей | |
Апрель | «Край родной – навек любимый» | Семинар-практикум |
Экологическая тропа «Береги природу» | Изготовление буклетов, стенгазеты. | |
Май | «Доброй памятью жив человек» | Консультация ко Дню Победы. Поздравление ветеранов. |
«Детский сад и семья» | Родительское собрание по итогам учебного года. | |
Июнь | «День взаимопомощи» | Совместное мероприятие с родителями по облагораживанию территории детского сада. |
4.2 Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Старшая группа
Месяц | Тема | Виды и формы работы |
Сентябрь | «Светофорик» | Консультация по правилам дорожного движения в родительском уголке |
«Детский сад и дом – одна семья» | Родительское собрание | |
Октябрь | «Североуральск – моя малая Родина» | Стендовая информация в родительском уголке. Совместный проект по истории родного города |
«Осенние фантазии» | Конкурс-выставка поделок из природного материала, овощей и фруктов. | |
Ноябрь | «Я, семья, род, народ» | Круглый стол |
«Сердце матери – в детях» | Фотовыставка | |
Декабрь | «Новый год у ворот» | Стендовая информация «Как праздновали Новый год на Руси» |
«Патриотизм воспитывается в семье» | Родительское собрание по итогам полугодия | |
Январь | «Защитим права ребенка» | Ситуативно-ролевая игра |
Февраль | «Отец и сын. Как воспитать настоящего мужчину» | Круглый стол «Секреты воспитания сына в семье» |
«Хочется мальчишкам в армии служить» | Спортивный праздник вместе с папами | |
Март | «Семейные традиции» | Праздник к 8 Марта |
«О поощрении и наказании детей в семье» | Консультация педагога-психолога и воспитателя группы | |
Апрель | «Что? Где? Когда?» | Игра-викторина «Знатоки родного города» для обучающихся и родителей (законных представителей) |
«Природа и мы» | Конкурс детского рисунка, фотовыставка | |
Май | «Герои среди нас» | Стенгазета «Они сражались за Родину» |
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» | Семинар-практикум на родительском собрании по итогам учебного года | |
Июнь | «Воспитание любви к природе» | Консультация в родительском уголке. |
4.3 Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Подготовительная к школе группа
Месяц | Тема | Виды и формы работы |
Сентябрь | «Вот и стали мы на год взрослее» | Родительское собрание |
«Родной Урал» | Конкурс детских рисунков, фотовыставка | |
Октябрь | «Счастлив тот, кто счастлив дома» | Круглый стол |
«Воспитание юного патриота в семье» | Консультация для родителей | |
Ноябрь | «Животный мир родного края» | Стендовая информация в уголке для родителей |
«Наша дружная семья» | Семейный досуг ко Дню Матери | |
Декабрь | Акция «Покормим птиц зимой» | Изготовление кормушек для птиц и развешивание их на групповом участке |
«На пути в школу» | Родительское собрание по итогам полугодия | |
Январь | «Всякому мила своя сторона» | Игра-викторина для обучающихся и их родителей (законных представителей) |
Февраль | «Отцовская забота» | Выпуск стенгазеты |
«Вместе с папой» | Спортивное развлечение | |
Март | «Мисс Бабушка» | Конкурс бабушек |
«Умелые ручки» | Конкурс поделок, выполненных вместе с мамой | |
Апрель | «Мой любимый город» | Оформление демонстрационного фотоальбома |
«Азбука вежливости» | КВН | |
Май | «В школу с игрой» | Семинар-практикум |
«Будущие первоклассники» | Родительское собрание по итогам учебного года | |
«До свидания, детский сад!» | Выпускной праздник |
4.4 Анкетирование для изучения потребительского спроса на услуги дошкольного образовательного учреждения и изучения компетентности родителей в вопросах воспитания дошкольников
Цель анкетирования: диагностика микроклимата в семье глазами родителей.
Анкета №1: «Взаимодействие с ребенком»
- Совместное времяпровождение:
- Ежедневно;
- По выходным дням;
- Редко;
- Почти никогда.
- Совместная деятельность в семье:
- Вместе решаем проблемы;
- Вместе работаем;
- Каждый занят в общем деле;
- Каждый занят своими делами;
- Вместе отдыхаем и проводим свободное время;
3.Характер отношений в семье:
- Очень хорошие;
- Не очень хорошие;
- Плохие;
- Конфликтные;
4.Наиболее часто используемые методы воспитания:
- Поощрение;
- Убеждение;
- Внушение;
- Разъяснение;
- Принуждение;
- Жесткие требования;
- Угроза;
- Оскорбление;
- Физическое наказание;
- Унижение перед другими людьми.
