Адаптация в детском саду
консультация (младшая группа)

Доклад на  родительском собрании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_doklad.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Шапкина Е.А

МКДОУ «Детский сад №9»

Адаптация

-это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Это вхождение ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении является актуальной, т. к. проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье.

При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, совершенно другая обстановка, другой стиль общения- становятся для малыша источником стрессовых ситуаций.

Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослым или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников.

Таким образом его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите.

Разлука и встреча с родными протекает подчас очень бурно, малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается.

Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушается реактивность организма- все это приводит к частым болезням.

Таким образом, проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. Период привыкания детей к ДОУ неизменно-сложная проблема.

От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения должны быть ограничены 2-3 часами, позже можно оставлять до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выявлено три фазы адаптационного периода:

• легкая адаптация-от 1 до 15 дней;

• адаптация средней тяжести- от 15 до 30 дней;

• и тяжелая адаптация от 30 до 60 дней и более.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.

Детям трудно привыкнуть к новому учреждению, незнакомым сверстникам, новым требованиям со стороны взрослых, новым режимным моментам.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь.

Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:

• отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;

• наличие у ребенка своеобразных привычек(кусаться, сосать палец);

• неумение занять себя игрушкой;

• отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;

• отсутствие навыка общения с чужими людьми.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен – его адаптационный период пройдет легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум и громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть и одеваться, то делает это медленно, отстает от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток. Такому ребенку нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новой обстановке.

Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новых условиях, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А для формирования чувства уверенности необходимо: знакомство и сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление доверительных отношений между воспитателем, ребенком и родителями.

Когда ребенок привыкнет к детскому саду, у него начнется интересная жизнь. Здесь он получит много нового и полезного. Педагоги утверждают, что дети, выросшие в детском саду, легче устанавливают разнообразные контакты в обществе, чем те, которые воспитывались дома. Они лучше могут согласовывать свои действия с действиями других детей и взрослых, контролировать свои эмоции, а позднее им легче бывает приспособиться к требованиям школы. Конфликты, переживаемые воспитанниками детского сада, нередко даже идут на пользу, они учатся отстаивать свои интересы и закаляются психологически.

Вывод: когда период адаптации считается законченным:

• если ребенок с аппетитом ест;

• быстро засыпает (без плача) и вовремя просыпается;

• находится в нормальном эмоциональном состоянии;

• адекватно реагирует на любое предложение воспитателя;

• играет самостоятельно и с детьми, охотно с ними общается.

Проблемы адаптационного периода.

   При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

   

   адаптация ребёнка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда ребёнок впервые приходит в детский сад, происходит ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжёлыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, нередко сказывается и на здоровье ребёнка.

   Для ребёнка, не посещавшего детское учреждение, непривычно всё: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т. д. Новая обстановка выводит ребёнка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.

   Приём новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Не всегда им, так же, как и родителям, удаётся облегчить процесс привыкания детей к условиям его детского сада. Часто это связано с тем, что в группу приводят сразу несколько новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке.

   Адаптацию детей младшего дошкольного возраста можно разделить на три вида: лёгкая, средняя и тяжёлая.

   При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. Ребёнок вливается в новый коллектив безболезненно, ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда его ведут в детский сад.

   Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Малыш может периодически всплакнуть, но ненадолго. Этот период может длиться до двух-трёх месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать. Первые признаки того, что ребёнок адаптировался: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими , адекватная реакция на любое предложение воспитателя, нормальное эмоциональное состояние.

   Тяжёлая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребёнка наблюдается ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, частые капризы. Малыш часто болеет, что связано с нежеланием идти в детский сад. Такие дети чувствуют себя в коллективе неуверенно, ни с кем не играют.

   При тяжёлой адаптации возможен её срыв, который может привести к заболеванию ребёнка.

   К невротическим реакциям, сопровождающим срыв адаптации, можно отнести: рвоту, пристрастие к личным вещам, наличие страхов, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции.

   Чтобы адаптация ребёнка к детскому саду прошла успешно, нужно начать готовить малыша   заранее.

1) Показать ребёнку детский сад, понаблюдать за прогулкой детей, которые уже ходят в садик. Рассказать о режиме детского сада, чтобы ребёнка не пугала неизвестность.

2) Научить ребёнка знакомиться с детьми, вместе играть, обмениваться игрушками.

3) В присутствии ребёнка не выказывать своих страхов по поводу детского сада, не давать знакомым высказываться критически в отношении принятого вами решения отдать ребёнка в детский сад. Уверенность родителей в правильности своего решения вселяет уверенность в ребёнка, что всё будет хорошо.

   В период адаптации необходимо эмоционально поддерживать малыша, чаще обнимать его, больше общаться.

