Как научить детей сотрудничать
консультация (старшая группа)

Хохлова Людмила Анатольевна

Консультация для воспитателей старшего дошкольного возраста "Как научить детей сотрудничать" Умение общаться и сохранять хорошие отношения с другими людьми становится все более важным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_detey_sotrudnichat.docx102.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 8» г. Балаково Саратовской области

 «Как научить детей сотрудничать?»

61EhnhbeRwL._AC_SL1001_.jpg

                                                           

                                                                           Подготовила:

                                                                           воспитатель

                                                                           Хохлова Л.А.

2022 г.

  Клаус Фопель - немецкий психолог и психотерапевт. Он разрабатывает игры и упражнения для взрослых и детей на основе синтеза элементов различных видов психотерапии: психодрамы, гештальт терапии, транзактного анализа и др. Все его игры интерактивны и базируются на принципах партнерского взаимодействия. К. Фопель пишет: «Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий» и далее «Сегодня у детей, подростков и взрослых больше возможностей выбора, что осложняет взаимоотношения. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным». Именно поэтому основная задача его игр – это развитие эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта. Фопель считает, что организуя интерактивные игры с детьми, педагоги могут достичь следующих целей: помочь детям ощутить единение с другими, вселить в детей надежду и учить их сочувствию, показать им, что значит уважение, помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность, научить детей принимать решения и помочь расцвету личности ребенка.

Несмотря на то, что игры К. Фопеля предназначены в основном для школьников, некоторые из них вполне подходят для работы и с дошкольниками.

1) каждый самостоятельно выполняет задание, но все работают одновременно, такие игры чаще всего направлены на сброс нервно-мышечного напряжения, восстановление бодрости и подходят для подготовки к работе;

2) игры в парах, тройках или четверках;

3) участвует одновременно вся группа, либо выполняя одинаковое задание по очереди либо распределяя роли;

4) в режиме «аквариум», когда группа сидит в круге, а один человек выполняет задание в центре;

5) игры на релаксацию и визуализацию.

Игры взяты из книг Фопеля К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие в 4-х томах.

Игры  и упражнения способствуют развитию у дошкольников

"эмоционального интеллекта" и помогают педагогу создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с воспитателем, облегчив тем самым процесс совместной деятельности. Предложенные игры будут интересны педагогам и всем взрослым которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе. Сегодня особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность

устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей страдают  от одиночества и изоляции.

Игры для самостоятельного выполнения

Рубка дров

Цель: эта игра помогает развлечься при всеобщей апатии и переключиться на активную деятельность.

Ход игры. Кто из вас видел, как рубят дрова? А кто сам хоть раз рубил дрова? А кто может показать, как это делается?

Встаньте так, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха!» Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь.

Через 2 минуты спросить у каждого ребенка, сколько он нарубил дров.

Довольный – сердитый

Цель: помогает детям почувствовать и осознать, что они делают и чувствуют, когда они довольны и когда сердиты.

Ход игры. Закрой глаза и задумайся о том, что ты делаешь, когда ты доволен. Представь, где ты находишься, кто находится рядом. Как ты чувствуешь себя в таких случаях? А теперь представь, что ты рассержен. Где ты? Что ты делаешь? Кто находится рядом? (по 20 сек.)

Теперь подумай, в каком настроении ты бываешь чаще – в довольном или в сердитом.

Далее выразить, показать с детьми оба этих настроения.

Стряхни

Цель: стряхивание с себя негативного, ненужного и мешающего.

Ход игры. Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил.

Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать то же самое. Начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, заботы, дурные мысли – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. Затем потрясите головой, можно при этом издавать какие-нибудь звуки… Теперь отряхните лицо. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее.

Тряпичная кукла и солдат

Цель: позволяет расслабиться в состоянии напряжения.

Ход игры. Все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так… (покажите детям эту позу.) А теперь наклонитесь вперед и расслабьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (покажите эту позу). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными…

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося. Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды…

Поймай мышь

Цель: позволяет расслабиться в состоянии напряжения.

Ход игры. Представьте себе, что вы прямо сейчас будете ловить мышь. Что это будет за мышь? Хорошенькая белая или серо-коричневая домашняя мышка? Представьте себе маленького зверька с острой мордочкой, маленькими черными глазками и длинным хвостиком. Вы должны передвигаться совершенно бесшумно, чтобы не спугнуть маленького зверька. Крадитесь как можно медленнее за своей мышкой, пройдите через всю комнату. Когда поймаете свою мышку, аккуратно возьмите ее в руки и тихонько погладьте. А теперь попрощайтесь со своей мышкой, отпустите ее и проследите за тем, как все мышки побегут к двери. Я немного приоткрою дверь, чтобы все они смогли выбежать наружу.

Дотянись до звезд

Цель: потянуться физически и укрепить уверенность в своей способности достичь цели.

Ход игры. Закрой глаза и сделай глубокий вдох. Представь себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звездами. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая напоминает тебе твою мечту. Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать свою звезду. Сними ее с неба и бережно положи перед собой в красивую корзинку. Затем можно повторить упражнение.

Сорви яблоко

Цель: успокоить дух, расслабить тело и добавить бодрости.

Ход игры. Встаньте так, чтобы вокруг каждого из вас было достаточно свободного места. Представьте, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда их не удается достать. Посмотрите на меня, я покажу, как их можно сорвать. Смотрите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на носочки и сделайте резкий вдох. Теперь сорвите яблоко, нагнитесь и положите его в корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямьтесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, встав на носочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем поднимите как можно выше левую руку и сорвите второе яблоко. Теперь наклонитесь, положите яблоки в корзину и выдохните…

Дирижер

Цель: восстановить энергию, вернуть бодрость и живость.

Ход игры. Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Но мы будем не просто слушать – каждый из нас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром. (Включите музыку.)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к общей гармонии. Если хотите, можно закрыть глаза. Чувствуете, как вы сами наполняетесь жизненной силой? Вслушивайтесь в музыку и в такт ей двигайте руками, как будто дирижируете оркестром. Отлично! Вы можете гордиться тем, что у вас такие хорошие оркестры!

Сейчас музыка кончиться. Откройте глаза и устройте для себя и своих оркестров бурные аплодисменты за превосходный концерт.

Быстрые превращения

Цель: метод креативного движения - развитие фантазии и творческих способностей.

Материалы: бодрая, желательно ускоряющаяся музыка.

Ход игры. Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по классу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. Тогда я скажу вам, кого вы должны изобразить. (Музыка звучит по 30 сек.)

Превращения: Баба-Яга, робот, грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун, улыбающийся манекен, боксер перед борьбой, певец…

Скульптор

Цель: научиться выражать свои чувства невербальным языком – мимикой и пантомимикой.

Материалы: бодрая музыка (по желанию).

Ход игры. Разойдитесь свободно по комнате, кто куда хочет. Я буду вам называть чувство, а ваша задача — изобразить его своим телом. Давайте сначала попробуем изобразить любопытство. Начнем с лица. Какое у вас бывает лицо, когда что-то будит в вас любопытство? Что происходит с вашим лбом? Видели ли вы, как человек, которого что-то заинтересовало, чуть-чуть приоткрывает рот? А что происходит с вашими руками? Как вы держите голову? А ноги? Не хотели бы вы приподняться? Теперь перейдем к следующему чувству. Расслабьтесь, встряхните руками и ногами. Теперь покажите мне очень усталого человека.

Потом дайте детям подобным образом выразить несколько обычных повседневных чувств, используя все части тела.

Игры на релаксацию и визуализацию

Путешествие на облаке

Цель: визуализация, расслабление.

Ход игры. Закрой глаза и сядь поудобнее.

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попа удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо.

Пусть твое облако перенесет тебя в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное…

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, … Слезь с облака и поблагодари его за волшебное путешествие. Посмотри, как оно медленно растает в воздухе.

После окончания путешествия можно предложить детям нарисовать то место, которое они увидели, сидя на облаке.

Круг силы

Цель: почувствовать себя сильными, сконцентрироваться и собраться для успешного выполнения задания.

Ход игры. Закрой глаза и сделай три глубоких вдоха… Представь себе, что ты стоишь на сцене. Над тобой большой прожектор, который освещает тебя мягким светом. Ты стоишь в кругу золотого света, он окружает тебя с головы до пят. Ты можешь вдыхать этот теплый золотой свет в себя, и тогда сила и тепло этого света проникают во все части твоего тела, до самых кончиков пальцев. Ты стоишь в кругу своей силы в том самом месте, где ты чувствуешь себя самым сильным и прилежным, самым внимательным и спокойным…

Ты можешь представлять свой круг силы в любой момент, когда захочешь почувствовать прилив новых сил и уверенность в себе.

Игры для  всей  группы. Чувство принадлежности к группе.

Паутина

ИГРА (с 6 лет)

Цели:  игра помогает детям познакомиться друг с другом и в ходе веселого и приятного общения занять свое место в группе. Поэтому ее хорошо использовать в начале совместной работы. Наряду с этим "Паутина" — прекрасный опыт для прочувствования сплоченности группы.

Материалы: клубок ниток.

 Ход игры: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свое свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе... (Возьмите клубок в руки и начните игру сами.)

Меня зовут …, и я очень люблю петь... (Зажмите свободный конец

нити крепко в руке и киньте клубок ребенку, сидящему напротив.)

Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему.Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с детьми обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. Спросите их: "Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?" После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к Вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться при попытке распустить паутину. В таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно "связаны между собой".

Анализ упражнения:

- Все ли высказались в ходе игры?

- Как ты чувствуешь себя сейчас?

- Чувствуешь ли ты себя теперь иначе, не так, как в начале игры?

- Трудно ли тебе было запоминать имена?

- Чьи рассказы тебя заинтересовали больше всего?

- Кто в группе вызывает у тебя любопытство?

Имя и движение

ИГРА (с 6 лет)

Цель: детям легче прочувствовать свою принадлежность к группе, когда они

могут задействовать свое тело. Именно такая возможность и предоставляется им в этой игре. Также она помогает детям в начале знакомства запомнить имена друг друга и дает им возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом. Детям нравится, что вся группа повторяет их жесты. По мере развития игры желание постоять в центре круга и "запечатлеть" свое движение в группе становится все более сильным. На несколько мгновений каждый ребенок становится Режиссером, по воле которого действуют все остальные, включая и педагога. При этом дети не только запоминают имена друг друга, но и получают прекрасную возможность посмеяться.

Ход игры. Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет

произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение — руками,

ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет

движение, сделанное им. Я начну первая. (После этого передайте ход своему

соседу слева или справа).

Анализ упражнения:

- Чьи имена тебе было легко запомнить?

- Чьи имена ты забывал?

- Чьи движения тебе понравились больше других?

Что я люблю делать...

ИГРА (с 6 лет)

Цель: В этом упражнении дети имеют возможность рассказать что-нибудь о себе, проявив при этом оригинальность и артистизм. Поскольку игра построена на принципе отгадывания, она нравится детям и развивает их любознательность. Часто дети старшего дошкольного возраста - гениальные актеры. В этом упражнении вы можете задействовать эту их склонность, при этом создавая дляостальных ситуацию загадки. Однако не у всех детей в равной мере развиты артистические наклонности, поэтому очень важно, чтобы участие в игре было только добровольным. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы дети начали высказывать свои предположения только после того, как выступающий ребенок завершил свою пантомиму.

Ход игры. Я хотела бы, чтобы мы лучше узнали друг друга. Для этого я хочу

предложить вам следующую игру. Один из нас выберет что-то, что он очень

любит делать, и начнет без слов показывать нам это. Все остальные

внимательно смотрят, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он

хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий

завершит свою пантомиму, поблагодарив нас за внимание, мы можем начать

высказывать наши догадки. После того, как все желающие выскажутся, мы

сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно.

После обсуждения будет выступать следующий. Давайте я буду первой

выступающей.

В первый раз имеет смысл помочь детям. Через некоторое время они поймут

смысл игры и смогут полностью насладиться этой формой импровизации.

Анализ упражнения:

- Из выступлений каких детей тебе удалось понять, что они любят делать?

- Кто из детей любит делать то же, что и ты сам?

- Кто из выступавших удивил тебя своими увлечениями?

-  Трудно ли было объяснять что-либо другим без слов?

- Трудно ли было тебе отгадывать?

Машины

ИГРА (с 6 лет)

Цели: В ходе этой игры у детей высвобождается много энергии, и они с радостью объединяются в большие группы. Шаг за шагом количество взаимодействующих друг с другом детей увеличивается, пока вся группа не составит собой одну единую фантастическую машину. Игра пробуждает у детей положительные эмоции и веру в сплоченность класса.

 Ход игры. Вы можете представить машину, составленную из вас самих?

Вначале игры каждый сам по себе должен быть просто человеком-машиной.

Превратитесь в маленьких роботов. Побудьте старой моделью, которая

передвигается резкими толчками и движениями. Возможно, время от времени ваш механизм функционирует недостаточно точно, что-то заедает, тогда "робот" останавливается и начинает двигаться слишком медленно или,

наоборот, слишком быстро...

