Проект «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование».
план-конспект занятия (младшая группа)
Опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС – дети должны научиться самостоятельно, добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, должно способствовать развитию таких интегративных качеств как «Любознательный» (интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами); «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (использует разные способы обследования предметов и явлений, включая простейшие опыты)
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего возраста, проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_eksper_baranova.docx | 92.33 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 488»
Рассмотрено на Педагогическом совете Учреждения Протокол № 1_ от «31» 08 2020 г. | Утверждаю Заведующий МКДОУ д/с № 488 _____________ А.А. Стебайло Приказ № 2от «02» 09 2020 г. |
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОПЫТНО –ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛАБОРАТОРИЯ ФИКСИКОВ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
г. Новосибирск
СОДЕРЖАНИЕ
I | Целевой раздел | 2 |
1.1. | Пояснительная записка | 2 |
1.2. | Цель, задачи реализации Программы | 5 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы | 6 |
1.4. | Отличительные особенности образовательной программы: | 8 |
1.5. | Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей | 8 |
1.6. | Ожидаемые результаты реализации Программы | 9 |
II | Содержательный раздел | 10 |
2.1. | Формы, способы, методы и средства образовательной деятельности по освоению Программы | 10 |
2.2. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 12 |
III | Организационный раздел Программы | 13 |
3.1. | Организация занятий по Программе | 13 |
3.2. | Материально-техническое оснащение | 15 |
Список научно-методической литературы | 18 | |
Приложение 1 Календарно-тематическое планирование | 19 |
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Пояснительная записка
Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-6 лет. Направленность программы: по содержанию является научно-технической, по функциональному предназначению – кружковой, по времени реализации годичной.
Программа позволяет расширить круг интересов дошкольников в познании окружающего мира при помощи наблюдений, опытов, экспериментов и продуктивной деятельности детей в природе в условиях специально организованной научно-исследовательской мини-лаборатории.
Направленность программы: Данная программа направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка, совершенствование его интеллекта, расширения его кругозора, наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели и схемы, решать проблемные ситуации. Программа предусматривает развитие логического мышления, творческих способностей детей дошкольного возраста, предусматривает сочетание теоретических и активных форм обучения.
Актуальность
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности. Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.). Активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Понимая значения экспериментально - исследовательской деятельности для развития ребенка, была разработана программа кружка «Лаборатория Фиксиков»для детей старшего дошкольного возраста.
Новизна данной программы в создании системы работы по детскому экспериментированию в определенных условиях, совместной деятельности с педагогом, в индивидуальной работе, самостоятельной деятельности, в режимных моментах.Отличие от других программ является комплексное применение практических методов обучения дошкольников.
Нормативное обоснование Программы:
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию экспериментальной деятельности детей.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной, исследовательской направленности «Лаборатория Фиксиков», составлена на основе пособия для педагогов дошкольных учреждений под редакцией Н.Е.Веракса, О.Р. Галимова «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования, и разработанная с учётом принципов и подходов авторской программы под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой «От рождения до школы».
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:
Федеральные законы:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.
Нормативно-правовые документы:
- Комментарий к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 (регистрация от 27.08.2015 г.) Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
- Устав Учреждения.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы:
- принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий;
- принцип развития отражает четкую ориентацию поисково–познавательной деятельности на развитие личности;
- принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учётом возможностей дошкольников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность);
- принцип системности и последовательности обучения, предполагающий усвоение новых знаний, навыков и умений в определённой логической последовательности как единого целого;
- принцип сознания и активности, предусматривающий необходимость доведения до обучающихся смысла выполняемых заданий;
- принцип гуманизма, в основе которого лежит убеждение в способности человека к совершенствованию, и идея о праве ребёнка на удовлетворение его потребностей и интересов;
- принцип индивидуально – личностного подхода, предполагающий учёт индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов воспитанников;
- принцип креативности, предусматривающий поощрение творческой активности воспитанников;
- принцип природосообразностисвидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
Подходы к формированию Программы:
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности;
-деятельностный подход, который наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития;
- диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений;
- средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательной организации в воспитании и развитии личности ребенка.
- культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, выбор технологий образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой.
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
1.4. Отличительные особенности образовательной программы:
Данная рабочая программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:
- вместе
- на равных
- как партнеров создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Тематический принцип планирования учебного материала. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.
1.5.Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей
развития детей
Дети 5 - 6 лет
На занятиях кружка, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.
1.6. Ожидаемые результаты реализации Программы
При успешном освоении Программы, достигается следующий уровень развития и образования ребенка 5-6 лет:
- высказывать предположения об ожидаемом результате;
- определять цель деятельности, условия её достижения;
- с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности;
- умеет сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;
- анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия;
- анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы, способы, методы, приемы и средства реализации Программы
Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий:проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, после дневного сна. Продолжительность занятия: 25 минут.В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации.
Индивидуальные образовательные ситуации проводятся с детьми по педагогическим показателям на основе образовательного мониторинга. Продолжительность индивидуальной работы – 5-15 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей, направлена на осуществлении коррекции недостатков воспитанников, создающих трудности в овладении Программой.
Количество детей – 10 – 15 человек (подгруппа)
При организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы.
Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.
Форма проведения занятий кружка- занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Форма организации:
-непосредственно-организованная деятельность;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность.
Формы работы:
- опыты и эксперименты;
- занятия путешествия;
- занятия – эксперименты;
- целевые прогулки;
- циклические наблюдения;
- проектная деятельность;
- трудовая деятельность;
Место проведения:
- кабинет экспериментирования или центр экспериментирования;
- участок;
- прилегающая территория детского сада.
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Методические приемы:
- наблюдения;
- создание проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;
- дидактические игры;
- моделирование;
- трудовые поручения.
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочных героев – Фиксиков;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Направления опытно-экспериментальной деятельности:
- живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде
- неживая природа: воздух, почва, вода, магниты.
- человек: рукотворный мир, материалы и их свойства.
2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Родители принимают активное участие в обогащении предметно развивающей среды, вовлекаются в выполнение творческих заданий.
Система взаимодействия с родителями в данном направлении включает:
- участие родителей в пополнении выставки «умных книг» познавательной литературы, иллюстрированными альбомами и детскими энциклопедиями;
- участие родителей в пополнении детской лаборатории различными материалами, для проведения исследований;
- проведение консультаций на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»; «Экспериментируем дома»
- оформление папок передвижек: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Проведение опытов с детьми дома»;
- презентация центра опытно-экспериментальной деятельности в группе;
- проведение совместных досугов, экскурсий, мастер-классов
- участие родителей в совместных детско-взрослых проектах по опытно - экспериментальной, исследовательской деятельности;
- участие родителей в разработке, изготовлении и реализации лэпбука – проектной формы совместной деятельности взрослых и детей.
3. Организационный раздел
3.1. Организация занятий по программе
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментированиеможет быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Этапы организации и проведения опытов
- этап – постановка проблемы
- этап – поиск пути решения проблемы
- этап – проведение наблюдения, опыта, эксперимента
- этап – обсуждение итогов и формулировка выводов
Требования, предъявляемые к проведению опытов
1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать?)
2. Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный. Например: одни посевы поливать, другие – нет.
3. Необходимо осуществлять руководством опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
4. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.
5. При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.
Правила безопасности жизнедеятельности детей
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
Предлагаемая ниже структура занятия-экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.
Примерная структура занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе
осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы,
рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие,
воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием
оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей
изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники
наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и
т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по
результатам исследования.
3.2. Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы необходимо:
- наличие кабинета экспериментирования илицентра – лаборатории для детского экспериментирования в группе;
- демонстрационное лабораторное оборудование: приборы-помощники (увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейки). Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы;
- природный материал: (шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д);
- бросовый материал: (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д);
- технические материалы: (гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т. д). Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д. Красители: гуашь, акварель и т. д;
- медицинские материалы: (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т. д);
- прочие материалы (зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи и т. д);
- дополнительное оборудование: детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов. Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге. Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента;
- дидактический материал: картотека игр экологического содержания;
- Магнитная доска с наборами цветных магнитов.