5.Отношение к успехам ребенка:
- Считаю, что это его дело;
- Радуюсь его успехам и переживаю;
- Осуществляю контроль за деятельностью.
Анкета №2:
1. Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка?
2. За что хвалите, за что наказываете?
3. Как поощряете? Как наказываете?
4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся?
Анкета №3:
Уважаемые родители!
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы могли бы оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей. Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа или допишите свой.
1.Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?
- да;
- нет;
- не вполне;
2.Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?
- СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);
- специальные книги по педагогике;
- беседы с друзьями и знакомыми;
- беседы с учителями;
- беседы с психологом.
3.Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:
- Взаимное непонимание детей и взрослых;
- Непослушание;
- Бездуховность;
- Лень;
Другое __________________________________________
4.Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?_____
5.Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему?____________________________________________________
6.С кем вы говорили о вашей проблеме?_________________________
7.В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?
- Психолога;
- Педагога,
- Врача;
- Другое____________________________________________________
8.Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка – семья или детский сад?
- Безусловно, семья;
- В большей мере семья;
- В равной степени семья и детский сад;
- Детский сад, так как там ребенок проводит много времени;
- Детский сад и улица.
9.В какой форме детский сад мог бы помочь вам в решении ваших проблем?
- Лекциями о воспитании;
- Специальными практическими занятиями;
- Информацией об особенностях развития моего ребенка;
- Информацией о том, что можно почитать по моей проблеме;
10.Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если для вас в нашем детском саду будут организованы специальные занятия
- Не более одного часа в неделю;
- Примерно пару часов в месяц;
- Трудно сказать.
Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о своей семье:
Ваш возраст ____________________лет
Возраст ваших детей_________________________________________
Ваше образование_______________________________________________
Семья полная (неполная)
Анкета №4:
- Ф.И.О. ребенка
- С кем чаще всего находится Ваш ребенок дома: с родителями; с бабушкой и дедушкой; с сестрой или братом?
- Привлекаете ли Вы своего ребенка к участию в домашнем труде: часто; иногда; никогда?
- Как Вы проводите с ребенком выходные дни?
- Существуют ли в Вашей семье разногласия по образованию ребенка?
- По каким вопросам воспитания ребенка Вы бы хотели получить помощь педагогов?
- Как Вы считаете, нужны ли Вашему ребенку занятия с логопедом?
- Какую помощь Вы готовы оказать Вашему ребенку в преодолении речевых нарушений: участвовать в открытых занятиях логопеда, участвовать в логопедических праздниках, изготавливать пособия, выполнять с ребенком домашнее задание логопеда?
- Какую помощь Вы хотели бы получить от логопеда для себя?
- Что необходимо для эффективной совместной работы в группе?
- Как часто Вы беседуете с ребенком об увиденном, просмотренном?
- Кто читает ребенку детскую литературу и как часто?
- Какие у Вас общие с ребенком интересы, занятия, увлечения?
- Кто и в какое время занимается с ребенком?
- Какого направления в воспитании ребенка Вы придерживаетесь?
- Наказываете ли Вы ребенка, если да, то какая мера наказания наиболее действенна?
- Какая мера поощрений действенна?
- Какую педагогическую литературу Вы читаете?
- С какими трудностями в воспитании и обучении ребенка чаще сталкиваетесь и не можете разрешить самостоятельно?
- Какую помощь Вы готовы оказать Вашему ребенку в преодолении речевых нарушений: участвовать в открытых занятиях логопеда, участвовать в логопедических праздниках, изготавливать пособия, выполнять с ребенком домашнее задание логопеда?
- Какую помощь Вы хотели бы получить от логопеда для себя?
- Что необходимо для эффективной совместной работы в группе?
4.5 Анкетирование для изучения компетентности родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников
Цель анкетирования: выявить уровень ориентации родителей в проблеме развития нравственно-патриотических качеств у детей и их значения в жизни человека.
Анкета №1:
Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.
- Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
- Да.
- Нет.
- Что для вас означает выражение «быть патриотом»? ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________
- Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?
- Да.
- Нет.
- Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
- В школе.
- В семье.
- В детском саду.
- Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе, крае?
- Да.
- Нет.
