Адаптация к ДОУ детей раннего возраста
консультация
Предварительный просмотр:
У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации. И его нужно обязательно пройти, чтобы приучить малыша к жизни в социуме. Адаптация в детском саду в возрасте 2-3 года происходит особенно остро, поскольку маленькие дети за пределами родных стен все воспринимают со страхом. Задача родителей и психологов – помочь им в этом.
Причины тяжелого привыкания к детскому саду. Существует несколько причин тяжелой адаптации детей в младшей группе детского сада:
1.У ребенка не выработаны навыки культуры и гигиены, он не может играть самостоятельно;
2.Детсадовский режим кардинально отличается от привычного домашнего;
3. Ребенок много болеет, зачастую пропускает детский сад, что только усложняет адаптацию;
4.Ребенку не уделяют столько внимания, сколько дома, ведь там он не единственный, а один из многих;
5.Сильная привязанность к матери или другому члену семьи;
до 2 или 3 лет малыш не общался со сверстниками.
Известны также индивидуальные причины тяжелой адаптации детей к детскому саду. Иногда в 1 день ребенок спокойно заходит в группу и расставание с родителями проходит без истерик, а потом начинает плакать. Но чаще малыш постепенно привыкает к незнакомой обстановке и его поведение нормализуется уже через 2 4 недели.
Что представляет собой период адаптации?
Адаптационный период – это время, за которое организм привыкает к новым условиям. Детский сад для детей является как раз таким местом. И первое его посещение запланировано в возрасте 2-3 лет. Пока один из родителей держит малыша за руку, он чувствует себя в безопасности и уверенно идет в незнакомое место. Но стоит взрослому уйти, у ребенка начинается паника. Чтоб привыкнуть к незнакомой обстановке, требуется время.
У детей длительность адаптационного периода может различаться, что зависит от многих факторов.
На заметку!
Адаптационный процесс кардинально меняет жизнь ребенка, поэтому часто он сопровождается нарушениями в поведении, капризностью, раздражительностью.
Проблема
Если взрослому период адаптации может показаться обычным делом, для ребенка – это настоящий стресс.
В результате него может развиться следующее: нарушение сна – малыш засыпает и просыпается со слезами посреди ночи;
снижение аппетита – ребенок начинает меньше есть, а иногда и вовсе отказывается от пищи;
уменьшение интереса к окружающему миру – дети в период адаптации не интересуются новыми игрушками и прочим;
регрессия психологических способностей – если раньше малыш умел самостоятельно кушать и одеваться, то в адаптационный период может временно утратить данные навыки;
апатия или, наоборот, агрессия – спокойные дети становятся агрессивными, а активные успокаиваются;
снижение иммунитета – замечено, что в период адаптации малыши часто болеют.
Адаптация к детскому саду – сложный процесс для ребенка, и то, насколько быстро он привыкнет к новым условиям, зависит не только от воспитателей, но и от самих родителей.
Адаптационный процесс неизбежен при зачислении ребенка в детский сад. В зависимости от склада характера, малыш приспосабливается к новой обстановке одним из доступных способов.
Адаптация бывает трех видов: творческий стиль – детсадовец меняет среду под себя, предпринимая для этого активнее действия;
конформный стиль – приспосабливается к новой среде, меняя свои привычки; стиль избегания – пытается уйти от проблемы, не желая меняться и менять окружение под себя.
Последний вид адаптации является самым сложным. Наиболее эффективный – творческий стиль адаптации.
Степени адаптации
Длительность и выраженность признаков, характерных для периода адаптации в ДОУ, указывает на успешность процесса привыкания крохи. С точки зрения психологии, различают несколько степеней адаптации: легкая – детсадовец быстро вливается в коллектив и уже спустя 2 недели спокойно посещает дошкольное учреждение, не устраивая истерики при расставании с родителями; средняя – первое время по утрам ребенок плачет, отказывается идти в сад, часто болеет, но через 1,5 месяца подобные признаки бесследно исчезают; тяжелая – встречается редко, малыш становится агрессивным, не идет на контакт с воспитателями и другими воспитанниками детского сада, период адаптации продолжается более 2 месяцев.
Определить легкую степень адаптации к детскому саду можно по следующим признакам: ребенок остается в группе без истерик и относится к уходу родителей спокойно;
свободно общается с педагогами, глядя им в глаза;
способен попросить о помощи, когда она ему понадобится;
без проблем играет с ровесниками;
легко меняет свой привычный распорядок дня на детсадовский;
не расстраивается, если воспитатель делает замечания;
активно рассказывает родителям о своем дне, прошедшем в детском саду.
При средней степени адаптации наблюдаются следующие признаки:
трудно расстается с родителями перед заходом в группу и немного плачет после их ухода, а потом отвлекается на игру;
нормально общается с детьми и воспитателями;
соблюдает распорядок дня, установленный в детском саду;
не агрессивен, не провоцирует сверстников на конфликты.
По мнению психологов, трехлетке проще привыкнуть к детскому саду, чем ребенку 2 лет, поскольку по достижении этого возраста возникает потребность в общении сверстниками.
При тяжелой степени адаптации у ребенка наблюдаются выраженные симптомы агрессии, раздражительности. Он ежедневно устраивает истерики, которые усиливаются у входа в детский сад. В редких случаях малышу так и не удается привыкнуть к новой обстановке.
