«Театрализованная деятельность, как средства коммуникативного развития детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)
С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами-игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого.
Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.
С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения и стихов взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_raz_2.docx | 44.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка:
«Театрализованная деятельность, как средства коммуникативного развития детей раннего возраста»
Актуальность темы:
Малыши уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир, познавая через мир сказки, через мир театра, что такое добро и зло, они учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, к взрослым, к животным. Самый распространенный вид детского творчества - это театрализованная деятельность. Принимая участие в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами-игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого.
Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.
С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения и стихов взрослыми.
Существует классификация театрализованных игр - это режиссерские игры к ним относятся;
-театр масок
- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, театр на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки;
- театр на фланелеграфе
- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
- верховые куклы (марионетки, конусный театр);
И игры драматизации, к ним относятся
- инсценирование небольших сказок, потешки, песни, творчество детей
Из всех видов кукольного театра в группе раннего возраста наибольшей популярностью пользуются театр настольный (резиновый, народной игрушки, конусный, вязаной игрушки, деревянный); театр на руке, пальчиковый, варежковый, ложковый; театр на фланелеграфе.
Наши малыши с помощью взрослого разыгрывают народные песенки, потешки, небольшие сценки.
Основные требования к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте:
- разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;
-постоянное , ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т,е во все формы организации педагогического процесса;
-формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремления детей к театрально-игровой деятельности;
-взаимодействие детей с взрослыми.
В уголке театрализованной деятельности в нашей группе мы постарались собрать разные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на руке, на фланелеграфе, наборы кукол , элементы костюмов, маски , карандаши, краски, клей, бумага, атрибуты . Материалы уголка постоянно меняются.
Формы организации театрализованной деятельности
Театрализованные игры используются в разных видах деятельности:
• В режимных моментах
• Во время организованной образовательной деятельности
(как сюрпризный момент)
• В свободной совместной деятельности детей и взрослого
(Обыгрывание потешек, сказок, игры)
Во время режимных моментах, например, в воспитании культурно-гигиенических навыков персонаж – кукла Катя показывает, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды к ним в гости приходит девочка Маша из сказки и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; котик-Мурлыка перед сном поёт колыбельные песни.
Во время организованной образовательной деятельности используем куклы – персонажи в сюрпризных моментах, для создания мотивации, поддержания интереса в процессе образовательной деятельности; для организации сюжетно-отобразительных, подвижных игр.
Однако дети в этом возрасте не могут развить и обыграть весь сюжет, так как не достаточен опыт игровых действий. Для расширения игрового опыта мы используем индивидуальную работу с детьми, знакомим детей с разнообразными видами театров, также разыгрывая небольшие представления.
В нашем театральном уголке собраны разнообразные виды театров и кукол, театральных масок, которые наиболее эффективны, понятны и доступны для наших малышей. Так же в уголке находится ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным, магнитофон с записями музыки для разыгрывания этюдов и мини спектаклей, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки. Итак, остановимся поподробнее на каждом виде театров.
Настольный: театр резиновых игрушек, кубиковый театр, деревянный. Настольный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (Собака Жучка, кошка, мышка и т. д., пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы. Настольный театр используем для знакомства с литературными произведениями, сказками («Маша и медведь» обр. М. Булатова, «Теремок»» обр. М. Булатова, «Козлятки и волк» обр. К. Ушинского, народные сказки «Колобок», «Курочка Ряба»); параллельно знакомим детей с жестами, мимикой (изобразить удивление, показать сердитого волка, веселого зайчика, с движениями (например: погрозить, потопать, похлопать, напугать). С персонажами из сказок мы слушаем и поем, танцуем и играем, знакомимся с музыкальными инструментами.
Это развивает художественный и эстетический вкус, расширяет музыкальные впечатления, способствует проявлению активности. Благодаря музыке, образы персонажей и их характеры становятся более полными и понятными малышам.
Театр на руке: театр очень прост в обращение. Кукла надевается на руку ребенка, он не испытывая не каких усилий легко манипулирует ею при показе сказки. «Театр на руке» доставляет детям радость; вызывает активный интерес к участию в постановке сказки; в процессе игры развиваются психические процессы; речь становится более четкой и выразительной.