   Детей, которые по прогнозам легко привыкнут к детскому саду, можно приводить сразу на время с начала работы группы (7.00 ч)до дневного сна (12.30 ч), при этом ориентируясь на эмоциональное состояние ребёнка.

   Детей с прогнозируемой адаптацией средней тяжести предлагается приводить на прогулку к 10.00 часам. Родитель гуляет вместе с ребёнком. За время прогулки взрослые и дети ближе знакомятся друг с другом. В конце прогулки ребёнка приглашают на обед, но не настаивают. Обычно ребёнку требуется от одной до двух недель, чтобы спокойно отпустить маму.

   Детей с прогнозируемой тяжёлой адаптацией приводят также к 10.00 часам на прогулку с детьми (около двух недель), после обеда мама с ребёнком может поиграть в группе. Через какое-то время ребёнка приглашают в группу сразу после прогулки без мамы.

   Таким образом, адаптация малыша к детскому саду — очень сложный и ответственный процесс. Главное в нём — не навредить ребёнку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию.

   Чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, в первое время следует как можно раньше забирать его домой, чтобы он привыкал к новому окружению постепенно. Надо приложить все усилия, чтобы создать спокойный, бесконфликтный климат в семье; в выходные дни организовывать дома такой же режим, как и в детском саду

Социальная адаптация

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном.

Факторы, определяющие  характер адаптации.

Первая группа факторов, определяющих характер адаптации, связана с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он легче справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, значительно болыпие трудности в яслях. На состояние здоровья ребенка влияет течение беременности и родов матери, заболевания в период новорожденное™ и в первые месяцы жизни, частота заболеваний в период перед поступлением в детское учреждение. Токсикозы, болезни матери в период беременности могут вызвать неблагополучное созревание сложных систем организма, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие — заболевание.

Следующим фактором, влияющим на характер адаптации к новым условиям, является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения.

Привязанность к матери — необходимое условие нормального психического развития ребенка. Она способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность, развитию социальных чувств. Для возникновения привязанности необходим продолжительный и устойчивый эмоциональный контакт матери или заменяющего ее взрослого с ребенком с самого рождения. Привязанность его начинает формироваться уже в первом полугодии жизни и к концу года оформляется в виде устойчивых аффективно-личностных связей с близкими, особенно с матерью. В первой половине первого года жизни привязанность выражается в основном положительными эмоциями, особенной

Признаки течения адаптации детей.

   

1)            по типу:
              а) нарушается поведение и НПР,
              б) резистентность (кратность заболевания),
              в) сочетание первого и второго признаков;
2)         
    по тяжести:
              а) легкая,
              б) средней тяжести,
              в) тяжелая;
3)           
  по течению:
              а) острое,
              б) подострое,
              в) рецидивирующее.

     При позитивном течении адаптации нарушения выражены умеренно, при негативном - более выражены.
Показателями выхода из адаптации являются уменьшение заболеваний, их длительное отсутствие, нормализация поведения, положительная динамика НПР.
     При поступлении ребенка в группу воспитатель, зная проблемы, которые могут быть у малыша, наблюдает его соответственно под руководством старшего воспитателя и психолога. Все особенности рекомендуется отмечать в листе адаптации, где отражается поведение ребенка в первый, второй и дальнейшие дни, до тех пор, пока малыш полностью не адаптируется к новым для него условиям
Наблюдение за ребенком ведется по следующим параметрам: настроение, аппетит, сон, активность в игре и речи, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Лист должен быть оформлен на каждого ребенка.
В том случае, если ребенок заболел, отмечается дата (день) заболевания и
выздоровления, после чего наблюдение ведется три дня подряд, что покажет, повлияло ли заболевание на течение адаптации. 

Для оценки течения психологической адаптации следует учитывать следующие факторы:
1-продолжительность адаптации (до 16 дней - легкое течение, до 32 - средней тяжести, до 64 - тяжелое, выше 64 (128 дней) - крайне тяжелое);
2-количество показателей, которые восстанавливаются более длительно (диапазон различных отклонений);
3-интенсивность отклонений (значительны они или нет);
4-наличие невротических реакций необычного поведения ребенка (сосет палец, производит стереотипные движения, проявление признаков мутизма, ограничение себя в пространстве).
Важно провести анализ процесса течения адаптации (табл. 3). Для этой цели надо проанализировать, какова готовность каждого ребенка к поступлению в ДОУ, выявить индивидуальные проблемы, дать назначения родителям и воспитателям. В дальнейшем необходимо оценить, каково было течение адаптации, которое проходило под наблюдением воспитателей, психологов, врача ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребенка в детскому саду.

Презентация на тему "Подготовка детей к ДОУ"...

Адаптация к детскому саду детей 2-3 лет. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду?

Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает р...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...