НОД "Мебель"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» г.Щигры Курской области»
НОД по познавательному развитию
«Знакомство с предметами мебели»
Цель: расширять и систематизировать представления детей о предметах мебели и их назначении.
Задачи:
-Расширить знания детей о назначении мебели в жизни человека, о различных её видах;
-Развивать логическое мышление, внимание, память, усидчивость на занятии.
-Выявлять и расширять знания детей о разной мебели; материале, из которого она изготовлена; истории происхождения мебели, использовании ее человеком.
-Познакомить с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели: лесоруб, плотник, столяр, художник-дизайнер, сборщик.
-Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия.
-Воспитывать бережное отношение к вещам, сделанным руками людей.
Словарь: пещера, лесоруб, дизайнер, столяр, сборщик, плотник, мебель.
Материал: презентация, иллюстрации жилья первобытных людей, различной мебели, профессий.
I. Организационный момент.
-Ребята вы хотите отправиться в путешествие?
-Мы отправляемся в прошлое.
-Вокруг себя повернулись, друг другу улыбнулись, потянулись, подышали, друг на друга посмотрели, а теперь тихонько сели.
II.Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах.
(слайд №1)
Рассматриваем иллюстрации жилья первобытных людей.
Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня.
Как вы думаете, на чем отдыхали люди?
-На полу, на земле, на камнях
- Представьте, что вы сейчас в пещере, устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно.
Что вы чувствуете?
- Жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно.
-Вот и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет?
- Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть
(Дети садятся на стульчики.)
Работа с презентацией
- И вот однажды, охотники, возвращаясь с добычей, сели отдохнуть на упавшее дерево.
-Отдохнув, они поняли, что на дереве сидеть теплее.
(слайд №2)
-Представьте, что вы в лесу, сидите на дереве.
-Удобно? Лучше, чем на земле?
-Но, посмотрите, дерево какое? Что можно про него сказать.
- Оно круглое, можно упасть, шершавое, тяжёлое и т.д.
-И вдруг, человек увидел пенёчки и понял, что на них сидеть ещё удобнее.
Так появились пенёчки – одиночки.
(слайд №3)
-А как вы думаете, с чем можно сравнить пенёк? Он легче, её можно переносить с места на место?
(слайды №4 и №5)
-Так появились табуретки, затем скамейки, но человеку и этого было мало. Подумайте и скажите, на чём же ещё более удобно сидеть?
- Ответы детей (стул, кресло)
(слайды №6 №7)
-Почему?(подвести детей к пониманию того, что у стула есть спинка)
А что ещё бывает на четырёх ногах?
-Стол (слайд №8)
-Из чего сделаны все эти предметы?
- Из дерева.
-Значит стул какой? (деревянный) И т.д.
-Ребята, подумайте и скажите- предметы: табуретка, стул, кресло, стол -что это?
-Мебель. (слайд №9)
III. Мы с вами побывали в прошлом, а теперь пора вернуться в группу.
Друг на друга посмотрели
Улыбнулись, потянулись, подышали,
А теперь на ножки встали.
(выполнить упражнения на дыхание)
-Человек выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.
Как вы понимаете, поддаётся обработке?
(можно распилить, убрать кору, стругать рубанком…)
(слады №10 и №11)
Ребята, кто знает, где изготавливают мебель?
-На мебельных фабриках.
Вы знаете, люди, каких профессий участвуют в изготовлении мебели?
Лесорубы заготавливают брёвна для изготовления мебели. (слайд №12)
Дизайнер придумывает мебель, делает чертежи. (слайд №13)
На мебельной фабрике плотники и столяры выпиливают детали, склеивают их, (слайд №14) , а сборщики мебели помогают качественно и быстро собрать любую мебель,(слайд №15).
Мебель изготавливают на мебельной фабрике. Люди многих профессий участвуют в изготовлении мебели. Давайте назовём эти профессии.
-Лесорубы, дизайнер, плотник, столяр,
-Сборщик мебели.
Дети, давайте встанем и немного разомнёмся (дети выполняют упражнения, имитируя действия по тексту).
Физкультминутка.
Мы ребята- мастера. Стул сломали мы вчера,
Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали,
Получилось как-то криво, отпилили мы красиво.
Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким,
Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали.
- А сейчас представим, что мы отправились с вами в гости. Вот мы открываем дверь и… где мы с вами оказываемся? (в прихожей) (слайд №16)
- А какая же мебель стоит у нас в прихожей? И что мы сможем с ней сделать? Для чего она нам? (в прихожей стоит шкаф, туда мы повесим одежду. Так же стоит полочка для обуви.) Головные уборы можно положить на полку или в шкаф. В прихожей может стоять стульчик или пуфик, на котором удобно разуваться) .
- Давайте отправимся дальше. Вот мы с вами оказались в гостиной.(слайд № 17) Какую мебель мы можем в ней увидеть? И для чего же она нам нужна?
- Из гостиной перейдем мы в спальную комнату. (слайд №18) Какая же мебель стоит там? И как же мы можем ее использовать? (ответы детей)
- И конечно же, идем в вашу самую любимую комнату – детскую комнату.(слайд № 19) Какая же мебель стоит здесь и для чего же она вам нужна? А вот письменный стол? Для чего он нам понадобится? А вот и стул возле него? А диван есть? Расскажите, какой он и для чего нам служит? Есть ли шкаф? Какой он и что же мы можем положить в него? А где же игрушки находятся? (ответы детей)
- Отправляемся на кухню. (слайд №20) Какую мебель мы видим на кухне, и для чего она нам пригодится? (ответы детей)
Пойдемте в ванную комнату. (слайд №21) Какая же мебель в ванной комнате? Для чего она нам нужна?
Вот и закончилось наше с вами путешествие! Все комнаты названы, про мебель рассказано, теперь давайте поиграем.
Игра «Закончи предложения»
Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя (кровать)
Как приятно на нашей Тане поваляться на (диване)
Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (стуле)
Не страшны морозы, если - ты сидишь в уютном (кресле)
С пирогами чай попьем за обеденным (столом)
Свитер, кофту, теплый шарф аккуратно сложим в (шкаф)
Дидактическая игра «Назови ласково».
(слайд №22)
Давайте рассмотрим на экране предметы мебели и назовем их ласково.
Словарный материал: стул – стульчик; стол - столик; кровать – кроватка; шкаф – шкафчик; диван - диванчик; тумба – тумбочка; кресло – креслице; полка - полочка; кушетка - кушеточка.
Сюрпризный момент.
Дидактическая игра «Обустроим домик».
Дети, посмотрите, какой домик я вам принесла.
Какой он?
-большой, красивый, деревянный, многоэтажный, сказочный.
Скажите, пожалуйста, можно жить в таком домике?(ответы детей)
Чего не хватает в домике?
Этим куклам негде жить, давайте поселим их в домик?
Ребята, я предлагаю вам поставить мебель в каждую комнату, вы, согласны со мной?
Настя и Ваня будут обустраивать мебелью прихожую.
Василиса и Стёпа поставят мебель в ванную комнату.
Арина и Владик поставят мебель для кухни.(и т. д)
Игровое упражнение с пальчиками «Много мебели в квартире».
1, 2, 3,4- сжимать и разжимать кулачки
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку загибать пальчик
А в буфет поставим чашку, загибать пальчик
Чтобы ножки отдохнули-
Посидим чуть-чуть на стуле, загибать пальчик
А когда мы крепко спали,
На кровати полежали. загибать пальчик
А потом мы с котом посидели за столом. загибать пальчик
Чай с вареньем дружно пили хлопать в ладоши
Много мебели в квартире! развести руки
IV. Рефлексия.
-Ребята, чем мы сегодня занимались?
-Что вам понравилось в нашем путешествии?
-Что нового и интересного вы сегодня узнали?
-Какие новые слова вы сегодня узнали?
-Люди, каких профессий принимают участие в изготовлении мебели?
- Молодцы, вы, сегодня узнали много нового, интересного, я вам вручаю медали, теперь вы «Знатоки мебели».
- Спасибо!