Театр картинок : фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели ее героев. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получать еще большее удовольствие. Используя этот вид театра, следует соблюдать следующие рекомендации:
- При подборе персонажей не забывать про их размеры, например, чтобы заяц был меньше волка, а волк меньше медведя;
- Рассказывая сказку, нужно стремиться выкладывать персонажей по центру фланелеграфа, занимая все свободное пространство.
- Рассказывают сказку не торопясь, чтобы дети поняли ее содержание. Текст от лица героев произносят не спеша, выразительно, подражая характеру персонажа.
В дальнейшем малыши запомнят содержание сказки, последовательность появления героев и смогут выкладывать картинки уже самостоятельно.
Самым любимым театром для наших детей стал пальчиковый театр.
Уникальность этого театра в том, что маленькие куколки – герои несут в себе творческую энергию и отражают частичку сердца, которая передается малышу.
Мир пальчиковых кукол – волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, познает мир, и все окружающее его пространство.
Знакомя с песенками, потешками, закличками («Солнышко-ведрышко…», «Водичка-водичка…», «Огуречик-огуречик…», «Ладушки» и т. д.) используем сказочные персонажи из театра – кукол би-ба-бо. После мини-спектаклей по сказкам даём возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес к куклам у детей после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними.
Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Ложковый театр: Театр из ложек очень простой в изготовление и простой в использовании. Этот вид театра помогает координировать движения рук и глаз. При постановки сказки, дети с интересом смотрят на необычно выполненных героев. Ложковый театр помогает в развитии речи детей, развивает воображение, раскрепощает их творческий потенциал.
Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с персонажем, позволило в наблюдениях отметить что малыши, играя с игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки (“Курочка Ряба”, “Колобок”, “Репка”). С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому мы стараемся создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощряем желание ребёнка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.
Привлекаем детей к участию в инсценировках, обсуждаем с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.
К 3 годам наши воспитанники узнают персонажи сказок, знают их содержание («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»)
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших малышей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
С разнообразными видами театров, используемых в группе раннего возраста, вы можете ознакомиться на нашей выставке. Хочется отметить, что представленные театры предназначены как для совместной творческой деятельности детей и педагогов, так и для самостоятельной театральной деятельности малышей.
Одной из форм организации театрализованной деятельности является кружок «Сказочка»-театрализованная деятельность для маленьких
Цель :Создать условия для развития творческой активности детей.
Кружковая работа составлена с учетом разных видов детской деятельности:
Познание: знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
Коммуникативная: развитие речи с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
Восприятие стихов, сказок: знакомятся с литературными произведениямипесенки, потешки; дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
Музыкальная: дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
Кружковые занятия проводятся по 8- 10 минут, во второй половине дня, один раз в неделю.
Педагогический анализ проводится 2 раза в год (на начало года - вводный, в конце года - итоговый).
Составлен тематический план.
Примерный список литературы для чтения детям
Русский фольклор | Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни. Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра...»; «Пошел котик на Торжок...»; «Заяц Егорка...»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...». Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова. |
Фольклор народов мира. | «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси»; англ., обр, К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел...»; пер. с молд. И. Токмаковой; «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б, Заходера. |
Произведения поэтов и писателей России | Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла "Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь, «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев, вСельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К.Чуковский. «Федотка», «Путаница». Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...», «Был у Пети и Миши конь...»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка». |
Произведения поэтов и писателей разных стран | С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой. П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака. Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья».. ! из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста...
Театрализованная деятельность как средство коммуникативного развития детей дошкольного возраста
В современном быстроменяющемся мире большую роль играет взаимодействие людей между собой, и важность общения встаёт на первое место. Люди не могут жить в обществе без коммуникации, не могут полноценно...
консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность, как средство коммуникативного развития детей раннего возраста»
laquo;Театрализованная деятельность, как средство коммуникативного развития детей раннего возраста»...
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность, как средства коммуникативного развития детей раннего возраста»
Консультация для воспитателей«Театрализованная деятельность, как средства коммуникативного развития детей раннего возраста»...
Театрализованная деятельность, как средства коммуникативного развития детей раннего возраста
Малыши уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир, познавая через мир сказки, через мир театра, что такое добро и зло, они учатся по-доброму отно...
Театрализованная деятельность, как средства коммуникативного развития детей раннего возраста»
Актуальность темы:Малыши уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир, познавая через мир сказки, через мир театра, что такое добро и зло, они учат...
«Театрализованная деятельность, как средства коммуникативного развития детей раннего возраста»
Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит отражение стихийно, потому что связана с игрой...