Картотека опытов на прогулке (старшая группа)
опыты и эксперименты (старшая группа)
Дети это – маленькие исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир.
С помощью познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобрести опыт исследовательской деятельности, развить восприятие, мышление, речь (рассуждение, размышление, пересказ).
Важно отметить, что самые прочные и ценные знания - не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно.
В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov_na_progulke_starshaya_gruppa.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека опытов на прогулке
(старшая группа)
Осень Опыт 1 Радуга Цель: познакомить детей с радугой как с природным явлением. Ход опыта: Вы видели когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас? Воспитатель ставит зеркало в таз с водой под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечный луч и направляет его на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока на стене не появится радуга. На что похоже слово «радуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите дугу руками? С земли радуга напоминает дугу, а из самолёта она кажется кругом. Вывод: радуга видна только при наличии солнечного света. | Осень Опыт 2 Потребность растений в воде Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растения. Ход опыта: из букета выбирается один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнивают цветок оставшийся без воды с цветами из вазы: чем они отличаются? Почему это произошло? Вывод: вода необходима растениям, без неё они погибают. |
Осень Опыт 3 Состояние почвы в зависимости от температуры Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. Ход опыта: в солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать её руками: тёплая, сухая, светло-коричневая. Педагог поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать её, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее). Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению почвы. | Осень Опыт 4 Таяние снега Цель: познакомить детей со свойствами снега. Ход опыта: набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в тёплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная. Вывод: снег под действие тепла тает, превращаясь в воду. |
Зима Опыт 1 Прозрачность льда Цель: познакомить со свойствами льда. Ход опыта: В прозрачную ёмкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно. Утром рассмотреть, как сквозь лёд видны замёрзшие предметы. Вывод: предметы видны через лёд потому, что он прозрачен. | Зима Опыт 2 Уличные тени от фонарного света Цель: показать на опыте, как образуется тень; рассмотреть зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение. Ход опыта: Когда появляется тень? (Когда есть источник света). Что такое тень, почему она образуется? (Это тёмное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.) Наблюдение за тенью. Вывод: тень появляется при наличии света и предмета. Очертания тени и предмета схожи. Чем выше источник света, тем короче тень. Чем прозрачней предмет, тем светлее тень. Тень может образовываться не только от солнца, но от любого источника света. |
Зима Опыт 3 Зависимость состояния воды от температуры воздуха Цель: продолжать знакомство со свойствами воды. Ход опыта: В две банки налить одинаковое количество воды. Одну банку утром вынести на улицу, ода в ней замёрзнет или покроется корочкой льда, другая останется в помещении, вода в ней тёплая, комнатной температуры. Измерить температуру воздуха на улице, затем в помещении. Определить причины замерзания воды. Вывод: при температуре ниже нуля вода замерзает. | Зима Опыт 4 Вода и лёд Цель: закрепить знания о различных состояниях воды. Ход опыта: внести в группу снег и лёд – где вода быстрее растает? В одно ведёрко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лёд. Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лёд растает последним. |
Весна Опыт 1 Определение зависимости роста растений от температуры окружающего пространства. Цель: продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Ход опыта: педагог предлагает потрогать воду в луже. Какая она? (Холодная, потому что дождь холодный, земля не прогрелась). Ещё не все растения «проснулись» после зимнего сна. Как только солнышко лучше прогреет землю, условия для роста станут более комфортными и растения начнут расти. Вывод: для роста растения необходима прогретая земля. | Весна Опыт 2 Весенние кораблики Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Ход опыта: воспитатель вместе с детьми опускает в ручейки или лужи предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики и т.д.) Наблюдают, какие из них тонут, а какие остаются на плаву. Вывод: не все предметы плавают, всё зависит от материала, из которого они сделаны. |
Весна Опыт 3 Кто как двигается? Цель: углублять и расширять знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Ход опыта: педагог предлагает поймать майского жука и большого муравья, насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать подвигаться по песку. Наблюдение за способом передвижения, сравнение следов, оставляемых на песке жуком и муравьём. Вывод: жук и муравей оставляют разные следы на песке. | Весна Опыт 4 Передача «Солнечного зайчика» Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Ход опыта: в солнечный день дети рассматривают «солнечного зайчика». Как он получается?(Свет отражается от зеркала). Что произойдёт, если в том месте на стене куда попал «солнечный зайчик», поставить ещё одно зеркало? (Он отразится ещё один раз). Вывод: «солнечного зайчика» можно передавать многократно. |
Лето Опыт 1 Что будет, если огород не пропалывать? Цель: познакомить со значением пропалывания для будущего урожая. Ход опыта: систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами нетронутой. Через некоторое время дети убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние страдают от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно замедляют в росте. Вывод: сорняки мешают нормальному росту посаженных растений. | Лето Опыт 2 Что быстрее? Цель: формировать представления об атмосферном давлении. Ход опыта: воспитатель предлагает подумать. Что будет, если одновременно выпустить из рук два листа: один горизонтально, другой – вертикально. Какой быстрей упадёт? Почему первый лист падает медленно, что его задерживает? (воздух давит на него снизу). Второй лист падает быстрее (он падает ребром, поэтому воздуха под ним меньше). Вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы – это атмосферное давление. |
Лето Опыт 3 Почему не тонут корабли? Цель: формировать представление, почему не тонут корабли. Ход опыта: в ёмкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя её металлическими предметами: банка останется на плаву. | Лето Опыт 4 Что быстрее? Цель: формировать представления об атмосферном давлении. Ход опыта: педагог демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, а гладкий лист планирует в воздухе. Вывод: гладкий лист лёгкий и широкий. При падении опирается на воздух, поэтому может немного полетать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов для детей старшей группы детского сада
Предлагаю вашему вниманию подборку опытов для детей старшей и подготовительной групп. Эти опыты могут проводить воспитатели в уголках экспериментирования, а также их можно предложить родителям....
Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9748268","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"334","width":"480"}}]]...
Экспериментирование. Картотека опытов\экспериментов для старшей группы.
«Как разделить смеси?» Цель: дать детям представление о разделении смесей.Материалы и оборудование: песок...
Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)
Картотека опытов и экспериментов(старшая группа)...
Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)
Картотека проведения опытов в старшей группе...
Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)
Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)...
Картотека опытов с детьми старшей группы на прогулке. Свойства воздуха
Опыты которые проводятся на прогулке, неизменно привлекают интерес детей, они узнают что - то новое, совершают открытия, получают новые знания....