Картотека опытов на прогулке (старшая группа)
опыты и эксперименты (старшая группа)

Баранова Татьяна Викторовна

Дети это  – маленькие исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. 

С помощью познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобрести опыт исследовательской деятельности, развить восприятие, мышление, речь (рассуждение, размышление, пересказ).

Важно отметить, что самые прочные и ценные знания - не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно.

В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_na_progulke_starshaya_gruppa.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов на прогулке

(старшая группа)


Осень

Опыт 1

Радуга

Цель: познакомить детей с радугой как с природным явлением.

Ход опыта: Вы видели когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас? Воспитатель ставит зеркало в таз с водой под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечный луч и направляет его на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока на стене не появится радуга. На что похоже слово «радуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите дугу руками? С земли радуга напоминает дугу, а из самолёта она кажется кругом.

Вывод: радуга видна только при наличии солнечного света.

Осень

Опыт 2

Потребность растений в воде

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растения.

Ход опыта: из букета выбирается один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнивают цветок оставшийся без воды с цветами из вазы: чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без неё они погибают.

Осень

Опыт 3

Состояние почвы в зависимости от температуры

Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

Ход опыта: в солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать её руками: тёплая, сухая, светло-коричневая. Педагог поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать её, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее).

Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению почвы.

Осень

Опыт 4

Таяние снега

Цель: познакомить детей со свойствами снега.

Ход опыта: набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в тёплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действие тепла тает, превращаясь в воду.

Зима

Опыт 1

Прозрачность льда

Цель: познакомить со свойствами льда.

Ход опыта: В прозрачную ёмкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно. Утром рассмотреть, как сквозь лёд видны замёрзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лёд потому, что он прозрачен.

Зима

Опыт 2

Уличные тени от фонарного света

Цель: показать на опыте, как образуется тень; рассмотреть зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход опыта: Когда появляется тень? (Когда есть источник света). Что такое тень, почему она образуется? (Это тёмное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.) Наблюдение за тенью.

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета. Очертания тени и предмета схожи. Чем выше источник света, тем короче тень. Чем прозрачней предмет, тем светлее тень. Тень может образовываться не только от солнца, но от любого источника света.

Зима

Опыт 3

Зависимость состояния воды от температуры воздуха

Цель: продолжать знакомство со свойствами воды.

Ход опыта: В две банки налить одинаковое количество воды. Одну банку утром вынести на улицу, ода в ней замёрзнет или покроется корочкой льда, другая останется в помещении, вода в ней тёплая, комнатной температуры. Измерить температуру воздуха на улице, затем в помещении. Определить причины замерзания воды.

Вывод: при температуре ниже нуля вода замерзает.

Зима

Опыт 4

Вода и лёд

Цель: закрепить знания о различных состояниях воды.

Ход опыта: внести в группу снег и лёд – где вода быстрее растает? В одно ведёрко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лёд.

Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лёд растает последним.

Весна

Опыт 1

Определение зависимости роста растений от температуры окружающего пространства.

Цель: продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Ход опыта: педагог предлагает потрогать воду в луже. Какая она? (Холодная, потому что дождь холодный, земля не прогрелась). Ещё не все растения «проснулись» после зимнего сна. Как только солнышко лучше прогреет землю, условия для роста станут более комфортными и растения начнут расти.

Вывод: для роста растения необходима прогретая земля.

Весна

Опыт 2

Весенние кораблики

Цель: учить отмечать различные свойства предметов.

Ход опыта: воспитатель вместе с детьми опускает в ручейки или лужи предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики и т.д.) Наблюдают, какие из них тонут, а какие остаются на плаву.

Вывод: не все предметы плавают, всё зависит от материала, из которого они сделаны.

Весна

Опыт 3

Кто как двигается?

Цель: углублять и расширять знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.

Ход опыта: педагог предлагает поймать майского жука и большого муравья, насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать подвигаться по песку. Наблюдение за способом передвижения, сравнение следов, оставляемых на песке жуком и муравьём.

Вывод: жук и муравей оставляют разные следы на песке.

Весна

Опыт 4

Передача «Солнечного зайчика»

Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета.

Ход опыта: в солнечный день дети рассматривают «солнечного зайчика». Как он получается?(Свет отражается от зеркала). Что произойдёт, если в том месте на стене куда попал «солнечный зайчик», поставить ещё одно зеркало? (Он отразится ещё один раз).

Вывод: «солнечного зайчика» можно передавать многократно.

Лето

Опыт 1

Что будет, если огород не пропалывать?

Цель: познакомить со значением пропалывания для будущего урожая.

Ход опыта: систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами нетронутой. Через некоторое время дети убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние страдают от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно замедляют в росте.

Вывод: сорняки мешают нормальному росту посаженных растений.

Лето

Опыт 2

Что быстрее?

Цель: формировать представления об атмосферном давлении.

Ход опыта: воспитатель предлагает подумать. Что будет, если одновременно выпустить из рук два листа: один горизонтально, другой – вертикально. Какой быстрей упадёт? Почему первый лист падает медленно, что его задерживает? (воздух давит на него снизу). Второй лист падает быстрее (он падает ребром, поэтому воздуха под ним меньше).

Вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы –  это атмосферное давление.

Лето

Опыт 3

Почему не тонут корабли?

Цель: формировать представление, почему не тонут корабли.

Ход опыта: в ёмкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя её металлическими предметами: банка останется на плаву.

Лето

Опыт 4

Что быстрее?

Цель: формировать представления об атмосферном давлении.

Ход опыта: педагог демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, а гладкий лист планирует в воздухе.

Вывод: гладкий лист лёгкий и широкий. При падении опирается на воздух, поэтому может немного полетать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов для детей старшей группы детского сада

Предлагаю вашему вниманию подборку опытов для детей старшей и подготовительной групп. Эти опыты могут проводить воспитатели в уголках экспериментирования, а также их можно предложить родителям....

Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9748268","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"334","width":"480"}}]]...

Экспериментирование. Картотека опытов\экспериментов для старшей группы.

                      «Как разделить смеси?» Цель: дать детям представление  о разделении смесей.Материалы и оборудование: песок...

Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)

Картотека опытов и экспериментов(старшая группа)...

Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)

Картотека проведения опытов в старшей группе...

Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)

Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)...

Картотека опытов с детьми старшей группы на прогулке. Свойства воздуха

Опыты которые проводятся на прогулке, неизменно привлекают интерес детей, они узнают что - то новое, совершают открытия, получают новые знания....