- Ноутбук
- Магнитофон LG MP3 CD-R/RW
- Детская мебель для занятий, соответствующая возрасту детей и санитарно эпидемиологическим требованиям.
- Стеллажи для хранения оборудования для исследовательской деятельности
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
Требования к оформлению и содержанию центра экспериментальной деятельности.
Материалы, находящиеся вкабинете или центре экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Почва» и т.д‚ расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве. На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития. Должно быть хорошее освещение. Для хранения оборудования и различных материалов нужно удобно разместить небольшие стеллажи или полки. Центр детского экспериментирования располагался рядом с окном и был достаточно просторным (чтобы при необходимости можно было поставить дополнительные, рабочие столики). На видном месте можно повесить табличку с названием экспериментально-исследовательского центра и его эмблемой, либо «поселить» в уголке персонажа, который будет хозяином этого места, и будет помогать детям. Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Список используемой литературы
- Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. [Текст]\ О.В. Дыбина - М., 2002.
- Дыбина, О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. [Текст]\ Дыбина О В - М.1999.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2007 – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2003г. - Т.А.Короткова «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»
- Нищева, В.Н. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. [Текст]\ В. Н. Нищева - Конспекты занятий в разных возрастных группах» 2013г.
- Мартынова, «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» [Текст]\ Е.А. Е. А. Мартынова, И.М. Сучкова-М 2009г.
- Менщикова, Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет» [Текст]\ Л. Н. Менщикова 2008г.
- Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации [Текст]\ Л.Н Ролхорова Л.Н. - Москва: Аркти, 2004г.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование:
Тема | Задачи | Экспериментальная деятельность | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово | Взаимодействие с родителями |
1. Знакомство с оборудованием для экспериментов. | Познакомить детей с центром экспериментирования, техникой безопасностью и с правилами поведения в лаборатории. Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов. | Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), рассказать о способах познания мира, о назначении детской лаборатории..Познакомить детей с этапами самостоятельной исследовательской деятельности–от определения проблемы до представления и защиты полученных результатовДать представление о культуре поведения в детской лаборатории. При помощи детей составить свод правил поведения и правил | Демонстрационное лабораторное оборудование, карточки. Материалы лаборатории. ГероиФиксики: (Профессор Чудаков Симка Нолик Мегамозг) | Игровая мотивация: встреча«Знакомство с лабораторными жителями Фиксиками». Игра «Нюхаем, пробуем, трогаем».; Игра «Кто позвал?». | Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты «ученых» для экспериментирования, сделать эмблемы. | |
«Вещество Песок и глина» | Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать ТБ при проведении опытов. Формировать у детей знания о свойствах песка и глины. Развивать мышление, логику, творчество ребенка | 1.«Песок иглина» | Сухая глина и готовая глина, Сухой, чистый песок, большой плоский лоток, маленькие лотки, лупы, прозрачная вода, стеклянные банки, пластина из оргстекла, лопатка, магнит, лупа, карандаши для каждого ребенка. Сухой и влажный песок | На прогулке: следы на песке П/и «Мы – песчинки» Опыт «Можно ли менять форму камня и глины»с глиной и камнями: Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и песка (сухой, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). | Чтение стихотворения А. Полетаевой: Нам привезли песок на сад, Я этому безумно рад! С ним буду целый день играть, Лепить куличек, загорать! Песочных куличей не ем, Да, что ж я, маленький совсем? | Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному |
2. Сравнение свойств «песка и глины» | Песок, глина, лупа | Рисование цветным песком: «Сюрприз для Нолика» Опыт:Из чего состоят песок и глина?Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем | Чтение сказки «Глиняный парень» | Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент | ||
3. Проходит ли вода через песок и глину? | Стаканы, вода песок, глина, палочки | Д/и «Что я построю из песка» Лепка игрушек из глины | Загадка про глину Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. Ответ: Глина | Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». |
Тема | Задачи | Экспериментальная деятельность | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово | Взаимодействие с родителями |
«Вещество. Камни» | Развивать интерес к камням, умение обследовать их, называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, их широко используют в строительстве. Познакомить с ценными камнями, которые используют в изготовлении памятников, сувениров. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. | 1.Какими бывают камни? | Наборы речных и морских камней. лупа, пластилин, керамзит, лимон, гранит, кремень,сахар, соль, Фото - памятники | Беседа: «Какими бывают камни?» На прогулке: рассматривание камней (вид, форма, свойства) Опыт «Определение фактуры поверхности, «Рассматривание через лупу», « | Чтение сказки И.Н.Рыжова «О чем шептались камешки» | Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. |
2.Тонут ли камни в воде? | Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой,салфетки на каждого ребенка, керамзит, гранит, | Строительные игры (Строительство и украшение построек) Игра «Камень, ножницы, бумага» Опыт «Вес», «Плавучесть». | Чтение рассказа Л.Толстого «Галка» | Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с неживой природой» | ||
3.Живые камни | Мел,известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь | Выкладывание рисунков из камней. П/и «Камень – беги» Опыт «Цвет и форма», «Размер камня», | Загадка: Его в горах полным - полно. Он часто падает на дно Ущелья со скалы крутой. Он твёрдый, маленький, большой. По форме разным он бывает. Его с дороги убирают.(камень) | Памятка на тему: «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло». | ||
4. Могут ли камни менять цвет? | Наборы разных камней, емкость с водой | Д/и «Что сделано из камня?» Опыт «Определение температуры», | Пословицы и поговорки о камне Загадка: Вода не размочит Не съест его пламень. Нож, саблю наточит, Зерно мелет | Домашнее задание:подобрать и провести дома совместно с детьми два опыта и зафиксировать их: 1опыт. Зарисовка поэтапного выполнения опыта для создания картотеки. 2опыт. Предоставления фотомонтажа с проведением опыта для создания фотоальбома |
Тема | Задачи | Экспериментальная деятельность | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово | Взаимодействие с родителями | ||
«Вещество. Воздух и его свойства» | Продолжить знакомство со свойствами воздуха и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. | 1.Знакомство со свойствами воздуха | Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, готовые открытки | Беседа: «Воздух – это газ» На прогулке:наблюдение за ветром (ветер – движение воздуха) Игра «Раздувайся пузырь». | Чтение рассказа «Воздух – невидимка» | Семиинар- практикум для родителей на тему: «Организация домашней лаборатории» | ||
2.Сухой из воды | Прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой, салфетки Пластиковая бутылка, таз с водой, апельсины, весы, воздушный шары, цветок в горшке | Ручной труд «разноцветное облако» (клеевые нитки на шарик) Опыт «Как обнаружить воздух?», «Волшебный апельсин», «Воздух имеет вес»., | Сказка «Добрый воздух» | Консультация «Как можно увидеть воздух» | ||||
3.Сколько весит воздух? | Воздушные шары,пакеты, линейка, нитки, стакан с водой, пустой стакан, весы | -Познавательная пятиминутка «Давление воздуха» -Рисование мыльными пузырями Опыт: Как поймать воздух в комнате?Предложить детям самостоятельно найти способы «ловли» воздуха в комнате | Загадки: -Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели. -Чего в комнате не видишь? -Ни веса ни цвета у него нету! | Придумать совместно с детьми сказку «О воздухе» | ||||
4. Воздух всегда в движении Цель: Доказать, что воздух всегда в движении. | 1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) 2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д. 3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами). Кораблик, самодельные вертушки. | -Конструирование: изготовление вертушки -Игра «Буря в стакане» -Художественное творчество «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) Опыт «Волны», «Вертушки», «Нарисуй свой ветер». Просмотр мультфильма «Фиксики: воздушный шар» | Стихотворение: Видел я, как ветерок К нам летел на огонек! Скрипнул он оконной рамой, Поиграл моей панамой, Повозился и уснул. Спал он тихо, | Консультация для родителей «Метод проектов в детском саду и семье». |
Тема | Задачи | Экспериментальная деятельность | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово | Взаимодействие с родителями | ||
«Вещество Вода и ее свойства» | Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека, закрепить знание свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Вырабатывать умение определять температуру воды на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. Учить детей делать простейшие умозаключения, активизировать словарный запас. Соблюдать правила ТБ | 1.Превращения капельки Цель:дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар). | Емкость с водой, лед, горячая вода, железная крышка Капли воды, изготовленные из бумаги, три емкости для опыта, воронка, вата, марля, промокательная бумаг | Беседа: «Вода и жизнь» На прогулке:наблюдение за снегом, сосульками Игровая ситуация «Где нужна вода?», опыт «Очистим воду».Выявить вещества, которые растворимы в воде. Познакомить детей со способами очистки воды (фильтрование). | Чтение рассказа «Твердая вода» | Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома. | ||
2.Куда исчезла вода? | 2 стакана с водой, крышка, пипетки на каждого ребенка | Художественное творчество «Путешествие капельки» (рисование по - мокрому). Познакомить с принципом пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. | Отгадывание загадок. | Оформление папки «Мои открытия». | ||||
3.Разная вода (море – соленая, река – пресная, проточная, озеро – стоячая) | Емкость с водой, соль, картинки с изображением моря, реки, озера Различные емкости для воды, чистая питьевая вода, чистые стаканы, чайные ложки, соль, сахар. | Познавательная пятиминутка «Моря соленые и не очень» Опыт «Какая вода?», «Есть ли у воды запах?» | Стихотворение: Что такое вода? Это струйка из крана, Это волны и шторм на морях-океанах. В запотевшей бутылке напиток в руке, И в ключе, и в колодце, и в ручейке. Да, бывает вода в состоянии разном. В жидком, твердом она. Даже в газообразном. Мы не видим ее или не замечаем. Но, когда ее нет, тяжело ощущаем. (Автор: Олегова С.) | Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми. | ||||
4. Как движется вода? | Кастрюля с горячей водой, крышка,лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой. Макет «Круговорот воды в природе» Прозрачный сосуд, куски ткани, кусок снега, сосулька, горячая вода, стекло | «Круговорот воды в природе» Опыт «Куда исчезает вода?», «Снег и лед – вода», «Какая вода возвращается природе?». Просмотр мультфильма «Фиксики: вода» | Чтение рассказа «Почему идет дождь»» | Консультация «Экспериментируем вместе с папой». |
Тема | Задачи | Экспериментальная деятельность | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово | Взаимодействие с родителями |
«Вещество. Магнит и его свойства» | Познакомить детей с понятием магнит, его свойствами и использованием. Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом. Развивать любознательность. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | 1.Притягивает – не притягивает Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. | Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы | -На прогулке: находим предметы, к которым притягивается магнит. -Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него Опыты «Магнит», «Скрепка», | Рассказ «Магнит» Лев Толстой | Создание мини-лаборатории «Мир магнитов» |
2.Действует ли магнит через другие материалы? Цель:Познакомить детей с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов. | -Магниты -Магнит на палочке, -различные пуговицы - компас, скрепки, гвоздики, емкости с водой, деревянная дощечка, иголка, емкость с песком. | Познавательная пятиминутка «Магнитные свойства Земли. Знакомство с компасом» Опыт, «Потерянная иголка». «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками) На прогулке: Определение частей света с помощью компаса . | Загадки про магнит -Этот жадный предмет Все железо хватает. Для него нормы нет, Прилипанием страдает. -Бывает маленьким, большим. Железо очень дружит с ним. С ним и незрячий, непременно, Найдет иголку в куче сена. | Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами. | ||
3.Как достать скрепку из воды, не замочив рук? Цель: Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. | Банка с водой, скрепка, магнит | Художественное творчество: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске) Игра «Помоги Зайчику» Просмотр мультфильма «Фиксики: Магнит» | Загадка: Он не маг, не волшебник, но тем знаменит: Лишь завидев его, к нему гвоздь полетит, Вмиг прилипнет к нему - тяжело оторвать. Оторвёшь гвоздь, а он прилипает опять- Вот такой притягательный этот | Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование. | ||
Тема | Задачи | Экспериментальная деятельность | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово | |
«Свойства материалов» | Формировать у детей умение узнавать вещи, сделанные из стекла, бумаги, ткани, дерева; выявлять их качества и свойства, развивать собственную познавательность опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств. | 1.Волшебные стеклышки Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянс: фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства. | Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, кисти, рамки со стеклом, Зеркала, ложки, Стеклянная вазочка, фольга. деревянные палочки, алгоритм деятельности. | Рисование на стекле гуашью Опыт Что отражается в зеркале» Игра «Солнечные зайчики» Познакомить детей с приборами для наблюдения микромира – лупой, микроскопом. Дать представления для чего они нужны. | Чтение сказки «Осколок стекла» | Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми. |
2.Мир бумаги Цель: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования. | Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы. | Изготовление поделок из бумаги Опыты с бумагой «Мнется», «Рвется, «Намокает», «Режется». Познакомить детей с фокусом основанным на инерции (стакан воды, лист бумаги). Показать возможность использования инерции в повседневной жизни Просмотр мультфильма «Фиксики: Бумага» | стихотворение С. Михалкова «Лист бумаги» | .Памятка для родителей «Волшебный мир бумаги» | ||
3.Мир ткани Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. | Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность: | Д/и «Из чего сделано» | Сказка Г.Х. Андерсена - Новое платье короля | Совместное создание тряпичного кукольного театра | ||
4.Мир дерева Цель: расширить знания детей о свойствах дерева | Дерево, гвоздь, молоток, магнит, емкость с водой | - Наблюдение на прогулке за деревьями. Беседа: «Приключение карандаша» | Загадки по теме | Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» |
Тема | Задачи | Экспериментальная деятельность | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово | Взаимодействие с родителями |
«Растения» | Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, вода, свет), воспитывать интерес к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют и помогать соответствующим образом. | 1.Разноцветные растения. Цель:подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений. Развивать мышление, наблюдательность.Формировать познавательный интерес, умение устанавливать причинно- следственные связи и на их основе делать выводы. | Веточки растений, ваза с водой, цветная вода | Игра «Хорошо – плохо» Лепка из солёного теста «Волшебное дерево Опыт: Показать сокодвижение в стебле растения. Помочь установить, что окрашенная вода влияет на цвет растений, тем самым показывает сокодвижение в стебле растения. | Чтение сказки П.А.Синявского «Сказка про лекарственные растения» | Папка передвижка: «Удивительное в природе» |
2. Нужен ли корням воздух? Цель: Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. Определить, что все части растения участвуют в дыхании | Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа. | На прогулке: наблюдение за растениями под снегом Опыты с растениями «Есть ли у растений органы дыхания?»Опыт: «Выращивание растения из морковных верхушек» | Рассказ Льва Толстого «Деревья дышат» | Фотовыставка: «Как мы экспериментируем». | ||
3.Растения пьют воду. | Сельдерей, вода, синий пищевой краситель, емкость с водой | Проращивание одинаковых семян в 2 блюдцах (в пустом и с влажной ватой) | Чтение сказки «Домашний садик» | Подбор с родителями пословиц и поговорок о лесе и растениях | ||
4.Растение может обеспечивать себя питанием. Цель: познакомить со способами питания растений | Три одинаковых растения (три луковицы), три стакана. | -Познавательная пятиминутка «Питание растений» -Выращивание зеленого лука | Рассказ: Михаил Пришвин «Сухостойное дерево» | Памятка: «Береги лес!» |
Тема | Задачи | Экспериментальная деятельность | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово | Взаимодействие с родителями |
«Солнце. Земля и ее место в солнечной системе» | Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной системы, о том, что Земля – уникальная планета. Развивать любознательность | 1.Вращение земли | тарелка; скорлупка от яйца всмятку; немного яичного желтка. | На прогулке:обращать внимание на солнце, погоду дня Изготовление макета «Солнечные часы» Просмотр мультфильма «Фиксики: Вращение земли» | Чтение сказки Федотовой Т. В. «Сказка о Земле, Солнце и Воде.» | Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию» |
2. Волшебный круг Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы. | Цветовой волчок или юла | Д/у «Нарисуй солнце» Изготовление игрушки -радужный – волчок На прогулке: Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце | Чтение сказки Разноцветная сказка «Радуга» Н.Абрамцева. | Создание альбома: «Наши открытия» | ||
3.«Влияние солнечного света на жизнь на Земле» | 2 камешка, деревянный ящик. Лампа электрическая, фонарики | Игра «А что, если…» Опыт: «Как образуется тень». Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. | Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях | Мастер класс делаем макеты Земли и солнечной системы (папье-маше_. | ||
4. Солнце, Земля и другие планеты» | два термометра, настольная лампа, длинная линейка. | Опыт Как влияет солнце на растение» | Чтение стих. Ю. Марцинкявичус «Солнце отдыхает» | Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек. | ||
Тема | Задачи | Экспериментальная деятельность | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово | Взаимодействие с родителями |
«Почва» | Дать детям представление из чего состоит почва, значение почвы для человека, животных, формировать у детей познавательный интереса к природе. | 1.Из чего состоит почва? Цель:показать из чего состоит почва | Лист бумаги, почва, микроскоп, лупа | Д/у «Из чего состоит почва» Работа в огороде. Сбор природного материала для поделок, экспериментов | Рассказ «Родная земля – кормилица людей» Ирис Ревю | Буклет «Проведите с детьми дома» (простые опыты) |
2.В почве есть воздух Цель:показать, что в почве есть воздух | Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя. | На прогулке: прокопка почвы для посадки Опыт: Есть ли воздух в земле | Чтение сказки «Во саду ли, в огороде Ирина Родыгина | Папка-передвижка «Создаем проект вместе» | ||
3.Земля, пей водичку. Цель.-Дать представление о том, что в земле есть вода. -Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. . | Сухая и влажная почва, прозрачная вода, стеклянные банки, пластина из оргстекла, лопатка, магнит, лупа, карандаши для каждого ребенка. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена). | Труд в уголке природы и на участке. Рыхление почвы разными способами. Опыт «Влажная и сухая почва». | Загадки о земле-кормилице Худ.слово: В.Нирович «Листопад», В Шульжик «Листоход», Белозеров «Осень» | Обновление картотеки условных обозначений «Свойства» | ||
4.Вытаптывание почвы. Цель: Показать, что в результатевытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе. | Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения). | Познавательная пятиминутка «Питание растений» Выращивание зеленого лук Художественное творчество: «Пейзаж» (рисование на коре деревьев) | Экологическая сказка «Кто землю украшает» А. Лопатина | Сбор природного материала для поделок, экспериментов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические достижения профессиональной деятельности (личного вклада в развитии образования) педагогического работника Черновой Юлии Владимировны На тему «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) через проек
Практические достижения профессиональной деятельности(личного вклада в развитии образования)педагогического работникаЧерновой Юлии Владимировны На тему «Развитие познавательного интересау д...
Система работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление ...
Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование
Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений...
Методическая разработка Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование с водой
Данный материал преднозначен для родителей дошкольников. Позволит получить информацию о развитии познавательного интереса у ребенка через экспериментирование....
Проект «Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование».
Сегодня нашему обществу нужны люди самостоятельные, творческие, интеллектуальные, способные оригинально мыслить и принимать нестандартные решения. Помочь в формировании такой личности поможет...
Доклад Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающей природой
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он зна...
Проект на тему:«Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через природный мир «Осень – дивная пора»
В условиях образовательного процесса укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду...