Адаптация ребенка к условиям детского сада.
консультация (младшая группа)

Егорова Наталья Алексеевна

консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к условиям ДОУ.

Здравствуйте, уважаемые родители. Рада приветствовать вас на встрече, которая посвящена теме адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Вопрос детского сада - отдавать или не отдавать, когда лучше отдавать, как помочь в адаптации- возникает в каждой семье в определенный момент. И вот когда ребенок идет в сад начинается самое интересное. Послушный и милый малыш  вдруг начинает капризничать и даже закатывать истерики.

Родители должны понимать что все эти изменения - не  каприз ребенка, а вполне объективные реакции на изменяющуюся среду. Помните о том, что ваш ребенок индивидуален и не торопите события!

Почему детям бывает сложно привыкнуть к детскому саду и как родители могут им помочь?

1.         Адаптация ребенка к условиям ДОУ.

Давайте подробнее разберемся в самом процессе адаптации.

Что такое адаптация?

 Адаптация – это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны.  С момента прихода малыша в детский сад он попадает в стрессовое состояние, никто не станет спорить, что для ребенка детский садик – совершенно новое, незнакомое пространство, в котором его ждут новые люди и новые отношения. 

               Во-первых, процесс адаптации требует немалых затрат психической энергии ребенка, поэтому зачастую провоцирует напряжение и даже перенапряжение физических и психических сил организма. Во-вторых, в ранее стабильную и размеренную жизнь ребенка «врываются» новые условия:

  • отсутствие рядом самых близких – мамы,  и других близких людей;
  • необходимость соблюдать четкий распорядок дня;
  • постоянный контакт с большим числом ровесников, ранее незнакомых ребенку;
  • внезапное уменьшение количества личного внимания к малышу
  • необходимость подчинения и послушания.

Уже этих нескольких факторов достаточно для того, чтобы утверждать, что жизнь ребенка кардинально меняется.

2    Как помочь ребенку в период адаптации и в дальнейшей жизни ребенка в д.саду?

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказали, что период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

Говоря о вопросах адаптации детей в дошкольном учреждении, хочу привести  один  пример:

когда садовник собирается пересаживать дерево, он готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется. Тоже самое происходит с ребенком в период адаптации.

3  -   Для того чтобы ребенок значительно легче приспособится к условиям д. сада, рекомендуется  подготовить его заранее к этому событию:

  • Максимально приблизить режим ребенка дома к режиму д.сада;
  • Готовить разнообразную пищу, приближенную  к меню д.сада;
  • Развивать навыки самообслуживания ( умение частично одеваться и раздеваться, умение пользоваться туалетом, умение кушать самостоятельно);
  • Развивать умение общаться со сверстниками и взрослыми (делиться игрушками, просить, знакомиться, благодарить и т.д.);
  • Формировать позитивный настрой к детскому саду( ты уже большой, тебе понравится в д.саду)

Залог успешного посещения ребенком садика – контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

4     И несмотря на все это каждый ребенок по-своему реагирует на трудности адаптации. Характер и длительность адаптации зависят от возраста, состояния физического и психического здоровья, уровня развития ребенка,(особенностей его нервной системы) также и от психологического климата в семье.      

        Кому же легче будет адаптироваться?

  •   физически здоровому  ребенку; детки с ослабленным здоровьем или имеющие какие -либо нарушения здоровья, намного тяжелее проходят адаптацию. Нужно понимать что любой из диагнозов затруднит адаптацию и может затянуть  ее на длительный срок.
  • ребенку, который имеет навыки самостоятельности (частично одевается, сам кушает, умеет пользоваться туалетом); ребенок не испытывает ненужный стресс если имеет эти навыки хотя бы частично
  • ребенку, чей режим дня и питания приближены к режиму д.сада; и он не отказывается от еды
  • ребенку социализированному и развитому, который охотно общается со сверстниками и идет на контакт со взрослыми;   (хорошо говорит, может сформулировать просьбу, вопрос)

6    Процесс адаптации индивидуален для каждого ребенка:

есть дети, которые относительно быстро привыкают к новым условиям, есть те, кому надо больше времени, и, наконец, те, кому это сделать фактически невозможно. Подобные различия говорят о разных типах адаптации. Итак, выделяют:

3 степени адаптации:

-легкая (привыкание длится примерно 3-4 недели); 

Как проходит:  слёзы высыхают, как только заходит в группу; доверительно рассказывает, что произошло в садике; играет вместе со всеми; способен попросить о помощи; выполняет основные требования взрослых; не отказывает кушать и спать со всеми, согласно распорядку.                                   Всё, что нужно родителям в такой ситуации, — поддержать положительный настрой, разговаривать вечерами о произошедшем за день и интересоваться о поведении у воспитателя.

-средняя (привыкание длится не менее 1,5-2 месяца); Привыкание длится не менее 1,5-2 месяца.

