Тема «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
рабочая программа (средняя группа)
План по самообразованию воспитателя средней группы
Тема «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Актуальность:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель:самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
Задачи самообразования:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приёмы работы:(Объяснение, показ, беседа, игра)
-массаж кистей рук;
- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- лепка из пластилина;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов
-пальчиковый театр.
Использовались игры:
-«Геометрические вкладыши»;
-«Крупная и мелкая мозаика»
- «Пирамидка»;
-«Узнай что в мешочке?»;
- «Разрезные картинки»;
- «Пазлы картонные»;
- «Шнуровка»,
- «Прищепки».
Сентябрь В течении года В течении года ежедневно. | Проведение диагностического исследования (первичное). Изучить литературу и опыты работ по данной теме. Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций. НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ) | Выявление уровня развития мелкой моторики рук (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.) Повышение своего уровня знаний, профессионального. Обогащение развивающей среды. Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения. |
октябрь | Д/и.: «Прищепки» Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту», "Пальчики, здравствуйте!" Д/и.: «Шнуровка». | Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. Развитие мелкой моторики рук. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения |
Ноябрь
| «Пальчиковый театр» Заучивание пальчиковых игр: «Дождик» | Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики |
декабрь | Д\И: «Массажный мячик» Создание картотеки игр с массажными мячиками. Д/и «Веселые упражнения с карандашами» Заучивание пальчиковых игр: "Новогодние игрушки». Снежок, «Дедушка Мороз»
| Цель: Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию дв Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук. Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений. |
Январь | Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук» Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» Настольная игра «Мозаика». Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Где же, где же наши ручки?», «Тили - бом» | Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам |
Февраль | Создание пособия «тактильные дощечки» "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина», | развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей. Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста |
Март | "Пальчиковые шаги" Создание пособия для игры (использовать книгу Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.) Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «тесто», «компот» | Выставка для родителей и педагогов дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук. развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста |
апрель | Сообщение на педсовете «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»; Сказка "Ёжик" (упражнение с шариком массажёром) Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», «Рыбка» | Выставка для педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении. Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. Активизировать движения пальцев рук |
май | Д/и «С крышками» Создание пособия для игры с крышками от бутылок. | Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение. Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки |
Форма отчетности:
- сделать консультацию для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;
- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик;
- организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкий моторики».
Какой предполагается результат:
У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_doshkolnikov_cherez_didakticheskie_igry.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателя средней группы на 2022-2023 учебный год
Тема «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Воспитатель: Ермачёк А.В
Актуальность:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель:самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
Задачи самообразования:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приёмы работы:(Объяснение, показ, беседа, игра)
-массаж кистей рук;
- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- лепка из пластилина;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов
-пальчиковый театр.
Использовались игры:
-«Геометрические вкладыши»;
-«Крупная и мелкая мозаика»
- «Пирамидка»;
-«Узнай что в мешочке?»;
- «Разрезные картинки»;
- «Пазлы картонные»;
- «Шнуровка»,
- «Прищепки».
Сентябрь В течении года В течении года ежедневно. | Проведение диагностического исследования (первичное). Изучить литературу и опыты работ по данной теме. Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций. НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ) | Выявление уровня развития мелкой моторики рук (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.) Повышение своего уровня знаний, профессионального. Обогащение развивающей среды. Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения. |
октябрь | Д/и.: «Прищепки» Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту», "Пальчики, здравствуйте!" Д/и.: «Шнуровка». | Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. Развитие мелкой моторики рук. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения |
Ноябрь
| «Пальчиковый театр» Заучивание пальчиковых игр: «Дождик» | Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики |
декабрь | Д\И: «Массажный мячик» Создание картотеки игр с массажными мячиками. Д/и «Веселые упражнения с карандашами» Заучивание пальчиковых игр: "Новогодние игрушки». Снежок, «Дедушка Мороз»
| Цель: Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию дв Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук. Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений. |
Январь | Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук» Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» Настольная игра «Мозаика». Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Где же, где же наши ручки?», «Тили - бом» | Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам |
Февраль | Создание пособия «тактильные дощечки» "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина», | развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей. Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста |
Март | "Пальчиковые шаги" Создание пособия для игры (использовать книгу Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.) Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «тесто», «компот» | Выставка для родителей и педагогов дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук. развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста |
апрель | Сообщение на педсовете «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»; Сказка "Ёжик" (упражнение с шариком массажёром) Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», «Рыбка» | Выставка для педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении. Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. Активизировать движения пальцев рук |
май | Д/и «С крышками» Создание пособия для игры с крышками от бутылок. | Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение. Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки |
Форма отчетности:
- сделать консультацию для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;
- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик;
- организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкий моторики».
Какой предполагается результат:
У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»....
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры». ...
План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"
В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мел...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников....
План по самообразованию на 2018 - 2019 год по теме: "Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры"
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Задачи самообразования: 1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев ру...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников....