Программа кружка "Маленькие волшебники"
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Теремок», город Приморск
ПРОГРАММА КРУЖКА «МАЛЕНЬКИЕ ВОЛШЕБНИКИ»
(3-5 ЛЕТ)
Модифицированная
Автор: Кабанова К.С.
| УТВЕРЖДЕНО Заведующая МБДОУ д/с №2 _______________Е.А.Белых ______ _____ 2018 г. |
Кружок «Маленькие волшебники».
Пояснительная записка:
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». (В.А.Сухомлинский).
С самого начала работы в ДОУ меня интересовало художественное направление, волновали вопросы: почему некоторые дети с неохотой берутся за краски на занятиях, а в свободной деятельности подолгу сидят над раскрасками или самостоятельно создают какие-либо «произведения», не испытывая при этом никаких затруднений. Способствует ли развитию художественных способностей детей то, что мы, педагоги, предлагаем им сюжет будущей работы? Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что при таком подходе мы лишаем детей возможности проявить фантазию, самостоятельность, право выбора. В итоге дети демонстрируют нам одинаковые, словно отксерокопированные работы, что свидетельствует об отсутствии творчества в работах детей.
Опираясь на психолого-педагогические принципы, попыталась выстроить систему работы с детьми по рисованию. При этом основной акцент сделала на использование нетрадиционных способов рисования. Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.
Занятия продуманы так, что в итоге получаются работы, которые могут использоваться в оформлении детского сада.
На занятиях кружковой работы рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- Знакомство с новыми техниками нетрадиционного рисования;
- Развитие творческих способностей;
- Развитие творческого восприятия;
- Развитие эстетического восприятия мира, природы;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Стимулирование творческого самовыражения.
Поставленная мною цель привела к решению внутренних задач:
- Раскрытию значения техники изображения в процессе создания детских рисунков;
- Рассмотрению проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе;
- Дальнейшее изучение содержания и методики работы по использованию нетрадиционных техник изображения с целью развития детского творчества.
Для реализации поставленных целей и задач отобрала соответствующий материал, разработала программу работы кружка с использованием метода нетрадиционных техник в рисовании, оформила альбом с изображениями природы разными художниками, создала художественный уголок с разными предметами и материалами для рисования (шаблоны, фломастеры, трубочки, гуашь, штампики, поролон, мелки восковые, масляные и др.). Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает творить.
Особое внимание уделила созданию условий для самостоятельной изобразительной деятельности детей, предоставив им как можно больше самого разнообразного материала. Учитывая, что на формирование образа влияют художественное слово, музыка, попыталась обогатить содержание соответствующих уголков, изготовила дидактические игры, пособия, которые использовала в предварительной работе. Подготовила серию репродукций с картин художников, аудиокассеты с музыкой, книги для детей об искусстве.
Мной были изучены методические рекомендации по дополнительному обучению детей художественно-эстетической направленности, которые легли в основу перспективного планирования работы по художественному развитию с применением нетрадиционных способов рисования, такими как:
-рисование пальчиками - штампами
- ладошками - мыльными пузырями
- кляксография - поролоном
- трафареты - рисование на мокрой бумаге
-рисование губкой - рисование ватными палочками
-рисование восковыми мелками + акварель
Формы и методы работы:
- театрализация;
- рассматривание картин и книжных иллюстраций;
- оформление выставок;
-чтение и обсуждение художественных произведений;
- игра дидактическая;
- продуктивная деятельность;
При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание: социально-эмоциональному развитию, важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. Научить умению работать с различными материалами.
Успешному осуществлению поставленных задач способствуют совместная работа с родителями: помещение консультаций в родительский уголок, проведение открытых занятий, проведение родительских собраний на тему: «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования», совместная работа с родителями по изготовлению инвентаря и различных материалов, служащих рисованию на занятиях, оформление выставки рисунков детей посещающих кружок. Родители приветствуют новые формы работы с детьми, т.к. реализуемая мною программа дополнительного образования способствует предшкольной подготовке детей. В процессе рисования, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качество предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Предполагаемый результат:
- Знают и называют материалы, которыми можно рисовать, и умеют ими правильно пользоваться;
- Умеют рисовать линиями и мазками простые предметы (трава, узоры, на платье);
- Знают и называют цвета: (оранжевый, фиолетовый, серый, белый, черный, желтый, красный, синий, зеленый и т.д.);
- Знают нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, ватными палочками, тычок кистью, рисование по мокрому листу, рисование восковыми мелками и акварелью, печатание штампиками и т.д.
Итог детской деятельности:
- выставки детского творчества;
- дни презентаций детских работ в детском саду;
- участие в конкурсах различного уровня по изобразительному творчеству
Месяц | Техника | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Октябрь
| Рисование пальчиками | 1. «Ветка рябины». | Учить рисовать веточки, украшать их нетрадиционной техникой – рисование пальчиками, развивать чувство композиции. | Пол-листа различных цветов, коричневая, красная гуашь, кисточки, иллюстрации птиц. |
2. «Мимоза для бабушки». | Упражнять в рисовании пальчиками, развивать чувство композиции. | Открытка из цветной бумаги, вырезанные листья мимозы, салфетки, гуашь желтая в мисочках, клей, кисти. | ||
3. «Божьи коровки на лужайке». | Упражнять в технике рисование пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков. | Вырезанные божьи коровки, ватман, салфетки, бумага светло и темно зеленого цветов, черная и красная гуашь. | ||
4. «Мухомор» | Упражнять в рисовании пальчиками, развивать чувство композиции. | Нарисованные контуры мухоморов на листе бумаге, белая и красная гуашь, салфетки, мисочки для гуаши. | ||
Ноябрь | Рисование методом тычка. | 1.«Астры в вазе». | Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете и геометрических формах (круг). | Альбомный лист с карандашными контурами вазы и трех небольших кругов, гуашь розового, желтого, сиреневого и зеленого цвета, две кисточки, картинки с изображением астр. |
2.«Ежик». | Учить рисовать животных способом тычка. Закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами. | Альбомный лист с нарисованным контуром ежа, две кисточки, оборудование для рисования. Два образца: на одном только контур ежа, на другом - ежик, нарисованный методом тычка. Гуашь серая и черная. | ||
3.«Подсолнух». | Расширять знания о животных. Учить рисовать методом тычка растения. Расширить знания о подсолнухе. | Альбомный лист с нарисованным контуром подсолнуха. Иллюстрации и образец с подсолнухами. Гуашь (желтая, зеленая, черная). Две кисточки и все принадлежности для рисования. | ||
4. «Выставка рыжих котов». | Продолжать закреплять умение детей рисовать методом тычка; расширять знания о домашних животных, прививать любовь к ним. | Альбомный лист с карандашным контуром кошек, цветные карандаши, жесткая кисточка, «рыжая» гуашь (смешать желтую и красную гуашь», остальные принадлежности для рисования. | ||
Декабрь | Рисование ладошками. | 1. «Веселые осьминожки». | Познакомить детей с техникой печатания ладошкой; учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечатки, дополнять изображение деталями с помощью пальчиков и кисточки. Развивать восприятие, внимание. | Альбомный лист с морским пейзажем, в котором «полуспрятаны» разноцветные детки-осьминожки. Голубой лист бумаги; гуашь, кисть, тряпочка. |
2.« Рыбки». | Продолжать знакомить с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета, закреплять умение учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки, развивать воображение и творчество детей. | Лист бумаги формат А4 (фон голубой), мисочки с разведенной водой гуашью, краски гуашевые (черного, коричневого, зеленого цветов ), кисти, стаканчики ( баночки) с водой, салфетки( бумажные и влажные), иллюстрации с изображением рыбок, педагогические эскизы. | ||
3. «Лебедь». | Учить создавать выразительный образ птицы. Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой. | Альбомный лист, гуашь, стаканчики с водой, тряпочка, мисочки для гуаши. | ||
4. «Ежик». | Познакомить детей с техникой печатания ладошкой; учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечатки, дополнять изображение деталями с помощью пальчиков и кисточки. Развивать восприятие, внимание. | Альбомный лист, гуашь, стаканчики с водой, тряпочка, мисочки для гуаши. | ||
Январь | Рисование ватными палочками. | 1 «Зима». | Познакомить детей с нетрадиционной техникой –рисование ватными палочками. Учить детей правильно держать ватную палочку в руках. Развивать эстетическое восприятие, уточнять и закреплять знания цветов. | Альбомный лист, гуашь, ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки, иллюстрации зимы. |
2. «Веселые снеговики». | Упражнять в технике рисования ватными палочками. Совершенствовать мелкую моторику и координацию рук, развивать эмоционально-чувственную сферу детей. | Прямоугольные листы, предварительно окрашенные детьми в синий цвет, гуашь, ватные палочки, салфетки, картина «Зимние забавы», игрушечный снеговик. | ||
3. «Воздушные шарики». | Продолжать учить детей рисовать нетрадиционной техникой , при помощи ватных палочек, воспитывать аккуратность при работе с гуашью. | Альбомный лист, гуашь разных цветов, салфетки, ватные палочки, открытки с изображением воздушных шаров. | ||
4. «Украсим сарафан матрешкам». | Закреплять знания детей о нетрадиционной технике рисования ватными палочками. Вызвать эмоционально положительный отклик при виде красивых матрешек. Способствовать формированию чувства любви, дружбы к близким людям. | Альбомный лист, гуашь, ватные палочки, салфетки, стаканчик с водой, образец фигурки матрешки, силуэты матрешек для украшения сарафанов. | ||
Февраль | Оттиск печатками картофеля | 1. «Ягодки и яблочки». | Познакомить с техникой печатания, печаткой из картофеля. Показать приемы получения отпечатка, развивать чувство композиции. | Круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках желтого, зеленого цветов, печатки картофеля, салфетки, яблоки |
2. «Солнышко лучистое». | Упражнять в техники печатания. Закреплять понятие «лучик». Учить рисовать лучик, применяя технику печатания. Развивать цветовосприятие. | Альбомный лист, гуашь желтого цвета, малиновая гуашь в мисочках, рисунки с изображением солнышка, салфетки. | ||
3. «Цветик – семицветик». | Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции.. | Печатки в форме цветов, гуашь разного цвета, кисти, альбомный листок. | ||
4. «Моя любимая чашка». | Закреплять умение украшать простые по форме предметы нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, гуашь разного цвета, печатки картофеля, салфетки, выставка посуды. | ||
Март | Кляксография | 1.«Чудесные превращения кляксы». | Создавать условия для свободного детского экспериментирования с разными материалами и инструментами. Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать творческое воображение. | Альбомный лист, гуашь, кисточки, салфетки. Стаканчики с водой. |
2. «Чудесные превращение кляксы». | Создавать условия для свободного детского экспериментирования с разными материалами и инструментами. Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать творческое воображение. | Альбомный лист, гуашь, кисточки, салфетки. Стаканчики с водой. | ||
3.»Цветы для бабочек». | Познакомить и научить новому способу изображения цветов. Воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм. Развивать творческую индивидуальность. | Половина альбомного листа бумаги, акварель, сухая гуашь, измельченная в порошок, пластиковые маленькие ложечки, фломастеры, вода, кисть N8, бабочка, сделанная из бумаги с раскрашенными с двух сторон крыльями. | ||
4.. «Бабочки». | Закреплять умение рисовать новой техникой. Учить детей эстетично воспринимать природу. Развивать и поддерживать интерес к изобразительным заданиям. Воспитывать желание проявлять заботу о других. | Гуашь, кисточки, салфетки, заготовки бабочек с нарисованными головой и туловищем, тонированный зеленым цветом лист ватмана, бабочка игрушка на палочке. | ||
Апрель | Восковые мелки + акварель | 1. «Каляки – маляки»» | Познакомить детей с новой техникой рисования восковыми мелками. Учить правильно, держать мелок, самостоятельно рисовать, формировать интерес к рисованию этой техникой. | Восковые мелки, альбомный лист. |
2. «Весенние цветы» | Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. | Альбомный лист, восковые мелки, акварель, стаканчики с водой, салфетки. | ||
3. «Пчелки». 4. «Аквариум». | Совершенствовать умение в данной изобразительной технике. Развивать чувство композиции. Дать представление о рыбах, | Альбомный лист, восковые мелки, акварель, стаканчики с водой, салфетки. Альбомный лист плотный, | ||
строении их тела, способе передвижения, образе жизни. Вызвать интерес к изображению рыбок, развивать воображение и чувство композиции. | вырезанный в виде аквариума, восковые мелки разных цветов, акварель | |||
Май | Рисование по мокрой бумаге. | 1. «Научи меня рисовать». | Познакомить детей с новой техникой рисования: по мокрому листу, продолжать учить правильно, пользоваться кисточкой, закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками. | Набор акварельных красок, акварельная бумага, круглые кисти, вода. Тряпочка, салфетки, клеенка. |
2. «Осень». | Учить детей рисовать кистью по мокрому фону, продолжать учить рисовать деревья, ветки толстые и тонкие. Развивать цветосочетание присущее золотой осени. | Гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, акварельная бумага. | ||
3. «Волшебная страна – подводное царство». | Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. | Белый лист акварельной бумаги, акварельные краски, поролоновая губка, кисточки, салфетки. | ||
4. «Рисование по замыслу». | Учить детей рисовать на самостоятельно придуманную тему, задумывать простой сюжет, картинку, заполнять изображением весь лист. Упражнять в рисовании красками, радоваться своим рисунком. Воспитывать самостоятельно, развивать творчество, воображение, замысел. | Набор акварельных красок, акварельная бумага, круглые кисти, вода. Тряпочка, салфетки, клеенка. |
Список литературы:
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. «Федеральная образовательная программа дошкольного образования» «Детство»; ООО «Издательство» «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011г.
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010г. - №18
- Доронова Т. Н. , Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. - С - Пб, «Детство-пресс», 2002г
- Давыдова Г. И. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
- Гончарова Н.В. и др., План-программа педагогического процесса в детском саду. – С.-Пб, «Детство-пресс», 2007г.
- Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010г.
- Котенко Л.В., Что мы знаем о цвете. – М., «Книголюб», 2003г.
- Комарова Т.С., Изобразительная деятельность в детском саду. – М., «Мозаика-Синтез», 2006г.
- Казаковой Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: «Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» – М., 2007г.
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Издательский дом «Карапуз», творческий центр «СФЕРА», Москва, 2010г.
11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М., 2010г.
12. Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - СПб, 2007г.
13. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития - Академия холдинг», 2004 г.
14. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
15.Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа Маленькие волшебники
Данная программа предназначена для ведения кружковой работы в ДОУ в средней,старшей группах. Также предназначена для работы педагога доп.образования...
Дополнительная образовательная программа «Юные волшебники» по нетрадиционной технике рисования с детьми старшего дошкольного возраста Разработчики программы: Бородай Ольга Владимировна, воспитатель I квалификационной категории; Шахова Анна Владими
"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жи...
Адаптированная программа «Мир волшебников» по познавательно – исследовательской деятельности
кружковая работа...
Дополнительная общеразвивающая программа "Звук -волшебник": по освоению детьми навыка изготовления самодельных музыкальных инструментов и игры на них, приобщения к ценностям музыкальной культуры
Допольнительная общеразвивающая программа "Звук - волшебник" имеет художественно - эстетическую направленность, предназначена для детей 5-7 лет. Цель данной прграммы - развивать интерес к эстети...
Отчет по дополнительной образовательной программе "Юные волшебники"
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образ...
Программа "Звук - волшебник"
Соответствует ФГОС ДО....