"Психологическая безопасность ребёнка"
консультация

Тененёва Инна Александровна

Психика ребенка дошкольного возраста уязвима, чувствительна, восприимчива. Значительные воздействия внешнего мира могут оказаться для него непосильными и стать причиной нервных ответов организма и даже нервной разлаженности. В консультации мы поговорим о понятии "Психологическая безопасность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx345.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация:

«Психологическая безопасность ребёнка»

Подготовил педагог-психолог:

Тененёва И.А.

Курск-2022

Забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра.

Создание условий психологического комфорта, когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка, получило название «психологической безопасности». Такие условия начинают создаваться в нашем детском саду с первой минуты пребывания ребенка в группе.

Психологическая безопасность создает условия для личностного развития ребенка, возможности его самореализации. Для создания комфортной, психологически безопасной среды в дошкольном учреждении необходимо исключить возможность психологического насилия над ребенком со стороны взрослых и других детей, учить детей дружескому доверительному общению, создавать условия для развития творчества и индивидуальности каждого ребенка.

Психика ребенка дошкольного возраста уязвима, чувствительна, восприимчива. Значительные воздействия внешнего мира могут оказаться для него непосильными и стать причиной нервных ответов организма и даже нервной разлаженности.

Признаки стрессового состояния ребёнка при нарушении

его психологической безопасности

могут проявляться в:

  • Трудностях засыпания и беспокойном сне;
  • Усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
  • Беспричинной обидчивости, плаксивости, или, наоборот, повышенной агрессивности;
  • Рассеянности, невнимательности;
  • Беспокойстве, непоседливости;
  • Отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё чаще ищет одобрения у взрослых;
  • Проявлении упрямства;
  • Боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников;
  • Подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
  • Повышенной тревожности

Как же воспитать ребенка, который в опасной ситуации не растеряется, всегда будет внутренне собранным? Одним из главных ответов является дисциплина. Итак, речь пойдет о дисциплине и послушании. Как быть, если ребенку грозит опасность, а он настаивает на своем?

Найти золотую середину между попустительским и авторитарным стилями нам помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной.

В зеленую зону (открываем первую строчку плаката) поместим все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, когда и во что играть, когда и чем заниматься, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить…

Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, находятся в желтой зоне (открываем вторую строчку плаката). Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Иначе говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил. Например, по лужам можно ходить, но в резиновых сапогах, на обоях можно рисовать, но в определенном месте.

Но бывают обстоятельства, когда нам приходится нарушать установленные правила. Такие случаи попадают в следующую, оранжевую, зону.

Итак, в оранжевой зоне (открываем третью строчку плаката) находятся такие действия ребенка, которые в общем нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, можно лечь позже обычного в новогоднюю ночь, можно перелечь в родительскую кровать, если приснился плохой сон.

Наконец, в последней, красной, зоне (открываем последнюю строчку плаката) находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых нами не делается исключений.

Нельзя драться, играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких… Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

Итак, все зоны, вместе взятые, говорят нам, что правило правилу рознь, и что вполне можно найти «золотую середину» между готовностью понимать — и быть твердым, между гибкостью — и непреклонностью в процессе воспитания дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая безопасность ребёнка

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА  Основные источники угроз психологической безопасности личности условно подразделяются на две группы: внешние и внутренние. ВНЕШНИЕ ИСТО...

психологическая безопасность ребёнка

Психологическая Безопасность ребёнка...

Психологическая безопасность ребёнка.

laquo;Безопасность» определяется как защищенности жизненно важных интересов личности.Психологическая безопасность- это: образовательной среды, свободное от во взаимодействии, способствующ...

Психологическая безопасность ребёнка.

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕД.Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игры детей 3-7 лет.1. Социальные роли определяются исключительно действиями, кроме того это повторяющиеся операци...

"Психологическая безопасность ребёнка в семье"

Психологическая безопасность ребёнка - условие жизненной успешности и гарантия благополучной жизни человека....