Как проходит: ребенок часто болеет; не отпускает утром родителя от себя, минут 10 после этого плачет в группе; отвлекается на игры и успокаивается; общается с ребятами и воспитателем, но  постоянно спрашивает о маме с папой, выполняет требования, но иногда может допускать незначительные нарушения; может не съесть кашу на завтрак или просто лежать в тихий час и не спать;                                                                                                                                                                         В такой ситуации мало будет одного разговора. Рекомендуется наглядно демонстрировать любовь, окружать заботой, больше времени проводить вместе (по вечерам, на выходных). Читать специальные книжки и играть в игры, способствующие улучшению адаптации в детском саду.

-тяжелая (привыкание длится более 2 месяцев).

Привыкание длится более 2 месяцев. Верхнюю планку назвать невозможно, так как некоторые так и не адаптируются.

Как проходит: при расставании с родителями утром истерит, плачет, вырывается, не хочет раздеваться и заходить в группу; после этого не может долго успокоиться, бегает то к дверям, то к окну, беспрестанно спрашивает, где мама и когда она придёт;не идёт на контакт ни с ровесниками, ни с воспитателями; отказывается есть и спать по расписанию;

Дезадаптация может закончиться тем, что родителям придётся отказаться от посещения детского сада.   Таким образом делаем вывод:

7      Признаки успешной адаптации:

-хороший аппетит,

-спокойный сон,

-охотное общение с другими детьми,

-адекватная реакция на любое предложение воспитателя,

-нормальное эмоциональное состояние в течении дня.

8  Советы и рекомендации для родителей в период адаптации для уменьшения стресса

-необходимо регулярно посещать д.сад и прислушиваться к рекомендациям педагогов д.сада;

-приучайте  ребенка к самостоятельности;

-в выходные дни необходимо соблюдать четкий режим дня ребенка;

-в период адаптации не следует перегружать ребенка (избегать шумных, массовых мероприятий);

-не пугайте ребенка д.садом за непослушание;

-если ребенок сильно расстраивается, дайте ему его любимую игрушку, поиграйте, скажите о том, как она сильно хочет в д.сад, ребенок может «заразится» ее настроением;

-поиграйте с ребенком в д.сад, почитать сказки про д.сад. рекомендуют читать детям специальные сказки на эту тему и устраивать соответствующие игры. например «Сказка про то, как Алла полюбила в садик ходить» Подобных сказок можно найти огромное количество в Интернете .  Для каждой из ситуаций в конце сказки находится выход, который должен убедить ребёнка: ничего страшного в садике нет!

В группе с детьми проводятся  адаптационные игры и занятия (рисуем).  Основные их задачи: создание благоприятной атмосферы; снятие напряжения; устранение страхов; формирование уверенности в себе и своём окружении; развитие коммуникативных навыков; освоение новых правил поведения. Родители тоже могут чаще играть с ребенком дома.

Еще рекомендации:     Одевайте ребенка в соответствии с температурой в группе и на улице. Продумайте до мельчайших деталей всю одежду ребенка: она должна быть максимально удобной и легко одеваться. Этим вы избавите своего малыша от лишних проблем в самообслуживании, от ненужных отрицательных переживаний в детском саду.    Первое время лучше не оставлять ребенка в детском саду на полный день, забирайте первое время пораньше ребенка домой, всегда указывайте время, когда его заберете. Никогда не обманывайте ребенка, если пообещали ему.  Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться от 2-3 недель до 2-4 месяцев, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность “подстроиться” под особенности адаптации малыша.

9      Спокойная мама- спокойный малыш

- разговаривайте с ребенком уверенно и спокойно, так как ему передается Ваша неуверенность и беспокойство  и он расстраивается еще больше;

-формируйте позитивный настрой к д.саду сначала у себя, затем у ребенка;

-лучше отводить малыша в д.сад  тому взрослому, с которым легче ему расстаться;

-не затягивайте утреннее расставание, прощайтесь быстро и легко; Если ребенок плачет по утрам – не затягивайте утреннее расставание. Нужно ребенку спокойно и уверенно сказать  что вы его любите и обязательно его заберете и отдать в руки воспитателя.

-придумайте свой ритуал прощания, он поможет ребенку быстрее привыкнуть;

- говорите малышу, когда вы заберете его домой, и непременно сдерживайте свои обещания.  

-создайте  бесконфликтную и спокойную атмосферу дома. Не забывайте о постоянных проявлениях любви, словах одобрения и объятиях.

В период адаптации эмоционально поддерживайте своего ребенка, чаще обнимайте, хвалите, говорите ласковые слова. Ребенку это необходимо.

Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается.  Если ребенок ест с аппетитом. у него хороший сон, эмоционально общается с окружающими, играет с детьми  –адаптационный период можно считать законченным.

Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что Ваш ребенок стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

10  Будьте терпеливы, дарите малышу внимание, заботу, любовь, верьте, что все у него обязательно получится!»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада

В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...

Адаптация ребенка в условиях детского сада.

Как подготовить ребёнка к детскому саду? Расскажите ребёнку, что такое детский сад,зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад. ...

Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....

Статья на тему: "Я собираюсь в детский сад" (Адаптация ребенка к условиям детского сада)

Статья на тему: «Я собираюсь в детский сад»(Адаптация ребенка к условиям детского сада)...