- Иногда.
- Рассказываете ли вы своему ребенку о городе, крае, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
- Да.
- Нет.
- Иногда.
- В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком? Как часто вы гуляете с ребёнком по городу?
- Какие книги о истории страны, края, города , знаменитых людях есть в вашем доме?
__________________________________________________________
____________________________________________________________
- Какие пословицы и поговорки на патриотическую тему вы знаете?
- Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?
____________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
- Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?
_____________________________________________________________
___________________________________________________________
Благодарим Вас!
4.6 Игры
Настольные игры
«Герб города»
Цель: закрепление представления обучающихся о гербе родного города; умения выделять герб родного города из других.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разнообразном варианте.
Ход игры: обучающимся предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.
- Обучающиеся по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города;
- Обучающиеся собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память;
- Обучающимся предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок;
- Обучающимся предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.
«Район, в котором мы живем»
Цель: обобщение знания обучающихся о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.
Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с маршрутом следования и изображенными на нем достопримечательностями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энциклопедия» с краткими справками по теме игры.
Ход игры: играть можно любое количество участников. Они самостоятельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путешествие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Обучающиеся по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигается вперед. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад или дом. Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если поле попадает на зеленое поле, то участник может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».
Примечание: если обучающийся не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и прочитать обучающимся предварительно.
«История родного города»
Цель: закрепление у обучающихся представлений об истории родного города.
Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.
Ход игры: играть могут 3 – 9 участников. Ведущий раздает игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть свое игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.
Примечание: на каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком. Если участник ошибается, то дается «справка ведущего», которым могут быть как воспитатель, так и обучающийся.
«Заколдованный город»
Цель: ознакомление с особенностями архитектуры родного города.
Задачи: закрепить представления обучающихся об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.
Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображениями этих же зданий и сооружений.
Ход игры: перед началом игры воспитатель проводит с обучающимися мини-беседу:
- Как называется наша страна?
- Как называется город, в котором вы живете?
- Какие улицы города вы знаете?
- Как называется улица, на которой вы живете?
- Какие памятники нашего города вы знаете?
- Каких людей, прославивших наш город, вы знаете?
- Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?
Воспитатель предлагает обучающимся рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями.
Примечание: по ходу игровых действий «восстановление заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт обучающихся).
Развивающие игры
«Экскурсия»
Цель: закрепление у обучающихся представлений о достопримечательностях родного города.
Ход игры: Обучающиеся садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, как сиденья в автобусе. На переднем стульчике сидит «шофер». Он держит в руках воображаемый руль. Один обучающийся одет в костюм светофора.
Участники игры: Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
(в«Пассажиры» ритмично покачиваются, шофер «крутит руль».)
Светофор (показывает крупную фотографию):
Стоп! Машинам красный свет.
Дальше вам дороги нет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за здание перед вами?
Отвечайте быстро сами.
(Что за улица пред вами? Что за памятник пред вами?)
(Ответы детей)
Светофор: Свет зеленый зажигаю
И вас дальше отправляю.
Так дети путешествуют по городу и возвращаются на улицу, где находится детский сад.
«Знатоки родного города»
Цель: закрепление знания обучающихся о памятниках города, в котором они живут.
Материалы: разрезные картинки с видами родного города, фишки.
Ход игры: воспитатель делит детей на 2 команды. Предлагает по фрагменту открытки узнать памятник и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог.
«Найди отличия»
Цель: закрепление умения сравнивать характерные особенности старого и современного города, знания о родном городе; воспитание интереса к настоящему и прошлому.
Материалы: демонстрационные альбомы, картинки.
Ход игры: воспитатель предлагает сравнить жителей старого и современного города: как выглядели и одевались, как и где работали, во что играли дети, как выглядели улицы.
«Все ли верно? Докажи»
Цель: закрепление знания обучающихся о старом облике родного городе, активизировать мышление, учить строить фразы-доказательства.
Материалы: демонстрационные альбомы, картинки.
Ход игры: воспитатель предлагает обучающимся послушать высказывания и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.
«Загадки о родном городе»
Цель: закрепление знания обучающихся о родном городе; развитие воображения, памяти.
Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте в городе, а обучающиеся отгадывают.
Например: «Это здание стоит на… улице. Оно большое, с множеством окон. Каждое утро родители приводят туда своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом».