Как облегчить адаптационный период? Оставляя двухлетнего или трехлетнего кроху первый раз в детском саду, родители беспокоятся не меньше своего чада. И это нормальная реакция, поскольку он остается с чужими людьми, хотя совсем недавно был под присмотром родных. Ухудшает ситуацию бурная истерика самого воспитанника, которая доставляет еще больше переживаний.
Что родителям делать с «трудными» детьми, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду?
Помогут следующие рекомендации:
сохранять спокойствие – известно, что спокойствие матери передается ребенку, поэтому не стоит показывать беспокойство, даже если оно присутствует;
не оттягивать момент расставания – как бы ни было страшно впервые отдавать своего кроху в чужие руки, этот момент все равно настанет; увеличивать время пребывания малыша в детском саду постепенно сначала оставить его на пару часов, потом – до обеда, а через пару недель – на целый день;
посещение детского сада при условии хорошего самочувствия должно быть регулярным;
облегчить расставание поможет «ритуал прощания», который легко придумать самостоятельно – например, поцелуй в щеку и махание рукой;
перед уходом всегда нужно говорить малышу, когда за ним придут – для понимания точного времени на часах кроха еще не дорос, поэтому уточняющими данными служат «после обеда», «после сна», «во время прогулки» и прочее;
справиться с грустью ребенку поможет «оберег», в роли которого может выступать любимая игрушка или другая дорогая сердцу вещь, ее нужно дать с собой в детский сад;
придумать мотивацию для посещения ДОУ – посмотреть, как кормят рыбок, или любимая игрушка заскучала;
не обсуждать воспитателей в присутствии ребенка, а также любые негативные моменты, связанные с детским садом;
если кроха слишком привязан к матери, в садик его лучше отводить отцу, бабушке или другим родственникам, с которыми расставаться легче. Руководствуясь этими нехитрыми правилами, можно существенно облегчить крохе привыкание к новой обстановке.
Мнения родителей
В последнее время все больше родителей предпочитают отдавать детей в детский сад в возрасте 2 лет. По их мнению, так дочки-сыночки быстрее приспособятся к новым условиям. Но стоит учитывать еще и тот факт, что в раннем возрасте не каждый кроха способен самостоятельно кушать, одеваться и справляться с другими потребностями. Поэтому, если острой необходимости отдать малыша в ДОУ в 2 года не существует, с этим лучше подождать. Не обязательно до 3 лет. Если мать планирует выходить на работу, следует оформить ребенка в сад за пару месяцев до окончания декретного отпуска. За это время удастся пройти адаптационный период, как самому крохе, так и его матери. В целом, мнения родителей относительно подходящего возраста для детского сада, расходятся. Многое зависит от характера ребенка и его желания посещать дошкольное учреждение. В ДОУ для самых маленьких воспитанников организовано две группы: в первой младшей группе дети 2-3 лет; во второй младшей группе ребята от 3 до 4 лет. Какая именно младшая группа подходит для конкретного ребенка, решают его родители, отдавая свое чадо в детский сад в определенном возрасте.
Советы психолога
Психология, как наука, дает свои рекомендации относительно адаптации детей 2-3 лет в детском саду. Специалисты, прежде всего, отталкиваются от особенностей развития малышей. Во многом советы психологов перекликаются с рекомендациями педагогов.
Рекомендации
Подготавливая детей к посещению ДОУ, родителям необходимо придерживаться определенных рекомендаций: придумать сказку, в которой главный герой пошел в детский сад и нашел там много друзей;
не показывать беспокойства, поскольку оно передастся крохе;
расставаться легко и с улыбкой;
обозначить время возвращения, не обманывая;
дома создать благоприятную обстановку, с пониманием относиться к раздражительности и нервозности детсадовца в период адаптации;
научить дома пользоваться столовыми приборами, самостоятельно одеваться и выполнять личные потребности, поскольку данные навыки пригодятся в садике;
рассказывать правду про детский сад, не перехваливать, но и не описывать сплошные негативные моменты;
первый день пребывания в саду – самый важный, поэтому ребенок должен быть здоров и в хорошем настроении, так у него не останется после учреждения неприятных ассоциаций.
Занятия на период адаптации при наборе первой младшей группы лучше не организовывать.
Важно, чтобы дети привыкли к незнакомой обстановке, подружились между собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по теме "Адаптация в саду детей раннего возраста"
В материале представленны наиболее часто задаваемые вопросы родителей при поступлении в детский сад, в нем даны ответы ,как сделать жизнь ребенка в саду наиболее увлекательной, интересной и,коне...
Методическая разработка. "Адаптация в ДОУ детей раннего возраста"
Методическая разработка для родителей и педагогов...
адаптация в группе детей раннего возраста
адаптация...
Вопросы адаптации для родителей детей раннего возраста
Консультация для родителей по теме адаптационный период...
Организация предметно - пространственной развевающей среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО.
рекомендации по организации предметно - пространственной развевающей среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14008135","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"120","style":"width: 700px; height: 175px;","width":"480"}}]]Поступление ребенка в д...
Доклад к педагогическому совету по теме: " Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей раннего возраста"
Доклад и фототчет профессиональной деятельности....