 Теперь разбейтесь на пары. Можете ли вы вместе стать единой стиральной

машиной? Как вы будете двигаться? Что вы делаете при предварительной

стирке? Как вы ведете себя при полоскании? Теперь соберитесь в четверки. Теперь вы сами можете выбрать, какой машиной вы станете. Вы можете стать такими машинами, какие существуют на самом деле. А если захотите, можете придумать такую машину, какой и не существует вовсе. Соберитесь вместе и подумайте над следующими вопросами:

- Какую машину вы хотите составить?

-  Из каких частей она будет состоять?

- Какой частью машины хочет стать каждый из вас?

- Должна ли машина издавать какие-либо звуки?

Когда вы выберете, какой машиной вы хотите стать, "запустите" ее для пробы. А другие дети должны будут угадать, что за машину вы придумали. (3-5 минут. Пусть все команды по очереди покажут свои машины.)

А теперь вы все вместе можете составить одну общую машину, которая будет двигаться и издавать звуки. Каждый из вас станет частью этой машины. В этот раз нам не нужно знать заранее, для чего данная машина существует. Это должен быть некий фантастический аппарат, которого никогда раньше не существовало. Первые из вас могут начать строить эту чудо-машину, а остальные пусть присоединяются сразу, как только найдут подходящее для себя место. Помните о том, что все составные части машины должны быть связаны друг с другом.

Анализ упражнения:

-  Понравилась ли тебе эта игра?

- Что тебе больше нравится- быть самостоятельной машиной или быть частью одной большой машины?

- Какая "машина" тебе понравилась больше всего?

- Что еще вы можете из себя сделать?

Только вместе!

ИГРА (с 6 лет)

Цель: в ходе этой игры дети получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга. Очень хорошо, если у детей есть возможность поиграть в эту игру с разными партнерами.

 Ход игры. Разбейтесь на пары и встаньте, пожалуйста, спина к спине.

Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь мне очень интересно, сможете ли вы точно также встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться.

Анализ упражнения:

- С кем тебе вставать и садиться было легче всего?

- Что было самым трудным в этом упражнении?

Все вместе!

ИГРА (с 6 лет)

Цели: Эта игра годится для детей любого возраста, она уместна и в

разновозрастной группе. Вам надо нарисовать на полу круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Если вы захотите задачу усложнить, то можете попросить детей составить остров из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать.

Материалы: Мелки для рисования или листы газет.

Ход игры. Вы видите перед собой на полу небольшой остров (нарисованный

или составленный из газет, в зависимости от вашего выбора). Мне очень

интересно, сколько человек может разместиться на этом островке. Это на

самом деле получился совсем небольшой островок, но, может быть, вы сможете придумать, как разместиться на нем вам всем.

Друг к дружке!

ИГРА (с 6 лет)

Цель: это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия

почти всех детей друг с другом, также оно является быстрой освежающей

разминкой во время перемены или отдыха. В этой игре дети могут почувствовать все свое тело. Кроме того, детям самого младшего возраста это упражнение помогает научиться более точно идентифицировать различные части тела.

Ход игры. Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время

которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько

внимательно вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе

партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду вам говорить,

какими частями тела вам нужно будет очень быстро "поздороваться" друг с

другом:

- правая рука к правой руке

- нос к носу

- спина к спине

Ну, что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста,

следующее. Каждый раз, когда я крикну: "Друг к дружке!", вам будет нужно

быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотрагиваться

друг до друга. Итак: "Друг к дружке! Ухо к уху!"

- бедро к бедру!

-  пятка к пятке!

Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые

части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.

Анализ упражнения:

- Понравилась ли тебе игра?

- Легко ли тебе было действовать столь быстро?

- Были ли названы такие части тела, которые ты не сразу понял?

Игры. Чувственное восприятие

Волшебная котомка

ИГРА (с 6 лет)

Цель: В этой игре дети должны понимать, что без слов хочет сказать им другой человек. Это весьма интересная, но в то же время и сложная задача для детей. Игра развивает любознательность и способность составлять из отдельных зрительных впечатлений целостный осмысленный образ.

Кроме того, эта игра может служить отличной разминкой перед работой,

требующей от детей внимания и собранности.

