Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми
методическая разработка
В статье даны рекомендации педагогам детского сада по оптимизации взаимодействия с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_pedagogam_po_optimizatsii_vzaimodeystviya_s_detmi.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми
Воспитание и осуществление индивидуального подхода может решиться лишь при условии единства детского сада с семьей. Семья с ее психологическим климатом оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка, формирование нравственных черт характера и процесс социализации. Наиболее существенными факторами, влияющими на социально – эмоциональное развитие ребенка, являются:
а) атмосфера в семье;
б) наличие эмоционального контакта ребенка с родителями;
в) позиция ребенка в структуре семьи;
г) стиль воспитания.
Все эти сведения достаточно легко получить, проводя индивидуальные беседы с родителями и с ребенком, в наблюдениях.
Беседа интервью с ребенком.
1. С кем ты живешь?
2. Тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером домой?
3. Твои родители часто разговаривают с тобой?
4. Как они разговаривают: ласково или ругаются?
5. Тебе спокойно дома? Не страшно?
6. Кто чаще всего играет с тобой? Гуляет? Читает книжки?
7. Если ты что – то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа?
8. Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер – сюрприз, родители их сразу купят?
9. Если тебя кто – нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу пойдешь и все расскажешь маме? Папе? Никому не расскажешь?
10. Что ты больше всего любишь делать в субботу и воскресенье?
11. Часто ли вы вместе куда – нибудь идете или играете в выходные дни?
12. Какой последний подарок тебе сделали родители?
13. Если тебе пора спать, а ты хочешь еще поиграть, родители разрешают тебе или ругаются?
14. Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и жалеют спокойной ночи?
В такой беседе – интервью следует учитывать:
- реальную ситуацию в семье ребенка;
- обратить внимание, как отвечает ребенок на вопрос с кем он живет;
- дать ребенку возможность выговориться;
- необходимо отделить, где кончается реальность и начинается вымысел.
Однако, не все трудности возникающие в общении с ребенком можно объяснить ситуацией в семье.
Тактика взаимодействия ребенка с педагогом может либо усугубить негативные тенденции в социально – эмоциональном развитии ребенка, либо компенсировать их.
Игра может дать много информации о возбудимых, замкнутых, стеснительных детях, об их индивидуальных особенностях.
Неудачи в социальном опыте детей могут зависеть от уровня развития игровых навыков.
Нарушения в детской игре:
1) жестокое обращение с куклами, животными (избиения, издевательства);
2) категорическое предпочтение, отдаваемое какому – либо одному виду игр или игрушек;
3)постоянно однообразный характер игровых действий. Детей необходимо обучать игровым навыкам методами косвенного самовключения взрослого в игру, ненавязчивого контроля.
Важно включать в повседневную жизнь различные виды игр, в частности игры с правилами. Эмоциональные трудности часто приводят к возникновению конфликтов.
У таких детей фактически неразвита произвольность. В этом случае могут помочь игры с правилами.
Социально – эмоциональный опыт
усвоения
отношения ребенок – взрослый
в игру
отношения ребенок – ребенок
Эффективность взаимодействия
1. Стремление взрослого научить подавлять отрицательные эмоции пагубно сказывается на психологическом здоровье ребенка. Необходимо научить ребенка адекватно выражать свои эмоции, в социально приемлемой форме.
2. Не надо пытаться оградить детей от отрицательных переживаний, «Тепличное воспитание», выливается в последствия еще более острые.
3. Необходимо учитывать модальность (= и - ) и интенсивность эмоций.
4. Изобилие однотипных эмоций, пусть и положительных, может привести к «эмоциональному отуплению» (А.В. Запорожец)
5. Чувства нельзя оценивать, нельзя заставить ребенка чувствовать то и не чувствовать это.
6. Не существует плохих или хороших эмоций.
7.Используйте я – высказывания: говорите только от первого лица.
8. Не копите в себе негативные эмоции, лучше скажите о них сразу.
Тактики взаимодействия воспитателя с детьми по формированию социально – приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества.
1. Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрослого для чувств другого человека.
2. Подчеркивайте сходство между разными людьми.
3. Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимы сотрудничество и взаимопомощь. Объясняйте как можно лучше действовать вместе и помогать друг другу.
4. Поощряйте в проявлении детьми сотрудничества и взаимопомощи.
5. Обращайте внимание на детей, которые сотрудничают, делятся, помогают, друг другу приводите их в пример.
6. Выделяйте моменты, в которых дошкольники высказываются в пользу кооперации и взаимопомощи.
7. Исключите нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом.
8. Расскажите истории из вашей жизни, в которых содействие и взаимопомощь других людей помогли вам решить сложную проблему. Предложить рассказать детям.
9. Чтение сказок, где такое поведение спасало.
10. Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникших на моральной почве.
11. Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного исцеления ребенка.
12. Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения, обращая внимание на ребенка, который ведет себя хорошо.
13.Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с какой – нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой и т. п.
14. Четко объясняйте детям последовательность действий, подчеркивайте необходимость соблюдения очереди, правил поведения и т. п.
15. Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты т наказания.
16. Ясно формируйте правила поведения.
17. Обсуждайте последствия неверного поведения, как для самого ребенка, так и для окружающих.
18. Помните, что улыбка и доброе слово так же являются поощрением.
19. Вовлекайте менее, «популярных» детей в совместную деятельность вначале под вашим руководством. Не стоит заставлять других детей принимать их в игру.
20. Используйте разнообразные формы, проявления внимания к ребенку. (Улыбка, добрый взгляд, мимика, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность, выслушивание, смех, над шутками ребенка и т. д.)
21. Проявление творчества и импровизации, сохранять индивидуальность.
Таким образом, условиями воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений являются:
- эмоциональный комфорт для каждого ребенка – это понимание и поддержка, ориентированные на потребность ребенка в разнообразных впечатлениях, в активной деятельности и достижении успеха в ней, во взаимодействии со сверстниками, при использовании различных способов общения, что делает ребенка «открытым» педагогу;
- сформированность положительных взаимоотношений между детьми (взаимопонимание, сопереживание);
- организация совместной деятельности (партнерские отношения в процессе совместной деятельности) инициатива, активность в воздействиях на партнеров, овладение способами выражения своего отношения к предложениям участников деятельности;
- уважение права ребенка на развитие индивидуальности. (Признание значимости для всей группы);
- дифференцированный подход в процессе воспитания у детей гуманных чувств.
Негативное влияние оказывают возникающие у детей страхи (боязнь темноты, животных, посторонних людей, сказочных персонажей и даже боязнь оказаться в центре внимания и т. п.)
Поэтому необходимо ориентироваться на внимательное отношение к этим явлениям у детей, предлагая им рассказать о своих переживаниях. Вместе с тем важно предостерегать детей от реальных опасных ситуаций: купаться без присмотра взрослых, переходить улицу в неположенном месте и т. д.
Неблагоприятная атмосфера в группе нередко возникает при конфликтных ситуациях между детьми, когда кто – либо из детей стремиться удовлетворить свои желания, не считаясь с потребностями других.
Важно научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций.
Создать условия для профилактики конфликтных ситуаций.
Литература
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога, Ростов – на – Дону, Изд. «Феникс», 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ
Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников...
Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми
Рекомендации педагогам по оптимизациивзаимодействия с детьми...
Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми
Рекомендация для педагогов...
Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми
Консультация по конструктивному комфортному взаимодействию воспитателей дошкольного учреждения и детей....
Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми
Рекомендации педагогампо оптимизации взаимодействия с детьми...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ ...
Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми
Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьмиВоспитание и осуществление индивидуального подхода может решиться лишь при условии единства детского сада с семьей. Семья с ее психологичес...