4.7 Задания для совместного выполнения с родителями (законными представителями) обучающихся
Перед выполнением задания советуем:
- Рассказать ребенку о своем родном городе. Те, кто живет в этом городе давно, могут сравнить старые фотографии с современным видом города.
- Рассказать ребенку о празднике День Победы, почему он так назван, и кого поздравляют в этот день. Вспомнить, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть фото и иллюстрации в книгах. Вместе с ребенком сходить к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику.
- Рассказать ребенку о том, что за праздник День защитника Отечества, кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день. Вместе с ребенком рассмотреть помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии. Познакомить ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам и иллюстрациям). Провести воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества. Изготовить совместно с ребенком поздравительную открытку для папы (брата, дяди, ветерана).
- Объясните ребенку значение слов и словосочетаний: подвиг, победа, героический поступок, ветеран.
- Закрепить знания о Государственной символике России, ответив на вопросы заданий, представленных далее.
Задания по теме: «Государственный флаг России»
- Рассмотрите с ребенком изображение Российского флага и ответьте на вопросы:
- Какого цвета полосы на флаге России?
- Какие предметы белого, красного, синего цвета ты знаешь?
Белый - …
Синий - …
Красный – ...
- Какое значение имеет красный, синий, белый цвет?
- Попробуйте вместе с детьми вспомнить, где можно встретить изображение Государственного флага Российской Федерации?
- Поиграйте с детьми в игру «Над – под – между».
- Какая полоса в российском флаге:
Первая сверху;
Вторая снизу;
Над синей;
Под синей;
Между красной и белой и т.д.
- Раскрасьте флаг России.
Задания по теме: «Государственный гимн России»
Ответь на следующие вопросы:
- В каких случаях исполняется гимн России?
- Какие слова вызывают чувство гордости за Родину?
- Россия названа в тексте гимна: державой, страной, Отчизна. Как бы ты расположил эти слова по мере возрастания торжественности их звучания?
- Выучите первый куплет Гимна наизусть.
Задания по теме: «Государственный герб России»
- Кто изображен на гербе России?
- Очертания какого старинного доспеха напоминает герб?
- Что ты знаешь об орле? Подбери слова, которые наиболее точно характеризуют эту птицу.
- Раскрась герб России.
- Составь рассказ о гербе России по плану:
- Герб какого государства изображен на картинке?
- Какую форму имеет герб России?
- Что расположено в центре герба и почему?
- Где можно увидеть герб России?
Задания по теме: «Вооруженные силы России:
эмблемы и символы»
- Еще раз спросите у ребенка, кто такие защитники Отечества; кого поздравляют в этот день.
- Рассмотрите помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии.
- Рассмотрите с ребенком эмблемы разных родов войск, иллюстрации с изображением воной техники, расскажите ему о военных профессиях.
Литература
- Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива» 2017 г.
- Антонов Ю.Е. «Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду» ТЦ «Сфера» Москва 2020 г.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1982.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: Скрипторий 2018.
- Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований: Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2021.
- Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амрита, 2017.
- Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. Авт.-сост. Антонов Ю.Е. – М.: АРКТИ, 2019.
- Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Детство – пресс 2018 г.
- Соловьёва Е. В., Царенко Л. И. Наследие. Программа по приобщению детей к традиционной отечественной культуре. М.: Дрофа. 2010 г.
- Фесюкова Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет. – Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультативный пункт для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольную образовательную организацию
Консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, организуется в СПДО «детский сад «Зоренька», реализующим общеобразовательную программу дошкольн...
Система консультативной работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая разработка посвящена организации и проведению системной консультативной работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-т...
Cистема взаимодействия педагога с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста на примере средней возрастной группы
В работе охарактеризованы современные подходы к организации взаимодействия ДОО с семьей, представлена структурно-функциональная модель этого взаимодействия по вопросам гармоничного развития ребенка, п...
Дневник взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР
Дневник содержит дидактические игры и упражнения на материале лексичекой темы недели по расширению словаря, развитию лексико-грамматических категроий,связной речи....
Планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся дошкольного возраста по театрализованной деятельности в ДОУ
Планирование работы с родителями (законными представителями) обучающихся дошкольного возраста по театрализованной деятельности в ДОУ....
"Апробация "Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих ДОО"
Материал подробно раскрывает мероприятия, которые были проведены с семьями воспитанников в МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица" в процессе апробирования "Программы просвещения родителей&q...
Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста
Просветительская деятельность – это деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях ин...