Ход игры.  Я хочу поиграть с вами в игру под названием "Волшебная котомка". Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Вот моя Волшебная котомка. (Покажите детям с помощью пантомимы, что на полу перед вами стоит большая сумка). Из этой Волшебной котомки я буду сейчас "доставать" разные вещи, а вы сможете увидеть их, но не наяву, а только с помощью своего воображения. Для того, чтобы вы смогли понять, что за вещь я "достала", я буду показывать, как пользоваться ею. Как только кто-нибудь из вас угадает, что именно я "достала из волшебной котомки", он должен встать со стула, но пока не должен ничего говорить. Когда все дети встанут, они смогут рассказать, что же они "увидели".

"Доставая разные вещи из волшебной котомки", вы можете, например:

- забить молотком гвоздь

- очистить и съесть банан

- развернуть и съесть принесенный из дома бутерброд

- распилить бревно

- разрезать ножницами бумагу

- выпить стакан воды

- записать что-нибудь в тетрадь

- достать монеты из кошелька и т.д.

  А теперь представьте, что Волшебная котомка стоит и перед вами. Кто хочет что-нибудь "достать" из нее?

Предоставьте детям достаточное количество времени для пантомимических

загадок. В завершение Вы можете продемонстрировать дополнительные

возможности Волшебной котомки. Например, "достаньте" из нее "отдельные

детали автомобиля" и позовите детей на помощь.

Теперь нам нужно вытащить из нашей Волшебной котомки нечто очень большое и собрать из составных частей это нечто в центре класса. Кто догадается, что именно я делаю, может прийти мне на помощь, чтобы вместе "построить" этот большой предмет.

Попросите в конце этой работы всех детей окружить воображаемый автомобиль и осторожно "вынести" его из класса.

Анализ упражнения:

- Легко ли тебе было угадывать, что имели в виду другие участники игры?

- Что ты показывал сам?

- Какие люди часто используют язык жестов?

- Разговариваешь ли ты иногда с друзьями языком знаков?

- Понравилось ли тебе угадывать?

Иван да Данила

ИГРА (с 6 лет)

Цель: Данная игра требует высокой концентрации внимания от обоих ее

Участников - "Ивана" и "Данилы". Тонкий слух и хорошая интуиция помогут им решить задачу. Игра сплачивает детей и является эффективным и увлекательным отдыхом перед каким-нибудь сложным занятием или после него.

Ход игры. Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Иван да

Данила". Встаньте, пожалуйста, в один общий круг. Два игрока выходят в центр круга. Выберите, кто из вас будет Иваном, а кто - Данилой. Иван закрывает глаза и пытается поймать Данилу, крича ему: Где ты, Данила?". Данила должен

отвечать ему: "Тут я, Иванушка!", при этом Данила играет с открытыми

глазами и пытается ускользнуть от Ивана. Естественно, и Иван, и Данила

должны все время оставаться в пределах круга. Остальные дети должны

смотреть, чтобы Иван не заблудился. У Ивана есть ровно одна минута на то,

чтобы поймать Данилу. После этого играет следующая пара.

Объятие

ИГРА (с 6 лет)

Цель: Это очень увлекательная игра, которая особенно нравится детям старшего дошкольного возраста. Она позволяет детям физически выражать свои положительные чувства, тем самым способствуя развитию в классе групповой сплоченности. Стеснительным детям эта игра помогает более близко общаться с другими.

Упражнение вполне годится для "разогрева" класса в начале учебного дня.

Проводя его, вы показываете свое стремление видеть перед собой единую

сплоченную группу, объединяющую всех учеников класса, независимо от уровня их общительности.

Ход игры. Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас еще помнит,

что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее

отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Естественно, иногда можно и поспорить друг с другом, ведь когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным ученикам, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите пока просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого, совсем маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское.

  Когда объятие будет доходить до вас, любой из вас может добавить в него

энтузиазма и дружелюбия, чтобы мы все сделали наши хорошие взаимоотношения еще более крепкими.

  Проверьте, хочет ли сидящий рядом с вами ребенок участвовать в упражнении. Вы можете определить это по некоторым невербальным признакам. Но иногда вы можете спросить его и открыто: "Хочешь ли ты, чтобы я обняла тебя?" Большинство детей ответит вам: "Да". После этого начинайте первый кон игры, нежно и мягко обняв сидящего рядом с вами ребенка. Он в свою очередь спрашивает своего соседа, хочет ли он принять участие в игре, и если да, то обнимает его. Таким образом, дружеское объятие передается по кругу, пока не вернется к вам. Мы надеемся, что, дойдя до Вас, оно станет более крепким и будет сделано с большим энтузиазмом.

Анализ упражнения:

- Понравилась ли тебе эта игра?

- Почему хорошо обнимать других детей?

- Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?

- Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

Кошки, собаки, медведи и зайцы

ИГРА (с 6 лет)

Цель: Эта игра поможет вам сформировать в своей группе культуру дружеского прикосновения и объятия. В ней зажатые и агрессивные дети получат отличный шанс найти способ удовлетворения своей потребности в тепле и близости. Использование мягких игрушек является своего рода катализатором, позволяющим сделать первый шаг в этом направлении.

Вам понадобятся четыре мягкие игрушки. Мы предлагаем Вам использовать для упражнения кошку, собаку, медведя и зайца, чтобы предоставить детям некоторое разнообразие возможных идентификаций. Эти игрушки должны постоянно находиться в классе. Время от времени предлагайте детям брать эти игрушки, держать их в руках и прижимать к себе.

  Если вы заметите, что, кто-то из детей испытывает выраженное чувство

одиночества, Вы можете сказать ему, что одна из игрушек очень хочет забраться ему на руки. Вы можете спросить ребенка, в состоянии ли он в данный момент дать этой игрушке немного тепла и нежности.

 четыре мягкие игрушки - кошка, собака, медведь и заяц.

Ход игры. Я принесла вам четыре мягкие игрушки и оставляю их здесь, в

группе. Чтобы они чувствовали себя счастливыми, им необходимо как минимум десять крепких объятий в день. В магазине, в котором я их купила, продавцы не могли обнимать их так часто, и от этого игрушкам было плохо.      Теперь они довольны, что оказались здесь, потому что от вас они могут получить то, что им так нужно. Вы готовы позаботиться о них? Вы можете объяснить мне, почему нужно брать игрушки на руки и обнимать их?

Сейчас я положу игрушки на пол. Разбейтесь на примерно равные группы.

Подойдите к той игрушке, которую вы хотели бы немного поласкать. Теперь

пусть в каждой группе один из вас возьмет игрушку, приласкает ее и скажет ей что-нибудь нежное и приятное. Затем он должен будет передать игрушку

своему соседу. Тот тоже должен обнять игрушку и сказать ей ласковые слова.Таким образом, игрушка проходит по кругу и получает все ваше тепло и нежность.

 В завершение вы можете предложить детям небольшое творческое задание.

Младшие дети могут нарисовать игрушку, которой они давали тепло своей группе. Дети более старшего возраста могут придумать историю о том, как эта мягкая игрушка жила в магазине в ожидании того часа, когда она окажется, наконец, среди детей, которые так хорошо к ней относятся.

Источники консультационного материала

http://www.universalinternetlibrary.ru/book/27476/ogl.shtml

http://pedlib.ru/Books/1/0243/1_0243-16.shtml#book_page_top

http://www.litsoch.ru/referats/read/247872

https://profilib.com/chtenie/64589/klaus-fopel-kak-nauchit-detey-sotrudnichat-

psikhologicheskie-igry-i-uprazhneniya-chast-1-lib.php

Рекомендуемая литература для дополнительного ознакомления

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:

Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4.— М.: Генезис,

Вахортова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе. Практическое пособие для педагога

"Игры для детских вечеринок" Клаус Фопель

Тренинг. Коучинг. Саморазвитие (К.Фопель)

Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и

Упражнения "Создание команды. Психологические игры и упражнения." Клаус Фопель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Тема:Научить детей играть – значит научить жить.

Цель. Повышение педагогической компетентности в организации детских игр....

Консультация для педагогов ДОУ "Как научить детей сотрудничать"

Данная консультация о том, как важно для педагогов, чтоб дети сотрудничали и находили общий язык не только со взрослыми, но и между собой....

Консультация для родителей "Как научить детей сотрудничать"

     Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий, что осложняет их взаимоотноше...

Как научить детей сотрудничать

Итак, ваш малыш подрастает, и по всему чувствуется, что ему уже мало общения в семье, пора выводить его в более обширный круг людей....

Рекомендации родителям «Чему необходимо научить ребенка» 25 полезных вещей, которым мы можем научить детей.

Рекомендации родителям«Чему необходимо научить ребенка»25 полезных вещей, которым мы можем научить детей....

Как научить детей сотрудничать? Клаус Фопель

Психологические игры и упражнения для детей...

Как научить детей сотрудничать

Технология развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста...