Адаптация ребенка к условиям детского сада.
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Адаптация ребенка к условиям ДОУ.
Здравствуйте, уважаемые родители. Рада приветствовать вас на встрече, которая посвящена теме адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Вопрос детского сада - отдавать или не отдавать, когда лучше отдавать, как помочь в адаптации- возникает в каждой семье в определенный момент. И вот когда ребенок идет в сад начинается самое интересное. Послушный и милый малыш вдруг начинает капризничать и даже закатывать истерики.
Родители должны понимать что все эти изменения - не каприз ребенка, а вполне объективные реакции на изменяющуюся среду. Помните о том, что ваш ребенок индивидуален и не торопите события!
Почему детям бывает сложно привыкнуть к детскому саду и как родители могут им помочь?
1. Адаптация ребенка к условиям ДОУ.
Давайте подробнее разберемся в самом процессе адаптации.
Что такое адаптация?
Адаптация – это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. С момента прихода малыша в детский сад он попадает в стрессовое состояние, никто не станет спорить, что для ребенка детский садик – совершенно новое, незнакомое пространство, в котором его ждут новые люди и новые отношения.
Во-первых, процесс адаптации требует немалых затрат психической энергии ребенка, поэтому зачастую провоцирует напряжение и даже перенапряжение физических и психических сил организма. Во-вторых, в ранее стабильную и размеренную жизнь ребенка «врываются» новые условия:
- отсутствие рядом самых близких – мамы, и других близких людей;
- необходимость соблюдать четкий распорядок дня;
- постоянный контакт с большим числом ровесников, ранее незнакомых ребенку;
- внезапное уменьшение количества личного внимания к малышу
- необходимость подчинения и послушания.
Уже этих нескольких факторов достаточно для того, чтобы утверждать, что жизнь ребенка кардинально меняется.
2 Как помочь ребенку в период адаптации и в дальнейшей жизни ребенка в д.саду?
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказали, что период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.
Говоря о вопросах адаптации детей в дошкольном учреждении, хочу привести один пример:
когда садовник собирается пересаживать дерево, он готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется. Тоже самое происходит с ребенком в период адаптации.
3 - Для того чтобы ребенок значительно легче приспособится к условиям д. сада, рекомендуется подготовить его заранее к этому событию:
- Максимально приблизить режим ребенка дома к режиму д.сада;
- Готовить разнообразную пищу, приближенную к меню д.сада;
- Развивать навыки самообслуживания ( умение частично одеваться и раздеваться, умение пользоваться туалетом, умение кушать самостоятельно);
- Развивать умение общаться со сверстниками и взрослыми (делиться игрушками, просить, знакомиться, благодарить и т.д.);
- Формировать позитивный настрой к детскому саду( ты уже большой, тебе понравится в д.саду)
Залог успешного посещения ребенком садика – контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.
4 И несмотря на все это каждый ребенок по-своему реагирует на трудности адаптации. Характер и длительность адаптации зависят от возраста, состояния физического и психического здоровья, уровня развития ребенка,(особенностей его нервной системы) также и от психологического климата в семье.
Кому же легче будет адаптироваться?
- физически здоровому ребенку; детки с ослабленным здоровьем или имеющие какие -либо нарушения здоровья, намного тяжелее проходят адаптацию. Нужно понимать что любой из диагнозов затруднит адаптацию и может затянуть ее на длительный срок.
- ребенку, который имеет навыки самостоятельности (частично одевается, сам кушает, умеет пользоваться туалетом); ребенок не испытывает ненужный стресс если имеет эти навыки хотя бы частично
- ребенку, чей режим дня и питания приближены к режиму д.сада; и он не отказывается от еды
- ребенку социализированному и развитому, который охотно общается со сверстниками и идет на контакт со взрослыми; (хорошо говорит, может сформулировать просьбу, вопрос)
6 Процесс адаптации индивидуален для каждого ребенка:
есть дети, которые относительно быстро привыкают к новым условиям, есть те, кому надо больше времени, и, наконец, те, кому это сделать фактически невозможно. Подобные различия говорят о разных типах адаптации. Итак, выделяют:
3 степени адаптации:
-легкая (привыкание длится примерно 3-4 недели);
Как проходит: слёзы высыхают, как только заходит в группу; доверительно рассказывает, что произошло в садике; играет вместе со всеми; способен попросить о помощи; выполняет основные требования взрослых; не отказывает кушать и спать со всеми, согласно распорядку. Всё, что нужно родителям в такой ситуации, — поддержать положительный настрой, разговаривать вечерами о произошедшем за день и интересоваться о поведении у воспитателя.
-средняя (привыкание длится не менее 1,5-2 месяца); Привыкание длится не менее 1,5-2 месяца.
Как проходит: ребенок часто болеет; не отпускает утром родителя от себя, минут 10 после этого плачет в группе; отвлекается на игры и успокаивается; общается с ребятами и воспитателем, но постоянно спрашивает о маме с папой, выполняет требования, но иногда может допускать незначительные нарушения; может не съесть кашу на завтрак или просто лежать в тихий час и не спать; В такой ситуации мало будет одного разговора. Рекомендуется наглядно демонстрировать любовь, окружать заботой, больше времени проводить вместе (по вечерам, на выходных). Читать специальные книжки и играть в игры, способствующие улучшению адаптации в детском саду.
-тяжелая (привыкание длится более 2 месяцев).
Привыкание длится более 2 месяцев. Верхнюю планку назвать невозможно, так как некоторые так и не адаптируются.
Как проходит: при расставании с родителями утром истерит, плачет, вырывается, не хочет раздеваться и заходить в группу; после этого не может долго успокоиться, бегает то к дверям, то к окну, беспрестанно спрашивает, где мама и когда она придёт;не идёт на контакт ни с ровесниками, ни с воспитателями; отказывается есть и спать по расписанию;
Дезадаптация может закончиться тем, что родителям придётся отказаться от посещения детского сада. Таким образом делаем вывод:
7 Признаки успешной адаптации:
-хороший аппетит,
-спокойный сон,
-охотное общение с другими детьми,
-адекватная реакция на любое предложение воспитателя,
-нормальное эмоциональное состояние в течении дня.
8 Советы и рекомендации для родителей в период адаптации для уменьшения стресса
-необходимо регулярно посещать д.сад и прислушиваться к рекомендациям педагогов д.сада;
-приучайте ребенка к самостоятельности;
-в выходные дни необходимо соблюдать четкий режим дня ребенка;
-в период адаптации не следует перегружать ребенка (избегать шумных, массовых мероприятий);
-не пугайте ребенка д.садом за непослушание;
-если ребенок сильно расстраивается, дайте ему его любимую игрушку, поиграйте, скажите о том, как она сильно хочет в д.сад, ребенок может «заразится» ее настроением;
-поиграйте с ребенком в д.сад, почитать сказки про д.сад. рекомендуют читать детям специальные сказки на эту тему и устраивать соответствующие игры. например «Сказка про то, как Алла полюбила в садик ходить» Подобных сказок можно найти огромное количество в Интернете . Для каждой из ситуаций в конце сказки находится выход, который должен убедить ребёнка: ничего страшного в садике нет!
В группе с детьми проводятся адаптационные игры и занятия (рисуем). Основные их задачи: создание благоприятной атмосферы; снятие напряжения; устранение страхов; формирование уверенности в себе и своём окружении; развитие коммуникативных навыков; освоение новых правил поведения. Родители тоже могут чаще играть с ребенком дома.
Еще рекомендации: Одевайте ребенка в соответствии с температурой в группе и на улице. Продумайте до мельчайших деталей всю одежду ребенка: она должна быть максимально удобной и легко одеваться. Этим вы избавите своего малыша от лишних проблем в самообслуживании, от ненужных отрицательных переживаний в детском саду. Первое время лучше не оставлять ребенка в детском саду на полный день, забирайте первое время пораньше ребенка домой, всегда указывайте время, когда его заберете. Никогда не обманывайте ребенка, если пообещали ему. Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться от 2-3 недель до 2-4 месяцев, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность “подстроиться” под особенности адаптации малыша.
9 Спокойная мама- спокойный малыш
- разговаривайте с ребенком уверенно и спокойно, так как ему передается Ваша неуверенность и беспокойство и он расстраивается еще больше;
-формируйте позитивный настрой к д.саду сначала у себя, затем у ребенка;
-лучше отводить малыша в д.сад тому взрослому, с которым легче ему расстаться;
-не затягивайте утреннее расставание, прощайтесь быстро и легко; Если ребенок плачет по утрам – не затягивайте утреннее расставание. Нужно ребенку спокойно и уверенно сказать что вы его любите и обязательно его заберете и отдать в руки воспитателя.
-придумайте свой ритуал прощания, он поможет ребенку быстрее привыкнуть;
- говорите малышу, когда вы заберете его домой, и непременно сдерживайте свои обещания.
-создайте бесконфликтную и спокойную атмосферу дома. Не забывайте о постоянных проявлениях любви, словах одобрения и объятиях.
В период адаптации эмоционально поддерживайте своего ребенка, чаще обнимайте, хвалите, говорите ласковые слова. Ребенку это необходимо.
Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Если ребенок ест с аппетитом. у него хороший сон, эмоционально общается с окружающими, играет с детьми –адаптационный период можно считать законченным.
Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что Ваш ребенок стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.
10 Будьте терпеливы, дарите малышу внимание, заботу, любовь, верьте, что все у него обязательно получится!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада» 1 младшая группа (1,5 – 3 года)
Обсуждение и решение проблем адаптации к условиям детского сада....
Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада
В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...
Адаптация ребенка в условиях детского сада.
Как подготовить ребёнка к детскому саду? Расскажите ребёнку, что такое детский сад,зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад. ...
Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.
"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....
Статья на тему: "Я собираюсь в детский сад" (Адаптация ребенка к условиям детского сада)
Статья на тему: «Я собираюсь в детский сад»(Адаптация ребенка к условиям детского сада)...
Презентация по адаптации ребенка к условиям детского сада «Топ, топ, топает малыш – первые шаги в детском саду»
Презентация по адаптации ребенка к условиям детского сада...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....