«Доброжелательные технологии» в практике работы с детьми дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)

Виктория Эдуардовна Ложкина

 

«Доброжелательные технологии» в практике работы с детьми дошкольного возраста»

         Аннотация: статья посвящена использованию доброжелательных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений, что способствует более эффективному воспитанию детей, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.

Ключевые слова: «доброжелательные технологии», «утро радостных встреч».

Белгородская область приступила к реализации региональной стратегии «Доброжелательная школа». Проект направлен на создание доброжелательной развивающей предметно-пространственной среды и психолого-педагогических условий, соответствующих образу доброжелательного детского сада во всех дошкольных организациях округа.

В понятие «доброжелательность» вкладывается глубокий смысл, оно включает такие представления как вежливый, благожелательный, дружелюбный, обходительный, приветливый, радушный, тактичный и др. Все эти качества в настоящее время теряют свою ценность и утрачиваются. В связи с этим, для успешного нравственного и социально-психологического благополучия подрастающего человека, обществу необходимо вернуться к этим человеческим ценностям. Важно, чтобы для будущего поколения такие понятия как доброта, скромность, трудолюбие, взаимопомощь не были пустым звуком. «Доброжелательный детский сад» - проект, в первую очередь, направленный на воспитание человека сочувствующего другому и поступающего по-доброму.

Образ доброжелательного детского сада- это формирующий, развивающий, играющий детский сад, где игра, как ведущий вид детской деятельности затрагивает все стороны развития личности: коммуникативную, двигательную, познавательно- исследовательскую.

Доброжелательный детский сад - это содеятельность и сотворчество педагога и каждого ребенка.

Одно из направлений проекта по достижению вышеуказанных целей- это внедрение «Доброжелательных технологий» в практику работы с детьми дошкольного возраста. В теоретическом аспекте доброжелательных технологий лежит крайне важная проблема межличностных отношений ребенка с другими детьми, взрослыми. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте.

Родители и педагоги не всегда знают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают дети и не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот опыт во многом определяет отношение человека к себе, другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный.

Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Этого мало. Пассивное воспитание примером не может создать у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства надо пробуждать.

Педагоги нашего детского сада изучили и систематизировали методические рекомендации по использованию «доброжелательных технологий» в практической деятельности.  В каждой группе стала проводиться работа по внедрению «доброжелательных» технологий в педагогический процесс.

Так, группа раннего возраста, младшая, средняя, старшая и подготовительные группы используют технологию «утро радостных встреч»- это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.

Данная технология проводится ежедневно в утренний промежуток, для создания положительного, эмоционального настроя на весь день, для развития у детей самостоятельности, инициативности, умения планировать свою деятельность.

Народная мудрость гласит: «Как день начнёшь, так его и проведёшь». Каждое утро у нас в группе начинается с такой интересной игровой формы взаимодействия, как «Утренний сбор», помогающей детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня.  Ребята садятся по кругу и держатся за руки, смотрят друг другу в глаза, дарят своим друзьям улыбку, желают всем доброго здоровья и хорошего настроения. Мы проводим 1этап сбора – приветствие.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге.  Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много весёлых, занимательных, уважительных приветствий, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, формы приветствий разных народов, а также комплименты.

При организации утреннего сбора у детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируется нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. У детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.

Ключевую роль в становлении доброжелательного детского сада играют компетентные и высокопрофессиональные педагогические кадры. Образ педагога доброжелательного детского сада отражается в следующих компетенциях: любовь к детям, активность, способность быть примером в формировании правильных привычек, безоценочное общение по отношению к личности ребенка, коллегам, готовность принять разных детей, способность поддерживать детскую инициативность и самостоятельность, авторитет среди родителей, обеспечивающий поддержку родителей в воспитании детей.

Наш «Доброжелательный детский сад» – это место, куда дети идут с удовольствием, где каждый ребенок получает все для развития самостоятельности, познавательной и двигательной активности, где он чувствует себя в безопасности и получает необходимое внимание и поддержку.

Таким образом, внедрение доброжелательных технологий в жизнь детского сада позволило нам создать условия, где сам ребёнок становится активным и полноценным участником образовательного процесса наравне с компетентным партнером-взрослым. В приоритете жизнедеятельности в группе – свободная игра, как наиболее органичная для дошкольника деятельность, открытое пространство и как следствие широкие возможности для выбора. Все это позволяет дошкольникам не только получать необходимую информацию, но и проявлять креативные способности, самостоятельность и инициативность, что отвечает задачам Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования.     

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из пяти образо...

«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. КВЕСТ- приключенческая игра»

laquo;Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. КВЕСТ- приключенческая игра»В настоящее время в дошкольном образовании активно используют...

«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

laquo;Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»В настоящее время в дошкольном образова...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...

Физкультурно – спортивные технологии в практике работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в состоянии здоровья.

Консультация для педагогов с описанием здоровьесберегающих технологий: фитбол - гимнастика, аквааэробика, игровой стретчинг для детей дошкольного возраста с отклонениями в состоянии здоровья....

«Доброжелательные технологии» в практике работы с детьми дошкольного возраста»

Опыт работы по внедрению доброжелательных технологий в практику детского сада: формы взаимодействия, результаты. реализация принципов ФГОС ДОУ....

«Доброжелательные технологии» в практике работы с детьми дошкольного возраста»

Статья посвящена использованию доброжелательных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений, что способствует более эффективному воспитанию детей, который стремится творчески подходить...